ГОСТ ИСО 7904-2-2001
Группа Г00
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Подшипники скольжения
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Часть 2
Применение
Plain bearings. Symbols. Part 2. Applications
МКС 01.075
21.100.10
ОКП 41 8000
Дата введения 2002-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 344 "Подшипники скольжения", Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Госстандарта России
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 19 от 24 мая 2001 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Республики Беларусь |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикстандарт |
Туркменистан | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 7904-2-95 "Подшипники скольжения. Условные обозначения. Часть 2. Применение"
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 19 февраля 2002 г. N 71-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 7904-2-2001 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2002 г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает практическое применение основных условных обозначений по ГОСТ ИСО 7904-1 с точки зрения расчетов, конструирования, изготовления и испытаний подшипников скольжения.
Условные обозначения, приведенные в разделе 3, объединены согласно ГОСТ ИСО 7904-1.
Углы и направления вращения определяют при вращении левой рукой (против часовой стрелки), то же самое применяют к частоте вращения, окружной и угловой скоростям.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ ИСО 7904-1-2001 Подшипники скольжения. Условные обозначения. Основные условные обозначения.
3 Условные обозначения
3.1 Условные обозначения (латинский алфавит)
- теплоотводящая поверхность (корпус поверхности), удлинение при разрушении; | |
- площадь контактного участка; | |
- относительная площадь контактного участка; | |
- площадь смазочного кармана; | |
- площадь поперечного сечения; | |
- расстояние, ускорение, температуропроводность; | |
- расстояние между входом в зазор и расположением оси вращения; | |
- относительное расстояние между входом в зазор и расположением оси вращения; | |
- смещение опоры подшипника; | |
- (ширина), номинальная ширина подшипника, эффективная ширина подшипника под прямым углом к направлению движения, диаметр кольцевого самоустанавливающегося сегмента; | |
- относительная ширина, коэффициент ширины; | |
- наружная ширина корпуса подшипника в направлении оси; | |
- суммарная ширина подшипника под прямым углом к направлению движения; | |
- ширина выпускного отверстия по оси; | |
- ширина выпускного отверстия по окружности; | |
- ширина смазочной канавки, ширина сливной канавки; | |
- ширина смазочного кармана; | |
- номинальный зазор, концентрация, фаска; | |
- относительный зазор подшипника скольжения (также ); | |
- разность между клином или радиусом отверстия сегмента и радиусом вала многоклинового и самоустанавливающегося сегментного радиального подшипника; | |
- зазор подшипника, диаметральный зазор подшипника (разность между отверстием радиального подшипника скольжения и диаметром вала); | |
- среднее значение ; | |
- эффективный диаметральный зазор подшипника; | |
- максимальное значение ; | |
- минимальное значение ; | |
- интервал зазора вследствие допусков на механическую обработку многоклинового радиального подшипника скольжения; | |
- максимальный зазор многоклинового подшипника скольжения; | |
- минимальный зазор многоклинового подшипника скольжения; | |
- радиальный зазор в подшипнике (разность между радиусом радиального подшипника скольжения и радиусом вала); | |
- среднее значение ; | |
- эффективный радиальный зазор подшипника; | |
- максимальное значение ; | |
- минимальное значение ; | |
- глубина клина многосегментного упорного подшипника ("зазор в упорном подшипнике"); | |
- удельная теплоемкость, коэффициент жесткости; | |
- жесткость при изгибе вала; | |
- удельная теплоемкость (с -константой); | |
- номинальный диаметр подшипника (внутренний диаметр радиального подшипника скольжения, средний диаметр опорного кольца упорного подшипника); | |
- двойной радиус клина или сегмента в многоклиновом и самоустанавливающемся сегментном радиальном подшипнике скольжения; | |
- максимальное значение ; | |
- минимальное значение ; | |
- диаметр корпуса подшипника; | |
- внутренний диаметр опорного кольца упорного подшипника; | |
- диаметр вала; | |
- максимальное значение ; | |
- минимальное значение ; | |
- наружный диаметр опорного кольца упорного подшипника; | |
- диаметр, коэффициент демпфирования; | |
- диаметр капилляров; | |
- диаметр смазочного отверстия; | |
- модуль упругости; | |
- параметр (характеристика) упругости; | |
- модуль упругости подшипникового материала; | |
- модуль упругости материала ротора (поверхность скольжения); | |
- результирующий модуль упругости; | |
- эксцентриситет (эксцентриситет между осями вала и подшипника); | |
- относительный эксцентриситет (также ); | |
- эксцентриситет поверхностей скольжения (сегментов) многоклинового и самоустанавливающегося сегментного радиального подшипника скольжения; | |
- эксцентриситет вала в направлении нагрузки многоклинового радиального подшипника скольжения; | |
- нагрузка на подшипник (номинальная нагрузка); | |
- параметр нагрузки на подшипник; | |
- нагрузка на подшипник (с влиянием упругогидродинамики EHD); | |
- параметр нагрузки на подшипник (с влиянием EHD); | |
- нагрузка на подшипник (с влиянием EHD) при ограниченной граничной смазке; | |
- параметр нагрузки на подшипник (с влиянием EHD) при ограниченной граничной смазке; | |
- эффективный параметр нагрузки на подшипник; | |
- сила трения; | |
- параметр силы трения; | |
- нормальная сила, нормальная к поверхности скольжения; | |
- часть нагрузки на подшипник, поглощаемая вращением ротора (действие клина); | |
- статическая нагрузка; | |
- часть нагрузки на подшипник, поглощаемая смещением вследствие сжатия (действие сжатия); | |
- нагрузка на подшипник в начале движения (); | |
- нагрузка на подшипник при остановке (); | |
- нагрузка на подшипник (без влияния EHD) при ограниченной граничной смазке; | |
- параметр нагрузки на подшипник (без влияния EHD) при ограниченной граничной смазке; | |
- коэффициент трения, функция; | |
- параметр трения; | |
- коэффициент трения в текучей среде (в области граничной смазки); | |
- коэффициент трения по минимальной кривой Стрибека; | |
- коэффициент трения в твердой среде; | |
- коэффициент трения при переходе к граничной смазке; | |
- модуль сдвига; | |
- ускорение за счет силы тяжести; | |
- номинальная высота; | |
- высота корпуса подшипника; | |
- твердость по Бринеллю; | |
- твердость по Роквеллу, определяемая по шкале В; | |
- твердость по Роквеллу, определяемая по шкале С; | |
- твердость по Виккерсу; | |
- локальная толщина смазочного слоя (толщина слоя); | |
- относительная локальная толщина смазочного слоя (относительная толщина слоя); | |
- толщина смазочного слоя на входе; | |
- толщина смазочного слоя на выходе; | |
- глубина смазочной канавки; | |
- минимально допустимая толщина смазочного слоя во время работы; | |
- минимально допустимая относительная толщина смазочного слоя во время работы; | |
- минимально допустимая толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку; | |
- минимально допустимая относительная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку; | |
- минимальная толщина смазочного слоя (минимальная толщина слоя); | |
- относительная минимальная толщина смазочного слоя (относительная минимальная толщина слоя); | |
- минимальная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку; | |
- относительная минимальная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку; | |
- глубина смазочного кармана; | |
- волнистость поверхности скольжения; | |
- эффективная волнистость поверхности скольжения; | |
- максимально допустимая эффективная волнистость поверхности скольжения; | |
- локальная толщина смазочного слоя при ; | |
- относительная локальная толщина смазочного слоя при ; | |
- максимальная толщина смазочного слоя при ; | |
- показатель толщины смазочного слоя (относительная максимальная толщина смазочного слоя при ; | |
- показатель степени износа; | |
- коэффициент теплопередачи; | |
- параметр теплопередачи; | |
- коэффициент внешней теплопередачи (эталонная площадь ), | |
- коэффициент внутренней теплопередачи (смазочный слой); | |
- номинальная длина, длина поверхности скольжения по направлению движения, длина сегмента в круговом направлении; | |
- длина корпуса подшипника под прямым углом к оси; | |
- длина осевого контактного участка; | |
- длина окружного контактного участка; | |
- длина капилляров; | |
- длина смазочной канавки; | |
- длина смазочного кармана; | |
- длина клина; | |
- момент, коэффициент смешивания; | |
- момент нагружения; | |
- момент трения; | |
- масса; | |
- частота вращения (обороты в единицу времени); | |
- параметр частоты вращения; | |
- частота вращения подшипника; | |
- критическая частота вращения вала с жестким креплением; | |
- частота вращения нагрузки на подшипник; | |
- частота вращения вала; | |
- максимально допустимая переходная частота вращения; | |
- частота вращения при минимальном трении по кривой Стрибека; | |
- резонансная частота вращения вала, установленного в подшипнике скольжения; | |
- переходная частота вращения; | |
- мощность охлаждения, дополнительное охлаждение; | |
- фрикционная способность; | |
- сила подкачки; | |
- скорость теплового потока; | |
- скорость теплового потока в окружающей среде; | |
- скорость теплового потока в зависимости от фрикционной способности; | |
- скорость теплового потока в смазочном материале; | |
- суммарная мощность (); | |
| - параметр суммарной мощности; |
- локальное давление смазочного слоя, например удельная нагрузка; | |
- удельная нагрузка, например нагрузка на единицу проектируемой площади; | |
| - динамическая удельная нагрузка; |
| - давление подачи смазки; |
| - параметр давления подачи смазки; |
- максимально допустимое давление смазочного слоя; | |
- максимально допустимая удельная нагрузка на подшипник; | |
- максимальное давление смазочного слоя; | |
| - параметр максимального давления смазочного слоя; |
- давление смазки в карманах; | |
- статическая удельная нагрузка; | |
- удельная нагрузка в начале движения (); | |
- удельная нагрузка при остановке (); | |
- расход смазочного материала, объемный расход; | |
- параметр расхода смазочного материала; | |
- расход охлажденной смазки; | |
- расход смазочного материала при подаче под давлением; | |
- параметр расхода смазочного материала при подаче под давлением; | |
- эталон расхода смазочного материала; | |
- расход смазочного материала на входе в смазочный зазор (круговое направление); | |
- параметр расхода смазочного материала на входе в смазочный зазор (круговое направление); | |
- расход смазочного материала на выходе смазочного зазора (круговое направление); | |
- параметр расхода смазочного материала на выходе смазочного зазора (круговое направление); | |
- расход смазочного материала вследствие развития гидродинамического давления; | |
- параметр расхода смазочного материала вследствие развития гидродинамического давления; | |
- внутренний радиус радиального подшипника скольжения; | |
- среднее значение чистоты обработки поверхности C.L.A.; | |
- среднее значение чистоты обработки C.L.A. поверхности скольжения подшипника; | |
- среднее значение чистоты обработки C.L.A. сопряженной поверхности вала; | |
- радиус клина или сегмента многоклинового и самоустанавливающегося сегментного радиального подшипника скольжения; | |
- сопротивление потоку в капиллярах (гидростатический подшипник); | |
- радиус вала; | |
- сопротивление потоку одного контактного участка в осевом направлении (гидростатический подшипник); | |
- сопротивление потоку одного контактного участка в круговом направлении (гидростатический подшипник); | |
- сопротивление потоку одного кармана (гидростатический подшипник); | |
- средняя высота пика до впадины; | |
- средняя высота пика до впадины поверхности скольжения подшипника; | |
- средняя высота пика до впадины сопряженной поверхности вала; | |
- число Рейнольдса; | |
- критическое число Рейнольдса; | |
- повторяемость; | |
- надежность в зависимости от граничной смазки из-за превышения нагрузки; | |
- надежность в зависимости от граничной смазки при более низкой частоте вращения; | |
- число Зоммерфельда; | |
- число Зоммерфельда (вращение); | |
- число Зоммерфельда (смещение вследствие сжатия); | |
- число Зоммерфельда при переходе в граничную смазку; | |
-толщина стенки; | |
- амплитуда смещения вибрации ротора при резонансе; | |
- температура; | |
- температура окружающей среды; | |
- температура подшипника; | |
- эффективная температура смазочного материала; | |
- температура смазки на входе в подшипник; | |
- температура смазки на выходе из подшипника; | |
- температура стеклования (пластические испытания); | |
- температура вала; | |
- температура смазки; | |
- максимально допустимая температура подшипника; | |
- температура смазки в карманах; | |
- температура смазки на выходе из зазора подшипника; | |
- время; | |
- окружная скорость, скорость скольжения (относительно диаметра вала подшипника скольжения или среднего опорного кольца упорного подшипника); | |
- окружная скорость подшипника; | |
- окружная скорость вала; | |
- максимально допустимая переходная окружная скорость; | |
- средняя скорость потока при предварительном ограничителе гидростатического подшипника; | |
- переходная окружная скорость; | |
- составляющая скорости в -направлении, деформация в -направлении, погрешность измерения; |