ГОСТ ИСО 7904-2-2001
Группа Г00
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Подшипники скольжения
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Часть 2
Применение
Plain bearings. Symbols. Part 2. Applications
МКС 01.075
21.100.10
ОКП 41 8000
Дата введения 2002-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 344 "Подшипники скольжения", Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Госстандарта России
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 19 от 24 мая 2001 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Республики Беларусь |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикстандарт |
Туркменистан | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 7904-2-95 "Подшипники скольжения. Условные обозначения. Часть 2. Применение"
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 19 февраля 2002 г. N 71-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 7904-2-2001 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2002 г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает практическое применение основных условных обозначений по ГОСТ ИСО 7904-1 с точки зрения расчетов, конструирования, изготовления и испытаний подшипников скольжения.
Условные обозначения, приведенные в разделе 3, объединены согласно ГОСТ ИСО 7904-1.
Углы и направления вращения определяют при вращении левой рукой (против часовой стрелки), то же самое применяют к частоте вращения, окружной и угловой скоростям.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ ИСО 7904-1-2001 Подшипники скольжения. Условные обозначения. Основные условные обозначения.
3 Условные обозначения
3.1 Условные обозначения (латинский алфавит)
| - теплоотводящая поверхность (корпус поверхности), удлинение при разрушении; |
| - площадь контактного участка; |
| - относительная площадь контактного участка; |
| - площадь смазочного кармана; |
| - площадь поперечного сечения; |
| - расстояние, ускорение, температуропроводность; |
| - расстояние между входом в зазор и расположением оси вращения; |
| - относительное расстояние между входом в зазор и расположением оси вращения; |
| - смещение опоры подшипника; |
| - (ширина), номинальная ширина подшипника, эффективная ширина подшипника под прямым углом к направлению движения, диаметр кольцевого самоустанавливающегося сегмента; |
| - относительная ширина, коэффициент ширины; |
| - наружная ширина корпуса подшипника в направлении оси; |
| - суммарная ширина подшипника под прямым углом к направлению движения; |
| - ширина выпускного отверстия по оси; |
| - ширина выпускного отверстия по окружности; |
| - ширина смазочной канавки, ширина сливной канавки; |
| - ширина смазочного кармана; |
| - номинальный зазор, концентрация, фаска; |
| - относительный зазор подшипника скольжения (также |
| - разность между клином или радиусом отверстия сегмента и радиусом вала многоклинового и самоустанавливающегося сегментного радиального подшипника; |
| - зазор подшипника, диаметральный зазор подшипника (разность между отверстием радиального подшипника скольжения и диаметром вала); |
| - среднее значение |
| - эффективный диаметральный зазор подшипника; |
| - максимальное значение |
| - минимальное значение |
| - интервал зазора вследствие допусков на механическую обработку многоклинового радиального подшипника скольжения; |
| - максимальный зазор многоклинового подшипника скольжения; |
| - минимальный зазор многоклинового подшипника скольжения; |
| - радиальный зазор в подшипнике (разность между радиусом радиального подшипника скольжения и радиусом вала); |
| - среднее значение |
| - эффективный радиальный зазор подшипника; |
| - максимальное значение |
| - минимальное значение |
| - глубина клина многосегментного упорного подшипника ("зазор в упорном подшипнике"); |
| - удельная теплоемкость, коэффициент жесткости; |
| - жесткость при изгибе вала; |
| - удельная теплоемкость (с |
| - номинальный диаметр подшипника (внутренний диаметр радиального подшипника скольжения, средний диаметр опорного кольца упорного подшипника); |
| - двойной радиус клина или сегмента в многоклиновом и самоустанавливающемся сегментном радиальном подшипнике скольжения; |
| - максимальное значение |
| - минимальное значение |
| - диаметр корпуса подшипника; |
| - внутренний диаметр опорного кольца упорного подшипника; |
| - диаметр вала; |
| - максимальное значение |
| - минимальное значение |
| - наружный диаметр опорного кольца упорного подшипника; |
| - диаметр, коэффициент демпфирования; |
| - диаметр капилляров; |
| - диаметр смазочного отверстия; |
| - модуль упругости; |
| - параметр (характеристика) упругости; |
| - модуль упругости подшипникового материала; |
| - модуль упругости материала ротора (поверхность скольжения); |
| - результирующий модуль упругости; |
| - эксцентриситет (эксцентриситет между осями вала и подшипника); |
| - относительный эксцентриситет (также |
| - эксцентриситет поверхностей скольжения (сегментов) многоклинового и самоустанавливающегося сегментного радиального подшипника скольжения; |
| - эксцентриситет вала в направлении нагрузки многоклинового радиального подшипника скольжения; |
| - нагрузка на подшипник (номинальная нагрузка); |
| - параметр нагрузки на подшипник; |
| - нагрузка на подшипник (с влиянием упругогидродинамики EHD); |
| - параметр нагрузки на подшипник (с влиянием EHD); |
| - нагрузка на подшипник (с влиянием EHD) при ограниченной граничной смазке; |
| - параметр нагрузки на подшипник (с влиянием EHD) при ограниченной граничной смазке; |
| - эффективный параметр нагрузки на подшипник; |
| - сила трения; |
| - параметр силы трения; |
| - нормальная сила, нормальная к поверхности скольжения; |
| - часть нагрузки на подшипник, поглощаемая вращением ротора (действие клина); |
| - статическая нагрузка; |
| - часть нагрузки на подшипник, поглощаемая смещением вследствие сжатия (действие сжатия); |
| - нагрузка на подшипник в начале движения ( |
| - нагрузка на подшипник при остановке ( |
| - нагрузка на подшипник (без влияния EHD) при ограниченной граничной смазке; |
| - параметр нагрузки на подшипник (без влияния EHD) при ограниченной граничной смазке; |
| - коэффициент трения, функция; |
| - параметр трения; |
| - коэффициент трения в текучей среде (в области граничной смазки); |
| - коэффициент трения по минимальной кривой Стрибека; |
| - коэффициент трения в твердой среде; |
| - коэффициент трения при переходе к граничной смазке; |
| - модуль сдвига; |
| - ускорение за счет силы тяжести; |
| - номинальная высота; |
| - высота корпуса подшипника; |
| - твердость по Бринеллю; |
| - твердость по Роквеллу, определяемая по шкале В; |
| - твердость по Роквеллу, определяемая по шкале С; |
| - твердость по Виккерсу; |
| - локальная толщина смазочного слоя (толщина слоя); |
| - относительная локальная толщина смазочного слоя (относительная толщина слоя); |
| - толщина смазочного слоя на входе; |
| - толщина смазочного слоя на выходе; |
| - глубина смазочной канавки; |
| - минимально допустимая толщина смазочного слоя во время работы; |
| - минимально допустимая относительная толщина смазочного слоя во время работы; |
| - минимально допустимая толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку; |
| - минимально допустимая относительная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку; |
| - минимальная толщина смазочного слоя (минимальная толщина слоя); |
| - относительная минимальная толщина смазочного слоя (относительная минимальная толщина слоя); |
| - минимальная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку; |
| - относительная минимальная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку; |
| - глубина смазочного кармана; |
| - волнистость поверхности скольжения; |
| - эффективная волнистость поверхности скольжения; |
| - максимально допустимая эффективная волнистость поверхности скольжения; |
| - локальная толщина смазочного слоя при |
| - относительная локальная толщина смазочного слоя при |
| - максимальная толщина смазочного слоя при |
| - показатель толщины смазочного слоя (относительная максимальная толщина смазочного слоя при |
| - показатель степени износа; |
| - коэффициент теплопередачи; |
| - параметр теплопередачи; |
| - коэффициент внешней теплопередачи (эталонная площадь |
| - коэффициент внутренней теплопередачи (смазочный слой); |
| - номинальная длина, длина поверхности скольжения по направлению движения, длина сегмента в круговом направлении; |
| - длина корпуса подшипника под прямым углом к оси; |
| - длина осевого контактного участка; |
| - длина окружного контактного участка; |
| - длина капилляров; |
| - длина смазочной канавки; |
| - длина смазочного кармана; |
| - длина клина; |
| - момент, коэффициент смешивания; |
| - момент нагружения; |
| - момент трения; |
| - масса; |
| - частота вращения (обороты в единицу времени); |
| - параметр частоты вращения; |
| - частота вращения подшипника; |
| - критическая частота вращения вала с жестким креплением; |
| - частота вращения нагрузки на подшипник; |
| - частота вращения вала; |
| - максимально допустимая переходная частота вращения; |
| - частота вращения при минимальном трении по кривой Стрибека; |
| - резонансная частота вращения вала, установленного в подшипнике скольжения; |
| - переходная частота вращения; |
| - мощность охлаждения, дополнительное охлаждение; |
| - фрикционная способность; |
| - сила подкачки; |
| - скорость теплового потока; |
| - скорость теплового потока в окружающей среде; |
| - скорость теплового потока в зависимости от фрикционной способности; |
| - скорость теплового потока в смазочном материале; |
| - суммарная мощность ( |
| - параметр суммарной мощности; |
| - локальное давление смазочного слоя, например удельная нагрузка; |
| - удельная нагрузка, например нагрузка на единицу проектируемой площади; |
| - динамическая удельная нагрузка; |
| - давление подачи смазки; |
| - параметр давления подачи смазки; |
| - максимально допустимое давление смазочного слоя; |
| - максимально допустимая удельная нагрузка на подшипник; |
| - максимальное давление смазочного слоя; |
| - параметр максимального давления смазочного слоя; |
| - давление смазки в карманах; |
| - статическая удельная нагрузка; |
| - удельная нагрузка в начале движения ( |
| - удельная нагрузка при остановке ( |
| - расход смазочного материала, объемный расход; |
| - параметр расхода смазочного материала; |
| - расход охлажденной смазки; |
| - расход смазочного материала при подаче под давлением; |
| - параметр расхода смазочного материала при подаче под давлением; |
| - эталон расхода смазочного материала; |
| - расход смазочного материала на входе в смазочный зазор (круговое направление); |
| - параметр расхода смазочного материала на входе в смазочный зазор (круговое направление); |
| - расход смазочного материала на выходе смазочного зазора (круговое направление); |
| - параметр расхода смазочного материала на выходе смазочного зазора (круговое направление); |
| - расход смазочного материала вследствие развития гидродинамического давления; |
| - параметр расхода смазочного материала вследствие развития гидродинамического давления; |
| - внутренний радиус радиального подшипника скольжения; |
| - среднее значение чистоты обработки поверхности C.L.A.; |
| - среднее значение чистоты обработки C.L.A. поверхности скольжения подшипника; |
| - среднее значение чистоты обработки C.L.A. сопряженной поверхности вала; |
| - радиус клина или сегмента многоклинового и самоустанавливающегося сегментного радиального подшипника скольжения; |
| - сопротивление потоку в капиллярах (гидростатический подшипник); |
| - радиус вала; |
| - сопротивление потоку одного контактного участка в осевом направлении (гидростатический подшипник); |
| - сопротивление потоку одного контактного участка в круговом направлении (гидростатический подшипник); |
| - сопротивление потоку одного кармана (гидростатический подшипник); |
| - средняя высота пика до впадины; |
| - средняя высота пика до впадины поверхности скольжения подшипника; |
| - средняя высота пика до впадины сопряженной поверхности вала; |
| - число Рейнольдса; |
| - критическое число Рейнольдса; |
| - повторяемость; |
| - надежность в зависимости от граничной смазки из-за превышения нагрузки; |
| - надежность в зависимости от граничной смазки при более низкой частоте вращения; |
| - число Зоммерфельда; |
| - число Зоммерфельда (вращение); |
| - число Зоммерфельда (смещение вследствие сжатия); |
| - число Зоммерфельда при переходе в граничную смазку; |
| -толщина стенки; |
| - амплитуда смещения вибрации ротора при резонансе; |
| - температура; |
| - температура окружающей среды; |
| - температура подшипника; |
| - эффективная температура смазочного материала; |
| - температура смазки на входе в подшипник; |
| - температура смазки на выходе из подшипника; |
| - температура стеклования (пластические испытания); |
| - температура вала; |
| - температура смазки; |
| - максимально допустимая температура подшипника; |
| - температура смазки в карманах; |
| - температура смазки на выходе из зазора подшипника; |
| - время; |
| - окружная скорость, скорость скольжения (относительно диаметра вала подшипника скольжения или среднего опорного кольца упорного подшипника); |
| - окружная скорость подшипника; |
| - окружная скорость вала; |
| - максимально допустимая переходная окружная скорость; |
| - средняя скорость потока при предварительном ограничителе гидростатического подшипника; |
| - переходная окружная скорость; |
| - составляющая скорости в |