--> -->

ГОСТ 22833-77
Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

ГОСТ 22833-77

Группа Т02


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ

Термины, определения и буквенные обозначения

Geometrical aircraft characteristics. Terms, definitions and letter symbols


Дата введения 1979-01-01

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 ноября 1977 г. N 2769 срок введения установлен с 01.01.79

ВЗАМЕН ГОСТ 20058-74 в части пп.45-67

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 1986 г.

Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины, определения и обозначения величин, относящихся к геометрическим характеристикам самолета и его элементов, используемые в исследованиях по механике полета.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, технической, учебной и справочной литературе.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов - синонимов стандартизованного термина запрещается.

В случаях, когда существенные признаки понятия содержатся в самом термине, определение не приведено и в графе "Определение" поставлен прочерк.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом.

В справочном приложении приведены пояснения к стандартизованным терминам.

Термин

Буквенное обозначение

Определение

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Базовая плоскость самолета

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Плоскость ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения базовой системы координат самолета, относительно которой большинство элементов самолета расположено симметрично слева и справа

2. Базовая точка самолета

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Точка, расположенная в базовой плоскости самолета и выбираемая в соответствии с задачей

3. Базовая ось самолета

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Прямая, расположенная в базовой плоскости самолета, проходящая через базовую точку самолета и направленная вперед

4. Базовая система координат самолета

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Правая прямоугольная система координат, фиксированная относительно самолета, с началом в базовой точке самолета и с базовой осью самолета ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения. Ось ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения направлена вверх, а ось ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения дополняет систему

5. Положение связанной системы координат относительно базовой системы координат самолета

Совокупность геометрических величин (обычно две координаты и один угол), определяющих положение связанной системы координат относительно базовой системы координат самолета

6. Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета

Угол, на который потребовалось бы повернуть базовую ось самолета вокруг осиГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения, чтобы она стала параллельна продольной оси связанной системы при условии, что плоскость ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения связанной системы координат параллельна базовой плоскости самолета

7. Базовая точка элемента

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Точка, фиксированная относительно элемента и выбираемая в соответствии с задачей

8. Базовая ось элемента

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Прямая, фиксированная относительно элемента, проходящая через его базовую точку и обычно направленная вперед

9. Базовая система координат элемента

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Прямоугольная правая система координат, фиксированная относительно элемента, с началом в базовой точке элемента и с базовой осью элемента, обычно выбираемая так, что ось ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения направлена вверх, а ось ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения дополняет систему.

Примечание. Числовой или буквенный индекс ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения обозначает рассматриваемый элемент

10. Положение одного элемента относительно другого

Совокупность значений геометрических величин (три координаты и три направляющих угла), определяющих положения базовой системы координат одного элемента относительно базовой системы координат другого элемента

11. Положение элемента относительно базовой системы координат самолета

Совокупность значений геометрических величин (три координаты и три направляющих угла), определяющих положение базовой системы координат элемента относительно базовой системы координат самолета

12. Геометрическое состояние самолета

Совокупность значений геометрических величин, характеризующих относительные положения основных частей самолета и его элементов

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ САМОЛЕТА

13. Габаритная длина самолета

Расстояние между двумя плоскостями, параллельными плоскости ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначениябазовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее

14. Габаритная ширина самолета

Расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее

15. Габаритная высота самолета

Расстояние между двумя плоскостями, параллельными плоскости ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее

16. Габаритная длина самолета на земле

Расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными земной поверхности, параллельными оси ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее

17. Габаритная ширина самолета на земле

Расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными поверхности земли, параллельными оси ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но пересекающими ее

18. Габаритная высота самолета на земле

Расстояние между земной поверхностью и плоскостью, параллельной ей, касающейся поверхности самолета, но не пересекающей ее

ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЫ САМОЛЕТА НА ЗЕМЛЕ

19. Предельный угол по тангажу на земле

Абсолютное значение угла между базовой осью самолета и плоскостью земли, когда основные колеса и часть самолета, расположенная позади основных стоек шасси, касаются плоской земной поверхности, а действующие на них силы реакции равны нулю и при этом ось ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения параллельна плоскости земли

20. Предельный угол по крену на земле

Абсолютные значения угла между осью ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения базовой системы координат и плоскостью земли, когда либо правое (правые) колесо (колеса) основных тележек шасси и часть самолета, расположенная дальше правого (правых) колеса (колес) шасси от продольной оси, либо соответственно левое (левые) колесо (колеса) и т.д. касаются плоскости земли, а действующие на них силы реакции равны нулю

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЮЗЕЛЯЖА

21. Система координат фюзеляжа

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Базовая система координат главного элемента фюзеляжа

22. Ось фюзеляжа

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Ось ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения системы координат фюзеляжа

23. Базовая плоскость фюзеляжа

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Плоскость ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения системы координат фюзеляжа

24. Положение фюзеляжа

Совокупность геометрических величин, определяющих положение фюзеляжа относительно базовой системы координат самолета

25. Базовый угол фюзеляжа

Угол, на который потребовалось бы повернуть базовую ось самолета вокруг оси ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения, чтобы она оказалась параллельной оси фюзеляжа при условии, что ось ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения системы координат фюзеляжа параллельна оси ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения базовой системы координат самолета

26. Длина фюзеляжа

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными оси фюзеляжа, касающимися его поверхности, но не пересекающими ее

27. Площадь миделевого сечения фюзеляжа

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Наибольшая площадь сечения фюзеляжа плоскостью, перпендикулярной оси фюзеляжа ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

28. Максимальный эквивалентный диаметр фюзеляжа

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Диаметр круга, площадь которого равна площади миделевого сечения фюзеляжа

29. Удлинение фюзеляжа

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Отношение длины фюзеляжа к максимальному эквивалентному диаметру фюзеляжа

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЫЛА

30. Система координат крыла

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Базовая система координат главного элемента крыла

31. Плоскость симметрии крыла

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Плоскость системы координат крыла, относительно которой контур крыла располагается симметрично справа и слева

32. Базовая плоскость крыла

Плоскость, содержащая центральную хорду крыла и перпендикулярная базовой плоскости самолета

33. Размах крыла

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов крыла

34. Профиль крыла

Местное сечение крыла плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета

35. Местная хорда крыла

Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок крыла плоскостью, содержащей профиль крыла

36. Длина местной хорды крыла

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

-

37. Центральная хорда крыла

Местная хорда крыла в базовой плоскости самолета

38. Длина центральной хорды крыла

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Длина отрезка прямой между точками пересечения передней и задней кромок крыла базовой плоскостью самолета

39. Сужение крыла

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Отношение длины центральной хорды крыла к длине концевой хорды крыла

40. Точка ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения процентов
хорды

Точка местной хорды крыла, находящаяся на расстоянии ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения процентов длины местной хорды крыла от его передней кромки

41. Линия ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения процентов хорд

Линия, соединяющая точки ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения процентов хорд от центральной до концевой хорды крыла

42. Поверхность хорд крыла

Поверхность, обычно криволинейная, образованная местными хордами крыла

43. Площадь крыла

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Площадь проекции крыла на базовую плоскость крыла (черт.1, 2)

44. Средняя аэродинамическая хорда крыла САХ

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Отрезок, параллельный базовой плоскости самолета, длина которого определяется из соотношения

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения, где

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения, ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения - координаты по оси ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения плоскостей, определяющих размах крыла;

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения - длина проекции местной хорды на базовую плоскость крыла

45. Координаты носка средней аэродинамической хорды САХ

Координаты, вычисляемые по формулам:

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения;

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

46. Удлинение крыла

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Отношение квадрата размаха крыла к площади крыла

47. Длина концевой хорды крыла

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Длина отрезка, замыкающего контур крыла на его конце

48. Местный угол крутки крыла

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Угол между местной хордой крыла и базовой плоскостью крыла

49. Местный угол стреловидности крыла по линии ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения процентов хорд

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Угол между касательной к линии ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения процентов хорд в рассматриваемой точке ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде крыла (черт.3).

Примечание. Крыло, передние и задние кромки которого прямолинейны, и проекция крыла на базовую плоскость образует две трапеции с общим основанием, называется трапециевидным.


Для трапециевидного крыла в терминах 49-53 слово "местный" может быть опущено

50. Местный угол стреловидности крыла

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Местный угол стреловидности крыла по линии ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения процентов для линии ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения хорд

51. Местный угол стреловидности крыла по передней кромке

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Местный угол стреловидности крыла по линии ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения процентов хорд при ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения=0

52. Местный угол стреловидности крыла по задней кромке

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Местный угол стреловидности крыла по линии ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения процентов хорд при ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения=100%

53. Местный угол поперечного ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения крыла

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Угол между проекцией на плоскость, перпендикулярную линии центральной хорды крыла, касательной к линии ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения хорд в рассматриваемой точке ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения, и базовой плоскостью крыла

54. Угол установки крыла

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Угол между центральной хордой крыла и базовой осью самолета

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДКРЫЛКА

55. Размах предкрылка

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Сумма размахов всех секций предкрылка

56. Местная хорда предкрылка

Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок предкрылка плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета

57. Длина местной хорды предкрылка

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

-

58. Площадь предкрылка

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Площадь проекции всех секций предкрылка на базовую плоскость ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения крыла

59. Относительная площадь предкрылка

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Отношение площади предкрылка к площади крыла:

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

60. Угол отклонения предкрылка

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Угол, характеризующий поворот базовой системы координат предкрылка при его отклонении

61. Удлинение предкрылка

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Отношение квадрата размаха предкрылка к его площади

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАКРЫЛКА

62. Размах закрылка

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Сумма размахов всех секций закрылка

63. Местная хорда закрылка

Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок закрылка плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета

64. Длина местной хорды закрылка

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

-

65. Площадь закрылка

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Площадь проекций всех секций закрылка на базовую плоскость крыла

66. Относительная площадь закрылка

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Отношение площади закрылка к площади крыла:

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

67. Угол отклонения закрылка

Угол между хордой закрылка в отклоненном состоянии и хордой закрылка в неотклоненном состоянии

68. Удлинение закрылка

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Отношение квадрата размаха закрылка к его площади

69. Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Угол между осью вращения поворотного закрылка и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде крыла

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕРОНОВ (ЭЛЕВОНОВ)

70. Размах элеронов (элевонов)

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Сумма размахов всех секций элеронов (элевонов)

71. Местная хорда элерона (элевона)

Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок элерона (элевона) плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета

72. Длина местной хорды элерона (элевона)

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

-

73. Площадь элеронов (элевонов)

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Площадь проекций всех секций элеронов (элевонов) на базовую плоскость крыла

74. Относительная площадь элеронов (элевонов)

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Отношение площади элеронов (элевонов) к площади крыла


ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения или ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

75. Угол отклонения элерона (элевона)

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Угол между хордой элерона (элевона) в отклоненном положении и его хордой в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения элерона (элевона)

76. Удлинение элеронов (элевонов)

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Отношение квадрата размаха элеронов (элевонов) к площади элеронов (элевонов)

77. Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона)

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Угол между осью вращения элерона (элевона) и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде крыла

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ

78. Площадь горизонтального оперения

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Площадь проекции части горизонтального оперения, омываемой потоком, на базовую плоскость горизонтального оперения, определяемая при неотклоненных подвижных поверхностях оперения (черт.4).

79. Относительная площадь горизонтального оперения

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Отношение площади горизонтального оперения (черт.5) к площади крыла:


ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

80. Средняя аэродинамическая хорда горизонтального оперения

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Хорда, длина которой определяется из соотношения

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения ,

где ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения - длина проекции местной хорды горизонтального оперения на его базовую плоскость;


ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения - координата корневой хорды, (черт.4);

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения- размах горизонтального оперения;

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения - площадь горизонтального оперения

81. Плечо горизонтального оперения

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Длина проекции на продольную ось самолета отрезка, соединяющего заданную точку на САХ крыла (обычно в диапазоне центровок самолета) с точкой, лежащей на ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения САХ горизонтального оперения

82. Площадь руля высоты

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Площадь проекции руля высоты на базовую плоскость горизонтального оперения

83. Относительная площадь руля высоты

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Отношение площади руля высоты к площади горизонтального оперения:


ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

84. Угол отклонения стабилизатора

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Угол между хордой стабилизатора в отклоненном положении и его хордой в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения

85. Угол отклонения стабилизатора по потоку

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Угол отклонения стабилизатора, измеряемый в плоскости, параллельной базовой плоскости самолета

86. Угол отклонения руля высоты

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Угол между хордой руля высоты в отклоненном положении и хордой руля высоты в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения руля высоты

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ

87. Система координат вертикального оперения

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Базовая система координат главного элемента вертикального оперения

88. Базовая плоскость вертикального оперения

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Плоскость ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения системы координат вертикального оперения

89. Площадь вертикального оперения

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Площадь проекции вертикального оперения на базовую плоскость вертикального оперения, определяемая при неотклоненных подвижных плоскостях (черт.6)

90. Средняя аэродинамическая хорда вертикального оперения

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Отрезок, длину которого вычисляют по формуле


ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения,

где ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения - длина проекции местной хорды на базовую плоскость вертикального оперения (черт.6);

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения - координата корневой хорды, выбираемой, как правило, из условия равенства площадей ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения и ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения;

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения - координата наивысшей оконечности вертикального оперения

91. Плечо вертикального оперения

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Длина проекции на продольную ось самолета отрезка, соединяющего заданную точку на САХ крыла (обычно в диапазоне центровок самолета) с точкой, лежащей на линии ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения САХ вертикального оперения

92. Относительная площадь вертикального оперения

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Отношение площади вертикального оперения к площади крыла:

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

93. Площадь руля направления

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Площадь проекции руля направления на базовую плоскость вертикального оперения

94. Относительная площадь руля направления

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Отношение площади руля направления к площади вертикального оперения


ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

95. Угол стреловидности вертикального оперения

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Угол стреловидности вертикального оперения по линии ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения хорд (черт.7)

96. Угол стреловидности вертикального оперения по передней кромке

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Угол стреловидности вертикального оперения по линии передней кромки вертикального оперения (черт.7)

97. Угол отклонения руля направления

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

Угол между хордой руля направления в отклоненном состоянии и хордой руля направления в неотклоненном состоянии, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения руля направления


ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения


1 - фюзеляж; 2 - полукрыло

Черт.1

Примечание. Площадь крыла ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения.

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения


1 - фюзеляж; 2 - наплыв; 3 - полукрыло

Черт.2

Примечание. Если наплыв не считается частью крыла, ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения. Если наплыв считается частью крыла, ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения.

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения


Местные углы стреловидности ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения, поперечного ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения крыла ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения и угла крутки ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения

1 - плоскость ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения, перпендикулярная центральной хорде крыла; 2 - плоскость ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения, параллельная базовой плоскости крыла; 3 - базовая плоскость самолета; 4 - местная хорда крыла; 5 - линия ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения процентов хорд крыла; 6 - линия ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения, параллельная центральной хорде крыла

Черт.3

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения


Черт.4

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения


1 - габаритная площадь (ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения); 2 - фюзеляж

Черт.5

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения


Черт.6

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения


Черт.7

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

Высота самолета габаритная

15

Высота самолета габаритная на земле

18

Диаметр фюзеляжа эквивалентный максимальный

28

Длина концевой хорды крыла

47

Длина местной хорды крыла

36

Длина местной хорды закрылка

64

Длина местной хорды предкрылка

57

Длина местной хорды элерона (элевона)

72

Длина самолета габаритная

13

Длина самолета габаритная на земле

16

Длина фюзеляжа

26

Для центральной хорды крыла

38

Координаты носка средней аэродинамической хорды САХ

45

Линия ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения процентов хорды

41

Ось самолета базовая

3

Ось фюзеляжа

22

Ось элемента базовая

8

Плоскость вертикального оперения базовая

88

Плоскость крыла базовая

32

Плоскость самолета базовая

1

Плоскость симметрии крыла

31

Плоскость фюзеляжа базовая

23

Площадь вертикального оперения

89

Площадь вертикального оперения относительная

92

Площадь горизонтального оперения

78

Площадь горизонтального оперения относительная

79

Площадь закрылка

65

Площадь закрылка относительная

66

Площадь крыла

43

Площадь миделевого сечения фюзеляжа

27

Площадь предкрылка

58

Площадь предкрылка относительная

59

Площадь руля высоты

82

Площадь руля высоты относительная

83

Площадь руля направления

93

Площадь руля направления относительная

94

Площадь элеронов (элевонов)

73

Площадь элеронов (элевонов) относительная

74

Плечо вертикального оперения

91

Плечо горизонтального оперения

81

Поверхность хорд крыла

42

Положение одного элемента относительно другого

10

Положение связанной системы координат относительно базовой системы координат самолета

5

Положение фюзеляжа

24

Положение элемента относительно базовой системы координат самолета

11

Профиль крыла

34

Размах закрылка

62

Размах крыла

33

Размах предкрылка

55

Размах элеронов (элевонов)

70

Система координат вертикального оперения

87

Система координат крыла

30

Система координат самолета базовая

4

Система координат фюзеляжа

21

Система координат элемента базовая

9

Состояние самолета геометрическое

12

Сужение крыла

39

Точка ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения процентов хорды

40

Точка самолета базовая

2

Точка элемента базовая

7

Угол крутки крыла местный

48

Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета

6

Угол отклонения закрылка

67

Угол отклонения предкрылка

60

Угол отклонения руля высоты

86

Угол отклонения руля направления

97

Угол отклонения стабилизатора

84

Угол отклонения стабилизатора по потоку

85

Угол отклонения элерона (элевона)

75

Угол по крену на земле предельный

20

Угол по тангажу на земле предельный

19

Угол поперечного ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения крыла местный

53

Угол стреловидности вертикального оперения

95

Угол стреловидности вертикального оперения по передней кромке

96

Угол стреловидности крыла местный

50

Угол стреловидности крыла местный по задней кромке

52

Угол стреловидности крыла местный по передней кромке

51

Угол стреловидности крыла по линии ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения процентов хорд

49

Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка

69

Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона)

77

Угол установки крыла

54

Угол фюзеляжа базовый

25

Удлинение закрылка

68

Удлинение крыла

46

Удлинение предкрылка

61

Удлинение фюзеляжа

29

Удлинение элеронов (элевонов)

76

Хорда вертикального оперения аэродинамическая средняя

90

Хорда горизонтального оперения аэродинамическая средняя

80

Хорда закрылка местная

63

Хорда крыла аэродинамическая средняя

44

Хорда крыла местная

35

Хорда крыла центральная

37

Хорда предкрылка местная

56

Хорда элерона (элевона) местная

71

Ширина самолета габаритная

14

Ширина самолета габаритная на земле

17

ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное). ПОЯСНЕНИЯ К СТАНДАРТИЗОВАННЫМ ТЕРМИНАМ


ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное


К термину "Базовая плоскость самолета" (п.1).

Самолет принимается состоящим из отдельных элементов. Эти элементы объединяются в группы, образующие "основные части самолета", например, фюзеляж, крыло и т.д. Основная часть обычно состоит из одного главного элемента и других элементов.

Для главного элемента - фюзеляжа признаки "передний", "правый" и "верхний" имеют общепринятый смысл. Для любого другого элемента они определяются с учетом общей ориентации элемента относительно фюзеляжа и не зависят от направления движения самолета, его положения относительно земли или от положения летчика на самолете. Это дает возможность каждый элемент связать с базовой системой координат самолета.

К термину "Базовая точка самолета" (п.2).

В качестве базовой точки самолета может быть выбран, например, "центр масс самолета".

К термину "Базовая система координат самолета" (п.4).

Базовая система координат самолета не обязательно совпадает со связанной системой координат по ГОСТ 20058-80, но обычно совпадает с системой координат фюзеляжа.

К термину "Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета" (п.6).

Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета следует считать положительным, когда поворот базовой оси самолета вокруг оси ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения производится в направлении по часовой стрелке, если смотреть вдоль положительного направления оси координат, относительно которой осуществляется вращение.

К терминам "Базовая точка элемента", "Базовая ось элемента" и "Базовая система координат элемента" (пп.7-9).

Эти термины могут также применяться в качестве характеристик основных частей самолета, например, базовая точка, базовая ось и базовая система координат главного элемента основной части.

К терминам "Предельный угол по тангажу на земле" и "Предельный угол по крену на земле" (пп.19-20).

Предельные углы по тангажу и по крену на земле характеризуют крайние угловые положения, которые самолет может занимать на плоскости земли. Здесь рассматривается случай отрыва самолета на взлете, когда силы реакции в точках опоры равны нулю.

Аналогично могут быть определены предельные углы в других случаях, например, при стоянке, при посадке и т.д. В этих случаях необходимо употреблять термин с добавлением соответствующего пояснения, например, предельный угол тангажа на земле при полном обжатии стоек шасси.

К термину "Система координат фюзеляжа" (п.21).

Если фюзеляж имеет одну плоскость симметрии, параллельную базовой плоскости самолета, оси ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения и ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения расположены в этой плоскости симметрии.

Если фюзеляж имеет две плоскости симметрии в направлении носовая часть - хвостовая часть и одна из них параллельна базовой плоскости самолета, то ось располагается по линии пересечения этих плоскостей симметрии, а ось ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения параллельна базовой плоскости самолета.

В частности, если фюзеляж представляет собой тело вращения, то ось ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения располагается по оси вращения.

Обычно система координат фюзеляжа совпадает с базовой системой координат самолета.

К термину "Положение фюзеляжа" (п.24).

Если система координат фюзеляжа совпадает с базовой системой координат самолета, все шесть величин, определяющих положение фюзеляжа, равны нулю.

К термину "Базовый угол фюзеляжа" (п.25).

Базовый угол фюзеляжа следует считать положительным, если поворот совершается в направлении положительного вращения.

Если система координат фюзеляжа совпадает с базовой системой координат самолета, то базовый угол фюзеляжа равен нулю.

К термину "Система координат крыла" (п.30).

При определении основной части самолета, называемой "крыло", необходимо перечислить составляющие ее элементы, указать, считаются ли частью крыла расположенные на нем наплывы, элементы сопряжения крыла с фюзеляжем, гондолы двигателей, топливные баки и т.д.

Крыло обычно является закрученной поверхностью, ограниченной непрерывной и замкнутой линией, называемой "контуром". Контур включает линии на поверхности крыла, называемые передней кромкой крыла и задней кромкой крыла. Если эти линии прерываются, условие непрерывности удовлетворяется условно выбранным дополнением линий передней и задней кромок крыла там, где крыло пересекает элементы, не являющиеся элементами крыла, например, фюзеляж, гондолы. Способ дополнения должен быть указан.

Если эти линии не соединяются у концов крыла, то контур крыла на каждом его конце замыкается соответственно выбранными отрезками прямых, лежащими в плоскостях, параллельных базовой плоскости самолета, и называемыми концевыми хордами крыла.

Если несущих поверхностей больше, чем одна, то может быть определено несколько основных частей, например, верхнее или нижнее крыло, или переднее или заднее крыло. Определения относятся к заданному геометрическому состоянию крыла.

Если рассматривается несколько геометрических состояний и в соответствии с этим изменяются некоторые геометрические величины, как, например, у самолета с крылом изменяемой в полете стреловидности, то за базовые значения рекомендуется выбирать значения геометрических величин, определяемые одним геометрическим состоянием крыла, которое должно быть указано.

К термину "Плоскость симметрии крыла" (п.31).

Плоскость симметрии крыла обычно совпадает с базовой плоскостью фюзеляжа, которая в свою очередь совпадает с базовой плоскостью самолета.

Ось крыла ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения совпадает с центральной хордой, а начало системы координат обычно располагается в передней точке этой хорды.

К термину "Профиль крыла" (п.34).

Для изолированного крыла или полукрыла в качестве секущей плоскости можно принимать любую удобную для задачи плоскость.

К термину "Средняя аэродинамическая хорда крыла" (п.44).

Положение средней аэродинамической хорды определяется в базовой системе координат самолета координатами ее носка. Аналогичное определение может быть дано с использованием местных хорд крыла, а не их проекций.

К термину "Координаты носка средней аэродинамической хорды" (п.45).

При определении положения координаты центра масс, аэродинамических фокусов, точек нейтральности по ГОСТ 20058-80 по отношению к САХ за положительное принимают направление от передней к задней точке САХ.

К термину "Местный угол крутки крыла" (п.48).

Местный угол крутки крыла следует считать положительным, когда передняя точка хорды по отношению к базовой плоскости крыла находится выше задней точки этой хорды.

К термину "Местный угол стреловидности крыла по линии ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения процентов хорд" (п.49).

Местный угол стреловидности крыла по линии ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения процентов хорд следует считать положительным, если точка ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения пересечения касательной с базовой плоскостью самолета находится впереди точки ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения (черт.3).

К термину "Местный угол поперечного ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения крыла" (п.53).

Местный угол поперечного ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения крыла следует считать положительным, если точка ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения пересечения касательной базовой плоскостью самолета лежит ниже точки ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения (черт.3).

В зависимости от задачи могут быть рассмотрены углы поперечного ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения крыла и для линии ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения% хорд.

К термину "Угол установки крыла" (п.54).

Угол установки крыла следует считать положительным, когда передняя точка центральной хорды крыла расположена выше задней точки.

К термину "Размах предкрылка" (п.55).

За размах каждой секции принимают расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов секции.

К термину "Угол отклонения предкрылка" (п.60).

Угол отклонения предкрылка следует считать положительным, если точки передней кромки предкрылка в отклоненном положении располагаются ниже соответствующих точек предкрылка в неотклоненном положении.

К термину "Размах закрылка" (п.62).

За размах каждой секции принимается расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов секции.

К термину "Угол отклонения закрылка" (п.67).

Угол отклонения закрылка следует считать положительным, если задняя кромка отклонена вниз.

К термину "Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка" (п.69).

Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка следует считать положительным, если точки оси вращения закрылка, расположенные ближе к плоскости симметрии крыла, занимают более переднее положение, чем точки, расположенные на большем удалении от нее.

К термину "Размах элеронов (элевонов)" (п.70).

За размах каждой секции элеронов (элевонов) следует принимать расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов секции.

К термину "Угол отклонения элерона (элевона)" (п.75).

Угол отклонения элерона (элевона) следует считать положительным, если задние кромки элерона (элевона) отклонены вниз.

К термину "Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона)" (п.77).

Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона) следует считать положительным, если точки оси вращения элерона (элевона), расположенные ближе к плоскости симметрии крыла, занимают более переднее положение, чем точки, расположенные на большем удалении от нее.

К термину "Площадь горизонтального оперения" (п.78).

При определении основной части самолета, называемой "оперение", необходимо перечислить составляющие его элементы, указать, считаются ли частью оперения расположенные на нем внешние контуры двигателей, элементы сопряжения с фюзеляжем, надстройки, контейнеры для парашюта и т.д. и определить "контур оперения" по аналогии с "контуром крыла".

Для определений могут быть введены основные понятия, аналогичные употребляемым для крыла, и использованы соответствующие обозначения с добавлением индекса "г.о."

Термины 78-86 могут относиться к различным типам горизонтального оперения: неподвижному стабилизатору и рулю высоты, подвижному стабилизатору и рулю высоты, полностью поворотному стабилизатору.

Кроме омываемой площади горизонтального оперения в некоторых случаях пользуются "габаритной" площадью горизонтального оперения ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения, за которую принимают площадь горизонтального оперения с подфюзеляжной частью (черт.5).

К термину "Относительная площадь горизонтального оперения" (п.79).

Аналогично определяется "относительная габаритная площадь горизонтального оперения" ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения как отношение габаритной площади горизонтального оперения (черт.5) к площади крыла

ГОСТ 22833-77 Характеристики самолета геометрические. Термины, определения и буквенные обозначения.


К термину "Угол отклонения руля высоты" (п.86).

Угол отклонения руля высоты следует считать положительным, если задняя кромка руля высоты отклонена вниз.

К термину "Система координат вертикального оперения" (п.87).

Рассматривается одна вертикальная поверхность, которая может состоять из двух аэродинамических поверхностей: одна сверху, а другая снизу фюзеляжа.

Термины 87-97 могут относиться к различным типам вертикального оперения: неподвижному килю и рулю направления, подвижному килю и рулю направления, полностью поворотному килю.

К термину "Угол отклонения руля направления" (п.97).

Угол отклонения руля направления следует считать положительным, когда задняя кромка руля отклоняется вправо при наблюдении сверху.



Copyright © 2024