ГОСТ 21890-76
Группа Д00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ФЮЗЕЛЯЖ, КРЫЛЬЯ И ОПЕРЕНИЕ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ
Термины и определения
Fuselage, wings and empennage of aircrafts and helicopters.
Terms and definitions
Дата введения 1977-07-01
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 25 мая 1976 г. N 1284 срок действия установлен с 01.07.1977 г. до 01.07.1982 г.*
_______________
* Ограничение срока действия отменено (ИУС N 12, 1980 год). - Примечание изготовителя базы данных.
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий фюзеляжа, крыльев и оперения самолета и вертолета.
Установленные настоящим стандартом термины обязательны для применения в народном хозяйстве, в документации всех видов (включая унифицированные системы документации, общесоюзные классификаторы технико-экономической информации, тезаурусы и дескрипторные словари), научно-технической, учебной и справочной литературе.
Приведенные определения можно при необходимости изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятия.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.
Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в стандарте в качестве справочных и обозначены пометой "Ндп".
Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных их краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.
В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым, недопустимые синонимы - курсивом.
Термин | Определение |
ФЮЗЕЛЯЖ
| |
1. Фюзеляж самолета (вертолета) | Основная часть конструкции самолета (вертолета), служащая для соединения в одно целое всех его частей, а также для размещения экипажа, пассажиров, оборудования и грузов |
2. Фюзеляж самолета (вертолета) типа монокок | Тип фюзеляжа самолета (вертолета), состоящий из работающей обшивки, подкрепленной шпангоутами |
3. Фюзеляж самолета (вертолета) типа полумонокок | Тип фюзеляжа самолета (вертолета), состоящий из работающей обшивки, подкрепленной каркасом |
4. Каркас фюзеляжа самолета (вертолета) | Продольные и поперечные силовые элементы фюзеляжа самолета (вертолета), скрепленные между собой |
5. Отсек фюзеляжа самолета (вертолета) | Часть фюзеляжа самолета (вертолета), предназначенная для выполнения определенных функций |
6. Герметичный отсек фюзеляжа самолета (вертолета) | Отсек фюзеляжа самолета (вертолета), герметично отделенный от соседних отсеков и внешней среды |
7. Кабина экипажа (летчика) | Отсек фюзеляжа, предназначенный для размещения экипажа (летчика) |
8. Фонарь кабины экипажа (летчика) | Прозрачная часть кабины экипажа (летчика), служащая для обзора внекабинного пространства |
9. Каркас фонаря кабины экипажа (летчика) | Конструкция, образующая силовую основу фонаря кабины экипажа (летчика), для крепления остекления |
10. Остекление кабины экипажа (летчика) | Стекла, установленные на каркасе кабины экипажа (летчика) |
11. Форточка кабины экипажа | Окантованное рамкой стекло с устройством для вывода его из проема в фонаре кабины экипажа |
12. Ниша шасси самолета (вертолета) | Ограниченный внутренний объем фюзеляжа самолета (вертолета) или крыла, служащий для размещения шасси в убранном положении |
13. Подвижная створка шасси | Створка ниши или отсека, кинематически связанная со стойкой шасси |
14. Эксплуатационная створка шасси | Створка для наземного обслуживания шасси |
15. Пол кабины фюзеляжа | Поверхность внутри фюзеляжа, служащая для размещения на ней людей, оборудования и грузов |
16. Каркас пола кабины | Силовая конструкция пола кабины, состоящая из продольных и поперечных элементов, соединенных между собой, закрепленная на каркасе фюзеляжа |
17. Настил пола кабины | Панели, накладываемые на каркас пола кабины для образования сплошной поверхности |
18. Дверь фюзеляжа | Устройство, закрывающее вырезы в фюзеляже и проемы в кабинах, предназначенное для входа и выхода людей и перемещения грузов |
19. Аварийный выход самолета (вертолета) | Выход, предназначенный для аварийного покидания самолета (вертолета) пассажирами и экипажем |
20. Окно фюзеляжа | Остекленное отверстие в обшивке фюзеляжа, служащее для естественного освещения и визуального наблюдения |
21. Шпангоут фюзеляжа | Поперечный элемент набора фюзеляжа, обеспечивающий форму сечения, подкрепляющий обшивку и воспринимающий нагрузки |
22. Герметичный шпангоут фюзеляжа | Шпангоут, отделяющий герметичную часть фюзеляжа от негерметичной |
23. Панель фюзеляжа | Часть обшивки, подкрепленная продольным и поперечным силовым набором |
ФЮЗЕЛЯЖ ГИДРОСАМОЛЕТА | |
24. Лодка гидросамолета | Фюзеляж гидросамолета, обеспечивающий плавучесть и остойчивость при взлете, посадке, рулении, буксировке и нахождении его на плаву |
25. Палуба лодки гидросамолета | Верхняя часть лодки гидросамолета |
26. Борт лодки гидросамолета | Боковая часть лодки гидросамолета |
27. Днище лодки гидросамолета | Нижняя часть лодки гидросамолета |
28. Корма лодки гидросамолета | Задняя часть лодки гидросамолета |
29. Флор шпангоута лодки гидросамолета | Нижняя часть шпангоута лодки гидросамолета |
30. Редан лодки гидросамолета | Уступ на днище лодки гидросамолета в поперечном или продольном направлении, служащий для уменьшения смоченной площади при движении гидросамолета по воде на режиме глиссирования |
31. Брызгоотражатель лодки гидросамолета | Ребро, устанавливаемое снаружи вдоль борта лодки гидросамолета для уменьшения забрызгивания верха лодки |
32. Скула лодки гидросамолета | Элемент продольного набора лодки гидросамолета, установленный в месте сопряжения борта и днища |
33. Поплавок лодки гидросамолета | Элемент конструкции, обеспечивающий поперечную остойчивость гидросамолета |
34. Киль лодки гидросамолета | Элемент продольного набора, обычно образной формы, являющийся нижней частью днища лодки гидросамолета |
35. Рым лодки гидросамолета | Силовой элемент в виде скобы, расположенный в носовой части лодки гидросамолета, служащий для закрепления тросов при буксировке лодки |
36. Уток лодки гидросамолета | Силовой элемент в виде крюка, расположенный на борту лодки гидросамолета, служащий для закрепления тросов при буксировке и швартовке лодки |
37. Гак лодки гидросамолета | Силовой элемент в виде крюка, расположенный на корме лодки гидросамолета, служащий для закрепления тросов при буксировке и транспортировании лодки |
КРЫЛО | |
38. Крыло самолета (вертолета) | Несущая поверхность самолета (вертолета), предназначенная для создания аэродинамической подъемной силы. |
39. Центроплан крыла | Средняя по размаху часть крыла, присоединяемая к фюзеляжу или составляющая с ним одно целое |
40. Отъемная часть крыла | Часть крыла, соединяемая при помощи разъемных узлов с центропланом или фюзеляжем |
41. Носовая часть крыла | Передняя часть крыла до первого лонжерона или первой стенки крыла |
42. Хвостовая часть крыла | Часть крыла, расположенная за задним лонжероном или задней стенкой крыла |
43. Силовой набор крыла | Набор внутренних конструктивных элементов, воспринимающих основные силы, возникающие в крыле |
44. Лонжерон | Основной продольный элемент силового набора, воспринимающий изгибающий момент и поперечную силу |
45. Нервюра | Элемент поперечного силового набора, связывающий в одно целое элементы продольного набора и обшивку и определяющий форму профиля конструкции |
46. Стрингер | Продольный элемент силового набора, подкрепляющий обшивку, воспринимающий местные нагрузки, а также продольные силы при общем изгибе |
47. Пояс лонжерона | Наиболее удаленный от нейтральной оси элемент лонжерона, воспринимающий продольные силы от изгибающего момента |
48. Стенка лонжерона | Плоский элемент лонжерона, соединяющий пояса и воспринимающий в основном поперечные силы |
ПОДВИЖНЫЕ ЧАСТИ КРЫЛА | |
49. Элероны | Подвижные части крыла, отклоняемые одновременно в противоположные стороны (вверх и вниз), предназначенные для управления самолетом относительно его продольной оси |
50. Закрылок | Профилированная подвижная часть крыла, расположенная в хвостовой части и отклоняемая вниз для увеличения подъемной силы крыла |
51. Выдвижной закрылок | Закрылок, поворачиваемый относительно оси вращения и одновременно смещаемый назад вдоль хорды крыла для увеличения его площади |
52. Поворотный закрылок | Закрылок, поворачиваемый вокруг связанной с крылом оси вращения |
53. Щелевой закрылок | Закрылок, при отклонении которого между его носком и крылом образуется профилированная щель |
54. Многощелевой закрылок | Закрылок, составленный из нескольких подвижных звеньев, отклоняющихся на разные углы и разделяющихся профилированными щелями |
55. Закрылок со сдувом пограничного слоя | Закрылок, оборудованный системой управления пограничным слоем |
56. Закрылок с отклоняемой хвостовой частью | Закрылок, имеющий отклоняемую хвостовую часть для увеличения кривизны профиля закрылка и в целом крыла |
57. Реактивный закрылок | Закрылок, предназначенный для увеличения подъемной силы крыла выдуванием воздуха в области его задней кромки |
58. Основное звено закрылка | Центральная несущая часть многощелевого закрылка, относительно которой происходит отклонение хвостового звена закрылка и дефлектора закрылка |
59. Хвостовое звено закрылка | Отклоняемая хвостовая часть закрылка |
60. Дефлектор закрылка | Профилированная часть закрылка, установленная перед носком закрылка и образующая щель перед ним |
61. Носок закрылка | Передняя профилированная часть закрылка |
62. Предкрылок | Профилированная часть крыла, расположенная в носовой части и предназначенная для улучшения аэродинамических характеристик крыла |
63. Автоматический предкрылок | Предкрылок, выдвигающийся под действием воздушного потока при увеличении угла атаки и автоматически убирающийся при его уменьшении |
64. Управляемый предкрылок | Предкрылок, изменяющий положение под действием системы управления |
65. Фиксированный предкрылок | Прыдкрылок, жестко закрепленный относительно крыла |
66. Элевоны | Подвижные части крыла, выполняющие функцию рулей высоты и элеронов |
67. Тормозной щиток | Подвижный элемент, предназначенный для увеличения аэродинамического сопротивления самолета |
68. Тормозная аэродинамическая решетка | Подвижный элемент типа решетки, предназначенный для увеличения аэродинамического сопротивления самолета |
69. Гаситель подъемной силы | Отклоняемый конструктивный элемент, расположенный на верхней части крыла в зоне, обслуживаемой закрылками, и предназначенный для торможения и резкого уменьшения подъемной силы крыла |
70. Триммер | Вспомогательная рулевая поверхность, предназначенная для уменьшения усилий на рычагах управления самолетом (вертолетом) |
71. Интерцептор | Поверхность, расположенная на крыле и предназначенная для управления самолетом по крену |
ОПЕРЕНИЕ | |
72. Оперение | Несущие поверхности, предназначенные для обеспечения продольной и путевой устойчивости и управляемости самолета |
73. Горизонтальное оперение | Часть оперения, предназначенная для обеспечения продольной устойчивости и управляемости самолета |
74. Вертикальное оперение | Часть оперения, предназначенная для обеспечения путевой устойчивости и управляемости самолета |
75. Рули управления | Подвижные поверхности, предназначенные для управления летательным аппаратом |
76. Руль направления | Подвижная часть вертикального оперения, предназначенная для управления самолетом относительно вертикальной оси |
77. Руль высоты | Подвижная часть горизонтального оперения, предназначенная для управления самолетом относительно поперечной оси |
78. Стабилизатор | Часть горизонтального оперения, предназначенная для обеспечения совместно с рулем высоты продольной устойчивости самолета в полете |
79. Подвижный стабилизатор | Стабилизатор с изменяемым в полете углом установки |
80. Управляемый стабилизатор | Подвижный стабилизатор, изменяющий положение под действием системы управления |
81. Дифференциальный стабилизатор | Управляемый стабилизатор, обеспечивающий дополнительное управление самолетом относительно продольной оси при помощи одновременного отклонения двух половин в противоположные стороны |
82. Киль | Часть вертикального оперения, предназначенная для обеспечения путевой и поперечной устойчивости самолета в полете |
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
Борт | 26 |
Борт лодки гидросамолета | 26 |
Брызгоотражатель | 31 |
Брызгоотражатель лодки гидросамолета | 31 |
Выход аварийный | 19 |
Выход вертолета аварийный | 19 |
Выход самолета аварийный | 19 |
Гак | 37 |
Гак лодки гидросамолета | 37 |
Гаситель подъемной силы | 69 |
Дверь | 18 |
Дверь фюзеляжа | 18 |
Дефлектор закрылка | 60 |
Днище | 27 |
Днище лодки гидросамолета | 27 |
Закрылок | 50 |
Закрылок выдвижной | 51 |
Закрылок многощелевой | 54 |
Закрылок поворотный | 52 |
Закрылок реактивный | 57 |
Закрылок с отклоняемой хвостовой частью | 56 |
Закрылок со сдувом пограничного слоя | 55 |
Закрылок щелевой | 53 |
Звено закрылка основное | 58 |
Звено закрылка хвостовое | 59 |
Иллюминатор | (20) |
Интерцептор | 71 |
Кабина | 7 |
Кабина летчика | 7 |
Кабина экипажа | 7 |
Каркас пола | 16 |
Каркас пола кабины | 16 |
Каркас фонаря | 9 |
Каркас фонаря кабины летчика | 9 |
Каркас фонаря кабины экипажа | 9 |
Каркас фюзеляжа | 4 |
Каркас фюзеляжа вертолета | 4 |
Каркас фюзеляжа самолета | 4 |
Киль | 34 |
Киль | 82 |
Киль лодки гидросамолета | 34 |
Корма | 28 |
Корма лодки гидросамолета | 28 |
Крыло | 38 |
Крыло вертолета | 38 |
Крыло самолета | 38 |
Лодка | 24 |
Лодка гидросамолета | 24 |
Лонжерон | 44 |
Монокок | 2 |
Набор крыла силовой | 43 |
Настил пола | 17 |
Настил пола кабины | 17 |
Нервюра | 45 |
Ниша шасси | 12 |
Ниша шасси вертолета | 12 |
Ниша шасси самолета | 12 |
Носок закрылка | 61 |
Окно фюзеляжа | 20 |
Оперение | 72 |
Оперение вертикальное | 74 |
Оперение горизонтальное | 73 |
Оперение хвостовое | 72 |
Остекление | 10 |
Остекление кабины летчика | 10 |
Остекление кабины экипажа | 10 |
Отсек герметичный | 6 |
Отсек фюзеляжа | 5 |
Отсек фюзеляжа вертолета | 5 |
Отсек фюзеляжа самолета | 5 |
Отсек фюзеляжа вертолета герметичный | 6 |
Отсек фюзеляжа самолета герметичный | 6 |
ОЧК | 40 |
Палуба | 25 |
Палуба лодки гидросамолета | 25 |
Панель | 23 |
Панель фюзеляжа | 23 |
Пол кабины | 15 |
Пол кабины фюзеляжа | 15 |
Полумонокок | 3 |
Поплавок | 33 |
Поплавок лодки гидросамолета | 33 |
Пояс лонжерона | 47 |
Предкрылок | 62 |
Предкрылок автоматический | 63 |
Предкрылок управляемый | 64 |
Предкрылок фиксированный | 65 |
Редан | 30 |
Редан лодки гидросамолета | 30 |
Решетка тормозная аэродинамическая | 68 |
Рули | 75 |
Рули управления | 75 |
Руль высоты | 77 |
Руль глубины | 77 |
Руль направления | 76 |
Руль поворота | 76 |
Рым | 35 |
Рым лодки гидросамолета | 35 |
Скула | 32 |
Скула лодки гидросамолета | 32 |
Спойлер | 69 |
Стабилизатор | 78 |
Стабализатор управляемый | 80 |
Стабилизатор дифференциальный | 81 |
Стабилизатор подвижный | 79 |
Створка подвижная | 13 |
Створка шасси подвижная | 13 |
Створка шасси эксплуатационная | 14 |
Створка эксплуатационная | 14 |
Стенка лонжерона | 48 |
Стрингер | 46 |
Триммер | 70 |
Уток | 36 |
Уток лодки гидросамолета | 36 |
Флор | 29 |
Флор шпангоута лодки гидросамолета | 29 |
Фонарь | 8 |
Фонарь кабины летчика | 8 |
Фонарь кабины экипажа | 8 |
Форточка | 11 |
Форточка кабины экипажа | 11 |
Фюзеляж | 1 |
Фюзеляж вертолета | 1 |
Фюзеляж самолета | 1 |
Фюзеляж вертолета типа монокок | 2 |
Фюзеляж самолета типа монокок | 2 |
Фюзеляж вертолета типа полумонокок | 3 |
Фюзеляж самолета типа полумонокок | 3 |
Центроплан | 39 |
Центроплан крыла | 39 |
Часть крыла носовая | 41 |
Часть крыла отъемная | 40 |
Часть крыла хвостовая | 42 |
Шпангоут | 21 |
Шпангоут герметичный | 22 |
Шпангоут фюзеляжа | 21 |
Шпангоут фюзеляжа герметичный | 22 |
Щиток тормозной | 67 |
Элевоны | 66 |
Элероны | 49 |