ГОСТ Р ИСО/МЭК 8073-96
Группа П85
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационная технология
ПЕРЕДАЧА ДАННЫХ И ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ МЕЖДУ СИСТЕМАМИ.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ.
ПРОТОКОЛ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛУГ ТРАНСПОРТНОГО УРОВНЯ
В РЕЖИМЕ С УСТАНОВЛЕНИЕМ СОЕДИНЕНИЯ
Information technology. Telecommunications and information exchange
between systems. Open Systems Interconnection.
Protocol for providing the connection-mode transport service
ОКС 35.100.40
ОКСТУ 4002
Дата введения 1997-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации и ВНЕСЕН НА УТВЕРЖДЕНИЕ техническим комитетом по стандартизации ТК 22 "Информационная технология"
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 7 августа 1996 г. N 504
Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта ИСО/МЭК 8073-92 "Информационная технология. Передача данных и обмен информацией между системами. Взаимосвязь открытых систем. Протокол для обеспечения услуг транспортного уровня в режиме с установлением соединения".
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Введение
Введение
Настоящий стандарт - один из совокупности стандартов, разработанных с целью обеспечения взаимосвязи систем обработки информации. Указанная совокупность стандартов распространяется на услуги и протоколы, необходимые для обеспечения такой взаимосвязи.
Место настоящего стандарта среди других стандартов указанной совокупности определено уровнями эталонной модели взаимосвязи открытых систем (ВОС) (ГОСТ 28906). Он наиболее тесно связан со стандартом по услугам транспортного уровня (ГОСТ 34.960) и относится к области его распространения. В стандарте использованы положения стандарта по услугам сетевого уровня (ГОСТ Р 34.915), имеются ссылки на этот стандарт и при решении задач протокола транспортного уровня учтены его положения и исходные предпосылки. Взаимоотношения между указанными стандартами показаны на рисунке 1.
Рисунок 1 - Взаимоотношения между протоколом транспортного уровня и услугами смежных уровней
Рисунок 1 - Взаимоотношения между протоколом транспортного уровня и услугами смежных уровней
Настоящий стандарт определяет общие правила кодирования данных и несколько классов протокольных процедур транспортного уровня, подлежащих использованию при различном качестве услуг сетевого уровня (УСУ).
Задача состоит в том, чтобы создать простой, но достаточно универсальный протокол транспортного уровня, который охватил бы весь возможный диапазон качества услуг, не налагая ограничений на будущие расширения.
Структура протокола учитывает введение различных его классов, которые предназначены для уменьшения возможных взаимных несовместимостей и затрат на реализацию.
Классы протокола выбирают относительно услуг транспортного и сетевого уровней с обеспечением качества услуг, необходимого для взаимодействия двух логических объектов сеансового уровня (с целью расширения качественных характеристик услуг каждый класс обеспечивает различный набор функций).
Настоящий стандарт определяет механизмы, которые могут быть использованы для оптимизации сетевых тарифов и улучшения следующих качественных характеристик услуг:
a) различные пропускные способности;
b) различные частоты появления ошибок;
c) требования к целостности данных;
d) требования к надежности.
Стандарт не требует, чтобы какая-либо его реализация использовала все эти механизмы, и не определяет методов измерения достигнутых значений качества услуг или критериев оценки той степени ухудшения качества услуг, при которой должно следовать разъединение соединения транспортного уровня (СТУ).
Основная цель настоящего стандарта состоит в том, чтобы определить набор правил обмена данными между равноуровневыми логическими объектами в виде конкретных процедур, реализуемых ими в процессе обмена данными. Эти правила должны обеспечить хорошую основу для дальнейшего развития протокола и служить различным целям, в частности:
a) в качестве руководства для проектировщиков и разработчиков;
b) для использования при тестировании и приобретении оборудования;
c) в качестве составной части соглашения о включении систем в область применения открытых систем;
d) в качестве пособия для лучшего понимания ВОС.
Предполагается, что первыми пользователями настоящего стандарта будут разработчики и проектировщики оборудования. В примечаниях и приложениях к стандарту приведены руководства по применению определяемых в нем процедур.
Следует заметить, что ввиду большого количества разрешенных протокольных процедур невозможно при существующей технологии удостовериться, что каждая реализация будет во всех случаях правильно работать по протоколу, определенному в настоящем стандарте. Методом тестирования можно убедиться в том, что в некоторых типовых применениях конкретная реализация работает в полном соответствии с протоколом. Ставится, однако, задача, чтобы в случае нарушения взаимодействия двух реализаций настоящий стандарт помог определить, какая из них (или обе одновременно) неправильно реализует (ют) протокол.
Отдельный раздел настоящего стандарта посвящен вопросам соответствия оборудования, претендующего на реализацию стандартизуемых здесь процедур. Для оценки соответствия конкретной реализации необходимо иметь констатацию всех реализованных функциональных и факультативных возможностей заданного протокола ВОС. Такая констатация называется "заявкой о соответствии реализации протоколу" (ЗСРП). Форма ЗСРП приведена в приложении С. При этом следует иметь ввиду, что настоящий стандарт не определяет методов проверок, подтверждающих такое соответствие.
Предусмотренные настоящим стандартом различные варианты и факультативные возможности имеют важное значение, поскольку они позволяют обеспечивать услуги транспортного уровня (УТУ) для самых различных применений при большом разнообразии качественных показателей сети. Оборудование, обладающее минимальным соответствием, не может быть использовано во всех возможных случаях. Поэтому важно, чтобы все ссылки на настоящий стандарт сопровождались сведениями об обеспечиваемых или требуемых факультативных возможностях либо сведениями о поставленных целях или необходимых потребностях.
1 НАЗНАЧЕНИЕ
Настоящий стандарт устанавливает:
a) пять классов процедур передачи данных и управляющей информации между логическими объектами транспортного уровня в режиме с установлением соединения при использовании услуг сетевого уровня (УСУ) в режиме с установлением соединения:
0 - простой класс;
1 - основной класс с восстановлением при ошибках;
2 - класс с мультиплексированием;
3 - класс с восстановлением при ошибках и с мультиплексированием;
4 - класс с обнаружением ошибок и с восстановлением;
b) один класс процедур (класс 4) для работы с УСУ в режиме с установлением соединения;
c) средства согласования класса процедур, подлежащего использованию логическими объектами транспортного уровня;
d) структуру и кодирование протокольных блоков данных транспортного уровня (ПБДТ), используемых для передачи данных и управляющей информации.
Процедуры определяются в понятиях:
- взаимодействий между равноуровневыми логическими объектами транспортного уровня путем обмена протокольными блоками данных транспортного уровня;
- взаимодействий между логическими объектами транспортного уровня и пользователем УТУ той же системы путем обмена примитивами УТУ;
- взаимодействий между логическими объектами транспортного уровня и поставщиком УСУ путем обмена примитивами УСУ.
Эти процедуры определены в основной части настоящего стандарта и дополнены таблицами состояний в приложении А.
Указанные процедуры применимы при обмене данными между системами, реализующими транспортный уровень эталонной модели ВОС и предназначенными для взаимодействия в среде открытых систем.
Настоящий стандарт устанавливает в разделе 14 аттестационные требования к системам, реализующим эти процедуры, и содержит форму ЗСРП, отвечающую установленным требованиям и руководящим материалам, приведенным в ГОСТ Р ИСО/МЭК 9646-2. Однако он не определяет проверочных тестов, которые можно было бы использовать для подтверждения соответствия.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 34.960-91 (ИСО 8072-86, Доп.1-86) Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Определение услуг транспортного уровня
ГОСТ 28906-91 (ИСО 7498-84, ИСО 7498-84, Доп.1-84) Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель
ГОСТ Р 34.915-92 (ИСО 8348-87, Доп.1-87) Системы обработки информации. Передача данных. Определение услуг сетевого уровня
ГОСТ Р ИСО/МЭК 9646-1-93 Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Методология и основы аттестационного тестирования ВОС. Часть 1. Общие принципы
ГОСТ Р ИСО/МЭК 9646-2-93 Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Методология и основы аттестационного тестирования ВОС. Часть 2. Спецификация комплекта абстрактных тестов
ИСО 7498-3-89* Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель. Часть 3. Присвоение имен и адресация
_________________
* До прямого применения данного документа в качестве государственного стандарта распространение его осуществляет секретариат ТК 22 "Информационная технология"
ИСО/МЭК 11570-92* Информационная технология. Передача данных и обмен информацией между системами. Взаимосвязь открытых систем. Механизм идентификации протоколов транспортного уровня
_________________
* До прямого применения данного документа в качестве государственного стандарта распространение его осуществляет секретариат ТК.22 "Информационная технология"
Рекомендация Х.224 МККТТ спецификация протоколов транспортного уровня взаимосвязи открытых систем для применения МККТТ.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3 Определения
Примечание - В определениях, содержащихся в настоящем разделе, использованы сокращения, приведенные в разделе 4.
3.1 Настоящий стандарт основан на концепциях, изложенных в ГОСТ 28906 и ИСО/МЭК 7498-3, и использует следующие определенные в нем термины:
a) сцепление и расцепление;
b) сегментирование и сборка;
c) мультиплексирование и демультиплексирование;
d) расщепление и рекомбинация;
e) управление потоком;
f) передача в режиме без установления соединения;
g) нулевое значение селектора.
3.2 В настоящем стандарте используются следующие термины и их определения.
3.2.1 Оборудование - аппаратные или программные средства, либо их сочетание; они не должны быть физически обособлены от вычислительной системы.
3.2.2 Пользователь услуг транспортного уровня - абстрактное представление совокупности тех логических объектов одной системы, которые пользуются услугами транспортного уровня.
3.2.3 Поставщик услуг сетевого уровня - с точки зрения транспортного уровня абстрактный автомат, который моделирует совокупность логических объектов, предоставляющих услуги сетевого уровня.
3.2.4 Частный вопрос - решение, принимаемое системой относительно ее поведения на транспортном уровне и не являющееся объектом требований настоящего протокола.
3.2.5 Инициатор - логический объект транспортного уровня, инициирующий ПБДТ "запрос соединения" (ЗС).
3.2.6 Ответчик - логический объект транспортного уровня, с которым инициатор желает установить СТУ.
Примечание - Определения инициатора и ответчика даны относительно одного СТУ. Логический объект транспортного уровня может быть одновременно и инициатором и ответчиком.
3.2.7 Передающий логический объект транспортного уровня - логический объект транспортного уровня, который передает данный ПБДТ.
3.2.8 Принимающий логический объект транспортного уровня - логический объект транспортного уровня, который принимает данный ПБДТ.
3.2.9 Предпочтительный класс - класс протокола, который инициатор помечает в ПБДТ ЗС как первый выбранный вариант для использования в данном СТУ.
3.2.10 Альтернативный класс - класс протокола, который инициатор помечает в ПБДТ ЗС как альтернативный выбранный вариант для использования в данном СТУ.
3.2.11 Предложенный класс - предпочтительный класс или альтернативный класс.
3.2.12 Выбранный класс - протокольный класс, который ответчик помечает в ПБДТ "подтверждение соединения" (ПС) как предложенный им класс для использования в данном СТУ.
3.2.13 Предложенный параметр - значение параметра, указанноe инициатором в ПБДТ ЗС как желаемое для использования в данном СТУ.
3.2.14 Выбранный параметр - значение параметра, указанное ответчиком в ПБДТ ЗС как выбранное им для использования в данном СТУ.
3.2.15 Индикация ошибки - примитив С-СБРОС индикация или С-РАЗЪЕДИНЕНИЕ индикация с кодом причины ошибки, поступающий к логическому объекту транспортного уровня от поставщика УТУ.
3.2.16 Недействительный ПБДТ - ПБДТ, не отвечающий требованиям настоящего стандарта в части его структуры и кодирования.
3.2.17 Протокольная ошибка - такой ПБДТ, использование которого не соответствует процедурам данного класса.
3.2.18 Порядковый номер -
a) номер в поле НР-ПБДТ блока ПБДТ "данные" (ДН), указывающий очередность, в которой ПБДТ ДН был передан логическим объектом транспортного уровня;
b) номера в поле НР-ОТВ блока ПБДТ ПД или ПБДТ "отклонение" (ОТК), указывающий порядковый номер следующего ПБДТ ДН, ожидаемого логическим объектом транспортного уровня.
3.2.19 Окно передачи - набор следующих подряд порядковых номеров, которые данный логический объект транспортного уровня может передать с разрешения равноуровневого логического объекта в определенный период времени по данному СТУ.
3.2.20 Нижняя граница окна - наименьший порядковый номер окна передачи.
3.2.21 Верхняя граница окна - порядковый номер, на единицу превышающий наибольший порядковый номер окна передачи.
3.2.22 Верхняя граница окна, представленная равноуровневому логическому объекту - значение, сообщаемое логическим объектом транспортного уровня равноуровневому логическому объекту в качестве новой верхней границы окна.
3.2.23 Закрытое окно - окно передачи, не содержащее порядковых номеров.
3.2.24 Информация об окне - информация, содержащаяся в ПБДТ относительно верхней и нижней границ окна.
3.2.25 Заблокированный указатель - указатель, не доступный для присвоения соединению по причине, указанной в 6.18.
3.2.26 Неприсвоенный указатель - указатель, который не находится в текущем использовании для идентификации СТУ или в заблокированном состоянии.
3.2.27 Прозрачные данные - данные пользователя - УТУ, передаваемые в целостном виде между логическими объектами транспортного уровня и не доступные для использования этими объектами.
3.2.28 Владелец (соединения сетевого уровня) - логический объект транспортного уровня, выдавший примитив С-СОЕДИНЕНИЕ запрос, который обусловил образование ССУ.
3.2.29 Хранимый ПБДТ - ПБДТ, являющийся объектом процедуры повторной передачи либо задержанный до выполнения процедуры подтверждения и доступный для возможной повторной передачи.
3.3 Настоящий стандарт использует следующие термины, определенные в ГОСТ Р 34.915:
a) услуга сетевого уровня в режиме с установлением соединения;
b) услуга сетевого уровня в режиме без установления соединения.
3.4 Настоящий стандарт использует следующие термины, определенные в ГОСТ Р ИСО/МЭК 9646-1:
a) форма ЗСРП;
b) заявка о соответствии реализации протоколу (ЗСРП).
4 Символы и сокращения
4.1 Блоки данных
ПБДТ - протокольный блок данных транспортного уровня
СБДС - сервисный блок данных сетевого уровня
СБДТ - сервисный блок данных транспортного уровня
4.2 Типы протокольных блоков данных транспортного уровня
ПБДТ ДН | - ПБДТ "данные" | |||
ПБДТ ЗР | - ПБДТ "запрос разъединения" | |||
ПБДТ ЗС | - ПБДТ "запрос соединения" | |||
ПБДТ ОТК | - ПБДТ "отказ" | |||
ПБДТ ОШ | - ПБДТ "ошибка" | |||
ПБДТ ПД | - ПБДТ "подтверждение данных" | |||
ПБДТ ПР | - ПБДТ "подтверждение разъединения" | |||
ПБДТ ПС | - ПБДТ "подтверждение соединения" | |||
ПБДТ ПСД | - ПБДТ "подтверждение срочных данных" | |||
ПБДТ СД | - ПБДТ "срочные данные" |
4.3 Поля ПБДТ
УД | - указатель длины (поле) | |||
ИД-ПДУТУ | - идентификатор пункта-доступа-к-услугам-транспортного-уровня (поле) | |||
КРД | - кредит (поле) | |||
КС | - метка "конец СБДТ" | |||
НР-ОТВ | - порядковый номер ответа (поле) | |||
НР-ПБДТ | - номер ПБДТ ДН (поле) | |||
НР-ПБДТ-СД | - номер ПБДТ СД (поле) | |||
НР-СПБДТ-ОТВ | - номер ответа ПБДТ СД (поле) | |||
УКАЗ-ОТП | - указатель отправителя (поле) | |||
УКАЗ-ПОЛ | - указатель получателя (поле) |
4.4 Времена и соответствующие переменные
| - локальное время между повторными передачами | |||
| - максимальное число передач | |||
| - временной предел указателей и порядковых номеров | |||
| - время неактивности | |||
| - время "окна" | |||
ТПС | - тайм-аут для попытки повторного прикрепления/повторной синхронизации | |||
ТОП | - тайм-аут ожидания повторного прикрепления/повторной синхронизации | |||
| - управляющий тайм-аут 1 | |||
| - управляющий тайм-аут 2 | |||
| - время существования СБДС в направлении от локального объекта к удаленному объекту | |||
| - время существования СБДС в направлении от удаленного объекта к локальному объекту | |||
| - ожидаемая максимальная транзитная задержка в направлении от локального объекта к удаленному объекту | |||
| - ожидаемая максимальная транзитная задержка в направлении от удаленного объекта к локальному объекту | |||
| - время продолжительности повторных передач | |||
| - время локального подтверждения | |||
- время удаленного подтверждения |
4.5 Разное
КУ | - качество услуг | |||
ПДУТУ | - пункт доступа к услугам транспортного уровня | |||
ПДУСУ | - пункт доступа к услугам сетевого уровня | |||
Пользователь-УТУ | - пользователь услуг транспортного уровня | |||
Поставщик-УСУ | - поставщик услуг сетевого уровня | |||
ССУ | - соединение сетевого уровня | |||
СТУ | - соединение транспортного уровня | |||
УСУ | - услуги сетевого уровня | |||
УСУ-УС | - услуги сетевого уровня в режиме с установлением соединения | |||
УСУ-БУС | - услуги сетевого уровня в режиме без установления соединения | |||
УТУ | - услуги транспортного уровня |
5 Общее описание протокола транспортного уровня
Примечание - Приводимое описание не является исчерпывающим и приводится в качестве руководящего пособия.
5.1. Услуги, предоставляемые транспортным уровнем
Протокол, устанавливаемый настоящим стандартом, обеспечивает услуги транспортного уровня, установленные ГОСТ 34.960.
Информация в направлении к пользователю - УТУ и от него передается в виде примитивов УТУ, перечисленных в таблице 1.
Таблица 1 - Примитивы услуг транспортного уровня
Примитивы | Параметры | |
Т-СОЕДИНЕНИЕ | запрос | Адрес вызываемого |
| индикация | Адрес вызывающего |
| Срочные данные (факультативно) | |
| Качество услуг | |
| Данные пользователя УТУ | |
Т-СОЕДИНЕНИЕ | ответ | Адрес отвечающего |
| подтверждение | Качество услуг |
| Срочные данные (факультативно) | |
| Данные пользователя УТУ | |
Т-ДАННЫЕ запрос индикация | Данные пользователя УТУ | |
Т-СРОЧНЫЕ-ДАННЫЕ запрос индикация | Данные пользователя УТУ | |
Т-РАЗЪЕДИНЕНИЕ запрос | Данные пользователя УТУ | |
Т-РАЗЪЕДИНЕНИЕ индикация | Причина разъединения | |
| Данные пользователя УТУ |
5.2 Услуги, ожидаемые от сетевого уровня
Протокол, устанавливаемый настоящим стандартом, предполагает использование услуг сетевого уровня, установленных ГОСТ Р 34.915.
При работе с УСУ-УС информация в направлении к поставщику УСУ и от него передается в виде примитивов УСУ, перечисленных в таблице 2а. При работе с УСУ-БУС информация в направлении к поставщику УСУ и от него передается в виде примитивов УСУ, перечисленных в таблице 2b.
Примечания
1 В таблице 2а перечислены параметры, используемые в УСУ-УС, определенных к настоящему времени в ГОСТ 34.915.
2 В таблице 2b перечислены параметры, используемые в УСУ-БУС, определенных к настоящему времени в ГОСТ 34.915.
3 Способ обмена параметрами между логическими объектами транспортного уровня и поставщиком УСУ является частным вопросом.
Таблица 2а - Примитивы услуг сетевого уровня в режиме с установлением соединения
Примитивы | X/Y | Параметры | Х/Y/W/Z |
С-СОЕДИНЕНИЕ запрос | Х | Адрес вызываемого | Х |
| | Адрес вызывающего | X |
индикация | Х | Выбор подтверждения приема | Y |
| | Выбор срочных данных | Y |
| | Набор параметров КУ | Х |
| | Данные пользователя УСУ | Z |
С-СОЕДИНЕНИЕ ответ | Х | Адрес отвечающего | Х |
подтверждение | Х | Выбор подтверждения приема | Y |
| | Выбор срочных данных | Y |
| | Набор параметров КУ | Х |
| | Данные пользователя УСУ | Z |
С-ДАННЫЕ запрос | Х | Данные пользователя УСУ | Х |
индикация | Х | Запрос подтверждения | Y |
С-ДАННЫЕ-ПОДТВЕРЖДЕНИЕ | | | |
запрос | Y | | |
индикация | Y | | |
С-СРОЧНЫЕ-ДАННЫЕ | | | |
запрос | Y | Данные пользователя УСУ | Y |
индикация | Y | | |
запрос | Х | Причина | W |
индикация | Х | Инициатор | W |
| | Причина | W |
С-СБРОС ответ | Х | - | |
подтверждение | Х | - | |
С-РАЗЪЕДИНЕНИЕ | | | |
запрос | Х | Причина | W |
| | Данные пользователя УСУ | Z |
| | Адрес отвечающего | Z |
индикация | Х | Инициатор | W |
| | Причина | W |
| | Данные пользователя УСУ | Z |
| | Адрес отвечающего | Z |
Таблица 2b - Примитивы услуг сетевого уровня в режиме без установления соединения
Примитивы | X/Y | Параметры | X/Y/W/Z |
С-БЛОК-ДАННЫХ | | | |
запрос | Х | Адрес отправителя | Х |
| | Адрес получателя | Х |
| | Качество услуг | Х |
| | Данные пользователя УСУ | Х |
| | Набор параметров КУ | Х |
индикация | Х | Адрес отправителя | Х |
| | Адрес получателя | Х |
| | Качество услуг | Х |
| | Данные пользователя УСУ | Х |
Обозначения к таблицам 2а и 2b: | ||||
- | протокол транспортного уровня исходит из предположения, что эта возможность обеспечивается во всех сетях; | |||
Y - | протокол транспортного уровня исходит из предположения, что эта возможность обеспечивается лишь в некоторых сетях и что предусмотрен механизм факультативного использования этой возможности; | |||
W - | использование этого параметра (например, для целей диагностики или решения вопроса о попытке повторной синхронизации) является частным вопросом; | |||
Z - | протокол транспортного уровня не использует этот параметр. |
5.3 Функции транспортного уровня
5.3.1 Общее описание функций
К функциям транспортного уровня относятся те, которые необходимы для устранения различий между услугами, доступными от сетевого уровня, и услугами, которые должны быть предоставлены пользователю УТУ.
Функции транспортного уровня касаются расширения качества услуг с учетом аспектов оптимизации стоимости.
Эти функции подразделяют на две группы: функции, используемые в течение всего времени существования СТУ, и функции, относящиеся к фазе установления соединения, передачи данных или разъединения соединения.
Примечание - Настоящий стандарт не распространяется на нижеперечисленные функции, вопрос о включении которых в одно из последующих изданий настоящего стандарта изучается:
a) шифрование данных;
b) механизмы учетных операций;
c) обмен информацией о состояниях и контроль КУ;
d) блокирование данных;
e) временное разъединение соединений сетевого уровня;
f) альтернативный алгоритм вычисления контрольной суммы.
5.3.1.1 Функции, используемые постоянно
В зависимости от выбранного класса протокола и выбранных факультативных возможностей те или иные из нижеперечисленных функций используются постоянно во время существования СТУ:
a) передача ПБДТ (см. 6.2 и 6.9);
b) мультиплексирование и демультиплексирование (см. 6.15) - функция, используемая только при работе с УСУ-УС для коллективного использования одного ССУ двумя или более СТУ;
c) обнаружение ошибок (см. 6.10, 6.13 и 6.17) - функция, используемая для обнаружения потерь, искажений, дублирований, нарушения порядка следования или доставки ПБДТ не по адресу;
d) восстановление при ошибках (см. 6.12, 6.14, 6.18-6.22) - функция, используемая для восстановления работоспособности после обнаружения ошибок и информирования о них.
5.3.1.2 Установление соединения
Назначение фазы установления соединения состоит в обеспечении СТУ между двумя пользователями УТУ. В этой фазе нижеперечисленные функции транспортного уровня согласовывают запрашиваемое пользователями УТУ качество услуг с качеством услуг, предлагаемых сетевым уровнем:
а) выбор УСУ, наилучшим образом соответствующих требованиям пользователя УТУ с учетом стоимости различных услуг только при работе С УСУ-УС (см. 6.5);
b) решение о необходимости мультиплексирования нескольких СТУ в одно ССУ (см. 6.5);
с) установление оптимального размера ПБДТ (см. 6.5);
d) выбор функций, необходимых для выполнения операций при входе в фазу передачи данных (см. 6.5);
e) преобразование адресов транспортного уровня в адреса сетевого уровня;
f) обеспечение средств определения различий между двумя СТУ (см. 6.5);
g) доставка данных пользователя УТУ (см. 6.5);
h) обмен значениями тайм-аутов неактивности (см. 6.5).
5.3.1.3 Передача данных
Назначение фазы передачи данных состоит в том, чтобы обеспечить дуплексный обмен блоками ПБДТ между двумя пользователями УТУ, взаимосвязанными через СТУ. Эта цель достигается путем двустороннего одновременного обмена данными и с помощью следующих функций, использование которых определяется при установлении соединения:
a) сцепление и расцепление (см. 6.4) - функция, используемая для объединения нескольких ПБДТ в один СБДС в передающем логическом объекте транспортного уровня и для выделения ПБДТ в принимающем логическом объекте транспортного уровня;
b) сегментирование и сборка (см. 6.3) - функция, используемая для разделения одного СБДТ на несколько ПБДТ в передающем логическом объекте транспортного уровня и для их сборки в первоначальный формат в принимающем логическом объекте транспортного уровня;
c) расщепление и рекомбинация (см. 6.23) - функция, обеспечивающая одновременное использование двух или более ССУ для поддержания одного и того же СТУ;
d) управление потоком (см. 6.16) - функция, используемая для регулирования потока ПБДТ между двумя логическими объектами транспортного уровня в одном СТУ;
e) идентификация транспортного соединения - средство однозначной идентификации СТУ между парой логических объектов транспортного уровня, поддерживающих между собой соединение в течение всего времени существования СТУ;
f) срочные данные (см. 6.11) - функция, используемая для обхода нормального потока ПБДТ. Поток срочных ПБДТ регулируется отдельной функцией управления потоком;
g) разграничение СБДТ (см. 6.3) - функция, используемая для определения начала и конца СБДТ.
5.3.1.4 Paзъединение
Задача фазы разъединения (см. 6.7 и 6.8) состоит в том, чтобы разъединить СТУ независимо от текущих операций.
5.4 Классы и факультативные функции при работе с УСУ-УС
5.4.1 Общие положения
Все функции транспортного уровня подразделяют на классы и факультативные функциональные возможности.
Класс определяет набор функций. К факультативным возможностям относятся такие функции в пределах класса, которые могут либо использоваться, либо не использоваться.
Настоящий стандарт определяет пять классов протокола:
0 - простой класс;
1 - основной класс с восстановлением при ошибках;
2 - класс с мультиплексированием;
3 - класс с восстановлением при ошибках и с мультиплексированием;
4 - класс с обнаружением ошибок и с восстановлением.
Примечания
1 СТУ классов 2-4 могут мультиплексироваться в одно и то же ССУ.
2 В классах 0-3 не определены механизмы обнаружения тех безуспешных передач по сети, о которых не было сообщено.
5.4.2 Согласование
Использование протокольных классов и факультативных функций согласовывается во время установления соединения. Выбор, производимый логическими объектами транспортного уровня, должен основываться на следующем:
a) требованиях пользователей-УТУ, выражаемых посредством сервисных примитивов Т-СОЕДИНЕНИЕ;
b) качестве доступных УСУ;
c) запрашиваемой пользователем услуге в сопоставлении с приемлемыми для пользователя УТУ затратами на нее.
5.4.3 Выбор соединения сетевого уровня
Ниже приведена классификация УСУ с точки зрения отношения требований пользователя к различным видам ошибок. Основная цель данной классификации состоит в том, чтобы обеспечить основу для принятия решения: какой из классов протокола транспортного уровня следует использовать для данного ССУ:
a) тип А - ССУ с приемлемым коэффициентом необнаруженных ошибок (например, не сообщаемых примитивами разъединения или сброса) и с приемлемой частотой сообщаемых ошибок;
b) тип В - ССУ с приемлемым коэффициентом необнаруженных ошибок (например, не сообщаемых примитивами разъединения или сброса), но с неприемлемой частотой сообщаемых ошибок;
c) тип С - ССУ с неприемлемым коэффициентом необнаруженных ошибок.
Предполагается, что каждый логический объект транспортного уровня осведомлен о качестве услуг, обеспечиваемом конкретными ССУ.
5.4.4 Характеристики класса 0
Класс 0 обеспечивает простейший тип СТУ и полностью совместим с рекомендацией Т.70 МККТТ для телетекстных терминалов.
Класс 0 предназначен для использования в ССУ типа А.
5.4.5 Характеристики класса 1
Класс 1 обеспечивает основное СТУ с минимальными вспомогательными операциями.
Основное назначение этого класса - восстановление работоспособности после разъединения или сброса СТУ.
Выбор этого класса обычно основывается на критерии надежности. Класс 1 предназначен для использования с ССУ типа В.
5.4.6 Характеристики класса 2
5.4.6.1 Общие положения
Класс 2 предусматривает способ мультиплексирования нескольких СТУ в одно ССУ. Данный класс предназначен для использования с ССУ типа А.
5.4.6.2 Использование явного управления потоком
Задача явного управления потоком состоит в том, чтобы помочь устранить перегрузки в оконечных точках СТУ и в ССУ. Обычно оно применяется при интенсивной и непрерывной нагрузке либо при интенсивном мультиплексировании. Применение управления потоком может оптимизировать времена ответа и использование ресурсов.
5.4.6.3 Неиспользование явного управления потоком
Задача состоит в том, чтобы обеспечить основное СТУ минимумом вспомогательных операций, используемых при необходимости явного разъединения СТУ. Эта факультативная возможность может использоваться для простых терминалов и при отсутствии необходимости мультиплексирования СТУ в ССУ. Срочные данные здесь никогда не передаются.
5.4.7 Характеристики класса 3
Класс 3 обеспечивает те же характеристики, что и класс 2, плюс возможность восстановления работы после разъединения или сброса СТУ. Выбор этого класса обычно основывается на критерии надежности. Класс 3 предназначен для использования с ССУ типа В.
5.4.8 Характеристики класса 4
Класс 4 обеспечивает те же характеристики, что и класс 3, плюс обнаружение ошибок, возникающих в результате низкого уровня обслуживания со стороны поставщика УСУ, и их устранение. Виды обнаруживаемых ошибок следующие: потеря ПБДТ, доставка ПБДТ с нарушением последовательности, дублирование ПБДТ и искажение ПБДТ. Эти ошибки могут влиять как на управляющие ПБДТ, так и на ПБДТ "данные".
Этот класс обеспечивает также повышение пропускной способности и дополнительную устойчивость при неисправностях сети.
Он предназначен для использования с ССУ типа С.
5.5 Характеристики класса 4 протокола транспортного уровня при работе с УСУ-БУС
При работе с УСУ-УС класс 4 протокола транспортного уровня обеспечивает возможность управления потоком между взаимодействующими равноправными логическими объектами транспортного уровня с целью обнаружения и восстановления ошибок, возникающих в результате низкого качества услуг сетевого уровня, и повышения устойчивости к неисправностям равноправных логических объектов. К обнаруживаемым видам ошибок относятся: потери ПБДТ, доставка ПБДТ вне последовательности, дублирование ПБДТ и искажение ПБДТ. Эти ошибки могут появляться в управляющих и информационных ПБДТ.
Примечание - Логический объект транспортного уровня не способен различать ошибки УСУ и неисправности равноправных логических объектов, кроме случаев использования некоторых факультативных локальных средств в случае неисправности в локальном интерфейсе с УСУ (например, при неисправности локального приемопередатчика в локальных вычислительных сетях).
Относительно возможностей логического объекта сетевого уровня соблюдать требования к услугам, задаваемые в примитиве С-БЛОК-ДАННЫХ, никаких указаний со стороны логического объекта транспортного уровня нет. Однако, как частное решение, можно возложить на логические объекты транспортного уровня ответственность за доступность и характеристики (КУ) УСУ-БУС, поскольку благодаря особенностям УСУ-БУС соответствующие логические ассоциации ПДУСУ существуют и могут быть распознаны логическими объектами сетевого уровня.
5.6 Модель транспортного уровня
Логический объект транспортного уровня взаимодействует со своими пользователями УТУ через один или несколько ПДУТУ посредством сервисных примитивов в соответствии с определением УТУ (см. ГОСТ 34.960). Сервисные примитивы могут быть причиной или результатом обменов ПБДТ между равноуровневыми логическими объектами транспортного уровня, поддерживающими СТУ. Такие протокольные обмены осуществляются с использованием УСУ, определенных в ГОСТ Р 34.915, через один или несколько ПДУСУ.
Оконечные пункты СТУ идентифицируются в оконечных системах внутренним зависящим от реализации механизмом таким образом, что пользователь УТУ и логический объект транспортного уровня могут обращаться к любому СТУ.
Рисунок 2 - Модель транспортного уровня
Рисунок 2 - Модель транспортного уровня
Примечание - Для наглядности на рисунке 2 показано только по одному ПДУТУ и ПДУСУ для каждого логического объекта транспортного уровня. В некоторых случаях с конкретным логическим объектом транспортного уровня могут быть связаны несколько ПДУТУ и/или несколько ПДУСУ.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОТОКОЛА ТРАНСПОРТНОГО УРОВНЯ
6 Элементы процедуры
В данном разделе определены элементы процедуры, используемые при спецификации классов протокола (разделы 7-12). Сами по себе эти элементы не имеют смысла.
Рассматриваемые процедуры определяют передачу ПБДТ, структура и кодирование которых определены в разделе 13. Логические объекты транспортного уровня должны принимать любые ПБДТ, полученные в действительных СБДС, и выдавать на них ответы, и могут выдавать ПБДТ, которые инициируют конкретные определяемые в данном разделе элементы процедур.
Примечание - В тех случаях, когда сервисные примитивы, ПБДТ, а также используемые параметры не являются существенными для данного элемента процедуры, они не включаются в спецификацию.
6.1 Использование услуг сетевого уровня
6.1.1 Прикрепление к ССУ при работе с УСУ-УС
Эти процедуры используются только при работе с УСУ-УС.
6.1.1.1 Назначение
Данная процедура используется во всех классах протокола для прикрепления СТУ к ССУ.
6.1.1.2 Примитивы услуг сетевого уровня
Данная процедура использует следующие примитивы УСУ:
a) С-СОЕДИНЕНИЕ;
b) С-РАЗЪЕДИНЕНИЕ.
6.1.1.3 Процедура
Каждое СТУ должно быть прикреплено к ССУ. Инициатор может прикрепить СТУ к уже существующему ССУ, владельцем которого он является, или к новому ССУ (см. примечание 1), которое он создает для этой цели.
Инициатор не должен прикреплять или повторно прикреплять СТУ к существующему ССУ, если предполагаемый(е) или используемый(е) протокольный(е) класс(ы) для данного СТУ несовместим(ы) с текущим использованием ССУ с точки зрения мультиплексирования (см. примечание 2).
При выполнении процедур повторной синхронизации (см. 6.14) и повторного прикрепления после неисправности (см. 6.12) инициатор может повторно прикрепить СТУ к другому ССУ, соединяющему те же ПДУСУ, при условии, что он является владельцем данного ССУ, и что СТУ прикрепляется в данный момент времени только к одному ССУ.
При выполнении процедуры расщепления (см. 6.23) логический объект транспортного уровня может прикрепить СТУ к любому другому ССУ, соединяющему те же ПДУСУ, при условии, что он является владельцем данного ССУ и что либо данное ССУ не использует другого прикрепленного к нему СТУ, либо в данном ССУ возможно мультиплексирование.
Логический объект транспортного уровня, который не инициирует прикрепление, информируется о прикреплении СТУ при получении:
а) ПБДТ ЗС во время выполнения процедуры установления соединения (см. 6.5) или
b) ПБДТ ОТК либо повторно переданного ПБДТ ЗС или ЗР во время повторной синхронизации (см. 6.14) и повторного прикрепления после неисправности (см. 6.12), или
c) любого ПБДТ при использовании расщепления (см. 6.23).
Примечания
1 При создании нового ССУ запрашиваемое КУ является частным вопросом, хотя оно обычно обусловливается требованиями СТУ, которое(ые) должно(ы) быть прикреплено(ы) к нему.
2 Существующее ССУ также может оказаться непригодным, если, например, запрошенное КУ для СТУ не может быть обеспечено путем использования или расширения возможностей ССУ.
3 ССУ, не имеющее прикрепленного(ых) к нему СТУ, может стать доступным либо после его начального установления, либо при разъединении всех ССУ, ранее прикрепленных к данному СТУ. Рекомендуется, чтобы правом разъединения ССУ обладал только его владелец. Кроме того, рекомендуется не разъединять ССУ сразу после передачи по данному СТУ последнего ПБДТ либо после передачи ПБДТ ЗР в ответ на ПБДТ ЗС или ПБДТ ПР в ответ на ПБДТ ЗР. Создаваемая задержка позволяет соответствующему ПБДТ достигнуть другого логического объекта транспортного уровня, освобождая при этом все ресурсы, связанные с рассматриваемым СТУ.
4 После появления неисправности ССУ все ранее мультиплексированные СТУ могут быть прикреплены к другим ССУ и наоборот.
6.1.2 Передача с использованием УСУ-БУС
Данная процедура используется только при работе УСУ-БУС.
6.1.2.1 Назначение
Данная процедура используется для передачи ПБДТ при работе с УСУ-БУС.
6.1.2.2 Примитивы услуг сетевого уровня
Данная процедура использует следующий примитив УСУ:
С-БЛОК-ДАННЫХ.
6.1.2.3 Процедура
Каждый ПБДТ должен передаваться при единичном привлечении УСУ-БУС по предварительно установленной ассоциации между парой ПДУСУ. Эта ассоциация рассматривается логическими объектами транспортного уровня как постоянно установленная и доступная.
6.2 Передача ПБДТ
6.2.1 Назначение
Процедура передачи ПБДТ используется во всех классах протокола для передачи ПБДТ в полях данных пользователя примитивов УСУ.
6.2.2 Примитивы УСУ
Данная процедура использует следующие примитивы УСУ при работе с УСУ-УС:
а) С-ДАННЫЕ;
b) С-СРОЧНЫЕ-ДАННЫЕ.
Данная процедура использует следующий примитив УСУ при работе с УСУ-БУС:
С-БЛОК-ДАННЫХ.
6.2.3 Процедура
Определенные для данного протокола ПБДТ перечислены в 4.2.
При работе с УСУ-БУС логические объекты транспортного уровня должны передавать и принимать все ПБДТ в виде параметров "данные пользователя УСУ" примитивов С-БЛОК-ДАННЫХ.
При работе с УСУ-УС и если для класса 1 выбран сетевой срочный вариант, логические объекты транспортного уровня должны передавать и принимать ПБДТ СД и ПБДТ ПСД в виде параметров "данные пользователя-УСУ" примитивов С-СРОЧНЫЕ-ДАННЫЕ.
Во всех других случаях логические объекты транспортного уровня должны передавать и принимать ПБДТ в виде параметров "данные пользователя УСУ" примитивов С-ДАННЫЕ.
Если ПБДТ содержится в параметре "данные пользователя УСУ", то значимость бит октетов и последовательность октетов в ПБДТ должны соответствовать 13.2.
Примечание - ПБДТ могут подвергаться сцеплению (см. 6.4).
6.3 Сегментирование и сборка.
6.3.1 Назначение
Процедура сегментирования и сборки используется во всех классах протокола для преобразования СБДТ в ПБДТ.
6.3.2 Используемые ПБДТ и параметр
Данная процедура использует следующий ПБДТ и параметр:
ПБДТ ДН
- конец СБДТ.
6.3.3 Процедура
Логический объект транспортного уровня может преобразовать СБДТ в один или упорядоченную последовательность нескольких ПБДТ ДН. Эта последовательность не должна прерываться другими ПБДТ ДН в том же СТУ.
Во всех ПБДТ ДН, кроме последнего в последовательности из нескольких ПБДТ, длина данных должна быть больше нуля.
Примечания
1 Параметр КС в ПБДТ ДН определяет наличие или отсутствие в данной последовательности последующих ПБДТ ДН.
2 Не требуется, чтобы ПБДТ ДН имели максимальную длину, выбранную во время установления соединения.
6.4 Сцепление и разделение
6.4.1 Назначение
Процедура сцепления и разделения используется в классах протокола 1-4 для передачи нескольких ПБДТ в одном СБДС.
6.4.2 Процедура
Логический объект транспортного уровня может сцеплять друг с другом ПБДТ одного и того же или различных СТУ при сохранении порядка следования ПБДТ в данном СТУ, совместимого с протокольными операциями.
Действительный набор сцепленных ПБДТ может содержать:
a) любое число различных ПБДТ из следующего перечня: ПД, ПСД, ОТК, ОШ, ПР при условии, что эти ПБДТ поступают из различных СТУ;
b) не более одного ПБДТ из следующего перечня: ЗС, ЗР, ПС, ДН, СД; при наличии такого ПБДТ он помещается последним в наборе сцепленных ПБДТ.
Логический объект транспортного уровня должен принимать действительный набор сцепленных ПБДТ.
Примечания
1 Блоки ПБДТ в сцепленном наборе могут различаться с помощью параметра "указатель длины".
2 Конец ПБДТ, содержащего данные, указывается окончанием СБДС.
3 При работе с УСУ-УС число сцепленных ПБДТ, указанных в 6.4.2а, ограничивается максимальным числом СТУ, которые мультиплексируются вместе, кроме случая прикрепления или повторного прикрепления.
При работе с УСУ-БУС число сцепленных ПБДТ ограничивается числом СТУ, установленных между двумя ПДУСУ, и/или максимально возможным размером СБДС.
6.5 Установление соединения
6.5.1 Назначение
Процедура установления соединения используется во всех классах протокола с целью организации нового СТУ.
6.5.2 Примитивы УСУ
При работе с УСУ-УС данная процедура использует следующий примитив УСУ:
С-ДАННЫЕ.
При работе с УСУ-БУС данная процедура использует следующий примитив УСУ:
С-БЛОК-ДАННЫХ.
6.5.3 Используемые ПБДТ и параметры
Данная процедура использует следующие ПБДТ и параметры:
a) ПБДТ ЗС:
КРД,
УКАЗ-ПОЛ (устанавливается в ноль),
УКАЗ-ОТП,
КЛАСС и ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ (например, предпочтительный класс, использование расширенного формата, неиспользование явного управления потоком в классе 2),
идентификатор вызывающего ПДУТУ,
идентификатор вызываемого ПДУТУ,
длина ПБДТ (предложенная),
предпочтительный максимальный размер ПБДТ (предложенный),
номер версии,
параметр защиты,
контрольная сумма,
выбор дополнительной факультативной функции (например, использование срочного сетевого варианта в классе 1, использование подтверждения приема в классе 1, неиспользование контрольной суммы в классе 4, использование услуги передачи срочных данных транспортного уровня, использование избирательного подтверждения, использование подтверждения запроса),
альтернативный(ые) класс(ы) протокола,
время подтверждения,
время неактивности,
пропускная способность (предложенная),
коэффициент необнаруженных ошибок (предложенный),
приоритет (предложенный),
транзитная задержка (предложенная),
время повторного прикрепления,
данные пользователя;
b) ПБДТ ПС:
КРД,
УКАЗ-ПОЛ,
УКАЗ-ОТП,
КЛАСС и ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ (выбранные),
идентификатор вызывающего ПДУТУ,
идентификатор вызываемого ПДУТУ,
длина ПБДТ (выбранная),
предпочтительный максимальный размер ПБДТ (предложенный),
параметр защиты,
контрольная сумма,
выбор дополнительной факультативной функции (выбранная),
время подтверждения,
время неактивности,
пропускная способность (выбранная),
коэффициент необнаруженных ошибок (выбранный),
приоритет (выбранный),
транзитная задержка (выбранная),
данные пользователя.
6.5.4 Процедура при работе с УСУ-УС
Соединение транспортного уровня устанавливается путем передачи ПБДТ ЗС от одного логического объекта транспортного уровня (инициатора) к другому логическому объекту транспортного уровня (ответчику), который выдает в ответ ПБДТ ПС.
Перед передачей ПБДТ ЗС инициатор прикрепляет установленное СТУ к одному (или нескольким в случае использования процедуры расщепления) ССУ. Именно по этому набору ССУ передаются ПБДТ.
Примечание - Даже если инициатор прикрепляет СТУ более чем к одному ССУ, все ПБДТ ЗС (если они передаются повторно) либо ПБДТ ЗР вместе с УКАЗ-ПОЛ, равным нулю, которые выдаются до получения ПБДТ ПС, должны передаваться по одному и тому же ССУ, если только не получен примитив С-РАЗЪЕДИНЕНИЕ индикация. (Это необходимо потому, что удаленный логический объект может не обеспечивать класс 4 протокола и следовательно, может не распознать расщепления.) Если инициатор организовал другие прикрепления, он должен использовать их только после получения ПБДТ ПС, соответствующего классу 4 (см. также процедуру расщепления 6.23).
В процессе такого обмена должна передаваться или согласовываться вся информация и параметры, необходимые для работы логических объектов транспортного уровня.
Примечание - За исключением класса 4, рекомендуется, чтобы одновременно с передачей ПБДТ ЗС инициатор начинал отсчет факультативного тайм-аута ТУ1. Отсчет этого тайм-аута должен быть прекращен, когда соединение будет признано либо принятым, либо отклоненным, либо безуспешным. При истечении тайм-аута инициатор должен сбросить или разъединить ССУ, а в классах 1 и 3 заблокировать указатель (см. 6.18). Для всех других СТУ, мультиплексированных в одно и то же ССУ, должны использоваться процедуры сброса или разъединения в зависимости от обстоятельств.
При получении не ожидавшегося дубликата ПБДТ ЗС (с указанием класса 4 в качестве предпочтительного) он должен быть проигнорирован в классах 0-3, а в классе 4 на него должен быть передан ответ ПБДТ ПС.
После приема ПБДТ ПС для класса, который обеспечивает процедуру сохранения блоков ПБДТ до получения подтверждения приема ПБДТ, инициатор должен подтвердить ПБДТ ПС в соответствии с таблицей 5 (см. 6.13).
Если принят (возможно только для класса 1) сетевой срочный вариант срочной передачи данных (см. 6.11), ответчик не должен передавать ПБДТ СД до получения подтверждения ПБДТ ПС.
Осуществляется обмен следующей информацией:
a) Указатели. Каждый логический объект транспортного уровня выбирает указатель, подлежащий использованию равноуровневым логическим объектом, длина которого 16 бит, а содержимое произвольное, за исключением следующих ограничений:
1) он не должен уже находиться в пользовании или в заблокированном состоянии (см. 6.18),
2) он не должен быть нулевым.
Этот механизм является симметричным и обеспечивает идентификацию СТУ независимо от ССУ. Диапазон указателей, используемых для СТУ в данном логическом объекте транспортного уровня, является частным вопросом.
b) Идентификаторы ИД вызывающего и вызываемого ПДУТУ (факультативные). Если любой сетевой адрес однозначно определяет адрес транспортного уровня, то эта информация может не передаваться.
c) Первоначальный кредит. Относится только к тем классам, которые содержат функцию явного управления потоком.
d) Данные пользователя. Отсутствуют, если предпочтительным является класс 0 (см. примечание). В других классах их длина может быть до 32 октетов.
Примечание - Если действительный ответ указывает класс 0 в соответствии с таблицей 3, то включение в ПБДТ ЗС данных пользователя может привести к отказу отвечающего объекта от соединения (например, если он обеспечивает только класс 0).
e) Время подтверждения. Только в классе 4.
f) Параметр контрольной суммы. Только в классе 4.
g) Параметр защиты. Этот параметр и его семантика определяются пользователем.
i) Время неактивности. Только в классе 4. Параметр "время неактивности" не должен вводиться в состав ПБДТ ПС, если он отсутствовал в соответствующем ПБДТ ЗС.
Согласованию подлежит следующее.
j) Класс протокола. Инициатор должен предложить предпочтительный класс и может предложить любое число альтернативных классов, допускающих действительный ответ в соответствии с таблицей 3. При передаче ПБДТ ЗС инициатор должен, исходя из того, что его предпочтительный класс будет согласован, начать выполнение процедур этого класса кроме случаев, когда альтернативными являются классы 0 и 1; мультиплексирование не должно начинаться до приема ПБДТ ПС, выбирающего использование класса 2, 3 или 4.
Таблица 3 - Действительные ответы, соответствующие предпочтительному и любому из альтернативных классов, предложенных в ПБДТ ЗС
| Альтернативный класс | |||||
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | Никакой |
0 | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | 0 |
1 | 1 или 0 | 1 или 0 | Н/Д | Н/Д | Н/Д | 1 или 0 |
2 | 2 или 0 | Н/Д | 2 | Н/Д | Н/Д | 2 |
3 | 3, 2 | 3, 2, 1 | 3 или 2 | 3 или 2 | Н/Д | 3 или 2 |
4 | 4, 2 | 4, 2, 1 | 4 или 2 | 4, 3 | 4 или 2 | 4 или 2 |
Обозначение: Н/Д - недействительный
Примечание - Это означает, например, что если предпочтительный класс предусматривает повторную синхронизацию (см. 6.14), то повторная синхронизация произойдет, если во время установления соединения будет передан сброс.
Ответчик должен выбрать один из классов, указанных в таблице 3, как действительный ответ, соответствующий предпочтительному классу и классу(ам), содержащемуся(имся) в параметре альтернативных классов ПБДТ ЗС. Он должен указать выбранный класс ПБДТ ПС и действовать в соответствии с процедурами этого класса.
Если предпочтительный класс не выбран, то при приеме ПБДТ ПС инициатор должен приспособить свои операции к процедурам выбранного класса.
Примечания
1 Действительные ответы, указанные в таблице 3, являются результатом как явного согласования, при котором действительным ответом является каждый из предлагаемых классов, так и неявного согласования, при котором:
a) если предлагается класс 3 или 4, то действительным ответом будет класс 2;
b) если предлагается класс 1, то действительным ответом будет класс 0.
2 Согласование перехода от класса 2 к классу 1, а также от любого класса к более высокому классу не разрешается.
3 Избыточные комбинации не являются протокольной ошибкой.
k) Длина ПБДТ. Инициатор может предложить максимальную длину ПБДТ, а ответчик может либо принять это значение, либо предложить из набора доступных значений любое другое значение в диапазоне между 128 и предложенным значением (см. 13.3.4b).
Примечание - Длина ПБДТ ЗС не должна превышать 128 октетов (см. 13.3).
m) Предпочтительная максимальная длина ПБДТ. Значение этого параметра, умноженное на 128, создает предложенное или максимально приемлемое значение длины ПБДТ в октетах. Инициатор может предложить предпочтительную максимальную длину ПБДТ, а ответчик может либо принять это значение, либо выдать в ответ меньшее значение.
Примечание - Если этот параметр используется в ПБДТ ЗС также при отсутствии параметра "длина ПБДТ", то это может привести к выбору максимальной длины ПБДТ в 128 октетов, если удаленный логический объект не распознает параметра "предпочтительная длина ПБДТ". Поэтому рекомендуется, чтобы оба эти параметра входили в ПБДТ ЗС.
Если параметр "предпочтительная длина ПБДТ" имеется в ПБДТ ЗС, ответчик должен:
- либо проигнорировать этот параметр и следовать согласованной длине ПБДТ согласно определению в 6.5.4k;
- либо использовать этот параметр для определения максимальной длины ПБДТ, запрошенной инициатором, и проигнорировать параметр "длина ПБДТ". В этом случае ответчик должен использовать параметр "предпочтительная длина ПБДТ" в ПБДТ ПС и не включать в ПБДТ ПС параметр "длина ПБДТ".
Если параметр "предпочтительная длина ПБДТ" отсутствует в ПБДТ ЗС, то его не следует включать в соответствующий ПБДТ ПС. В этом случае длина ПБДТ согласовывается согласно 6.5.4k.
n) Обычный или расширенный формат. Доступен любой из форматов: обычный или расширенный. При использовании расширенного формата применяются параметры КРД, НР-ПБДТ, НР-ПБДТ-СД, НР-ОТВ и НР-СПБДТ-ОТВ.
р) Выбор контрольной суммы. Эта информация определяет, должна или не должна контрольная сумма входить в состав ПБДТ данного соединения.
q) Параметры качества услуг. Определяют пропускную способность, транзитную задержку, приоритет и коэффициент необнаруженных ошибок.
Примечание - УТУ определяют транзитную задержку как параметр, требующий предварительного установления средней длины СБДТ в качестве основы для любой спецификации. Данный протокол, как указано в 13.3.4р, использует СБДТ длиной 128 октетов. Переход к спецификациям, основанным на некоторых других значениях, является частным вопросом.
r) Неиспользование явного управления потоком в классе 2.
s) Использование подтверждения приема на сетевом уровне и сетевой срочный вариант при необходимости использования класса 1.
t) Использование услуги передачи срочных данных. Позволяет обоим пользователям-УТУ согласовывать вопрос использования услуги передачи срочных данных в соответствии с определениями УТУ (см. ГОСТ 34.960).
u) Использование избирательного подтверждения. Позволяет логическим объектам транспортного уровня принимать решение о необходимости использования процедур, которые допускают подтверждение ПБДТ ДН, полученных вне последовательности (только в классе 4).
v) Использование подтверждения запроса. Позволяет обоим логическим объектам транспортного уровня согласовывать решение об использовании или неиспользовании услуги подтверждения запроса, определенной в 6.13.4.2 (только в классах 1, 3, 4).
Следующая информация передается только в ПБДТ ЗС.
w) Номер версии. Определяет версию стандартного протокола транспортного уровня, используемого для данного соединения.
х) Параметр "время повторного прикрепления". Определяет время участия инициатора в процедуре повторного прикрепления после процедуры восстановления неисправности. Правила согласования факультативных функций таковы, что инициатор может предлагать либо использовать такую функцию, либо не использовать ее. Ответчик может либо принять предложенный выбор, либо указать альтернативный вариант, как определено в таблице 4.
Таблица 4 - Согласование факультативных функций во время установления соединения
Факультативная функция | Предложение инициатора | Правильный выбор ответчика |
УТУ передачи срочных данных (только классы 1-4) | Да | Да или нет |
Нет | Нет | |
Использование подтверждения приема (только класс 1) | Да | Да или нет |
Нет | Нет | |
Использование сетевого срочного варианта (только класс 1) | Да | Да или нет |
Нет | Нет | |
Неиспользование контрольной суммы (только класс 4) | Да | Да или нет |
Нет | Нет | |
Неиспользование явного управления потоком (только класс 2) | Да | Да или нет |
| Нет | Нет |
Использование расширенного формата (только классы 2-4) | Да | Да или нет |
Нет | Нет | |
Использование избирательного подтверждения (только класс 4) | Да | Да или нет |
Нет | Нет | |
Использование подтверждения запроса (только классы 1, 3, 4) | Да | Да или нет |
Нет | Нет |
Примечание - В таблице 4 указаны процедуры согласования факультативных функций. Согласование организовано таким образом, что если инициатор предлагает обязательную реализацию факультативной функции, определенной в разделе 14, то ответчик должен согласиться с использованием этой функции в данном СТУ, за исключением использования услуги по передаче срочных данных, которая может быть отклонена пользователем-УТУ. Если инициатор предлагает необязательное использование факультативной функции, то ответчику предоставляется право выбора в части обязательности ее реализации в данном СТУ.
Если параметр (который для данного(ых) класса(ов) является действительным) отсутствует, но рекомендуемое его значение определено в настоящем стандарте, то эта ситуация эквивалентна наличию данного параметра с рекомендуемым значением.
Каждый раз, когда в классе 2 логический объект транспортного уровня запрашивает или согласовывает услугу передачи срочных данных или услугу с использованием расширенных форматов, он должен также запрашивать или согласовывать, соответственно, использование явного управления потоком.
6.5.5 Процедуры при работе с УСУ-БУС
Соединение транспортного уровня устанавливается одним логическим объектом транспортного уровня (инициатором), передающим ПБДТ ЗС другому логическому объекту транспортного уровня (ответчику), который выдает в ответ ПБДТ ПС. В процессе таких передач должен осуществляться обмен информацией и параметрами, необходимыми для работы логических объектов транспортного уровня, и осуществляться согласование этих параметров. В случае поступления неожидаемого дубликата ПБДТ ЗС (с указанием класса 4 в качестве предпочтительного) в ответ должен быть выдан ПБДТ ПС.
После получения ПБДТ ПС инициатор должен выдать на него подтверждение в соответствии с таблицей 5 (см. 6.13).
Осуществляется обмен следующей информацией: