ГОСТ Р ИСО 3874-2002
Группа Д88
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНТЕЙНЕРЫ ГРУЗОВЫЕ СЕРИИ 1
Перегрузка и крепление
Series 1 freight containers. Handling and securing
ОКС 55.180.10
ОКП 31 7700
Дата введения 2003-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом промышленного транспорта (ЗАО "Промтрансниипроект") и Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 246 "Контейнеры"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 15 мая 2002 года N 184-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 3874-88 "Контейнеры грузовые серии 1. Перегрузка и крепление"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает методы перегрузки и крепления грузовых контейнеров серии 1 (далее - контейнеров) на транспортных средствах и определяет основные принципы обеспечения безопасной эксплуатации контейнеров на всех видах наземного и водного транспорта.
Методы перегрузки и крепления устанавливаются как для загруженных, так и для порожних контейнеров. Способы подъема различных типов загруженных и порожних контейнеров приведены в разделе 6.
Все требования настоящего стандарта являются обязательными.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения
ГОСТ Р 51891-2002 (ИСО 1161-84) Контейнеры грузовые серии 1. Фитинги угловые. Технические условия
3 Определения
В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями по [1], а также приведенные ниже:
3.1 порожний контейнер: Контейнер в состоянии тары.
3.2 загруженный контейнер: Контейнер не в состоянии тары.
3.3 эксцентриситет центра тяжести: Продольное и/или поперечное горизонтальное расстояние между положением центра тяжести контейнера (порожнего или загруженного, с фитингами и приспособлениями или без них) и геометрическим центром диагоналей между четырьмя нижними угловыми фитингами.
3.4 подвижный центр тяжести: Центр тяжести контейнера с жидкими, насыпными и подвешенными грузами или аналогичными грузами, способными перемещаться под динамическим воздействием.
3.5 устройство крепления контейнеров (УКК): Устройство, используемое для крепления контейнеров.
Примечание - УКК находятся в прямом контакте с угловыми фитингами контейнера или между транспортным средством и угловыми фитингами контейнера.
4 Основные требования
4.1 Общие положения
Следует учитывать условия, при которых возникают нагрузки на контейнеры или устройства перегрузки и крепления контейнеров. Необходимо учитывать износ контейнеров или устройств, ослабление или чрезмерное натяжение устройств, неустойчивость груза в контейнере, смещение центра тяжести груза, а также неблагоприятные условия окружающей среды, такие как сильный ветер, воздействие волн, лед и т.д.
Примечание - Неустойчивость груза - это общее понятие, включающее смещение картонных коробок, смещение и усадку навалочных грузов и жидкостей, находящихся в контейнере и т.д.
4.1.1 Следует руководствоваться требованиями всех национальных и международных правил.
4.1.2 Контейнеры и любое оборудование, используемое при работе с ними, должны содержаться в исправном состоянии.
4.1.3 Двери, крышки, тенты, съемные или складные части и любое съемное оборудование должны быть надлежащим образом закреплены.
4.1.4 Весь персонал, занятый перегрузкой и креплением контейнеров, должен пройти инструктаж, особенно по охране труда.
4.1.5 До проведения операций с контейнером необходимо знать, пуст контейнер или загружен; если это не установлено, с контейнером следует обращаться как с загруженным.
4.1.6 При сильном ветре и других неблагоприятных условиях окружающей среды, которые могут оказывать существенное воздействие на перегрузочное оборудование, должны быть принять дополнительные меры предосторожности.
4.2 Загрузка и разгрузка
4.2.1 Загрузка, разгрузка и, при необходимости, крепление груза в контейнере должны выполняться в соответствии с рекомендациями так, чтобы груз не создавал нагрузок, превышающих те, на которые рассчитан контейнер, а также в соответствии с требованиями, приведенными в 4.2.2-4.2.4.
4.2.2 Оборудование, используемое при загрузке и разгрузке контейнера, не должно создавать нагрузок, превышающих те, на которые он рассчитан.
4.2.3 Общая масса всех грузовых единиц, загруженных в контейнер, включая подстилочный и сепарационный материалы, крепежное и другое подобное оборудование, не должна превышать максимальной допустимой массы, т.е. разницы между максимальными допустимыми массами загруженного и порожнего контейнера.
4.2.4 Груз должен быть распределен внутри контейнера таким образом, чтобы центр тяжести загруженного контейнера располагался как можно ближе к середине груза и как можно ниже, чтобы избежать:
- чрезмерного поперечного наклона;
- чрезмерных нагрузок в конструкции контейнера или применяемого оборудования;
- превышения нагрузки на ось транспортного средства;
- снижения поперечной устойчивости транспортного средства;
- непредусмотренной концентрации нагрузки.
Положение центра тяжести по длине загруженного контейнера зависит от распределения груза внутри него. Например, если 60% массы груза размещено на 50% длины контейнера, измеренной от одного из торцов контейнера (рисунок 1), то отклонение центра тяжести от середины контейнера составит 5%.
Рисунок 1 - Распределение нагрузки
Рисунок 1 - Распределение нагрузки
4.3 Укладка и крепление груза в контейнере (рисунок 1)
Груз должен быть размещен и закреплен таким образом, чтобы предотвратить повреждения, которые могут произойти в результате динамических воздействий, возникающих при перегрузке и транспортировании контейнера.
5 Перегрузка
5.1 Перегрузка контейнеров допускаемыми способами подъема
5.1.1 Следует убедиться, что используемое оборудование соответствует по грузоподъемности массе брутто контейнера и надежно присоединено к контейнеру, а контейнер свободен для перемещения.
5.1.2 В случае подъема за один фитинг особое внимание должно быть обращено на опасность опрокидывания контейнера вследствие смещенного центра тяжести.
5.1.3 Особое внимание следует уделить подъему контейнеров со смещенным или подвижным центром тяжести, таких как: контейнеры-цистерны, контейнеры с вкладным мешком для наливных грузов, контейнеры с подвешенным грузом, изотермические контейнеры с холодильной установкой (встроенной или навесной).
5.2 Перегрузка контейнеров иными способами подъема
5.2.1 Контейнеры могут быть перегружены иными способами подъема, помимо указанных в разделе 6, но только при тщательной оценке оборудования для перегрузки, посредством которого контейнер будет перегружен, и способов, устанавливаемых нормативными документами.
6 Допускаемые способы подъема
6.1 Общие положения
6.1.1 Способы подъема, которые рассматриваются в 6.2-6.11, наглядно представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Перечень допускаемых способов подъема
Пункт настоящего стандарта | Способ | Рисунок |
6.2 | Подъем спредером за верхние угловые фитинги |
|
6.3 | Подъем стропами за верхние угловые фитинги | |
6.4 | Подъем стропами за нижние угловые фитинги | |
6.5 | Подъем за боковые угловые фитинги: способ 1 | |
6.6 | Подъем за боковые угловые фитинги: способ 2 | |
6.7 | Подъем за боковые угловые фитинги: способ 3 | |
6.8 | Подъем за торцевые угловые фитинги: способ 1 |
|
6.9 | Подъем за торцевые угловые фитинги: способ 2 | |
6.10 | Подъем вилочным захватом |
6.1.2 Условные обозначения "разрешено" и "не допускается", используемые в таблицах 3-5 и 7-12, относятся к допускаемым способам подъема контейнеров различных типов и учитывают нагрузки на контейнеры, их грузоподъемность и условия безопасности выполнения операций.
Примечание - Возможны исключения, когда сочетание типов, размеров, грузоподъемности и условий применения контейнеров не могут быть учтены (таблицы 3-5 и 7-12). Специалистами должен быть проведен тщательный анализ безопасности выполнения работ. В таблице 2 даны размеры контейнеров в соответствии с их обозначениями, приведенными в таблицах 3-12.
Таблица 2 - Размеры и обозначения контейнеров (таблицы 3-12)
Номинальная длина | Габаритная высота, мм | ||||
метры | футы | Менее 2438 | 2438 | 2591 | 2896 |
12 | 40 | 1АХ | 1А | 1АА | 1AAA |
9 | 30 | 1ВХ | 1В | 1BB | 1BBB |
6 | 20 | 1СХ | 1С | 1CC | - |
3 | 10 | 1DX | 1D | - | - |
Примечание - Все контейнеры имеют номинальную ширину 2438 мм (8 футов). |
6.2 Подъем спредером за верхние угловые фитинги контейнера (рисунок 2)
Рисунок 2 - Подъем спредером за верхние угловые фитинги
Рисунок 2 - Подъем спредером за верхние угловые фитинги
6.2.1 Контейнер поднимают с помощью спредера с захватом за отверстия четырех верхних угловых фитингов, при этом подъемные силы направлены вертикально вверх.
6.2.2 Подъемные приспособления должны быть надлежащим образом установлены. Захватные устройства следует вставлять только в угловые фитинги.
6.2.3 Применяемость спредеров при подъеме за верхние угловые фитинги контейнера представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Применяемость спредеров при подъеме за верхние угловые фитинги контейнера
Условные обозначения: - разрешено, - не допускается (не применяются).
6.2.4 Складные контейнеры-платформы (пустые и в сложенном положении) допускается перегружать в скрепленных пакетах (стопах). Общая масса пакета (стопы) не должна превышать максимально допустимую массу брутто в соответствии с [2].
6.2.5 Допускается подъем вертикально скрепленных контейнеров (не имеющих специальных конструкций, предназначенных для подъема, как указано в 6.2.4) с применением стопоров с поворотными головками и других замковых устройств, если вертикальная нагрузка на каждый угловой фитинг не превышает 75 кН*, а применяемые стопоры с поворотными головками и другие замковые устройства сертифицированы для такого случая. Стопоры с поворотными головками и другие замковые устройства должны подвергаться периодическому освидетельствованию**.
_______________
* 75 кН - максимальная нагрузка для комбинации: стопор - угловой фитинг. Данное значение включает произвольно выбранную ветровую нагрузку 26 кН (соответствующую скорости ветра 100 км/ч), не зависящую от размера контейнеров. Остаток может быть эквивалентен двум контейнерам 1ААА с комбинированной тарой 22 кН и максимальной полезной нагрузкой 27 кН. Предусматривается также верхний предел для трех вертикально скрепленных контейнеров.
** Процедурой сертификации предусмотрено использование материала с не менее чем 4-кратным запасом прочности.
6.3 Подъем стропами за верхние угловые фитинги контейнера (рисунок 3)
Рисунок 3 - Подъем стропами за верхние угловые фитинги
Рисунок 3 - Подъем стропами за верхние угловые фитинги
6.3.1 Контейнер поднимают за каждый из четырех верхних угловых фитингов с нагрузками, приложенными наклонно к вертикали.
6.3.2 Подъемные устройства должны быть надлежащим образом закреплены. Крюки следует вставлять изнутри в наружном направлении.
6.3.3 Применяемость стропов для подъема за верхние угловые фитинги контейнера представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Применяемость стропов для подъема за верхние угловые фитинги контейнера
Условные обозначения: - разрешено, - не допускается (не применяются).
Рисунок 4 - Приложение подъемных сил (контейнеры 1D и 1DX)
Рисунок 4 - Приложение подъемных сил (контейнеры 1D и 1DX)
6.3.4 Складные контейнеры-платформы (пустые и в сложенном виде) можно перегружать в скрепленных пакетах (стопах). Общая масса пакета (стопы) не должна превышать максимально допустимую массу брутто в соответствии с [2].
6.4 Подъем стропами за нижние угловые фитинги контейнера (рисунок 5)
6.4.1 Контейнер поднимают сходящимися по бокам стропами за четыре нижние угловые фитинги. Захваты стропов должны закрепляться только за угловые фитинги, при этом линия натяжения стропа должна отстоять от внешней поверхности фитинга не более чем на 38 мм (рисунок 6).
Рисунок 5 - Подъем стропами за нижние угловые фитинги
Рисунок 5 - Подъем стропами за нижние угловые фитинги
Рисунок 6 - Крепление стропа к нижнему угловому фитингу
Рисунок 6 - Крепление стропа к нижнему угловому фитингу
6.4.2 Подъемные устройства должны быть надлежащим образом закреплены.
6.4.3 Применяемость стропов для подъема за нижние угловые фитинги контейнеров представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Применяемость стропов для подъема за нижние угловые фитинги контейнера
Условные обозначения: - разрешено, - не допускается (не применяются).
6.4.4 Складные контейнеры-платформы (пустые и в сложенном положении) можно перегружать в скрепленных пакетах (стопах). Полная масса стопы не должна превышать максимальную допустимую массу загруженного контейнера.
6.4.5 Угол подъема , показанный на рисунке 5, для загруженных контейнеров не должен быть меньше значений, приведенных в таблице 6.
Таблица 6 - Углы наклона стропов при подъеме загруженных контейнеров
Обозначение типов контейнеров | Угол подъема , min |
1ААА; 1АА; 1А; 1АХ | 30° |
1ВВВ; 1BB; 1B; 1BX | 37° |
1CC; 1С; 1СХ | 45° |
1D; DX | 60° |
6.5 Подъем за боковые угловые фитинги контейнера: способ 1 (рисунок 7)
Рисунок 7 - Подъем за боковые угловые фитинги (способ 1)
Рисунок 7 - Подъем за боковые угловые фитинги (способ 1)
6.5.1 Контейнер поднимают за боковую раму, сконструированную таким образом, чтобы поднимать контейнер за два нижние угловые фитинга с одной стороны и удерживать его за два верхние угловые фитинги с этой же стороны.
6.5.2 Подъемные и удерживающие устройства должны быть закреплены.
6.5.3 Применяемость подъема за боковые угловые фитинги контейнера (способ 1) представлена в таблице 7.
Таблица 7 - Применяемость подъема за боковые угловые фитинги контейнера: способ 1
Условные обозначения: - разрешено, - не допускается (не применяются).
6.6 Подъем за боковые угловые фитинги контейнера: способ 2 (рисунок 8)
Рисунок 8 - Подъем за боковые угловые фитинги (способ 2)
Рисунок 8 - Подъем за боковые угловые фитинги (способ 2)
6.6.1 Контейнер поднимают за боковую раму, сконструированную таким образом, чтобы поднимать контейнер за два верхние угловые фитинга с одной стороны и воспринимать силы на нижние угловые фитинги с той же стороны или на подходящие площадки угловых стоек выше этих угловых фитингов (рисунок 9).
Рисунок 9 - Расположение нижних угловых фитингов и опорных участков угловых стоек
Рисунок 9 - Расположение нижних угловых фитингов и опорных участков угловых стоек
Примечание - Размер показывает, что две опорные площадки должны быть подобными или равными по высоте.
6.6.2 Подъемные устройства должны быть надлежащим образом закреплены.
6.6.3 Применяемость подъема за боковые угловые фитинги контейнера (способ 2) представлена в таблице 8.
Таблица 8 - Применяемость подъема за боковые угловые фитинги контейнера: способ 2
Условные обозначения: - разрешено, - не допускается (не применяются).
Примечание - В случае применения способа 2 следует принять меры предосторожности, чтобы избежать повреждения контейнеров в условиях динамических нагрузок или при чрезмерных отклонениях центра тяжести.
6.7 Подъем за боковые угловые фитинги контейнера: способ 3 (рисунок 10)
Рисунок 10 - Подъем за боковые угловые фитинги (способ 3)
Рисунок 10 - Подъем за боковые угловые фитинги (способ 3)
6.7.1 Контейнер поднимают за боковую раму, сконструированную таким образом, чтобы поднимать контейнер за два верхние угловые фитинга с одной стороны и воспринимать нагрузки от нижней боковой балки с той же стороны через опорную площадку достаточных размеров, расположенную так, чтобы предотвратить деформацию и повреждение контейнера.
Примечания
1 Ни при каких обстоятельствах опорная площадка не должна соприкасаться с боковой стенкой контейнера.
2 Ни при каких обстоятельствах подъемные силы не должны прилагаться к нижней грани боковой днищевой продольной балки.
6.7.2 Подъемные устройства должны быть надлежащим образом закреплены.
6.7.3 Применяемость подъема за боковые угловые фитинги контейнера (способ 3) представлена в таблице 9.
Таблица 9 - Применяемость подъема за боковые угловые фитинги контейнера: способ 3
Условные обозначения: - разрешено, - не допускается (не применяются).
6.8 Подъем за торцевые угловые фитинги контейнера: способ 1 (рисунок 11)
Рисунок 11 - Подъем за торцевые угловые фитинги (способ 1)
Рисунок 11 - Подъем за торцевые угловые фитинги (способ 1)
6.8.1 Контейнер поднимают за торцевую раму, сконструированную таким образом, чтобы поднимать контейнер за два нижние угловые фитинга с одного торца и удерживать его за два верхние угловые фитинга с того же торца.
6.8.2 Подъемные и удерживающие устройства должны быть закреплены.
6.8.3 Применяемость подъема за торцевые угловые фитинги контейнера (способ 1) представлена в таблице 10.
Таблица 10 - Применяемость подъема за торцевые угловые фитинги контейнера: способ 1
Условные обозначения: - разрешено, - не допускается (не применяются).
Примечание - В случае применения способа 1 следует принять меры предосторожности, чтобы избежать повреждения контейнеров в результате динамических нагрузок или при чрезмерных отклонениях центра тяжести.
6.9 Подъем за торцевые угловые фитинги контейнера: способ 2
6.9.1 Контейнер поднимают за торцевую раму (рисунок 12), сконструированную таким образом, чтобы поднимать контейнер за два верхние угловые фитинга с одного торца и воспринимать силы реакции от нижних угловых фитингов с того же торца или на подходящих участках угловых стоек выше этих угловых фитингов (рисунок 13).
Рисунок 12 - Подъем за торцевые угловые фитинги (способ 2)
Рисунок 12 - Подъем за торцевые угловые фитинги (способ 2)
Рисунок 13 - Расположение нижних угловых фитингов и опорных участков угловых стоек
Рисунок 13 - Расположение нижних угловых фитингов и опорных участков угловых стоек
Примечание - Размер показывает, что две опорные площадки должны быть подобными или равными по высоте.
6.9.2 Подъемные устройства должны быть надлежащим образом закреплены.
6.9.3 Применяемость подъема за торцевые угловые фитинги контейнера (способ 2) представлена в таблице 11.
Таблица 11 - Применяемость подъема за торцевые угловые фитинги контейнера: способ 2
Условные обозначения: - разрешено, - не допускается (не применяются).
Примечание - В случае применения способа 2 следует принять меры предосторожности, чтобы избежать повреждения контейнеров в результате динамических нагрузок или при чрезмерных отклонениях центра тяжести.
6.10 Подъем вилочным захватом (рисунок 14)
Рисунок 14 - Подъем вилочным захватом
Рисунок 14 - Подъем вилочным захватом
6.10.1 Если контейнер снабжен карманами для вилочных захватов, как показано в ГОСТ Р 51876, его поднимают с помощью вилочного захвата.
Примечание - Ни при каких обстоятельствах нельзя поднимать контейнеры вилочным захватом под основание, независимо от того, оснащены они или нет вилочными карманами.
6.10.2 Вилочные захваты должны, по возможности, иметь длину, равную ширине контейнера, но ни при каких условиях не должны входить в карманы менее чем на 1825 мм.
Если контейнеры 1СС, 1С и 1СХ оборудованы второй (внутренней) парой карманов под вилочный захват, эти карманы следует использовать только для операций с порожним контейнером.
6.10.3 Применяемость подъема вилочным захватом представлена в таблице 12.
Таблица 12 - Применяемость подъема вилочным захватом
Условные обозначения: - разрешено, - не допускается (не применяются).
7 Опускание и установка на площадке
7.1 Во избежание повреждений контейнеры следует опускать осторожно. Запрещается толкать контейнеры или перемещать их волоком (волочить) по любой поверхности.
7.2 На земле должна быть подготовлена твердая плоская площадка с устройством для отвода воды, свободная от посторонних выступающих предметов. Контейнеры на площадке должны опираться только на четыре нижние угловые фитинга.
7.3 На транспортных средствах контейнеры должны опираться только на угловые фитинги или только на промежуточные опорные площадки в основании конструкции.
8 Штабелирование на складе
8.1 При штабелировании контейнеров должен быть обеспечен контакт между верхними и нижними угловыми фитингами.
8.2 Особое внимание должно быть уделено ветровым нагрузкам, которые могут привести к соскальзыванию и опрокидыванию контейнеров; наиболее подвержены воздействию ветра крупногабаритные и порожние контейнеры. Ветровая нагрузка для блока контейнеров должна быть меньше, чем для одиночного штабеля.
Воздействие ветра может быть уменьшено:
- ограничением высоты штабеля;
- блочной укладкой штабелей;
- креплением контейнеров к опорной площадке;
- укладкой загруженных контейнеров в верхнем ярусе блока;
- использованием штабелирующих конусов или найтовов, особенно в наружных рядах.
Контейнеры следует штабелировать так, чтобы их продольные оси совпадали с преобладающим направлением ветра. В случае штормового предупреждения контейнеры, находящиеся в углах блока, должны быть закреплены. Такие меры необходимо применять при скоростях ветра свыше 15 м/с (29 узлов или 7 баллов по шкале Бофорта).
При данной скорости ветра размещение блоков одинаковых контейнеров с большим числом контейнеров в ряду осуществляют в последовательности, показанной на рисунке 15.
Рисунок 15 - Схема действия ветровых нагрузок на блок контейнеров
Рисунок 15 - Схема действия ветровых нагрузок на блок контейнеров
9 Крепление при транспортировании
9.1 Общие положения
9.1.1 Для того чтобы предотвратить какие-либо перемещения контейнеров при транспортировании на судне или другом транспортном средстве, которое может привести к травмированию персонала или повреждению контейнеров, они должны быть надлежащим образом закреплены, за исключением случаев, упомянутых в 9.3.2.
9.1.2 Контейнеры должны удерживаться от горизонтальных перемещений нижними фитингами, т.к. основная прочность контейнера зависит от его нижней рамы.
9.1.3 Способы крепления контейнеров к транспортному средству или к судну должны обеспечивать сохранение прочности контейнеров и их способности противостоять действующим нагрузкам.
9.1.4 Правильное расположение всех средств крепления должно быть проверено перед установкой или перед снятием контейнеров с судна или транспортного средства.
9.1.5 Правильное применение средств крепления следует проверять до начала и во время транспортирования.
9.2 Крепление контейнеров на борту судна
9.2.1 Силы, действующие на контейнеры на борту судна
На борту судна в море контейнеры подвержены действию сил, возникающих от качки судна, от ветра и ударов волн (рисунок 16).
Рисунок 16 - Примеры перемещения судна при волнении моря
а) Вращательное (угловое) перемещение | б) Линейное перемещение |
| |
Бортовая качка | Поперечный снос: |
| |
Килевая качка | Продольный снос: |
Угловое рыскание: | Вертикальная качка: |
Рисунок 16 - Примеры перемещения судна при волнении моря
9.2.2 Положение контейнеров под действием сил
9.2.2.1 Перекос
Перекос представляет собой деформацию торцевых или боковых рам контейнера в результате приложения к нему поперечных статических и динамических сил.
Основные силы, вызывающие перекос в штабеле контейнеров, возникают при бортовой качке и оказывают наибольшую нагрузку на нижние контейнеры штабеля; дополнительно возникает нагрузка под действием ветра.
Если действующие поперечные нагрузки выше допустимых для данных видов контейнеров при перекосе, следует использовать поддерживающие устройства; как правило, такая необходимость возникает только при поперечном перекосе.
9.2.2.2 Опрокидывание
Опрокидывание - это положение контейнера или штабеля, в котором он поворачивается вокруг нижней кромки под действием поперечных сил, возникающих от качки или ветра. Для предотвращения опрокидывания используют вертикальные элементы крепления.
9.2.2.3 Скольжение
Скольжение представляет собой горизонтальное перемещение контейнера относительно его опорной поверхности (рисунок 17). Скольжения можно избежать с помощью фитингов, хотя небольшие перемещения могут произойти от начальных зазоров.