ГОСТ Р 52656-2006
Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Общие требования

ГОСТ Р 52656-2006

Группа П85

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

Общие требования

Information and communication technologies in education.
Federal level educational internet-portals. General requirements


ОКС 35.240.99

Дата введения 2008-07-01



Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московский государственный технологический университет "Станкин" (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. N 422-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует совершенствованию образовательных технологий, появлению новых форм электронного обучения и средств информационной поддержки для доступа широкого круга обучающихся к электронным образовательным ресурсам с использованием сети Интернет.

Интенсивное создание электронных образовательных ресурсов и развитие системы образовательных порталов обусловило необходимость разработки настоящего стандарта, который входит в комплекс стандартов "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".

1 Область применения

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает общие требования к образовательным Интернет-порталам федерального уровня, соответствующие их функциональному назначению в системе образования.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем

ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

ГОСТ Р 52657-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные Интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов

ГОСТ 7.82-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ Р 52653, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 образовательный Интернет-портал федерального уровня: Информационная система, предназначенная для доступа широкого круга пользователей к информационным ресурсам и услугам образовательного характера с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Примечания

1 Образовательный Интернет-портал федерального уровня является основой для развития открытого образования и применения новых форм электронного обучения.

2 Образовательный Интернет-портал федерального уровня может обеспечивать доступ к информационным ресурсам, содержащимся в базах данных других информационных систем, связанных с ним с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3 Информация, размещенная в Интернет-портале федерального уровня, может содержать систематизированные электронные образовательные ресурсы, метаданные, электронные документы нормативного и методического характера и другие сведения.

3.2 жизненный цикл электронного образовательного ресурса: Развитие электронного образовательного ресурса, начиная от замысла и заканчивая снятием с эксплуатации.

4 Общие положения

4.1 Образовательный Интернет-портал федерального уровня относится к категории государственных информационных систем и должен разрабатываться с учетом действующих федеральных законов и правовых актов государственных органов.

4.2 Информация, содержащаяся в образовательном Интернет-портале федерального уровня, является государственным информационным ресурсом. Основным наполнением образовательных Интернет-порталов федерального уровня являются электронные образовательные ресурсы и/или их метаданные.

4.3 Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащиеся в образовательном Интернет-портале федерального уровня, должны соответствовать требованиям законов Российской Федерации в области технического регулирования.

4.4 До начала эксплуатации образовательного Интернет-портала федерального уровня должны быть надлежащим образом оформлены права на использование его компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

4.5 Требования к процессам жизненного цикла образовательного Интернет-портала федерального уровня должны соответствовать ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288.

4.6 При использовании в образовательных Интернет-порталах федерального уровня электронных образовательных ресурсов или метаданных электронных образовательных ресурсов должна обеспечиваться их актуализация в течение всего жизненного цикла.

4.7 Функции оператора образовательного Интернет-портала федерального уровня выполняет заказчик, заключивший государственный контракт на его создание, если иное не установлено в решении о создании данной государственной информационной системы.

4.8 Защита общедоступной информации, содержащейся в образовательном Интернет-портале федерального уровня, может осуществляться только в целях обеспечения защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также реализации права на доступ к информации.

4.9 Основной функцией образовательного Интернет-портала федерального уровня является обеспечение различных пользователей информационными ресурсами и услугами образовательного характера в соответствии с их индивидуальными потребностями с помощью системы сервисов.

4.10 Для выполнения основной функции образовательный Интернет-портал федерального уровня должен содержать следующие типы сервисов:

- сервисы управления электронными образовательными ресурсами, предназначенные для поддержки жизненного цикла электронных образовательных ресурсов;

- сервисы обмена данными, обеспечивающие взаимодействие между Интернет-порталом и другими информационными системами;

- информационные сервисы, предназначенные для оповещения пользователей об изменениях и событиях в предметной области или области интересов пользователя как в содержимом Интернет-портала, так и в окружающей среде.

Пример - Информационный сервис "Новости";

- коммуникационные сервисы, обеспечивающие функции обмена информацией и совместной работы пользователей и обслуживающего персонала Интернет-портала.

Пример - коммуникационные сервисы "Форум", "Электронная почта";

- персонификационные (идентификационные) сервисы, обеспечивающие функции, необходимые для идентификации и/или, при необходимости, авторизации и аутентификации пользователей портала, а также адаптации визуального оформления и представления информации в соответствии с потребностями пользователя портала;

- навигационные сервисы, предназначенные для поиска и/или повышения эффективности поиска информации.

Пример - навигационный сервис "Каталог";

- статистические сервисы, реализующие функции сбора и анализа статистической информации, накапливаемой в процессе эксплуатации Интернет-портала и электронных образовательных ресурсов;

- лингвистические сервисы, предназначенные для адаптации визуального оформления и информационного представления образовательного контента Интернет-портала к естественному языку пользователя.

4.11 Навигационные сервисы образовательного Интернет-портала федерального уровня должны функционировать с использованием метаданных электронных образовательных ресурсов.

4.12 Рубрикация информационных ресурсов, размещаемых на образовательном Интернет-портале федерального уровня, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52657 и ГОСТ 7.82.


Copyright © 2024