ГОСТ Р 52284-2004
Группа Г88
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОЛЕСТНИЦЫ ПОЖАРНЫЕ
Общие технические требования
Методы испытаний
Fire aerial ladders. General technical requirements. Test methods
ОКС 13.220.10
ОКСТУ 4854
Дата введения 2006-01-01
Предисловие
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 1.0-2004 .
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 1.2-2004 . - Примечание.
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность"
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 113-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
1 Область применения
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые (модифицируемые) пожарные автолестницы (далее - АЛ), оборудованные стационарными раздвижными стрелами, выполненными в виде непрерывного лестничного марша (лестницами) и предназначенные для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях и других аварийно-спасательных работ.
АЛ не предназначена для использования на объектах народного хозяйства при строительных и монтажных работах, работ во взрывоопасной среде.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации
ГОСТ 9.302-88 (ИСО 1463-82, ИСО 2064-80, ИСО 2106-82, ИСО 2128-76, ИСО 2177-85, ИСО 2178-82, ИСО 2360-82, ИСО 2361-82, ИСО 2819-80, ИСО 3497-76, ИСО 3543-81, ИСО 3613-80, ИСО 3882-86, ИСО 3892-80, ИСО 4516-80, ИСО 4518-80, ИСО 4522-1-85, ИСО 4522-2-85, ИСО 4524-1-85, ИСО 4524-3-85, ИСО 4524-5-85, ИСО 8401-86) Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля
ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору
ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.019-79 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ 12.2.007.1-75 Система стандартов безопасности труда. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности
ГОСТ 12.2.032-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования
ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования
ГОСТ 12.2.037-78 Система стандартов безопасности труда. Техника пожарная. Требования безопасности
ГОСТ 12.2.040-79 Система стандартов безопасности труда. Гидроприводы объемные и системы смазочные. Общие требования безопасности к конструкции
ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание
ГОСТ 17.2.2.01-84 Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений
ГОСТ 17.2.2.05-97 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин
ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7328-2001 Гири. Общие технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 8568-77 Листы стальные с ромбическим и чечевичным рифлением. Технические условия
ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости
ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 20961-75* Световозвращатели транспортных средств. Общие технические условия
_______________
* ГОСТ 20961-75 отменен на территории РФ. Действует ГОСТ Р 41.3-99. - Примечание.
ГОСТ 21752-76 Система "человек-машина". Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования
ГОСТ 21753-76 Система "человек-машина". Рычаги управления. Общие эргономические требования
ГОСТ 21786-76 Система "человек-машина". Сигнализаторы звуковые неречевых сообщений. Общие эргономические требования
ГОСТ 21829-76 Система "человек-машина". Кодирование зрительной информации. Общие эргономические требования
ГОСТ 21889-76 Система "человек-машина". Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования
ГОСТ 22269-76 Система "человек-машина". Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования
ГОСТ 22748-77 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений
ГОСТ 23000-78 Система "человек-машина". Пульты управления. Общие эргономические требования
ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения
ГОСТ 26336-84 (ИСО 3767-1-82, ИСО 3767-2-82, ИСО 3767-3-88) Тракторы и сельскохозяйственные машины, механизированное газонное и садовое оборудование. Система символов для обозначения органов управления и средств отображения информации. Символы
ГОСТ 27436-87 Внешний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений*
___________________
* ГОСТ 27436-87 отменен на территории РФ. Действует ГОСТ Р 41.51-2004. - Примечание.
ГОСТ 27472-87 Средства автотранспортные специализированные. Охрана труда, эргономика. Требования безопасности
ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
ГОСТ Р 41.7-99 (Правила ЕЭК ООН N 7) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения подфарников, задних габаритных (боковых) огней, стоп-сигналов и контурных огней механических транспортных средств (за исключением мотоциклов) и их прицепов
ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН N 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории М, N и О в отношении торможения
ГОСТ Р 41.23-99 (Правила ЕЭК ООН N 23) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения задних фар механических транспортных средств и их прицепов
ГОСТ Р 41.91-99 (Правила ЕЭК ООН N 91) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения боковых габаритных фонарей для механических транспортных средств и их прицепов
ГОСТ Р 50409-92 Генераторы пены средней кратности. Технические условия
ГОСТ Р 50574-2002 Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования
ГОСТ Р 50588-93 Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51318.12-99 (СИСПР 12-97) Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от самоходных средств, моторных лодок и устройств с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний
ГОСТ Р 51320-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний технических средств - источников индустриальных радиопомех
ГОСТ Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний
ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки
ГОСТ Р 52033-2003 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002 и следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 пожарная автолестница; АЛ: Пожарный автомобиль со смонтированной на его шасси механизированной выдвижной и поворотной лестницей.
3.2 базовое шасси: Шасси автомобиля, на котором монтируются все элементы конструкции АЛ.
3.3 несущая рама: Основание, крепящееся к раме базового шасси, на котором устанавливаются все основные элементы конструкции АЛ.
3.4 лестница (пакет колен): Основной элемент конструкции, обеспечивающий действия пожарных в пределах рабочего поля движения АЛ.
3.5 подъемно-поворотное устройство: Устройство, обеспечивающее подъем лестницы в вертикальной плоскости и поворот ее относительно вертикальной оси.
3.6 выносные опоры: Устройства, обеспечивающие устойчивость АЛ при работе.
3.7 люлька: Устройство, обеспечивающее эвакуацию людей и работу пожарных на высоте при тушении пожара и устанавливаемое на вершине лестницы стационарно или быстросъемно.
3.8 лифтовая система (лифт): Устройство, обеспечивающее подъем и опускание людей при неподвижной лестнице по ее направляющим.
3.9 ловитель лифтовой системы: Устройство, предотвращающее падение (неуправляемое скольжение вниз вдоль лестницы) лифта при обрыве или ослаблении тягового каната лифтовой системы.
3.10 система блокировки упругой подвески: Устройства, предназначенные для блокировки заднего моста базового шасси с его рамой.
3.11 гидравлическая система: Силовая группа, гидропривод, система трубопроводов и гидрораспределителей, предназначенных для функционирования исполнительных механизмов АЛ, регулирования и поддержания давления рабочей жидкости в необходимых пределах.
3.12 механизм бокового выравнивания (горизонтирования) АЛ: Механизм, автоматически устанавливающий подъемно-поворотное устройство АЛ в горизонтальное положение.
3.13 аварийный привод: Система механизмов, предназначенная для приведения АЛ из рабочего в транспортное положение в случае неисправности основного гидропривода или двигателя шасси.
3.14 пульт управления; ПУ: Устройство, обеспечивающее управление и контроль за положением лестницы (люльки) и состоянием основных элементов конструкции АЛ при ее работе.
3.15 основной пульт управления: Пульт управления, расположенный на подъемно-поворотном основании.
3.16 дополнительный пульт управления: Пульт управления, расположенный в люльке.
3.17 ограничитель рабочего поля движения лестницы (люльки): Устройство, предотвращающее возможность вывода лестницы (люльки) АЛ за границу ее рабочего поля.
3.18 ограничитель лобового удара: Устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае соприкосновения вершины лестницы или люльки с препятствием.
3.19 ограничитель грузоподъемности: Устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае превышения грузоподъемности лестницы (люльки).
3.20 счетчик моточасов: Устройство, фиксирующее время работы приводов механизмов АЛ.
3.21 длина лестницы (пакета колен): Расстояние от нижней до верхней ступени, измеренное вдоль лестницы.
3.22 высота подъема: Расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы (до пола люльки).
3.23 вылет: Расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до вертикальной оси, проходящей через верхнюю ступень лестницы (наружный край люльки).
3.24 рабочее поле (зона досягаемости): Зона, очерченная вершиной лестницы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.
3.25 угол подъема лестницы: Угол между горизонтальной плоскостью и продольной осью лестницы.
3.26 поперечный угол наклона АЛ: Угол между горизонтальной плоскостью и опорной поверхностью.
3.27 ширина опорного контура: Расстояние между осями двух противоположных относительно продольной оси АЛ выносных опор.
3.28 время маневра: Промежуток времени с момента перемещения рукоятки органа управления соответствующим маневром АЛ из нулевого положения в максимально крайнее до момента достижения соответствующим элементом изделия требуемого положения.
3.29 полная масса: Масса АЛ в полностью заправленном состоянии, укомплектованной пожарно-техническим вооружением (ПТВ), инструментом и запасным колесом с боевым расчетом и водителем.
3.30 грузоподъемность: Максимально допустимая масса груза, которым может быть нагружена лестница (люлька) АЛ для конкретного вылета.
3.31 грузовая статическая устойчивость: Способность АЛ противодействовать силам, стремящимся ее опрокинуть (силам, возникающим при действиях боевого расчета, массе груза, силам инерции, ветровой нагрузке и т.д.).
3.32 коэффициент грузовой устойчивости: Отношение удерживающего момента, создаваемого массой АЛ, к опрокидывающему моменту относительно ребра опрокидывания, проходящего через центры выносных опор.
3.33 коэффициент поперечной статической устойчивости: Отношение половины ширины колеи базового шасси к высоте центра масс АЛ в транспортном положении.
3.34 динамическая устойчивость: Соответствие АЛ требованиям безопасности при движении по дорогам общего пользования с максимально допустимой скоростью.
3.35 конструкционная прочность: Способность АЛ сохранять при движении и работе целостность элементов конструкции и надежность крепления съемного оборудования.
3.36 прогиб лестницы: Разность по высоте расположения верхней ступени АЛ без нагрузки и с нагрузкой (для АЛ с люлькой - разность по высоте расположения пола люльки без нагрузки и с нагрузкой).
3.37 статические испытания: Испытания АЛ путем статического приложения нагрузки, на 50% превышающей допустимую грузоподъемность.
3.38 динамические испытания: Испытания АЛ путем выполнения рабочих движений с нагрузкой, на 10% превышающей допустимую грузоподъемность.
4 Классификация и основные параметры
4.1 АЛ в зависимости от максимальной рабочей высоты полностью выдвинутой лестницы следует изготовлять следующих типоразмеров:
АЛ 10-15 | - с высотой подъема лестницы | 10-15 м; | |||
АЛ 16-20 | " " " " | 16-20 м; | |||
АЛ 21-25 | " " " " | 21-25 м; | |||
АЛ 26-31 | " " " " | 26-31 м; | |||
АЛ 32-40 | " " " " | 32-40 м; | |||
АЛ 41-52 | " " " " | 41-52 м; | |||
АЛ 53-60 | " " " " | 53-60 м. |
По заказу потребителя допускается изготовление АЛ с рабочей высотой более 60 м с параметрами, соответствующими техническим условиям на конкретную модель.
4.2 Исполнения АЛ должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1
Исполнение АЛ | Схема |
1 АЛ, не оборудованная съемной люлькой и лифтом | |
2 АЛ, оборудованная съемной люлькой на вершине лестницы | |
3 АЛ, оборудованная лифтом, движущимся по лестнице | |
4 АЛ, оборудованная съемной люлькой на вершине и лифтом, движущимся по лестнице |
4.3 Основные параметры АЛ должны соответствовать указанным в таблице 2.
Таблица 2
Наименование параметра | Значение параметра в зависимости от исполнения | |||||||||
2, 3, 4 | 2, 3, 4 | 2, 3, 4 | ||||||||
Максимальная рабочая высота подъема (лестница полностью выдвинута и поднята на максимальный угол), м | 10-15 | 16-20 | 21-25 | 26-31 | 32-40 | 41-52 | 53-60 | |||
Максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при максимальном вылете, кгс, не менее | 160 | 260 | ||||||||
Грузоподъемность лестницы при использовании ее в качестве крана (лестница полностью сдвинута), т, не менее | 0,7 | 1 |
| |||||||
Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую и неприслоненную лестницу при максимальном вылете, кг, не менее | 160 | 160 | ||||||||
Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую лестницу с прислоненной вершиной при максимальном вылете, кг, не менее | 320 | 480 | ||||||||
Грузоподъемность съемной люльки или лифта (при неприслоненной лестнице), кг, не менее | ||||||||||
Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной плоскости, ...°, не менее | От минус 7 до плюс 75 | |||||||||
Минимальный угол подъема лестницы, при котором возможен ее поворот на 360°, ...°, не более | ||||||||||
Угол поворота лестницы (вправо и влево) при круговом вращении, ...°, не менее | ||||||||||
Максимальный вылет лестницы от оси вращения подъемно-поворотного устройства, м, не менее: |
| |||||||||
с максимальной нагрузкой на вершине | 6 | 10 | 12 | 12 | 14 | 16 | 18 | |||
без нагрузки на вершине | 10 | 14 | 18 | 20 | 20 | 20 | 20 | |||
Минимальный вылет лестницы при ее максимальной длине, м | максимальной ширины опорного контура плюс: | |||||||||
Максимальная ширина опорного контура, м, не более | 3,2 | 3,5 | 3,5 | 4,5 | ||||||
Время установки АЛ на выносные опоры на горизонтальной площадке, с, не более | ||||||||||
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения без нагрузки, с, не более, при: | ||||||||||
подъеме от минимального угла до максимального | ||||||||||
опускании от максимального угла до минимального | 35 | |||||||||
выдвигании на полную длину при максимальном угле подъема лестницы | ||||||||||
сдвигании (полном) при максимальном угле подъема лестницы | ||||||||||
повороте на 360° вправо или влево при сдвинутом и поднятом на максимальный угол пакете колен | ||||||||||
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой в люльке (лифте), с, не более, при: |
| |||||||||
подъеме от минимального угла до максимального | ||||||||||
опускании от максимального угла до минимального | ||||||||||
выдвигании на полную длину при максимальном угле подъема лестницы | ||||||||||
сдвигании (полном) при максимальном угле подъема лестницы | ||||||||||
повороте на 360° вправо или влево | ||||||||||
подъеме (опускании) лифта от минимальной до максимальной высоты при максимальном угле подъема лестницы | ||||||||||
подъеме (опускании) люльки от уровня земли до максимальной высоты | ||||||||||
Максимально допустимый прогиб вершины полностью выдвинутой лестницы при минимальном угле подъема и максимальной рабочей нагрузке на вершину, м, не более | 0,35 | 0,45 | 0,55 | 0,65 | ||||||
Минимальный радиус поворота (по наружной точке АЛ), м, не более | Значение соответствующего показателя базового шасси плюс 1 м | |||||||||
Углы свеса, ... °, не менее: | ||||||||||
передний свес: | ||||||||||
для неполноприводных шасси | ||||||||||
для полноприводных шасси | ||||||||||
задний свес: | ||||||||||
для неполноприводных шасси | ||||||||||
для полноприводных шасси | ||||||||||
Габаритные размеры АЛ в транспортном положении, м, не более: | ||||||||||
длина | 11,0 | 11,5 | 12,0 | 12,0 | 12,0 | |||||
ширина | ||||||||||
высота |
5 Технические требования
5.1 Общие требования
5.1.1 АЛ следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технических условий на конкретную модель, утвержденными в установленном порядке, и рабочих чертежей.
5.1.2 При движении по дорогам с различными покрытиями АЛ должны обладать:
конструкционной прочностью, исключающей нарушение ее целостности и крепления съемного оборудования, а также изменения положения узлов и элементов конструкции;
управляемостью и устойчивостью, обеспечивающими безопасное движение на допустимых скоростях для конкретных дорожных условий.
5.1.3 АЛ должны обладать статической и динамической устойчивостью и прочностью, обеспечивающими возможность безопасного проведения спасательных работ и тушения пожаров, в том числе:
а) при установке их на опорной поверхности с уклоном до 6° включительно;
б) при работе лафетным стволом с расходом огнетушащих веществ (ОВ) не менее 20 л/с и давлением до 0,6 МПа или двумя генераторами пены ГПС-600 по ГОСТ Р 50409, установленными на вершине неприслоненной лестницы или в люльке;
в) при скорости ветра на уровне вершины лестницы (люльки) не более 10 м/с.
5.1.4 Полная масса АЛ, распределение ее по осям и бортам должны укладываться в пределы, установленные для базовых шасси.
5.1.5 Коэффициент грузовой устойчивости АЛ должен быть не менее 1,4 при отсутствии дополнительных нагрузок (силы инерции, реакции струи, ветровой нагрузки), а при их наличии - не менее 1,15.
5.1.6 АЛ должны иметь аварийный привод, позволяющий перевести ее из развернутого положения в транспортное.
5.1.7 Для АЛ исполнений 2 и 4 (таблица 1) должно быть предусмотрено плавное (бесступенчатое) регулирование движений лестницы с обоих пультов управления.
5.1.8 Среднее давление на грунт, создаваемое основанием одной выдвижной опоры или специальной подкладкой, должно быть не более 0,6 МПа.
5.1.9 Конструкцией АЛ должна быть предусмотрена возможность работы лестницы при установке опор с одной стороны (без выдвигания опор с противоположной стороны). При этом работа лестницы осуществляется только в сторону выдвинутых опор.
5.1.10 АЛ должны быть оборудованы механизмом управления двигателем, который обеспечивает запуск, останов и регулирование числа оборотов коленчатого вала двигателя, с размещением его органов управления на основном пульте.
5.1.11 АЛ должны быть оснащены устройствами для крепления эластичного спасательного рукава и самими рукавами, а также могут комплектоваться другими специальными средствами спасания с высоты.
5.1.12 Показатели профильной проходимости использования автошин - по ГОСТ 22748. В отдельных случаях, по согласованию с предприятием - изготовителем базового шасси, допускается увеличение базы и уменьшение дорожного просвета.
5.1.13 Максимальная скорость АЛ должна быть не менее 80 км/ч, время разгона до заданной скорости - не более, чем у базового шасси.
5.1.14 Технические требования к тормозным системам и нормативы их эффективности - по ГОСТ Р 41.13.
5.1.15 АЛ должны быть оборудованы световозвращателями по ГОСТ 20961 и дополнительными габаритными огнями на выносных опорах.
5.1.16. Основная система привода должна обеспечивать непрерывную работу АЛ в течение не менее 6 ч с последующим перерывом (1,0±0,1) ч.
5.1.17 АЛ должны иметь систему выравнивания, обеспечивающую отклонение ступеней лестницы от горизонтальности не более 2°.
5.1.18 АЛ могут быть оборудованы системой блокировки элементов упругой подвески (при ее наличии).
5.1.19 На АЛ должны быть предусмотрены места для крепления регистрационных государственных знаков транспортных средств по ГОСТ Р 50577.
5.1.20 Усилия на органах управления не должны превышать значений, предусмотренных ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753.
5.1.21 Уровень радиопомех, создаваемых при эксплуатации АЛ, не должен превышать значений, установленных ГОСТ Р 51318.12 и ГОСТ Р 51320.
5.1.22 АЛ должны быть снабжены счетчиком наработки моточасов работы привода лестницы, который должен автоматически включаться (отключаться) с включением (отключением) коробки отбора мощности (КОМ).
5.1.23 АЛ следует изготовлять в климатическом исполнении У категории I по ГОСТ 15150 (если другое не предусмотрено в технических условиях на конкретную модель) для работы при температуре окружающего воздуха от плюс 40 °С до минус 40 °С.
5.1.24 Цветографическая схема окраски АЛ и установка специальных световых и звуковых сигналов - по ГОСТ Р 50574.
5.1.25 Поручни и ручки замков отсеков платформы должны иметь защитно-декоративное покрытие по ГОСТ 9.303.
5.1.26 Наружные поверхности АЛ должны иметь защитные лакокрасочные покрытия (кроме резиновых деталей, стекол и поверхностей с декоративными металлическими покрытиями) не ниже IV класса по ГОСТ 9.032. Группа условий эксплуатации У1 (если другая не предусмотрена в технических условиях на конкретную модель) по ГОСТ 9.104.
5.1.27 Нижние поверхности платформы, кабины, отсеков, подножек должны иметь лакокрасочные покрытия не ниже V класса по ГОСТ 9.032.
5.1.28 Не допускается появление течи рабочей жидкости в гидросистеме автолестницы.
5.1.29 Все масленки, установленные на АЛ, должны быть окрашены в контрастирующий цвет, и к ним должен быть обеспечен свободный доступ.
5.1.30 Конструкцией топливного бака должна быть предусмотрена возможность пломбирования сливной пробки и пробки наливной горловины.
5.1.31 По условиям компоновки АЛ допускается перенос топливного бака и аккумуляторных батарей с их штатных мест на базовом шасси, не ухудшающий работы его двигателя.
5.1.32 Дополнительные требования, относящиеся к конкретным моделям АЛ, должны быть указаны в технических условиях на конкретную модель.
5.2 Требования к лестнице (пакету колен)
5.2.1 Лестница должна состоять из телескопически соединенных секций (колен). Система выдвигания (сдвигания) колен должна обеспечивать их плавное движение, а при остановке надежно удерживать колена относительно друг друга.
5.2.2 Расстояние между боковыми фермами лестницы должно быть не менее 410 и не более 1300 мм. Высота боковых ферм лестницы по верхнему стержню (поручню) относительно ступени - не менее 300 и не более 1000 мм. Расстояние между ступенями (шаг) - (300±20) мм.
5.2.3 Ступени лестницы должны иметь поверхность или накладки, препятствующие скольжению.
5.2.4 На вершине нижнего колена лестницы должно быть предусмотрено устройство для крепления грузового каната при работе автолестницы в качестве крана.
5.2.5 Вершина лестницы должна быть оборудована ограничителем лобового удара.
5.2.6 АЛ должна быть оборудована ограничителем грузоподъемности, исключающим возможность движения лестницы при нагружении ее грузом, превышающим номинальную грузоподъемность на 10%, во время работы АЛ в качестве крана.
5.3 Требования к подъемно-поворотному устройству
5.3.1 Подъемно-поворотное устройство должно обеспечивать подъем, опускание и поворот лестницы в пределах, указанных в таблице 2.
5.3.2 Конструкцией подъемно-поворотного устройства должна быть предусмотрена возможность укладки лестницы в транспортное положение и останова ее в момент совпадения с продольной осью машины.
5.3.3 Конструкцией приводов подъемно-поворотного устройства (в рабочем и выключенном состоянии) должна быть предусмотрена возможность исключения самопроизвольного движения лестницы.
5.4 Требования к пульту управления и рабочему месту оператора
5.4.1 Основной (нижний) пульт управления должен быть расположен на поворотном устройстве.
5.4.2 На основном пульте управления должны быть:
органы управления двигателем;
органы управления, обеспечивающие движения лестницы (подъем-опускание, поворот вправо-влево, выдвигание-сдвигание) и кабины лифта (подъем-опускание);
орган аварийного останова лестницы;
специальный включатель по восстановлению электрической цепи после срабатывания блокировок;
приборы контроля за работой и состоянием системы привода;
приборы световой и звуковой сигнализации;
средства связи и освещения.
5.4.3 Органы управления блокировкой рессор и выдвижными опорами должны располагаться на задней панели платформы шасси, при этом в процессе установки АЛ на опоры последние должны быть в поле зрения оператора. Допускается располагать органы управления и в другом месте, если не ухудшаются условия работы оператора.
5.4.4 АЛ должны быть снабжены указателями (контрольными приборами):
а) длины выдвигаемой лестницы;
б) угла наклона стрелы;
в) поперечного угла наклона лестницы;
г) вылета лестницы (люльки);
д) перегрузки.
Указатели (контрольные приборы) по перечислениям а), б), г) должны быть скомпонованы в едином блоке, установленном в месте, хорошо видимом с рабочего места оператора, и иметь погрешность показаний не более 10%.
5.4.5 На АЛ должен быть предусмотрен указатель горизонтальности (уровень) подъемно-поворотного устройства, хорошо видимый с места управления выносными опорами.
5.4.6 На АЛ в исполнениях 2 и 4 (таблица 1) в люльке должен быть установлен дополнительный пульт управления лестницей (подъем-опускание, выдвигание-сдвигание, поворот вправо-влево), при работе которого исключается возможность управления с основного пульта.
5.4.7 Органы управления лестницей должны обеспечивать возможность выполнения одновременно не менее двух маневров, при этом направление маневров АЛ должны совпадать с направлением движения органов управления.
5.4.8 Освещенность органов управления в темное время суток должна быть не менее 30 лк по ГОСТ 27472.
5.5 Требования к платформе
5.5.1 Конструкцией платформы должно быть предусмотрено удобство обслуживания агрегатов и механизмов АЛ и содержание отсеков для размещения пожарно-технического вооружения (ПТВ) и принадлежностей.
5.5.2 Отсеки для размещения ПТВ и принадлежностей должны быть оборудованы дверками с замками и ограничителями открывания.
5.5.3 Настил пола платформы должен препятствовать скольжению и быть выполнен из рифленого материала по ГОСТ 8568.
5.5.4 Уровень освещенности отсеков должен быть не менее 10 лк.
5.5.5 Конструкцией отсеков должны быть предусмотрены исключение попадания в них воды и пыли и соответствие степени защиты IP45 по ГОСТ 14254.
5.5.6 Нижняя ступень подножки для подъема на платформу должна быть расположена на высоте не более 500 мм от уровня земли.
Опорная поверхность подножек должна препятствовать скольжению и быть выполнена из рифленого материала по ГОСТ 8568.
5.6 Требования эргономики
5.6.1 Эргономические характеристики кресла оператора должны отвечать требованиям ГОСТ 21889.
5.6.2 Эргономические требования к органам управления - по ГОСТ 21753, ГОСТ 21786 и ГОСТ 21829.
5.6.3 Эргономические показатели рабочей зоны оператора должны соответствовать ГОСТ 12.2.032, ГОСТ 21829, ГОСТ 22269 и ГОСТ 23000.
Для обозначения функционального назначения органов управления следует применять символику по ГОСТ 26336.
5.6.4 Размещение ПТВ в отсеках должно учитывать тактику его оперативного использования и обеспечивать надежность его фиксации, удобство съема и укладки. При размещении ПТВ в отсеках рекомендуется объединять его по группам назначения. Для облегчения поиска ПТВ и другого оборудования на внутренней поверхности дверок или боковых стенках отсеков должны быть размещены хорошо видимые и читаемые таблицы-указатели.
5.6.5 Размеры отсеков на платформе - по ГОСТ 12.2.033.
5.6.6 Компоновка автомобиля должна обеспечивать возможность свободного доступа ко всем устройствам и узлам пневмо-, гидро- и электросистем, подлежащим обслуживанию и контролю в процессе эксплуатации.
5.6.7 Расположение и конструкция наливной горловины топливного бака должны обеспечивать возможность его заливки как на автозаправочных станциях (АЗС) с помощью заправочного пистолета, так и вручную из канистры.
5.7 Требования к люльке и кабине лифта
5.7.1 Люлька и кабина лифта должны иметь ограждение, образованное двумя рядами поручней на высоте (1,1±0,1) м и (0,5±0,1) м. По периметру пола люльки должно быть сплошное ограждение (плинтус) высотой не менее 0,1 м.
5.7.2 Площадь пола люльки и лифта автолестниц - не менее 0,7 м, при этом глубина люльки и лифта - не менее 0,7 м.
5.7.3 Для удобства входа и выхода люлька и кабина лифта должны быть оборудованы дверками с замком, открываемым изнутри и снаружи, или ремнями безопасности, или откидными поручнями. Ширина дверного проема - не мене 450 мм.
5.7.4 При любых движениях лестницы отклонение пола люльки от горизонтальности - не более 3°.
5.7.5 Лифтовая система должна быть снабжена устройством, предотвращающим свободное падение кабины лифта более чем на 0,3 м в случае обрыва или ослабления грузового каната.
5.7.6 Люлька должна быть оборудована ограничителем лобового удара.
5.7.7 В люльке и/или на вершине лестницы должна быть предусмотрена возможность для установки лафетного ствола и/или пеногенераторов в соответствии с 5.1.3, перечисление б).
5.7.8 Настил пола люльки и кабины лифта должен препятствовать скольжению и быть выполнен из рифленого материала по ГОСТ 8586.
5.8 Требования к электрооборудованию и освещению
5.8.1 Органы управления лестницей должны быть самовозвратными и выполнены во влагопылезащитном исполнении.
Включатели аварийного останова должны быть расположены выше других включателей и окрашены в красный цвет.
5.8.2 Включение аварийного привода должно осуществляться также из съемной люльки.
5.8.3 Для освещения мест работы на АЛ должны быть установлены фары или прожекторы:
- на вершине лестницы для освещения мест выхода из люльки;
- на вершине нижнего колена для освещения рабочего места на земле при подъеме груза, используя лестницу в качестве крана;
- у основания крепления нижнего колена для освещения места входа на лестницу, к рабочему месту оператора, для освещения места укладки комплекта колен в транспортное положение и движения автолестницы задним ходом.
5.8.4 Электрическое оборудование АЛ должно удовлетворять требованиям "Правил устройства электроустановок" (ПУЭ) [1] и "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" (ПТЭЭП) [2].
5.8.5 Установка устройств освещения и световой сигнализации должна быть выполнена в соответствии с ГОСТ 8769.
5.9 Требования к устройствам связи
АЛ должны быть оборудованы переговорными устройствами, обеспечивающими громкоговорящую двустороннюю связь между основным пультом управления и вершиной лестницы и/или люльки без использования рук. Допускается вместо переговорных устройств использовать индивидуальные средства радиосвязи.
5.10 Требования к надежности
5.10.1 Надежность АЛ должна характеризоваться следующими показателями безотказности и долговечности по ГОСТ 27.002:
- гамма-процентная (=80%) наработка специальных агрегатов и их приводов до отказа;
- гамма-процентный (=80%) ресурс агрегатов АЛ до первого капитального ремонта;
- полный средний срок службы до списания.
5.10.2 Гамма-процентная (=80%) наработка до отказа спецагрегатов и их приводов - не менее 100 ч.
5.10.3 Гамма-процентный (=80%) ресурс специальных агрегатов АЛ до первого капитального ремонта - не менее 1500 ч.
5.10.4 Полный средний срок службы АЛ до списания - 10 лет с момента ввода в эксплуатацию.
5.11 Комплектность
В комплект АЛ должны входить:
- ПТВ согласно техническим условиям на конкретную модель АЛ;
- запасные части, инструмент, принадлежности и материалы согласно ведомости ЗИП;
- эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601.
5.12 Маркировка
5.12.1 На каждой АЛ на свободном видном месте должна быть прикреплена маркировочная табличка, содержащая:
- наименование и товарный знак (товарную марку) предприятия-изготовителя;
- условное обозначение типа АЛ;
- заводской номер АЛ (по системе нумерации предприятия-изготовителя);
- дату выпуска (год, месяц);
- знак соответствия (для сертифицируемых АЛ);
- наименование страны-изготовителя.
5.12.2 В кабине водителя на каждой АЛ должна быть установлена идентификационная табличка, содержащая код VIN на транспортное средство.
5.13 Упаковка
5.13.1 Полностью укомплектованная АЛ должна отправляться потребителю в собранном виде без упаковки.
5.13.2 Эксплуатационная и сопроводительная документации должны быть упакованы в соответствии с ГОСТ 23170 и техническими условиями на конкретную модель.
5.13.3 Перед отправкой потребителю АЛ должна быть подвергнута пломбированию. Места пломбирования и виды пломб должны быть указаны в технических условиях на конкретную модель.
Перед пломбированием и отгрузкой предприятие-изготовитель должно:
- руководствоваться требованиями по транспортировке базового шасси;
- слить воду из системы охлаждения и омывателя лобового стекла (антифриз допускается не сливать);
- отключить аккумуляторную батарею;
- выпустить воздух из пневмосистемы шасси;
- в топливный бак шасси залить топливо в объеме, гарантирующем пробег не менее 50 км. Пробка топливного бака должна быть исправна, плотно закрыта и опломбирована;
- на лобовое стекло кабины с внутренней стороны приклеить ярлык с указанием об удалении охлаждающей жидкости из системы охлаждения, воды из омывателя стекол, воздуха из пневмосистемы, об отключении и состоянии аккумуляторной батареи (с электролитом, без электролита) и о смазке в двигателе и силовых передачах (летняя - зимняя);
- заправить техническим спиртом вне зависимости от времени года тормозную систему (где это предусмотрено на базовом шасси).
5.13.4 В случае получения изделия потребителем непосредственно на предприятии-изготовителе подготовительные мероприятия (5.13.3) не проводятся.
5.13.5 Дополнительные требования к упаковке АЛ, предназначенных для экспорта, следует оговаривать в контракте или договоре на конкретную модель.
6 Требования безопасности
6.1 Конструкция АЛ должна соответствовать требованиям безопасности, установленным ГОСТ 12.2.007.1, ГОСТ 12.4.009, ГОСТ 12.2.037, ГОСТ 12.2.040, ГОСТ Р 12.4.026, "Правилами устройства электроустановок" и "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей".
6.2 Методы проверки параметров технического состояния АЛ как автотранспортных средств - по ГОСТ Р 51709.
6.3 Конструкция и компоновка АЛ не должны снижать показателей безопасности базового шасси.
6.4 Размещение агрегатов, систем управления, ПТВ, боевого расчета на АЛ должно обеспечивать безопасность выполнения тактических задач при боевом развертывании и тушении пожара, а также безопасность при движении, техническом обслуживании и ремонте.
Схема размещения и узлы крепления ПТВ должны обеспечивать надежность его фиксации, оперативность боевого развертывания, удобство и безопасность при съеме и установке.
6.5 Информативная окраска АЛ, специальные световые и звуковые сигналы - по ГОСТ Р 50574.
Дополнительные требования к сигнально-информативной окраске АЛ - по ГОСТ 12.2.037.
6.6 Содержание вредных веществ на рабочем месте оператора не должно превышать значений, предусмотренных ГОСТ 12.1.005.
АЛ должна быть оборудована дополнительной системой отвода отработавших выхлопных газов и обеспечивать их выброс на расстояние не менее 4 м от АЛ.
6.7 Уровень внешнего шума на рабочем месте оператора у основного пульта при работе специальных агрегатов не должен превышать значений, установленных ГОСТ 27436.
6.8 Использование АЛ во взрывоопасной среде не предусматривается.
Конструкция АЛ, размещение топливопроводов, используемые материалы должны обеспечивать его пожарную безопасность.
АЛ должны быть оснащены огнетушителями. Количество, тип и размещение огнетушителей - по техническим условиям на конкретную модель.
6.9 Уровень внутреннего шума в кабине во время движения - по ГОСТ Р 51616, уровень внешнего шума (при выключенной сирене) - по ГОСТ 27436.
6.10 Среднеквадратичные значения параметров вибростойкости общей вибрации в октавных полосах частот на рабочем месте оператора в соответствии с ГОСТ 12.1.012 не должны превышать значений, приведенных в таблице 3.
Таблица 3
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц | 31,5 |