--> -->

ГОСТ Р 51250-99
Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения

ГОСТ Р 51250-99

Группа Г84

     
     
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Двигатели внутреннего сгорания поршневые.

Дымность отработавших газов.

Нормы и методы определения

Internal combustion reciprocating engines.
Visible pollutants. Limit values and test methods*

________________
* Наименование стандарта. Измененная редакция. Изм. N 1.



ОКС 27.020
ОКП 31 2000

Дата введения 2000-01-01

     
     
Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 235 "Дизели судовые, тепловозные и промышленные"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 3 марта 1999 г. N 57

3 Стандарт соответствует ИСО 8178 "Двигатели внутреннего сгорания. Измерение выбросов вредных веществ" Части 1, 2, 4 и 9 - в части испытательных процедур и методов испытаний

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Внесено Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 127-ст с 01.07.2004, опубликованное в ИУС N 6, 2004 год

Изменение N 1 внесено юридическим бюро "Кодекс"

1 Область применения

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные двигатели внутреннего сгорания (далее - двигатели) и устанавливает нормы дымности отработавших газов (далее - ОГ), измеренной оптическим или фильтрационным методом, при проведении стендовых испытаний новых и капитально отремонтированных двигателей.

Допускается применение настоящего стандарта в условиях эксплуатации при проведении испытаний силовых установок и агрегатов на базе судовых, тепловозных и промышленных двигателей в соответствии с приложением А.

Стандарт не распространяется на автомобильные, тракторные и авиационные двигатели.

(Измененная редакция,. Изм. N 1).

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ Р 12.4.213-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Противошумы. Упрощенный метод измерения акустической эффективности противошумных наушников для оценки качества

ГОСТ 10448-80 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Приемка. Методы испытаний

ГОСТ 30574-98 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Измерение выбросов вредных веществ с отработавшими газами. Циклы испытаний

ГОСТ Р ИСО 8178-7-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 7. Определение семейства двигателей

ГОСТ Р ИСО 8178-8-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 8. Определение группы двигателей

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 Определения


В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

Отработавшие газы (ОГ) - смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц), поступающая из цилиндров дизеля в его выпускную систему.

Дымность - видимая дисперсия жидких и (или) твердых частиц в ОГ, образовавшаяся в результате неполного сгорания топлива и испарившегося масла в цилиндрах дизеля.

Дымомер - прибор для измерения дымности.

Дымомер оптического типа - прибор для измерения непрозрачности ОГ, выраженной через коэффициент ослабления светового потока.

Коэффициент ослабления светового потока (ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), %) - часть светового потока от источника света дымомера, не достигшая приемника света из-за поглощения, отражения и рассеяния этой части потока отработавшими газами, проходящими через измерительную (дымовую) камеру дымомера.

Натуральный показатель ослабления потока (ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), мГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1)) - величина, обратная толщине слоя ОГ, м, проходя через который световой поток от источника света дымомера ослабляется в ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) раз, где ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - основание натурального логарифма.

Эффективная база дымомера оптического типа (ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), м) - толщина оптически однородного слоя ОГ, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же ОГ, заполняющих измерительную камеру дымомера в условиях измерения.

Предельно допустимое значение натурального показателя ослабления светового потока (ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), мГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1)) - значение натурального показателя ослабления светового потока в зависимости от расхода ОГ, при превышении которого дизель считается не выдержавшим испытаний.

Дымомер фильтрационного типа - прибор для измерения дымности, выраженной через показатель отражения света поверхностью фильтра, окрашенного всеми компонентами дисперсной фазы ОГ после пропускания определенной их порции через фильтр.

Дымовое число фильтра ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) ("Filter Smoke Number") - степень потемнения фильтра, определяемая по оптическому отражению от окрашенного ОГ фильтра по отношению к чистому фильтру, выраженная в условных единицах 10-балльной шкалы.

Показатель отражения светового потока поверхностью фильтра (ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), %) - часть светового потока источника света, достигшая приемника после отражения от эффективной поверхности фильтра. Измеряют оптико-электрическим рефлектометром.

Эффективная длина дымовой колонки (ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), м) - величина, определяемая эффективным объемом всасывания и эффективной поверхностью фильтра. Указывает организация-изготовитель.

4 Нормы дымности отработавших газов


Нормы дымности определяют в зависимости от расхода ОГ ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), дмГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1)/с, приведенного к нормальным условиям (температура 273 ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) и давление 101,3 кПа).

4.1 Для новых дизелей

4.1.1 При измерении дымности оптическим методом максимально допустимые значения натурального показателя ослабления светового потока и соответствующие им значения коэффициента ослабления светового потока, приведенные к шкале дымомера с базой ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) м, в зависимости от расхода ОГ должны соответствовать приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Расход ОГ
ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), дмГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1)

Натуральный показатель ослабления светового потока ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), мГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1),
не более

Коэффициент ослабления светового потока ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), приведенный к шкале дымомера оптического типа (ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) м), %, не более

Дымовое число ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) фильтра, приведенное к шкале дымомера фильтрационного типа (ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) м), условных единиц, не более

До 75 включ.

1,857

Св. 75 " 85 "

1,707

" 85 " 95 "

1,612

" 95 " 110 "

1,521

" 110 " 125 "

1,433

" 125 " 140 "

1,348

" 140 " 160 "

1,267

" 160 " 185 "

1,188

" 185 " 210 "

1,112

" 210 " 250 "

1,038

" 250 " 290 "

0,966

" 290 " 350 "

0,897

" 350 " 400 "

0,829

" 400 " 500 "

0,764

" 500 " 600 "

0,700

" 600 " 700 "

0,638

" 700 " 900 "

0,578

" 900 " 1150 "

0,519

" 1150 " 1500 "

0,461

" 1500 " 2000 "

0,405

" 2000 " 3000 "

0,351

" 3000

0,297



Примечание. Для звездообразных двигателей нормы дымности отработавших газов устанавливаются по согласованию с заказчиком.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.1.2 При измерении дымности фильтрационным методом прибором с длиной колонки ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) м предельно допустимые значения дымового числа фильтра ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) в зависимости от расхода ОГ должны соответствовать приведенным в таблице 1.

4.1.3 Дизель считают соответствующим требованиям настоящего стандарта, если каждое измеренное значение натурального показателя ослабления светового потока или дымового числа фильтра меньше или равно соответствующему предельно допускаемому значению натурального показателя ослабления светового потока или дымового числа фильтра.

4.2 Для дизелей после капитального ремонта

4.2.1 Максимально допустимые нормы дымности для дизелей после капитального ремонта увеличивают на 20% по отношению к значениям, установленным таблицей 1.

5 Методы измерений

5.1 Метод измерения дымности оптический

Сущность оптического метода определения дымности ОГ заключается в измерении их непрозрачности, а именно коэффициента ослабления светового потока с вычислением значений натурального показателя ослабления светового потока при просвечивании столба ОГ дизеля в измерительной камере дымомера с известной эффективной базой.

Коэффициент ослабления светового потока ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), %, при измерении непрозрачности рассчитывают по формуле

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), (1)


где ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - световой поток, достигший приемника света после просвечивания столба ОГ, лм;

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - световой поток, достигший приемника света после просвечивания чистого воздуха, лм.

Из закона Бугера-Ламберта-Бера для дисперсной среды следует

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1). (2)


Из формул (1) и (2) устанавливают зависимость натурального показателя ослабления светового потока ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) от коэффициента ослабления светового потока ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) по формуле

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1). (3)


Основным нормируемым параметром дымности ОГ является натуральный показатель ослабления светового потока ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), вычисленный по формуле (3) и приведенный к базовым условиям по 9.1.

Вспомогательным нормируемым параметром дымности является измеряемый коэффициент ослабления светового потока по формуле (1), приведенный к измерительной базе ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) м. Если измерительная база дымомера ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) отличается от 0,43 м, то вспомогательный нормируемый параметр ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), %, рассчитывают по формуле

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1). (4)

5.2 Метод измерения дымности фильтрационный

Сущность фильтрационного метода измерения дымности ОГ заключается в измерении почернения фильтра после пропускания через него строго определенного количества газов. Поверхность фильтра темнеет, окрашиваясь всеми компонентами дисперсной фазы. Почернение фильтра оценивают по степени его оптического отражения в сравнении с чистым фильтром и измеряют оптико-электрическим рефлектометром.

Рефлектометры дымомеров могут быть проградуированы в единицах измеряемого показателя отражения светового потока ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) от 0% до 100% или в условных единицах поглощения светового потока фильтром, как, например, в приборах типа Бош.

Относительный показатель отражения затемненного фильтра ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), %, оценивают по формуле

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), (5)


где ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) и ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - показатели отражения, измеренные рефлектометром, от затемненного и чистого фильтра соответственно.

Тогда дымовое число фильтра как основную характеристику дымности, измеренную фильтрационным дымомером, ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) в усл. ед. 10-балльной шкалы рассчитывают по формуле

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1). (6)


Дымовое число фильтра ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) отсчитывают по шкале рефлектометра (с соответствующей градуировкой) при условии установки на 0 его показаний при отражении от чистого фильтра.

Формула справедлива при эффективной длине дымовой колонки дымомера 0,405 м, при атмосферном давлении и температуре (298+4) ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1).

При использовании дымомера с фильтрационной колонкой, эффективная длина которой отличается от 0,405 м, измеренное значение ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) приводят к указанной длине по формуле

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), (7)


где ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) и ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - параметры применяемого дымомера.


Основным нормируемым показателем дымности ОГ дизеля при измерениях фильтрационным методом служит дымовое число фильтра ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1).

При использовании дымомеров со 100-балльной шкалой усл. ед. дымности в формулах (6) и (7) коэффициент размерности 10 необходимо заменить на 100, а дымовое число ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) по таблице 1 умножить на 10.

Запрещается пересчет показаний дымомера оптического типа в показания фильтрационного дымомера, за исключением случаев одновременного проведения измерений дымомерами обоих типов.

6 Объем и режимы испытаний


Испытанию на дымность следует подвергать двигатели при проведении сертификационных, приемо-сдаточных, квалификационных, периодических и типовых испытаний в соответствии с требованиями ГОСТ 10448 и технических условий на двигатели конкретного типа.

С целью сокращения объема измерений в условиях стабильного производства допускается проведение измерений дымности ОГ только для характерного представителя семейства двигателей по ГОСТ Р ИСО 8178-7 или группы двигателей по ГОСТ Р ИСО 8178-8 . Концепция отбора характерного представителя серийных дизелей должна быть согласована с разработчиком стандарта.

Измерение дымности ОГ, предусмотренное в программе специальных испытаний по ГОСТ 10448, выполняют в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.1 Структура режимов испытаний

Режимы испытаний в зависимости от назначения двигателя должны соответствовать ГОСТ 30574.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

7 Оборудование моторного стенда и измерительные приборы


При измерении дымности оптическим методом испытания проводят с отбором или без отбора проб ОГ. При испытаниях без отбора проб просвечивают представительную (репрезентативную) часть потока или весь поток ОГ внутри или на срезе выпускной трубы дизеля с помощью полнопоточных дымомеров.

При испытаниях с отбором проб из выпускной трубы с помощью газоотборного зонда и пробной трубы отводят представительную часть потока ОГ и просвечивают ее в измерительном контуре частично-поточного дымомера.

При измерении дымности фильтрационным методом испытания проводят только с отбором дозированной части ОГ с помощью газоотборного зонда.

Кроме дымомера испытательный моторный стенд должен быть оборудован, как минимум, измерительными приборами для определения мощности (крутящего момента) и частоты вращения коленчатого вала дизеля, состояния окружающей среды (температуры, давления) и расходов топлива и воздуха. Погрешность измерительных приборов должна соответствовать требованиям ГОСТ 10448.

7.1 Система пробоотбора

7.1.1 Схема установки дымомера оптического типа для измерения параметров дымности с отбором проб ОГ показана на рисунке 1.

Рисунок 1 - Схема установки дымомера оптического типа

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1)

1 - выпускная труба; 2 - газоотборный зонд; 3 - дифференциальный манометр; 4 - газоподводящая труба;
5 - теплообменник; 6 - байпасный клапан; 7 - дымомер частично поточный; 8 - газоотводящие трубы;
9 - регулируемая заслонка; 10 - источник света; 11 - собирательная линза; 12 - дымомер полнопоточный
(на срезе выпускной трубы); 13 - разделительная перегородка; 14 - приемник света

Рисунок 1 - Схема установки дымомера оптического типа



Для дымомеров оптического типа внутренний диаметр ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) газоотборного зонда должен быть, при диаметре выпускной трубы ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) мм, не менее 0,225 ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) и при любых ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - не более 25 мм.

Газоотборный зонд должен быть установлен по оси выпускной трубы с внутренним диаметром ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) таким образом, чтобы его открытый конец был направлен навстречу потоку газов и чтобы он располагался на прямолинейном участке трубы длиной не менее 6 ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) против направления потока газов и длиной 3 ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - по направлению потока газов.

При невозможности выполнения этих требований в конструкции выпускной системы допускается применение других мероприятий (установка выпрямительных решеток, дополнительных рессиверов и др.), обеспечивающих равномерность потока ОГ в выпускной трубе и представительность отбираемых проб (см. приложение А).

Газоподводящая труба, соединяющая газоотборный зонд с дымомером (см. рисунок 1), должна иметь длину не более 2 м и располагаться, по возможности, с подъемом в сторону дымомера. Газоподводящая труба должна быть герметичной, без резких изгибов.

В особых случаях допускается применение удлиненной газоподводящей трубы до 5 м, при этом должны быть приняты меры, исключающие образование конденсата в трубе.

Для настройки надлежащего перепада давлений ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) в газовой трассе дымомера рекомендуется устанавливать регулируемую заслонку в выпускной трубе за газоотборным зондом по направлению потока газов на расстоянии не менее 3 ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1).

При измерениях на частичных нагрузках нельзя изменять положение заслонки.

Рекомендуется устанавливать теплообменные устройства в газоподводящей тру

7.1.2 В системе пробоотбора для дымомера фильтрационного типа, схема которого показана на рисунке 2, не допускается затекание газов в открытый конец зонда, за исключением периода отбора проб.

Рисунок 2 - Схема установки дымомера фильтрационного типа

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1)


1 - прямолинейный участок трубы дизеля; 2 - газоотборный зонд; 3 - линия отбора;
4 - дымомер; 5 - зажимное устройство; 6 - фильтр; 7 - поршень; 8 - пружина;
9 - пневматическое устройство; 10 - охладитель

Рисунок 2 - Схема установки дымомера фильтрационного типа



Внутренний диаметр ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) газоотборного зонда на всем протяжении системы отбора проб от входа до фильтра должен быть не менее 3 мм.

Мертвый объем ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - общий объем от входа в газоотборный зонд до поверхности фильтра - не должен превышать 15% номинального объема всасывания ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1). Лишь в случае многократного пропускания проб (не менее 3) через один фильтр, эквивалентного соответствующему увеличению ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) и допустимого при измерениях на крупных дизелях, зонд может быть удлинен, но значение ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) должно быть не более 40% от ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1).

Во всех случаях перед отбором мертвый объем должен быть заполнен чистым воздухом.

Внутренний диаметр верхней по потоку части зажимного устройства для фильтра рассматривается как размер, определяющий эффективную поверхность фильтра ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), он должен находиться в диапазоне 15-35 мм. Внутренний диаметр нижней по потоку части зажимного устройства должен быть таким же или не более чем на 0,5 мм большим, а несоосность этих диаметров не более 0,2 мм или 0,7% от внутреннего диаметра верхней по потоку части зажимного устройства

7.2 Дымомер оптического типа

При определении изготовителем эффективной базы дымомера (эффективной длины светового луча) следует учитывать влияние способов, используемых для защиты источника света и приемника от загрязнений.

Эффективная база дымомера должна быть указана на дымомере и в спецификации изготовителя.

Дымомер должен иметь, как минимум, шкалу измерения коэффициента N, имеющую не менее 100 делений, для определения непрозрачности ОГ с основной приведенной погрешностью ±2%. Допускается применение цифровых индикаторов с точностью отсчета в третьем разряде одна единица.

При наличии шкалы натурального показателя ослабления ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) она должна иметь деления по меньшей мере 0,025 мГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) между 0 и 2 мГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) и по меньшей мере 0,05 мГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) между 2 и 4 мГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1).

Оптические свойства дымовой камеры дымомера должны быть такими, чтобы суммарное отклонение значения коэффициента ослабления светового потока, вызванное рассеиванием и отражением, при значении ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1)=50% не вышло за пределы ±0,5%.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

7.2.1 Допускаемая максимальная температура газов в измерительном контуре дымомера должна быть не ниже 433 ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) и должна указываться изготовителем.

7.2.2 В качестве источника света следует использовать электрическую лампу накаливания с цветовой температурой нити 2800-3500 ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) или диод зеленого излучения со спектральным пиком в интервале 550-570 нм. Применение других источников света не допускается.

В качестве приемника света следует применять фотоэлемент или фотодиод со спектральной характеристикой, близкой к спектральной характеристике глаза человека. Максимальная чувствительность - при длине волны от 550 до 570 нм. При длине волны менее 430 нм и более 680 нм допускается не более 4% максимальной чувствительности.

Конструкция оптической системы дымомера должна быть такой, чтобы отклонение от параллельности лучей светового потока от оптической оси не превышало 3°, а приемник не реагировал на прямой или отраженный луч света, если он отклонен от оптической оси более чем на 3°.

7.2.3 Электрическая схема фотоприемника и индикатора дымности должна обеспечить характеристику силы тока, произведенного фотоприемником, стабильную во всем температурном диапазоне эксплуатации фотоэлемента.

Электрическая схема фотоприемника и индикатора дымности должна быть регулируемой и обеспечивать установление индикатора в нулевое положение, когда световой поток проходит через измерительный контур (дымовую камеру), наполненный чистым воздухом.

Прибор должен быть обеспечен средствами установления и проверки полной шкалы, например, заслонками или нейтральными плотными фильтрами, устанавливаемыми перпендикулярно к световому лучу.

7.2.4 Для проверки характеристики системы "источник света - фотоприемник - индикатор дымности" применяют контрольный светофильтр с нейтрально серым цветом, для которого значение ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) в пределах 50-55% должно быть известно с погрешностью не более 0,5%. После установления стрелки индикатора дымности в нулевое положение светофильтр следует ввести между источником света и фотоприемником. При этом значение, отсчитанное на индикаторе дымности, не должно отклоняться от указанного на светофильтре значения более чем на 0,5%.

7.2.5 Динамические свойства дымомера, а также стабильность фотоэлектрической системы должны обеспечивать одно измерение в течение 1 мин с отклонением стрелки индикатора дымности от нулевого положения менее чем на 0,5%.

7.2.6 Полнопоточные дымомеры должны иметь устройство автоматической коррекции показаний шкалы по температуре и, если необходимо, давлению потока ОГ в дымовой камере (8.4.1).

7.3 Дымомер фильтрационного типа

7.3.1 Конструкция дымомера должна обеспечивать прохождение гомогенного потока через всю эффективную поверхность фильтра для достижения его равномерного затемнения.

7.3.2 Оценка равномерности почернения фильтра: значения ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) рефлектометра, измеренные в периферийной части поверхности фильтра, не должны отличаться от значений ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), измеренных в центральной части поверхности фильтра, более чем на 5%.

7.3.3 Во избежание чрезмерных отложений сажи в системе пробоотбора средняя скорость газового потока в любой ее точке до фильтра не должна быть менее 0,1 м/с.

Среднюю скорость в любом сечении ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), м/с, рассчитывают по формуле

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), (8)


где ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - номинальный объем всасывания, мГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1);


ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - время всасывания, с;

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - площадь поперечного сечения в каком-либо месте системы отбора проб, мГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1).

Время всасывания для дымомера с поршневым насосом представляет собой время от начала движения поршня до момента, когда давление за фильтром стабилизируется до уровня ±1 кПа по отношению к значению статического давления на входе в газоотборный зонд и когда дымность пробы находится в диапазоне 3-4 ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1).

7.3.4 Допустимое изменение утечек ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) при эксплуатации прибора, связанное, например, с износом уплотнений, не должно превышать 1% номинального объема всасывания ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1).

7.3.5 Фильтр должен быть изготовлен из натурального целлюлозного волокна без примесей смол или резин. Поверхность фильтра должна быть гладкой.

Сложенные в стопку непрозрачные фильтры, не менее 20 слоев, должны обладать отражательной способностью (92±3)%.

Примечание - Стандарт отражательной способности для известных рефлектометров дает таблетка сульфата бария (BaSОГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1)) или окиси магния (MgO).


Толщина бумаги должна быть в пределах 0,17-0,23 мм при измерениях с прилагаемым давлением 50 кПа.

Разрывной перепад давлений не должен быть менее 40 кПа для приборов с максимальным диаметром зажимного устройства 35 мм.

7.3.6 Для измерения рефлектометром значения ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) при отражении от чистого и зачерненного фильтров используется прокладка под фильтры в виде стопки из 20 чистых фильтров или другого материала с аналогичной отражательной способностью, равной (92±3)%. Подкладочный материал должен быть плоским.

Для измерения надо поместить головку рефлектометра на фильтре так, чтобы прикладываемое давление не вызывало сдвига поверхности фильтров из обзорной плоскости, а контакт головки и фильтра не изменял его отражательную способность. Это обеспечивается при давлениях на контактную поверхность фильтра в пределах 150-300 кПа.

7.3.7 Требования к оптико-электрическому рефлектометру

7.3.7.1 Оцениваемая поверхность фильтра должна освещаться рассеянным светом.

7.3.7.2 Относительная спектральная чувствительность головки рефлектометра должна быть подобна световой чувствительности человеческого глаза в условиях дневного зрения с ошибкой менее 3%.

7.3.7.3 Направленность освещения должна быть перпендикулярной к поверхности образца.

7.3.7.4 Направленная чувствительность головки рефлектометра должна быть по возможности равномерной.

7.3.7.5 Влияние помех от отражения света в системе "освещение - улавливание" не должно превышать 0,05 ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1).

7.3.7.6 Пропорциональность (линейность) системы рефлектометра по отношению к освещенности не должна нарушаться более чем на 1% измеряемой величины.

7.3.8 Номинальный объем всасывания ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) и эффективная поверхность фильтра ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) определяются проектными данными аппаратуры. Если они не регламентированы, то должны быть измерены. Измерению подлежит также объем утечек ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1).

7.3.9 Эффективный объем всасывания ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), мГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), рассчитывают по формуле

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1). (9)


Эффективную длину фильтрационной колонки ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), м, рассчитывают по формуле

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1). (10)


Эффективную длину фильтрационной колонки ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) определяют с точностью в пределах ±1%.

8 Условия проведения измерений

8.1 Измерениям дымности должен подвергаться дизель, прошедший обкатку и отрегулированный в соответствии с техническими условиями на дизель конкретного типа.

Дизель должен быть снабжен воздушным фильтром, глушителем шума ОГ и газовыпускной системой. Воздушный фильтр, глушитель шума ОГ и газовыпускная система должны соответствовать области применения дизеля.

8.2 При испытаниях дизель должен работать с применением горюче-смазочных материалов, указанных в технических условиях на дизель конкретного типа.

8.3 Атмосферные условия в испытательном боксе регламентируются только при использовании оптического метода измерения дымности для целей сертификации.

Эти условия в испытательном боксе регламентируются допустимыми отклонениями расчетного коэффициента ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1):

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1). (11)


Для дизелей без наддува и с механическим наддувом коэффициент ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) рассчитывают по формуле

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1). (12)


Для дизелей с газотурбинным наддувом коэффициент ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) рассчитывают по формуле

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), (13)


где ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - температура в испытательном боксе, ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1);


ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - атмосферное давление в испытательном боксе, исключая парциальное давление водяных паров, кПа.

8.4 Физические условия в измерительном контуре

8.4.1 Дымомер оптического типа при испытаниях с отбором проб должен быть снабжен устройствами для измерения давления и температуры в дымовой камере.

Давление ОГ в дымовой камере не должно отличаться от давления окружающей среды более чем на ±750 Па (в случае создания разрежения во избежание конденсации ужесточаются требования к температуре).

Температура ОГ в дымовой камере ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), должна быть существенно выше местной температуры точки росы и в общем случае ограничивается диапазоном

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1). (14)


Оптимальная (базовая) средняя температура в дымовой камере устанавливается (373±5) ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) и по возможности должна поддерживаться на этом уровне автоматически.

Максимальная температура газов не должна превышать предельно допустимую максимальную температуру в измерительном контуре дымомера, указанную изготовителем.

8.4.2 В полнопоточных оптических дымомерах приведение показателей к указанным давлению и температуре должно осуществляться автоматически.

8.4.3 Температура пробы газов в дымовой колонке дымомера фильтрационного типа должна быть также существенно выше местной точки росы (ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1)).

9 Проведение измерений

9.1 Измерение оптическим методом

Измерение параметров дымности на каждом режиме дизеля следует проводить не менее трех раз с промежутками между двумя последующими измерениями не более 1 мин.

После каждого измерения следует проверять нулевое положение стрелки индикатора дымности и при необходимости приводить ее в нулевое положение.

Измерения считают действительными, если расхождения между двумя последними показаниями по шкале ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) не превышают 2%, а результаты трех измерений не образуют монотонно убывающей или возрастающей последовательности. Если эти условия не выполняются, то серию измерений следует продолжать до получения трех последовательных показаний, удовлетворяющих поставленным условиям.

За результат измерений принимают среднее арифметическое трех показаний.

Давление и температура в дымомере во время испытаний должны соответствовать требованиям 8.4.

При невозможности проведения измерений при базовом (атмосферном) давлении (например, полнопоточным дымомером внутри выпускной системы дизеля и в удалении от ее выходного отверстия) натуральный показатель ослабления светового потока ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) приводят к атмосферному давлению ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) по формуле

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), (15)


где ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - измеренное статистическое давление в дымовой камере;


ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - измеренный [вычисленный по формуле (3)] натуральный показатель ослабления светового потока, мГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1).

Если средняя температура ОГ в дымовой камере ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), отличается от базовой (373 ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1)), то показатель ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) следует привести к указанной температуре по формуле

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1). (16)

9.1.1 Расход отработавших газов ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), дмГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1)/с, рассчитывают по формуле

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), (17)


где ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - расход воздуха, кг/с;


ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - расход топлива, кг/с.

Для приемо-сдаточных испытаний по ГОСТ 10448, при которых не измеряют расход воздуха, следует использовать значение ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), полученное при периодических испытаниях.

9.2 Измерения фильтрационным методом

9.2.1 Отбор пробы следует проводить в соответствии с инструкцией по эксплуатации, разработанной изготовителем дымомера. При этом необходимо удостовериться, что мертвый объем ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) заполнен чистым воздухом непосредственно перед отбором пробы.

Проба должна быть пропущена через фильтр, который затем удаляют из дымомера и заменяют новым, через который пропускают новую пробу для перепроверки результата и получения его осредненного значения.

Увлажненные или нестандартные фильтры применять не следует.

9.2.2 Поддержание дымомера в работоспособном состоянии и проверку его соответствия требованиям настоящего стандарта следует осуществлять согласно инструкции изготовителя.

В качестве вспомогательного средства для проверки точности работы аппаратуры изготовитель дымомера должен поставлять калибровочные экраны или их эквиваленты (для проверки линейности). Обязательной поставке подлежит по меньшей мере один калибровочный экран, соответствующий дымовому числу фильтра 3 ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) или 5 ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) c указанной точностью в пределах ±0,1 ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1).

9.3 Оформление результатов испытаний

9.3.1 Результаты измерений дымности отработавших газов, выполненные с целью сертификации двигателей, оформляют в виде отчета о результатах испытаний, содержание которого должно соответствовать [1].

9.3.2 Результаты измерений дымности отработавших газов, не связанных с сертификацией двигателя, регистрируются в краткой форме, принятой в соответствии с системой качества изготовителя.

9.3-9.3.2. (Введены дополнительно. Изм. N 1).


10 Требования безопасности

10.1 Оборудование испытательного стенда и организация рабочего места при испытаниях должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ 12.3.002.

На каждом испытательном стенде, оборудованном дымомером, должна быть инструкция по технике безопасности.

10.2 Воздух рабочей зоны стендового помещения должен соответствовать ГОСТ 12.1.005. Не допускается сброс ОГ дизеля после прохождения ими частично-поточного оптического дымомера в воздух рабочей зоны стендового помещения. Для этого дымомер должен быть оборудован газоотводящей трубой (см. рисунок 1), выходной конец которой вынесен за пределы рабочей зоны стендового помещения.

10.3 Уровни шума на рабочих местах стендового помещения должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.003.

10.4 Персонал, обслуживающий испытательный стенд, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты органов слуха по ГОСТ Р 12.4.123.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое). Рекомендации по применению оптического метода измерений дымности ОГ в условиях эксплуатации дизельных установок

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое)

А.1 Установка газоотборного зонда как частично поточного, так и полнопоточного дымомеров в выпускных трубах тепловозных и крупных судовых дизелей практически невозможна.

Для труб большого диаметра с реальным доступом к ним только на "срезе" следует использовать дымомеры, газоотборный зонд которых погружают вглубь трубы не менее чем на 300 мм вдоль ее оси (при неразделенном выпуске) или вдоль условной оси отдельных секторов трубы (при разделенном впуске). На открытом конце газоотборного зонда рекомендуется устанавливать конфузор.

В тех крайних случаях, когда поток пробы через дымовую камеру дымомера затруднен (например, при испытаниях дизелей маневровых тепловозов с искрогасителями), допускается применение эжекционного отбора пробы ОГ через оптический дымомер с помощью постороннего источника сжатого воздуха при соблюдении условий 7.2.4 настоящего стандарта.

А.2 Дымомеры оптического типа могут использоваться для измерений как на установившихся, так и на переходных режимах работы дизеля. Пригодность конкретного дымомера к измерениям при частой смене режимов дизеля зависит от типа дымомера, комплектации информационно-регистрирующими приборами и обусловливается общим временем срабатывания дымомера ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1).

Полное время срабатывания определяется тремя составляющими времени срабатывания - физического ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), электрического ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) и температурного ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1).

Время физического срабатывания дымомера обусловлено перемещением газа в измерительной камере. Для полнопоточных дымомеров ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) может быть рассчитано как отношение объема измерительной зоны к расходу ОГ и указано производителем в виде расчетной формулы.

Дымомеры могут иметь один и более электрических выходов (на самописец, аналоговый вольтметр, цифровой вольтметр и др.). Выходной сигнал должен быть унифицирован диапазоном 0-10 В.

Время электрического срабатывания этих приборов определяют как разницу времени ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), за которое показания достигают 10% и 90% полной шкалы при прерывании или полном выключении источника света менее чем за 0,01 с.

Цифровой индикатор не пригоден для измерений дымности на переходных режимах дизеля (за исключением возможного показа фиксированных пиковых или средних за ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) значений дымности).

На переходных режимах выходной индикатор должен обеспечивать фиксацию показания максимального значения дымности по крайней мере в течение 5 с и позволять мгновенно аннулировать фиксированное (в пределах 1% отклонений) значение. Система фиксации пиков должна быть отключаемой.

Комбинированное время физического ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) и электрического ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) срабатываний дымомера, рассчитываемое по формуле

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), (18)


определяет наиболее быстрый переходный режим дизеля, для которого данный дымомер пригоден для измерения изменений или пика дымности ОГ.

При измерениях с отбором проб конструкция газоотборного зонда и газоподводящей трубы оптического дымомера может существенно влиять на время срабатывания системы в целом, которое следует определять экспериментально.

Когда декларирована пригодность дымомера для испытаний дизеля на переходных режимах, необходимо, чтобы температурный датчик отслеживал переменную температуру газов. Время температурного срабатывания ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) характеризуется константой термического времени измерительного прибора. Если ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - разница максимального и минимального значений температуры в дымовой камере, то общее время срабатывания дымомера ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) рассчитывают по формуле

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1). (19)


Так как наименьшим временем срабатывания обладают полнопоточные дымомеры, это обусловливает их наибольшую пригодность для измерений на переходных режимах. Пример размещения подобного дымомера на срезе выпускной трубы дизеля схематично (пунктиром) показан на рисунке 1 настоящего стандарта.

А.3 В условиях эксплуатации, а также в случаях каких-либо затруднений с измерениями расходов воздуха и (или) топлива в двигателе при измерениях дымности на режиме номинальной мощности рекомендуется использовать для определения предельно допустимого значения натурального показателя ослабления светового потока ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) (с погрешностью в пределах ±4%) вместо данных таблицы 1 настоящего стандарта следующую формулу:

ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1), (20)


где ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1) - фактическая (номинальная) мощность дизеля, кВт.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное). Библиография

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)


[1] ИСО 8178-6:1995 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов вредных веществ. Часть 6. Отчет по результатам измерений и испытаний*".
_______________
* Оригинал международного стандарта находится во ВНИИКИ Госстандарта России.


Приложение Б. (Введено дополнительно. Изм. N 1).



Copyright © 2024