ГОСТ Р 41.43-2005
Единообразные предписания, касающиеся безопасных материалов для остекления и их установки на транспортных средствах

ГОСТ Р 41.43-2005
(Правила ЕЭК ООН N 43)

Группа И19

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ БЕЗОПАСНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ОСТЕКЛЕНИЯ И ИХ УСТАНОВКИ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ

Uniform provisions concerning the safety glazing materials
and their installation on vehicles



ОКС 43.040.60

Дата введения 2006-07-01

     
     
Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе русской версии Правил ЕЭК ООН N 43, указанных в пункте 4

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. N 463-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 43 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения безопасных стекловых материалов и их установки на транспортном средстве" (Regulation N 43 "Uniform provisions concerning the approval of safety glazing materials and their installation on vehicles") путем изменения его структуры.

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой Правил ЕЭК ООН N 43 приведено в дополнительном приложении 22. При этом из наименования стандарта исключены слова "официальное утверждение", относящиеся к процедуре подтверждения соответствия (сертификации). Термины и положения, касающиеся процедур сертификации, не предусмотрены ГОСТ Р 1.5-2004 и, в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "О техническом регулировании", могут быть применены только в технических регламентах. По этой же причине отдельные фразы и слова, относящиеся к процедуре сертификации, заменены на фразы и слова, относящиеся к испытаниям. Такие фразы и слова выделены курсивом. В стандарт введен раздел "Нормативные ссылки", предусмотренный ГОСТ Р 1.5-2004 и выделенный курсивом. В стандарт не включены разделы и приложения, относящиеся к процедуре сертификации или относящиеся к международному порядку применения Правил ЕЭК ООН

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.43-99 (Правила ЕЭК ООН N 43)


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на безопасные материалы для остекления (далее - материалы), предназначенные для установки в качестве ветровых или других стекол и перегородок на механических транспортных средствах (далее -ТС) и их прицепах, и на соответствующие приспособления, за исключением материалов для остекления устройств освещения и световой сигнализации и комбинации приборов, а также специальных пуленепробиваемых материалов.

Стандарт не распространяется на двойные окна.

1а Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.94-99 (правила ЕЭК ООН N 94) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров в случае лобового столкновения (IDT)

ГОСТ Р 41.107-99 (Правила ЕЭК ООН N 107) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухэтажных пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции (IDT)

ГОСТ Р 51266-99 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний (Директива ЕС 77/649 "Обзорность с места водителя транспортного средства", Директива ЕС 78/318 "Системы очистки и омывания ветрового стекла механических транспортных средств", NEQ)

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения (Приложение 7 к Сводной резолюции о конструкции транспортных средств TRANS/WP.29/78/Rev.1, NEQ; Директива ЕС 2002/24 "Требования к сертификации мототранспортных средств", NEQ)

ГОСТ 30893.1-2002 (ИСО 2768-1-89) Основные нормы взаимозаменяемости. Общие допуски. Предельные отклонения линейных и угловых размеров с неуказанными допусками (ИСО 2768-1:1989 "Допуски общие. Часть 1. Допуски на линейные и угловые размеры без указания допусков на отдельные размеры", MOD)

ГОСТ 30893.2-2002 (ИСО 2768-2-89) Основные нормы взаимозаменяемости. Общие допуски. Допуски формы и расположения поверхностей, не указанные индивидуально (ИСО 2768-2:1989 "Допуски общие. Часть 2. Геометрические допуски для деталей без указания допусков на отдельные размеры", MOD)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 упрочненное стекло (toughened-glass): Однослойное стекло, подвергнутое специальной обработке для повышения механической прочности и обеспечения дробления при ударе.

2.2 многослойное безосколочное стекло (laminated-glass pane): Стекло, состоящее из двух или более слоев, соединенных между собой одной или несколькими промежуточными пластмассовыми прослойками; оно может быть:

2.2.1 обычным, если ни один из слоев, из которых состоит стекло, не был подвергнут специальной обработке, или

2.2.2 обработанным, если по крайней мере один из слоев, составляющих стекло, был подвергнут специальной обработке для повышения его механической прочности и обеспечения дробления при ударе.

2.3 безопасное стекло с пластмассовым покрытием (safety-glass pane faced with plastics material): Упрочненное стекло или многослойное безосколочное стекло, покрытое изнутри пластмассовым слоем.

2.4 безопасное стекло из комбинации стекло-пластик (glass-plastics pane): Многослойное безосколочное стекло, состоящее только из одного слоя стекла и одной или нескольких пластмассовых прослоек, из которых по крайней мере одна является промежуточным слоем. Пластмассовый слой должен находиться с внутренней стороны, когда стекло установлено на ТС.

2.5 полимерное стекло (plastic glazing): Материал, который содержит в качестве основного компонента одно или несколько полимерных органических веществ с большой молекулярной массой, в готовом состоянии является твердым и на том или ином этапе изготовления или преобразования в готовые изделия может быть сформирован методом литья.

2.5.1 жесткое полимерное стекло (rigid plastic glazing): Пластиковый материал для остекления, вертикальное отклонение которого в ходе испытания на гибкость (приложение 3, раздел 12) составляет не более 50 мм.

2.5.2 гибкое полимерное стекло (flexible plastic glazing): Пластиковый материал для остекления, вертикальное отклонение которого в ходе испытания на гибкость (приложение 3, раздел 12) составляет более 50 мм.

2.6 двойное стекло (double window): Стекло, представляющее собой соединение двух стекол, установленных отдельно в одном и том же проеме ТС.

2.7 стеклопакет (symmetrical double-glazing): Прочное соединение двух собранных в заводских условиях стекол, пространство между которыми имеет одинаковую толщину.

2.7.1 симметричный стеклопакет (symmetrical double-glazing): Стеклопакет, состоящий из двух листовых стекол одного типа (упрочненное стекло, многослойное стекло, твердый пластик), имеющих одинаковые основные и/или второстепенные характеристики.

2.7.2 асимметричный стеклопакет (asymmetrical double-glazing): Стеклопакет, состоящий из двух листовых стекол различного типа (упрочненное стекло, многослойное стекло, твердый пластик) или из стекол, имеющих различные основные и/или второстепенные характеристики.

2.8 основная характеристика (principal characteristic): Характеристика, от которой в значительной степени зависят оптические и/или механические свойства безопасного материала для остекления, влияющие на его применение в ТС.

Примечание - Этот термин также охватывает фирменные названия или товарные знаки.

2.9 второстепенная характеристика (secondary characteristic): Характеристика, от которой могут зависеть оптические и/или механические свойства безопасного материала для остекления, влияющие на его применение в ТС.

Примечание - Степень этой зависимости определяют на основе индексов трудности.

2.10 индексы трудности (indices of difficulty): Двухступенчатая классификация, применимая к наблюдаемым на практике изменениям каждой второстепенной характеристики.

Примечание - Переход от индекса 1 к индексу 2 указывает на необходимость проведения испытаний.

2.11 площадь развертки ветрового стекла (developed area of windscreen): Прямоугольная поверхность стекла минимальной площади, из которой может быть изготовлено ветровое стекло.

2.12 угол наклона ветрового стекла (inclination angle of a windscreen): Угол, образуемый вертикалью и прямой линией, проходящей через верхний и нижний края ветрового стекла, причем эти линии лежат в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось ТС.

2.12.1 Угол наклона ветрового стекла измеряют на ТС, стоящем на земле, а если этот угол измеряют на пассажирском ТС, то оно должно быть в снаряженном состоянии по ГОСТ Р 52051.

2.12.2 ТС с гидропневматической, гидравлической или пневматической подвеской или устройством для автоматической регулировки дорожного просвета в зависимости от нагрузки подвергают ходовым испытаниям в нормальных эксплуатационных условиях, установленных предприятием-изготовителем.

2.13 группа ветровых стекол (group of windscreens): Ветровые стекла, различные по размерам и форме, подвергаемые проверке на механическую прочность, способ дробления и поведение при испытаниях на сопротивление воздействию окружающей среды.

2.13.1 плоское ветровое стекло (flat windscreen): Ветровое стекло, нормальный изгиб которого, выражаемый в высоте сегмента, не превышает 10 мм на один линейный метр.

2.13.2 неплоское ветровое стекло (curved windscreen): Ветровое стекло, нормальный изгиб которого, выражаемый в высоте сегмента, превышает 10 мм на один линейный метр.

2.14 высота сегмента h (height of segment h): Максимальное расстояние от внутренней поверхности стекла до плоскости, проходящей через края стекла, измеряемое в направлении, практически перпендикулярном к стеклу (см. приложение 17, рисунок 1).

2.15 тип безопасного материала для остекления (type of safety glazing material): Материалы для остекления, определенные в 2.1-2.7 и не имеющие каких-либо существенных различий, в частности в отношении основных и второстепенных характеристик, указанных в приложениях 4-12 и 14-16.

2.15.1 Хотя изменение основных характеристик означает новый тип изделия, все же допускается, что в некоторых случаях изменение формы и размера не обязательно требует проведения полной серии испытаний. Для некоторых испытаний, предписанных в отдельных приложениях, стекла могут быть сведены в одну группу, если очевидно, что они имеют сходные основные характеристики.

2.15.2 Стекла, которые различаются только второстепенными характеристиками, можно рассматривать как принадлежащие к одному типу. Однако некоторые испытания, если режим их проведения детально описан в особых условиях испытаний, могут быть проведены на отдельных образцах таких стекол.

2.16 минимальный радиус кривизны r (curvature r): Приблизительная величина, представляющая собой наименьший радиус дуги ветрового стекла, измеренный в наиболее изогнутом участке.

2.17 показатель HIC [критерий травмирования головы] (HIC - head injury criteria): Значение характеристик черепно-мозговой травмы, причиняемой воздействием сил замедления в результате резкого прямого удара о стекло.

2.18 точка R или контрольная точка места для сидения: Условная точка, указываемая предприятием-изготовителем для места для сидения и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.

2.19 безопасный материал для остекления, обеспечивающий видимость водителю:

2.19.1 безопасный материал для остекления, обеспечивающий переднюю обзорность водителю: Все стекла, которые расположены перед плоскостью, проходящей через точку R перпендикулярно к продольной средней плоскости ТС, и через которые водитель может видеть дорогу при управлении или маневрировании ТС.

2.19.2 безопасный материал для остекления, обеспечивающий заднюю обзорность водителю: Все стекла, которые расположены за плоскостью, проходящей через точку R перпендикулярно к продольной средней плоскости ТС, и через которые водитель может видеть дорогу при управлении или маневрировании ТС.

2.20 светонепроницаемая поверхность (opaque obscuration): Любая остекленная зона, не допускающая проникания света.

2.21 затененная зона (shade band): Любая остекленная зона с пониженным пропусканием света.

2.22 прозрачная поверхность (transparent area): Вся остекленная зона, за исключением любой светонепроницаемой поверхности и любой затененной зоны.

2.23 естественный просвет (daylight opening): Полная остекленная зона, в том числе любая затененная зона, но за исключением любой светонепроницаемой поверхности.

2.24 прослойка (interlayer): Любой материал, используемый для удерживания элементов многослойного остекления.

2.25 тип ТС (type of vehicle) (с точки зрения установки безопасных материалов для остекления): ТС, принадлежащие к одной и той же категории, которые не различаются между собой по крайней мере в таких существенных аспектах, как:

а) предприятие-изготовитель;

б) обозначение типа, используемое предприятием-изготовителем;

в) существенные аспекты конструкции и дизайна (стиля).

2.26 угол наклона спинки сиденья (seat back angle): Расчетный угол наклона туловища, определенный в приложении 19.

3 Заявка на проведение испытаний

Испытания типа материалов для остекления

3.1 Заявку на проведение испытаний типа материалов для остекления подает предприятие-изготовитель или его должным образом уполномоченный представитель (далее - уполномоченный представитель).

3.2 Для каждого типа стекол к заявке прилагают перечисленные ниже документы в трех экземплярах и указывают следующие данные:

3.2.1 Техническое описание, охватывающее все основные и второстепенные характеристики, и

3.2.1.1 Для стекол, не являющимися ветровыми, кроме того, схемы форматом не более А4 или кратным ему форматом с указанием:

- максимальной площади;

- наименьшего угла между двумя смежными сторонами стекла;

- наибольшей высоты сегмента, где это применимо.

3.2.1.2 Для ветровых стекол:

3.2.1.2.1 Перечень представляемых на испытания образцов ветровых стекол, в котором указаны наименование предприятий - изготовителей ТС, а также тип и категория ТС.

3.2.1.2.2 Схемы масштабом 1:1 для категории МГОСТ Р 41.43-2005 (Правила ЕЭК ООН N 43) Единообразные предписания, касающиеся безопасных материалов для остекления и их установки на транспортных средствах и масштабом 1:1 или 1:10 для всех других категорий вместе с рисунками ветровых стекол и схемой их установки на ТС, достаточно подробными для того, чтобы по ним можно было определить:

3.2.1.2.2.1 В соответствующих случаях положение ветрового стекла по отношению к точке R.

3.2.1.2.2.2 Угол наклона ветрового стекла.

3.2.1.2.2.3 Положение и размеры зон для проверки оптических качеств и, при необходимости, расположение участков, упрочненных в различной степени.

3.2.1.2.2.4 Площадь развертки ветрового стекла.

3.2.1.2.2.5 Максимальную высоту сегмента ветрового стекла.

3.2.1.2.2.6 Минимальный радиус кривизны ветрового стекла (только в целях классификации ветровых стекол по группам).

3.2.1.3 Для стеклопакетов - схемы форматом не более А4 или кратным ему форматом с указанием помимо данных, упомянутых в 3.2.1.1:

- типа каждого листового стекла;

- типа соединения;

- номинальной ширины зазора между двумя стеклами.

3.2.1.4 Исходные данные, касающиеся мест для сидения (см. приложение 19).

3.3 Предприятие-изготовитель или его уполномоченный представитель представляет на испытания достаточное число испытательных фрагментов и образцов готовых стекол рассматриваемых моделей, которое, при необходимости, устанавливают на основе договоренности с испытательной лабораторией, уполномоченной проводить испытания.

Испытания ТС в отношении установки безопасного материала для остекления

3.4 Заявку на испытания ТС в отношении установки безопасного материала для остекления подает предприятие - изготовитель ТС или его должным образом уполномоченный представитель.

3.5 К заявке прилагают перечисленные ниже документы в трех экземплярах и приводят следующие данные:

3.5.1 Чертежи ТС в надлежащем масштабе, указывающие:

3.5.1.1 Положение ветрового стекла по отношению к точке R.

3.5.1.2 Угол наклона ветрового стекла.

3.5.2 Технические подробности, касающиеся ветрового стекла и всех других стекол, в частности:

3.5.2.1 Использованные материалы.

3.5.2.2 Дополнительная маркировка, описанная в 6.5.

3.5.2.3 Исходные данные, касающиеся мест для сидения (см. приложение 19).

3.6 ТС, представляющее тип, подлежащий испытаниям, передают испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания.

4 Соответствие типа безопасного материала для остекления требованиям настоящего стандарта

4.1 Если образцы, представленные на испытания, удовлетворяют требованиям разделов 6-8 настоящего стандарта, то безопасный материал для остекления считают соответствующим требованиям настоящего стандарта.

4.1.1 В протоколе испытаний или в приложении к нему приводят информацию в соответствии с приложением 1.

4.1.2 В случае ветровых стекол к протоколу испытаний прилагают документ, содержащий описание каждой модели ветрового стекла, входящей в группу, а также характеристики данной группы в соответствии с дополнением 8 к приложению 1. Эти данные могут быть включены в приложение к протоколу.

4.2 Соответствие типа ТС в отношении установки безопасного материала для остекления

4.2.1 Если ТС, представленное на испытания, удовлетворяет требованиям, указанным в приложении 21, то данное ТС считают соответствующим требованиям настоящего стандарта.

4.2.2 В протоколе испытаний или в приложении к нему приводят информацию в соответствии с приложением 1А.

5 Маркировка

5.1 На каждом элементе безопасного материала для остекления, включая образцы и испытательные элементы, представленные на испытания, проставляют торговое название или товарный знак, указанные в разделе 3 приложения 1.

5.2 Дополнительные обозначения наносят рядом с торговым названием или товарным знаком.

5.2.1 Для ветровых стекол:

I - для упрочненного стекла (I/P, если оно имеет покрытие)*;

II - для обычного многослойного безосколочного стекла (II/Р, если оно имеет покрытие)*;

III - для обработанного многослойного безосколочного стекла (III/P, если оно имеет покрытие)*;

IV - для полимерного стекла.
________________
* В соответствии с определением, содержащимся в 2.3.

5.2.2 V - для безопасного стекла с постоянным коэффициентом пропускания света менее 70%.

5.2.3 VI - для стеклопакета.

5.2.4 VII - для обычного упрочненного стекла, используемого в качестве ветрового на тихоходных по конструкции ТС, которые не могут развивать скорость свыше 40 км/ч.

5.2.5 VIII - для жесткого полимерного стекла. Кроме того, используют следующие обозначения для указания соответствующего типа применения:

/А для передних стекол;

/В для боковых стекол, задних стекол и стекол крыши;

/С для применения в местах, где вероятность удара головой является незначительной или полностью исключена.

Кроме того, в случае полимерных стекол, которые были представлены для проведения испытаний на абразивную стойкость, описанных в разделе 4 приложения 3, надлежащим образом применяют также маркировки следующих видов:

/L - для стекол с рассеянием света не более 2% после 1000 циклов на внешней поверхности и 4% после 100 циклов на внутренней поверхности [см. 6.1.3.1 (приложения 14 и 16)];

/М - для стекол с рассеянием света не более 10% после 500 циклов на внешней поверхности и 4% после 100 циклов на внутренней поверхности [см. 6.1.3.2 (приложения 14 и 16)];

5.2.6 IX - для гибкого полимерного стекла;

5.2.7 Х - для двойного жесткого полимерного стекла. Дополнительно должны быть указаны следующие обозначения случаев применения:

/А - для передних стекол;

/В - для боковых стекол, задних стекол и стекол крыши;

/С - для использования в местах, где вероятность удара головой является незначительной или полностью исключена.

В отношении полимерных стекол, представленных для проведения испытания на абразивную стойкость, описанного в разделе 4 приложения 3, надлежащим образом применяют маркировки следующих видов:

/L - для стекол с рассеянием света не более 2% после 1000 циклов на внешней поверхности и 4% после 100 циклов на внутренней поверхности [см. 6.1.3.1 (приложение 16)];

/М - для стекол с рассеянием света не более 10% после 500 циклов на внешней поверхности и 4% после 100 циклов на внутренней поверхности [см. 6.1.3.2 (приложение 16)].

5.3 Маркировка должна быть четкой и нестираемой. Дополнительные обозначения следует комбинировать в пределах маркировки.

5.4 Примеры маркировки приведены в приложении 2.

6 Общие технические требования

6.1 Все безопасные материалы для остекления, предназначенные для изготовления ветровых стекол, должны обладать качествами, позволяющими свести к минимуму опасность телесных повреждений при их разрушении. Материал для остекления должен обладать достаточной стойкостью к нагрузкам, которые могут возникнуть в обычных условиях дорожного движения, а также сопротивлением воздействию атмосферных условий, теплостойкостью, химической стойкостью, термостойкостью и сопротивлением истиранию.

6.2 Кроме того, безопасные материалы для остекления должны быть достаточно прозрачными, не давать заметного искажения предметов, наблюдаемых через ветровое стекло, и не приводить к путанице в отношении цветов, используемых в дорожной сигнализации. В случае разрушения ветрового стекла водитель должен еще достаточно хорошо видеть дорогу, чтобы суметь затормозить и остановить ТС в полной безопасности.

7 Особые технические требования


Безопасные материалы для остекления всех типов должны в зависимости от категории, к которой они относятся, соответствовать следующим особым требованиям:

7.1 Упрочненные ветровые стекла - перечисленным в приложении 4.

7.2 Другие равномерно упрочненные стекла - предусмотренным в приложении 5.

7.3 Ветровые стекла из обычного многослойного безосколочного стекла - предусмотренным в приложении 6.

7.4 Стекла из обычного многослойного безосколочного стекла, за исключением ветровых, - предусмотренным в приложении 7.

7.5 Ветровые стекла из обработанного многослойного безосколочного стекла - предусмотренным в приложении 8.

7.6 Безопасные стекла с пластмассовым покрытием должны в дополнение к вышеперечисленным требованиям соответствовать предписаниям приложения 9.

7.7 Ветровые стекла из комбинации стекла и пластика - предусмотренным в приложении 10.

7.8 Стекла из комбинации стекла и пластика, за исключением ветровых, - предусмотренным в приложении 11.

7.9 Стеклопакеты - предусмотренным в приложении 12.

7.10 Жесткие полимерные стекла - предусмотренным в приложении 14.

7.11 Гибкие полимерные стекла - предусмотренным в приложении 15.

7.12 Жесткие полимерные стеклопакеты - предусмотренным в приложении 16.

8 Испытания

8.1 Настоящий стандарт предусматривает следующие испытания.

8.1.1 Испытание на дробление

Это испытание проводят в целях проверки:

8.1.1.1 Сведения к минимуму опасности ранения кусками и осколками разбитого стекла.

8.1.1.2 Остаточной видимости через ветровое стекло после его разрушения.

8.1.2 Испытание на механическую прочность.

8.1.2.1 Испытание на удар с помощью шара

Проводят два испытания на удар: одно - с помощью шара массой 227 г, другое - с помощью шара массой 2,26 кг.

8.1.2.1.1 Испытание на удар с помощью шара массой 227 г имеет целью определить прочность соединения прослойки со стеклом в многослойном безосколочном стекле, а также механическую прочность равномерно упрочненных стекол и полимерных стекол.

8.1.2.1.2 Испытание на удар с помощью шара массой 2,26 кг имеет целью определить сопротивление многослойного безосколочного стекла проникновению шара.

8.1.2.2 Испытание на удар с помощью модели головы имеет целью проверить соответствие стекла требованиям, касающимся снижения вероятности ранения в случае удара головой о ветровое стекло, многослойное стекло и стекла из комбинации стекла и пластика и жесткие полимерные стекла, не являющиеся ветровыми, а также о стеклопакеты, предназначенные для использования в боковых окнах.

8.1.3 Испытание на сопротивление воздействию окружающей среды

8.1.3.1 Испытание на абразивную стойкость имеет целью определить, что действительная абразивная стойкость того или иного безопасного материала для остекления превышает установленную.

8.1.3.2 Испытание на жаропрочность имеет целью проверить, что в ходе продолжительного воздействия повышенных температур в прослойке многослойного стекла и стекла из комбинации стекла и пластика не появляется никаких пузырей или других дефектов.

8.1.3.3 Испытание на стойкость к воздействию излучения имеет целью установить, что в результате длительного воздействия излучения не происходит значительного уменьшения прозрачности или сильного обесцвечивания многослойного стекла, стекла из комбинации стекла и пластика и стекла с пластмассовым покрытием.

8.1.3.4 Испытание на влагоустойчивость имеет целью установить, что в результате длительного воздействия атмосферной влажности многослойные стекла, стекла из комбинации стекла и пластика, стекла с пластмассовым покрытием и жесткие полимерные стекла не претерпевают значительных изменений.

8.1.3.5 Испытание на стойкость к воздействию колебаний температуры имеет целью установить, что в результате длительного воздействия экстремальных температур свойства пластического материала (пластических материалов), предназначенного (предназначенных) для изготовления безопасного стекла в соответствии с определениями 2.3 и 2.4, не ухудшаются в значительной степени.

8.1.3.6 Испытание на устойчивость к воздействию имитируемых атмосферных условий имеет целью проверить устойчивость безопасного полимерного стекла к воздействию имитируемых атмосферных условий.

8.1.3.7 Испытание на прочность методом решетчатого надреза имеет целью проверить достаточность адгезии любого стойкого к истиранию покрытия жесткого полимерного стекла.

8.1.4 Оптические свойства

8.1.4.1 Испытание на пропускание света имеет целью определить: превышает ли нормальная прозрачность безопасного материала для остекления установленную величину [см. 9.1.4 (приложение 3)].

8.1.4.2 Испытание на оптическое искажение имеет целью установить, что предметы, наблюдаемые через ветровое стекло, не искажаются до такой степени, что это может создавать водителю определенные неудобства.

8.1.4.3 Испытание на раздвоение изображения имеет целью проверить, что действительный угол раздвоения вторичного и первичного изображений не превышает установленный [см. раздел 9 (приложение 3)].

8.1.4.4 Испытание на различимость цвета имеет целью установить, что цвета, наблюдаемые через ветровое стекло, нельзя перепутать [см. 9.4 (приложение 3)].

8.1.5 Испытание на огнестойкость имеет целью проверить, что безопасный материал для остекления, определенный в 2.3, 2.4 и 2.5, имеет достаточно низкую скорость горения [см. раздел 10 (приложение 3)].

8.1.6 Испытание на стойкость к химическим веществам имеет целью установить, что поверхностный слой безопасного материала для остекления, определенного в 2.3, 2.4 и 2.5, обладает устойчивостью к воздействию химических веществ (которые могут присутствовать или быть использованы в автомобиле, например, моющих средств), обеспечивающей неизменность его свойств [см. раздел 11 (приложение 3)].

8.1.7 Испытание на изгиб имеет целью установить принадлежность полимерного материала для остекления к категории жестких или гибких материалов [см. раздел 12 (приложение 3)].

8.2 Испытания, предусмотренные для видов стекла, определенных в 2.1-2.5

8.2.1 Безопасные материалы для остекления подвергают испытаниям, перечисленным в таблицах 1 и 2 в 8.2.1.1, 8.2.1.2.

Примечание - Содержащиеся в таблицах 1 и 2 ссылки, например А4/3, указывают на приложение (4) и раздел (3) этого приложения, где содержатся описание данного испытания и требования, предъявляемые к испытуемому материалу.

8.2.1.1 Безопасные материалы для остекления подвергают испытаниям, перечисленным в таблице 1.


Таблица 1

Ветровое стекло

Другие стекла

Испытание

Упрочненное стекло

Обычное много-
слойное безоско-
лочное стекло

Обрабо-
танное многослойное безоско-
лочное стекло

Стекло- пластик

Упроч-
ненное стекло

Много-
слойное безоско-
лочное стекло

Стекло-
пластик

I

I/P

II

II/P

III

III/P

IV

Дробление

А4/2

А4/2

-

-

А8/4

А8/4

-

А5/2

-

-

Механическая прочность:





- шар массой
227 г

-

-

А6/4.3

А6/4.3

А6/4.3

А6/4.3

А6/4.3

А5/3.1

А7/4

А7/4

- шар массой 2260 г

-

-

А6/4.2

А6/4.2

А6/4.2

А6/4.2

А6/4.2

-

-

-

Прочность при ударе с помощью модели головы*

А4/3

А4/3

А6/3

А6/3

А6/3

А6/3

А10/3

-

А7/3

А11/3

Абразивная стойкость:









- внешняя поверхность

-

-

А6/5.1

А6/5.1

А6/5.1

А6/5.1

А6/5.1

-

А6/5.1

А6/5.1

- внутренняя поверхность

-

А9/2

-

А9/2

-

А9/2

А9/2

А9/2**

А9/2**

А9/2

Жаропрочность

-

-

А3/5

А3/5

А3/5

А3/5

А3/5

-

А3/5

А3/5

Стойкость к воздействию излучения

-

А3/6

А3/6

А3/6

А3/6

А3/6

А3/6

-

А3/6

А3/6

Влагоустойчивость

-

А3/7

А3/7

А3/7

А3/7

А3/7

А3/7

А3/7**

А3/7

А3/7

Пропускание света

А3/9.1

А3/9.1

А3/9.1

А3/9.1

А3/9.1

А3/9.1

А3/9.1

А3/9.1

А3/9.1

А3/9.1

Оптическое искажение

А3/9.2

А3/9.2

А3/9.2

А3/9.2

А3/9.2

А3/9.2

А3/9.2

А3/9.2***

-

-

Раздвоение изображения

А3/9.3

А3/9.3

А3/9.3

А3/9.3

А3/9.3

А3/9.3

А3/9.3

А3/9.3***

-

-

Различимость цвета

А3/9.4

А3/9.4

А3/9.4

А3/9.4

А3/9.4

А3/9.4

А3/9.4

-

-

-

Стойкость к воздействию колебаний температуры

-

А3/8

-

А3/8

-

А3/8

А3/8

А3/8**

А3/8**

А3/8

Огнестойкость

-

А3/10

-

А3/10

-

А3/10

А3/10

А3/10**

А3/10**

А3/10

Химическая стойкость

-

А3/11.2.1

-

А3/11.2.1

-

А3/11.2.1

A3/11.2.1

A3/11.2.1**

A3/11.2.1**

A3/11.2.1

* Этому испытанию должны также быть подвергнуты стеклопакеты в соответствии с разделом 3 приложения 12 (А12/3).

** Если стекло покрыто с внутренней стороны пластмассовым слоем.

*** Этому испытанию подвергают лишь обычные равномерно упрочненные стекла, предназначенные для использования в качестве ветровых стекол на тихоходных ТС (которые не могут развивать скорость более 40 км/ч).


8.2.1.2 Полимерные материалы для остекления подвергают испытаниям, перечисленным в таблице 2.


Таблица 2

Полимерные стекла, не являющиеся ветровыми

Испытание

Жесткие полимерные стекла

Стеклопакеты

Гибкие полимерные стекла

Механи-
ческие
ТС

Прицепы и ТС без водителя и пассажиров

Механи-
ческие ТС

Прицепы и ТС без водителя и пассажиров

Гибкость

А3/12

А3/12

А3/12

А3/12

А3/12

Удар с помощью шара массой 227 г

А14/5

А14/5

А16/5

А16/5

А15/4

Удар с помощью модели головы*

А14/4

-

А16/4

-

-

Пропускание света

А3/9.1

-

А3/9.1

-

А3/9.1

Огнестойкость

А3/10

А3/10

А3/10

А3/10

А3/10

Химическая стойкость

А3/11.2.1

А3/11.2.1

А3/11.2.1

А3/11.2.1

А3/11.2.1

Абразивная стойкость

А14/6.1

-

А16/6.1

-

-

Устойчивость к воздействию атмосферных условий

А3/6.4

А3/6.4

А3/6.4

А3/6.4

А3/6.4

Влагоустойчивость

А14/6.4

А14/6.4

А16/6.4

А16/6.4

-

Перекрестная насечка**

А3/13

-

А3/13

-

-

* Требования испытания зависят от местоположения стекла в ТС.

** Применяют в том случае, если стекло подлежит использованию в месте, где требуется обеспечение видимости для водителя.


8.2.2 Безопасный материал для остекления считают выдержавшим испытания, если он соответствует всем требованиям, которые предусмотрены в таблицах 1 и 2 в 8.2.1.1 и 8.2.1.2.

9 Изменение типа безопасных материалов для остекления

9.1 Испытательная лаборатория на основании анализа информации об изменении типа безопасных материалов для остекления, представленной предприятием-изготовителем, может:

9.1.1 Или прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительных отрицательных последствий, а применительно к ветровому стеклу - что новый тип относится к группе ветровых стекол, выдержавшей испытания, и что в любом случае данный безопасный материал для остекления по-прежнему удовлетворяет требованиям настоящего стандарта.

9.1.2 Или потребовать проведения дополнительных испытаний.

Приложение 1 (рекомендуемое). Форма приложения к заявке на проведение испытаний типа безопасных материалов для остекления

Приложение 1
(рекомендуемое)

1 Класс безопасного материала для остекления

2 Описание стекла: см. дополнения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9*, а в случае ветрового стекла - дополнение 10

3 Торговое название или товарный знак

4 Предприятие-изготовитель и его адрес

5 Наименование и адрес представителя предприятия-изготовителя (в соответствующих случаях)

6 Место проставления знака соответствия на стекле

________________
* Ненужное зачеркнуть.


Дополнение 1. Ветровое стекло, изготовленное из упрочненного стекла

Приложение 1 - Дополнение 1


Основные и второстепенные характеристики - в соответствии с приложением 4 или 9.

Основные характеристики:

Категория формы

Категория толщины

Номинальная толщина ветрового стекла

Характер и тип пластмассового покрытия (пластмассовых покрытий)

Номинальная толщина пластмассового покрытия (пластмассовых покрытий)

Второстепенные характеристики:

Вид стекла (зеркальное, флотированное, листовое)

Окраска стекла

Окраска пластмассового покрытия (пластмассовых покрытий)

Наличие проводников (да/нет)*

Наличие затененных зон (да/нет)*

Примечание - Приложения - Описание характеристик ветровых стекол (см. дополнение 10).

________________
* Ненужное зачеркнуть.

Дополнение 2. Равномерно упрочненные стекла

Приложение 1 - Дополнение 2


Основные и второстепенные характеристики - в соответствии с приложением 5 или 9.

Основные характеристики:

Стекла, не являющиеся ветровыми (да/нет)*

Ветровое стекло для тихоходных ТС

Категория формы

Характер упрочнения

Категория толщины

Характер и тип пластмассового покрытия (пластмассовых покрытий)

Номинальная толщина пластмассового покрытия (пластмассовых покрытий)

Второстепенные характеристики:

Вид стекла (зеркальное, флотированное, листовое)

Окраска стекла

Окраска пластмассового покрытия (пластмассовых покрытий)

Наличие проводников (да/нет)*

Наличие затененных зон (да/нет)*

Принятые критерии:

Наибольшая площадь (плоское стекло)

Наименьший угол

Наибольшая площадь развертки

Наибольшая высота сегмента

Примечание - Приложения - Описание характеристик ветровых стекол (в случае необходимости) (см. дополнение 8).

________________
* Ненужное зачеркнуть.

Дополнение 3. Ветровые стекла, изготовленные из многослойного безосколочного стекла

Приложение 1 - Дополнение 3


Основные и второстепенные характеристики - в соответствии с приложениями 6, 8 или 9.

Основные характеристики:

Стекла, не являющиеся ветровыми (да/нет)*

Число слоев стекла

Номинальная толщина ветрового стекла

Номинальная толщина прослойки (прослоек)

Специальная обработка стекла

Характер и тип прослойки (прослоек)

Характер и тип пластмассового покрытия (пластмассовых покрытий)

Номинальная толщина пластмассового покрытия (пластмассовых покрытий)

Тонирование внутреннего слоя (полное/частичное)

Второстепенные характеристики:

Вид стекла (зеркальное, флотированное, листовое)

Copyright © 2024