--> -->

ГОСТ 8.281-78
Государственная система обеспечения единства измерений. Скоростемеры локомотивные. Методы и средства поверки

ГОСТ 8.281-78

Группа Т88.1

     
     
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Государственная система обеспечения единства измерений

СКОРОСТЕМЕРЫ ЛОКОМОТИВНЫЕ

Методы и средства поверки

State system for ensuring the uniformity of measurements. Locomotive speedometers. Methods and means of calibration



Дата введения 1979-01-01

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 24 февраля 1978 г. N 550 срок введения установлен с 01.01.1979 г.

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 1979 г.


Настоящий стандарт распространяется на локомотивные скоростемеры, выпускаемые по ГОСТ 23213-78*, с верхним пределом измерения скорости до 300 км/ч и шестизарядным счетчиком пройденного пути при цене деления 0,1 км и устанавливает методы и средства их первичной и периодической поверок.
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 23213-84, здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

Стандарт не распространяется на скоростемеры, выпущенные до введения ГОСТ 23213-78, а также на дополнительные устройства к скоростемерам.

1. ОПЕРАЦИИ И СРЕДСТВА ПОВЕРКИ

1. ОПЕРАЦИИ И СРЕДСТВА ПОВЕРКИ

1.1. При проведении поверки должны быть выполнены операции и применены средства поверки, указанные в таблице.

Наименование операции

Номер пункта стандарта

Средство поверки и их нормативно-техническая характеристика

Внешний осмотр

3.1

-

Опробование

3.2

-

Определение метрологических параметров

3.3

Определение амплитуды колебаний стрелки указателя

3.3.1

Поверочная тахометрическая установка УТ05-60, диапазон воспроизведения частоты вращения 10-60000 об./мин, погрешность не более ±0,05% измеряемого значения

Поверочная тахометрическая установка ТХ1-60, диапазон воспроизведения и измерения частоты вращения 5-60000 об./мин, погрешность ±0,1% измеряемого значения скорости

Определение основной погрешности указателя скорости

3.3.2

Поверочная тахометрическая установка УТ05-60 или ТХ1-60

Определение основной погрешности сигнализирующего устройства

3.3.4

Поверочная тахометрическая установка УТ05-60 или ТХ1-60. Источники питания постоянного тока с регулируемым напряжением от 0 до 75 В

Определение основной погрешности счетчика пути и регистратора пути

3.3.5

Поверочная тахометрическая установка УТ05-60 или ТХ1-60. Образцовый счетчик оборотов УГН-1 с ценой деления 0,1 об./мин


1.2. Допускается применять другие вновь разработанные или находящиеся в применении средства поверки, прошедшие метрологическую аттестацию в органах государственной или, с их разрешения, ведомственной метрологической службы и удовлетворяющие по точности требованиям настоящего стандарта.

2. УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ И ПОДГОТОВКА К НЕЙ

2.1. При проведении поверки должны быть соблюдены следующие условия:

температура окружающего воздуха 20±5 °С;

атмосферное давление 100±4 кПа;

относительная влажность воздуха 65±15%;

питание тахометрической установки от сети переменного тока напряжением 220±22 В, частотой 50±0,5 Гц.

2.2. Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

включают поверочную тахометрическую установку за 8-10 мин до начала поверки;

подключают скоростемер к одному из шпинделей редуктора, учитывая выбранный диапазон частоты вращения скорости и передаточный коэффициент;

проверяют плавность вращения и исправность приводного вала;

устанавливают и подсоединяют скоростемер к валу приставки поверочной тахометрической установки;

подключают к источнику постоянного тока катушки электромагнитов контактно-регистрирующих устройств.

3. ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ

3.1. Внешний осмотр

При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие скоростемеров требованиям ГОСТ 23213-78 в части комплектности, пломбирования, маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Циферблаты и шкалы скоростемеров должны соответствовать ГОСТ 5365-73*.
________________
* Действует до 01.07.1979 г.**
________________
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 5365-83. - Примечание изготовителя базы данных.

Стекла скоростемеров должны быть целыми и чистыми.

Скоростемеры не должны иметь механических повреждений и дефектов защитных покрытий.

3.2. Опробование

Для опробования скоростемеров и проверки взаимодействия его элементов необходимо:

проверить, заправить и установить на свои места писцы лентопротяжного механизма;

заправить лентой находящийся в рабочем положении скоростемер;

протянуть ленту вдоль писцов посредством проворачивания лентопротяжного барабана вручную или от привода поверочной тахометрической установки;

проверить четкость записи и наколов на ленте регистрирующего устройства;

проверить работу контактно-регистрирующих устройств посредством поочередной подачи постоянного напряжения на катушке электромагнитов;

привести образцовый счетчик пути в исходное положение и записать его показание.

3.3. Определение метрологических параметров

3.3.1. Определение амплитуды колебаний стрелки указателя

Амплитуду колебаний стрелки указателя определяют на всех числовых отметках шкалы скоростемера.

Приводному валу поверяемого скоростемера задают значения частоты вращения от поверочной тахометрической установки, соответствующие числовым отметкам шкалы с учетом коэффициента преобразования. При установившемся значении скорости визуально определяют амплитуду колебаний стрелки во всем диапазоне показаний прибора, и ее значение должно соответствовать указанному в ГОСТ 23213-78.

3.3.2. Определение основной погрешности указателя скорости

3.3.2.1. Основную погрешность указателя скорости определяют не менее чем на пяти точках, равномерно распределенных по шкале скоростемера, включая ее максимальное значение.

Задание требуемых значений скорости с учетом коэффициента преобразования скоростемера проводят, регулируя частоту вращения привода поверочной тахометрической установки. Все показания прибора при возрастающих и убывающих скоростях прямого и обратного вращения приводного вала заносят в протокол, форма которого приведена в обязательном приложении. Из показаний указателя скорости при возрастающих и убывающих скоростях прямого и обратного вращения приводного вала для каждой выбранной отметки шкалы определяют среднеарифметическое значение указателя скорости ГОСТ 8.281-78 ГСИ. Скоростемеры локомотивные. Методы и средства поверки по формуле

ГОСТ 8.281-78 ГСИ. Скоростемеры локомотивные. Методы и средства поверки, (1)


где ГОСТ 8.281-78 ГСИ. Скоростемеры локомотивные. Методы и средства поверки - показания указателя скорости, км/ч;

ГОСТ 8.281-78 ГСИ. Скоростемеры локомотивные. Методы и средства поверки - отметка шкалы.

3.3.2.2. Абсолютную погрешность измерения скорости ГОСТ 8.281-78 ГСИ. Скоростемеры локомотивные. Методы и средства поверки определяют для каждого выбранного значения числовой отметки шкалы по формуле

ГОСТ 8.281-78 ГСИ. Скоростемеры локомотивные. Методы и средства поверки, (2)


где ГОСТ 8.281-78 ГСИ. Скоростемеры локомотивные. Методы и средства поверки - действительное значение скорости в км/ч, воспроизводимое поверочной тахометрической установкой и равное произведению коэффициента преобразования (ГОСТ 8.281-78 ГСИ. Скоростемеры локомотивные. Методы и средства поверки) на соответствующее значение частоты вращения (ГОСТ 8.281-78 ГСИ. Скоростемеры локомотивные. Методы и средства поверки, об./мин).

3.3.2.3. Основную погрешность указателя скорости скоростемера ГОСТ 8.281-78 ГСИ. Скоростемеры локомотивные. Методы и средства поверки в процентах определяют по формуле

ГОСТ 8.281-78 ГСИ. Скоростемеры локомотивные. Методы и средства поверки, (3)


где ГОСТ 8.281-78 ГСИ. Скоростемеры локомотивные. Методы и средства поверки - максимальное значение абсолютной погрешности измерения скорости, км/ч;

ГОСТ 8.281-78 ГСИ. Скоростемеры локомотивные. Методы и средства поверки - конечное значение шкалы, км/ч.

Основная погрешность указателя скорости не должна превышать значений, указанных в ГОСТ 23213-78.

3.3.3. Вариацию показаний скоростемера определяют по методике, изложенной в пп.3.3.2.1-3.3.2.3. Вариация показаний скоростемера не должна превышать абсолютной величины погрешности скорости в соответствии с ГОСТ 23213-78.

3.3.4. Определение основной погрешности сигнализирующего устройства скоростемера

Основную погрешность сигнализирующего устройства определяют при всех значениях сигнализируемых скоростей следующим образом.

Плавно повышая скорость, последовательно фиксируют моменты включения сигнализации, затем, при уменьшении скорости, фиксируют моменты выключения сигнализации. Операцию повторяют 2-3 раза, записывая показания указателя скорости.

Основную погрешность, сигнализирующего устройства скоростемера определяют по методике, изложенной в пп.3.3.2.1-3.3.2.3.

Основная погрешность регистрирующего устройства скоростемера не должна превышать значения, указанного в ГОСТ 23213-78.

3.3.5. Определение основной погрешности счетчика пути и регистратора пути

Основную погрешность счетчика пути и регистратора пути определяют следующим образом.

Снимают показания с поверяемого счетчика пути и образцового счетчика оборотов. Результаты заносят в протокол, форма которого приведена в обязательном приложении.

Разность показаний образцового счетчика оборотов, с учетом коэффициента преобразования, и поверяемого счетчика пути не должна превышать ±0,05 км.

Разность показаний образцового счетчика оборотов, с учетом коэффициента преобразования, при условном пробеге локомотивом 20-километрового отрезка пути, и регистратора скорости не должна превышать значения, указанного в ГОСТ 23213-78.

4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ

4.1. Результаты первичной поверки скоростемеров оформляют отметкой в паспорте, ставят клеймо на стекле указателя и пломбируют регистрирующее устройство.

4.2. На скоростемеры, признанные годными при поверке органами Госстандарта, выдают свидетельство установленной формы и пломбируют регистрирующее устройство.

4.3. Результаты периодической ведомственной поверки оформляют соответствующим документом, составленным ведомственной метрологической службой.

4.4. Скоростемеры, не удовлетворяющие требованиям настоящего стандарта, к применению не допускают.

ПРИЛОЖЕНИЕ (обязательное). ПРОТОКОЛ ПОВЕРКИ СКОРОСТЕМЕРОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ
Обязательное



Тип

Пределы измерения

Тип образцового средства

Предприятие-изготовитель

Допускаемая погрешность



Таблица 1

Показание поверочной тахометрической установки

Показание скоростемера при

Среднеариф-
метическое значение, км/ч

Абсо-
лютная погреш-
ность, км/ч

Основ-
ная погреш-
ность, %

Действи-
тельная частота вращения, об./мин

Скорость с учетом коэффи-
циента преобразо-
вания, км/ч

прямом вращении приводного вала

обратном вращении приводного вала

при уве-
личении скорости, км/ч

при умень-
шении скорости, км/ч

при уве-
личении скорости, км/ч

при умень-
шении скорости, км/ч




Таблица 2

Показание образцового счетчика оборотов

Показание поверяемого счетчика пути

Погрешность поверяемого счетчика пути

Показание регистрирующего устройства, км

Погрешность регистрирующего ycтройства

Действительный путь, об./мин

Скорость с учетом коэффициента преобразования, км

Началь-
ное, км

Конеч-
ное, км

км

%

км

%




Таблица 3

Показание поверочной тахометрической установки

Показание сигнализирующего устройства, км/ч

Погрешность сигнализирующего устройства

Действительная частота вращения, об./мин

Скорость с учетом коэффициента преобразования, км/ч

км/ч

%



Примечание. При поверке скоростемеров на стендах с программным управлением формы протокола могут быть изменены.

Отметка о пригодности скоростемера:

(годен, не годен)

Поверитель

(фамилия, и.о.)

(подпись)

Дата поверки




Copyright © 2024