ГОСТ 7934.5-74
Группа П09
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАСЛА И СМАЗКИ ЧАСОВЫЕ
Метод определения коррозионной активности
Watch oils and greases. Method for the determination of corrosion activity
MКC 75.100
ОКСТУ 0250
Дата введения 1975-07-01
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 15 ноября 1974 г. N 2533 дата введения установлена 01.07.75
Ограничение срока действия снято по протоколу N 7-95 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-95)
ВЗАМЕН ГОСТ 7934-56 в части разд.V
ИЗДАНИЕ с Изменением N 1, утвержденным в марте 1985 г. (ИУС 6-85).
Настоящий стандарт распространяется на часовые масла и смазки и устанавливает метод определения коррозионной активности.
Сущность метода заключается в определении коррозионного воздействия масел или смазок на металлы при их контакте фиксированием изменения цвета масел или смазок и поверхности металлов при повышенной температуре.
1. АППАРАТУРА, МАТЕРИАЛЫ И РЕАКТИВЫ
1. АППАРАТУРА, МАТЕРИАЛЫ И РЕАКТИВЫ
1.1. Для определения коррозионной активности применяются:
стержни металлические цилиндрической формы диаметром 12 мм, высотой 25 мм из латуни марки ЛС 59-1 по ГОСТ 17711-93 и стали марки У10А по ГОСТ 1435-99. Шероховатость торцовых поверхностей стержней должна быть Ra=0,16 мм по ГОСТ 2789-73, боковые поверхности доводят до зеркального блеска;
пробирка П1-16-150-ХС по ГОСТ 25336-82;
шкаф сушильный лабораторный с температурой нагрева до (100±2) °С, по технической документации, утвержденной в установленном порядке;
лупа часовая ЛЧ5 по ГОСТ 25706-81*;
_______________
* Действует ГОСТ 25706-83. - Примечание.
замша техническая;
паста полировочная хромовая литая по технической документации, утвержденной в установленном порядке;
аммиак водный по ГОСТ 3760-79;
бензин по ТУ 38.401-67-108-92 дополнительно перегнанный;
кислота щавелевая по ГОСТ 22180-76;
спирт этиловый ректификованный технический по ГОСТ 18300-87 или спирт этиловый технический марок А и Б по ГОСТ 17299-78;
вода дистиллированная по ГОСТ 6709-72;
мыло жидкое;
ацетон по ГОСТ 2603-79;
вата гигроскопическая по ГОСТ 5556-81;
пинцет часовой;
игла стальная;
бумага фильтровальная лабораторная по ГОСТ 12026-76.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
2.1. Отбор проб
С поверхности смазки шпателем снимают и удаляют верхний слой. Затем в нескольких местах (удаленных от стенок сосуда) берут не менее трех проб по 5-10 г. Пробы помещают в фарфоровую чашку и расплавляют при перемешивании.
Масло перед испытанием взбалтывают и отбирают пипеткой по 4-5 см.
2.2. Приготовление мыльного раствора
2 г щавелевой кислоты растворяют в 20 см воды. В мерную колбу вместимостью 1000 смналивают 500 см воды, 100 см жидкого мыла, 100 см этилового спирта, смесь слегка перемешивают, затем добавляют раствор щавелевой кислоты, перемешивают и после добавления 50 см аммиака и воды до метки раствор перемешивают
2.3. Боковые и торцовые поверхности стержней полируют замшей с полировочной пастой до заданной чистоты поверхности, после этого промывают бензином с помощью ваты или фильтровальной бумаги, ополаскивают в чистом бензине и высушивают, прижимая к поверхностям стержней сухие листы фильтровальной бумаги. Промытые стержни осматривают в лупу для выявления изъянов поверхности. На поверхности не должно быть следов коррозии, темных или тусклых пятен, разводов. Точки и мелкие углубления обводят стальной иглой и при испытании не учитывают. Затем стержни последовательно промывают в мыльном растворе, приготовленном по п.2.2, при (60±5) °С, два раза в дистиллированной воде при (60±5) °С и два раза в ацетоне.
Промытые стержни следует брать только за боковую поверхность пинцетом, не допускается прикасаться рукой к торцовой поверхности.
3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
3.1. В чистую сухую пробирку наливают от 5 до 7 см масла или расплавленной смазки, в которые погружают латунный стержень, а затем на его торцовую поверхность - стальной стержень. Уровень масла или смазки должен быть выше верхней торцовой поверхности стального стержня, в масле не должно быть пузырьков воздуха. Пробирку закрывают пробкой и помещают в сушильный шкаф, нагретый до (75±2) °С, на 72 ч. Резиновой пробкой пользоваться не разрешается. После выдерживания пробирку вынимают, охлаждают до комнатной температуры и визуально определяют изменение цвета масла. Затем масло сливают, стержни промывают в бензине.
При испытании стержней в смазке ее снимают фильтровальной бумагой, а стержни промывают в бензине. Торцовые поверхности стержней тщательно протирают ватой или фильтровальной бумагой и осматривают в лупу.
4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. Масло или смазка считаются выдержавшими испытание при отсутствии позеленения или побурения, а на торцовых поверхностях стержней - при отсутствии зелени, пятен или точек.
Допускается потускнение боковой поверхности латунного стержня. Определение повторяют не менее двух раз. При наличии следов коррозии хотя бы на одном из стержней испытание повторяют.