ГОСТ 4.305-85
Группа Т51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Система показателей качества продукции
ЭЛЕКТРОВОЗЫ ПРОМЫШЛЕННЫЕ
Номенклатура показателей
System of product-quality indices. Industrial electric
locomotives. Nomenclature of indices
ОКСТУ 3452
Дата введения 1987-07-01
РАЗРАБОТАН Министерством электротехнической промышленности
ИСПОЛНИТЕЛИ
В.М.Фомин, канд.техн.наук; Ю.П.Шевель; В.П.Кузьменков; В.Ф.Крупин; В.И.Пеганова
ВНЕСЕН Министерством электротехнической промышленности
Член Коллегии Е.Г.Орлов
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 октября 1985 г. N 3372
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей качества промышленных электровозов (далее - электровозов), подлежащих обязательному включению в технические задания на опытно-конструкторские работы (ТЗ на ОКР), разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на продукцию, технические условия (ТУ), карты технического уровня и качества продукции (КУ), а также номенклатуру основных показателей качества, включаемых в государственные стандарты с перспективными требованиями (ГОСТ ОТТ).
Стандарт распространяется на электровозы промышленные для открытых горных разработок (тяговые агрегаты по ГОСТ 23098-78, ОКП 34 5223) и коксотушильные электровозы (ОКП 34 5221), входящие в группу однородной продукции (код 34 0150*).
______________________
* Код по Перечню групп однородной народнохозяйственной продукции на основе ОКП, закрепленных за Минэлектротехпромом.
Дополнительно к номенклатуре показателей, приведенных в настоящем стандарте, при необходимости допускается применение других показателей, отражающих специфику конкретных типов электровозов.
Полная номенклатура показателей качества, характеризующих технический уровень и качество электровозов, должна быть установлена техническими условиями на конкретные типы электровозов.
1. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОВОЗОВ
1. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОВОЗОВ
1.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства электровозов приведены в табл.1.
Таблица 1
Наименование показателя качества | Обозначение показателя качества | Наименование характеризуемого свойства |
1. ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ | ||
1.1. Классификационные показатели | ||
1.1.1. Ширина колеи, мм | Применяемость | |
1.1.2. Номинальная нагрузка от колесной пары на рельсы, кН | Тяговые свойства | |
1.1.3. Масса сцепная с 0,67 запаса топлива и песка, т | Тяговые свойства и металлоемкость | |
1.1.4. Напряжение номинальное на токоприемнике, В | Применяемость | |
1.1.5. Скорость конструкционная, км/ч | Производительность | |
1.1.6. Минимальный радиус проходимых со скоростью до 10 км/ч кривых, м | Применяемость | |
1.1.7. Габарит (ГОСТ 9238-83) | По ГОСТ | То же |
1.1.8. Осевая формула | - | " |
1.2. Показатели функциональной и технической эффективности | ||
1.2.1. Сила тяги касательная максимальная при трогании, кН | Производительность | |
1.2.2. Сила тяги касательная в 15-минутном режиме, кН | То же | |
1.2.3. Точность остановки с вагоном возле установки сухого тушения, мм | - | Эффективность |
1.2.4. Грузоподъемность моторного думпкара, т | Производительность | |
1.2.5. Мощность касательная в 15-минутном режиме, кВт | То же | |
1.2.6. Мощность касательная в продолжительном режиме, кВт | " | |
1.2.7. Скорость движения при приеме кокса, км/ч | " | |
1.2.8. Скорость движения в 15-минутном режиме, км/ч | " | |
1.2.9. Мощность по дизелю в автономном режиме, кВт (л.с.) | " | |
1.2.10. Сила тяги касательная в автономном режиме при скорости 15 км/ч, кН | " | |
1.2.11. Способ регулирования напряжения на тяговых двигателях, балл | - | Производительность |
1.2.12. Способ регулирования электрического торможения, балл | - | То же |
2. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ | ||
2.1. Наработка на отказ (ГОСТ 27.002-83), т·км. нетто (ч) | Безотказность | |
2.2. Средняя оперативная трудоемкость технического обслуживания (ГОСТ 21623-76), чел.-ч/(т·км) | Ремонтопригодность | |
2.3. Средний ресурс до капитального ремонта (ГОСТ 27.002-83), год | Долговечность | |
2.4. Назначенный ресурс до среднего ремонта (ГОСТ 27.002-83), т·км. нетто | То же | |
2.5. Назначенный ресурс до капитального ремонта (ГОСТ 27.002-83), т·км. нетто | " | |
2.6. Назначенный ресурс до ремонтов ТР-2, ТР-3, т·км. нетто | " | |
2.7. Назначенный срок службы (ГОСТ 27.002-83), год | " | |
2.8. Коэффициент готовности (ГОСТ 27.002-83) | Готовность к работе, безотказность | |
3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ, | ||
3.1. К.п.д. в продолжительном режиме | Экономичность | |
3.2. Удельный расход энергии при движении поезда в 15-минутном режиме, кВт·ч/(т·км) | Экономия энергии | |
3.3. Удельный расход топлива локомотивом в автономном режиме при номинальной мощности, г/(Вт·ч) | Экономия топлива | |
3.4. Часовой расход топлива на холостом ходу дизеля, кг/ч | То же | |
3.5. Суммарный удельный расход масла дизелем, г/(кВт·ч) [г/(л. с·ч)] | Экономия масла | |
3.6. Численность локомотивной бригады в смену, чел. | Экономия трудовых ресурсов | |
4. ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ | ||
4.1. Общий эргономический показатель, балл | - | Выполнение эргономических требований к изделию |
5. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ | ||
5.1. Общий эстетический показатель, балл | - | Выполнение эстетических требований к изделию |
6. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ | ||
6.1. Удельная материалоемкость (ГОСТ 14.205-83), кг/Н | Экономия материалов | |
6.2. Удельная трудоемкость изготовления (ГОСТ 14.205-83), нормо·ч/Н | Трудоемкость | |
6.3. Удельная технологическая себестоимость, руб./Н | ||
6.4. Удельная металлоемкость, кг/Н: проката черных металлов, в том числе электротехнической стали | Экономия металлов | |
цветных металлов | То же | |
проводниковых металлов | " | |
драгоценных металлов | " | |
6.5. Коэффициент использования: проката черных металлов, в том числе электротехнической стали | " | |
цветных металлов | " | |
проводниковых металлов | " | |
драгоценных металлов | " | |
7. ПОКАЗАТЕЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ | ||
7.1. Коэффициент применяемости, % | Унификация | |
8. ПАТЕНТНО-ПРАВОВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ | ||
8.1. Показатель патентной чистоты | Конкурентоспособность |
Примечание. Основные показатели качества набраны жирным шрифтом.
2. ПРИМЕНЯЕМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОВОЗОВ
2.1. Перечень основных показателей качества:
сила тяги касательная максимальная при трогании;
сила тяги касательная в 15-минутном режиме;
наработка на отказ;
средней ресурс до капитального ремонта;
к.п.д. в продолжительном режиме.
2.2. Применяемость показателей качества для двух подгрупп (тяговые агрегаты и коксотушильные электровозы), включаемых в стандарты с перспективными требованиями, во вновь разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на продукцию, ТЗ на ОКР, ТУ, КУ, приведена в табл.2.
Таблица 2
Номер показателя по табл.1 | Наименование подгруппы однородной продукции | Область применения показателя | |||||
| Коксо- сушильные электровозы |
|
|
|
|
| |
1.1.1 | - | + | - | + | + | + | + |
1.1.2 | + | - | - | + | + | + | + |
1.1.3 | + | - | - | + | + | + | + |
1.1.4 | + | + | - | + | + | + | + |
1.1.5 | + | + | - | + | + | + | + |
1.1.6 | + | - | - | + | + | + | + |
1.1.7 | + | - | - | + | + | + | + |
1.1.8 | + | - | - | + | + | + | + |
1.2.1 | - | + | + | + | + | + | + |
1.2.2 | + | - | + | + | + | + | + |
1.2.3 | - | + | - | + | + | + | + |
1.2.4 | + | - | - | + | + | + | + |
1.2.5 | + | - | - | + | + | + | + |
1.2.6 | - | + | - | + | + | + | + |
1.2.7 | - | + | - | + | + | + | + |
1.2.8 | + | - | - | + | + | + | + |
1.2.9 | + | - | - | + | + | + | + |
1.2.10 | + | - | - | + | + | + | + |
1.2.11 | + | - | - | + | + | + | + |
1.2.12 | + | - | - | + | + | + | + |
2.1 | + | + | + | + | + | + | + |
2.2 | + | + | - | - | + | - | - |
2.3 | - | + | + | - | + | + | + |
2.4 | + | - | - | + | + | + | + |
2.5 | + | - | - | + | + | + | + |
2.6 | + | - | - | - | + | + | - |
2.7 | + | + | - | + | + | + | + |
2.8 | + | - | - | - | + | + | + |
3.1 | + | + | + | - | + | + | + |
3.2 | + | + | - | - | + | + | - |
3.3 | + | - | - | - | + | + | - |
3.4 | + | - | - | - | + | + | - |
3.5 | + | - | - | - | + | + | - |
3.6 | + | + | - | - | + | - | - |
4.1 | + | + | - | - | + | - | + |
5.1 | + | + | - | - | + | - | + |
6.1 | + | + | - | - | + | - | + |
6.2 | + | + | - | - | + | - | + |
6.3 | + | + | - | - | + | - | + |
6.4 | + | + | - | - | + | - | + |
6.5 | + | + | - | - | + | - | + |
7.1 | + | + | - | - | + | - | + |
8.1 | + | + | - | - | + | - | + |
Примечание. Знак "+" означает применяемость, знак "-" - неприменяемость соответствующих показателей качества продукции.
ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное). АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
Номер показателя | |
Габарит | 1.1.7 |
Грузоподъемность моторного думпкара | 1.2.4 |
Коэффициент готовности | 2.8 |
Коэффициент использования | 6.5 |
Коэффициент применяемости | 7.1 |
Численность локомотивной бригады в смену | 3.6 |
К.п.д. в продолжительном режиме | 3.1 |
Масса сцепная с 0,67 запаса топлива и песка | 1.1.3 |
Металлоемкость удельная | 6.4 |
Материалоемкость удельная | 6.1 |
Мощность по дизелю в автономном режиме | 1.2.9 |
Мощность касательная в 15-минутном режиме | 1.2.5 |
Мощность касательная в продолжительном режиме | 1.2.6 |
Нагрузка номинальная от колесной пары на рельсы | 1.1.2 |
Напряжение номинальное на токоприемнике | 1.1.4 |
Наработка на отказ | 2.1 |
Показатель патентной чистоты | 8.1 |
Показатель эргономический общий | 4.1 |
Показатель эстетический общий | 5.1 |
Радиус минимальный проходимых со скоростью до 10 км/ч кривых | 1.1.6 |
Расход энергии удельный при движении поезда в 15-минутном режиме | 3.2 |
Расход масла дизелем удельный суммарный | 3.5 |
Расход удельный топлива локомотивом в автономном режиме при номинальной мощности | 3.3 |
Расход топлива часовой на холостом ходу дизеля | 3.4 |
Ресурс назначенный до капитального ремонта | 2.5 |
Ресурс назначенный до среднего ремонта | 2.4 |
Ресурс назначенный до ремонтов ТР-2, ТР-3 | 2.6 |
Ресурс средний до капитального ремонта | 2.3 |
Себестоимость технологическая удельная | 6.3 |
Сила тяги касательная в автономном режиме при скорости 15 км/ч | 1.2.10 |
Сила тяги касательная в 15-минутном режиме | 1.2.2 |
Сила тяги касательная максимальная при трогании | 1.2.1 |
Скорость движения при приеме кокса | 1.2.7 |
Скорость конструкционная | 1.1.5 |
Скорость движения в 15-минутном режиме | 1.2.8 |
Способ регулирования напряжения на тяговых двигателях | 1.2.11 |
Способ регулирования электрического торможения | 1.2.12 |
Срок службы назначенный | 2.7 |
Точность остановки с вагоном возле установки сухого тушения | 1.2.3 |
Трудоемкость технического обслуживания средняя оперативная | 2.2 |
Трудоемкость изготовления удельная | 6.2 |
Ширина колеи | 1.1.1 |
Формула осевая | 1.1.8 |