--> -->

ГОСТ 31329-2006
Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах

ГОСТ 31329-2006
(ИСО 2922:2000)

Группа Т34

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Шум

ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА СУДОВ НА ВНУТРЕННИХ ЛИНИЯХ И В ПОРТАХ

Noise. Measurement of airborne sound emitted by vessels on inland waterways and harbours



МКС 17.140.20

Дата введения 2008-01-01

     
     
Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97* "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 1.2-2009. - Примечание изготовителя базы данных.

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 29 от 24 июня 2006 г.)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Кыргызстан

KG

Кыргызстандарт

Российская Федерация

RU

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Украина

UA

Госпотребстандарт Украины


4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 2922:2000* "Акустика. Измерение воздушного шума судов на внутренних водных путях и в портах" (ISO 2922:2000 "Acoustics - Measurement of airborne sound emitted by vessels on inland waterways and harbours") путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. - Примечание изготовителя базы данных.


Степень соответствия - модифицированная (MOD)

5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2007 г. N 160-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2008 г.

6 ВЗАМЕН ГОСТ 17.2.4.04-82 в части методов измерения шума

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2010 г.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в информационном указателе "Национальные стандарты".

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"

Введение

В настоящем стандарте раздел "Нормативные ссылки" изложен в соответствии с ГОСТ 1.5-2001 и выделен сплошной вертикальной линией, расположенной слева от приведенного текста.

В тексте стандарта соответствующие ссылки выделены подчеркиванием сплошной горизонтальной линией.

В настоящий стандарт включены следующие дополнительные по отношению к международному стандарту ИСО 2922:2000 положения:

- заменена на слово "методы" часть первой фразы в разделе 1, имеющей в ИСО 2922 следующую редакцию: "...устанавливает условия, обеспечивающие получение воспроизводимых и сравнимых результатов измерений воздушного шума, излучаемого...";

- исключены нормативные ссылки на не введенные в качестве межгосударственных международные стандарты МЭК 61672-1, МЭК 61260 и МЭК 60942, которые даны как справочные в библиографии;

- исключены из 3.5 следующие примечания, не имеющие практического значения при применении стандарта:

"Уровень воздействия шума ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах численно равен уровню звукового давления единичного сигнала (события) ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах продолжительностью ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах с, как определено, например, в ИСО 3744.

Для уровня звукового давления единичного сигнала (события) иногда применяют аббревиатуру SEL";

- при написании формул в 7.4.2.2 и 11.1.4 исключены единицы времени (с) и расстояния (м) соответственно. В ИСО 2922 формулы имеют следующий вид:

ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах - в 7.4.2.2,

ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах - в 11.1.4;

- в 6.3 указаны требования к точности калибратора звука; из 6.3 исключен следующий текст: "Не реже чем один раз в 2 года шумомер поверяют в испытательной лаборатории по МЭК 61672-1. Дата поверки должна быть указана согласно МЭК 61672-1.

Калибратор звука для калибровки шумомера поверяют в испытательной лаборатории ежегодно по первичным эталонам лаборатории".

Текст исключен в связи с тем, что сроки поверки средств измерений установлены иными нормативными документами;

- из структурного элемента "Библиография" в соответствии с ГОСТ 1.5-2001 исключены справочные ссылки на ИСО 3744, ИСО 12001 и ИСО 14509;

- в текст внесены отдельные уточняющие слова и выражения, облегчающие понимание и применение стандарта.

Указанные дополнительные положения выделены курсивом.

1 Область применения

     1 Область применения
     

Настоящий стандарт устанавливает методы измерений шума речных и морских судов всех видов на внутренних водных путях, в портах и гаванях, исключая малые прогулочные суда.

Настоящий стандарт распространяется также на малые морские суда, портовые суда, драги и все другие малые суда, включая неводоизмещающие, применяемые или могущие быть примененными как средства водного транспорта.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний (МЭК 61260:2002 "Электроакустика. Фильтры с шириной пропускания в октаву и долю октавы", NEQ)

ГОСТ 17187-81* Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний (МЭК 61672-1:2002 "Электроакустика. Шумомеры. Часть 1. Требования", NEQ)
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 17187-2010, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и обозначения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:

3.1 приемочные испытания судна [acceptance test for vessels (acceptance test)]: Измерения в движении или на стоянке шума судна в том виде, в каком оно произведено предприятием-изготовителем, для проверки соответствия требованиям по шуму или нормам шума.

3.2 контрольные испытания судна [monitoring test for vessels (monitoring test)]: Измерения шума судна в движении или на стоянке для проверки соответствия нормам шума и отсутствия заметных различий в шуме после первичной приемки судна или у его позднейших модификаций.

3.3 максимальный уровень звука ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах, дБА (maximum AS-weighted sound pressure level): Максимальный уровень звука, измеренный во время движения судна при заданных условиях.

3.4 воздействие шума ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах (A-weighted sound exposure): Величина, представляющая собой интеграл по времени от квадрата мгновенного корректированного по частотной характеристике ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах звукового давления на установленном временном интервале или во время определенного события.

Примечание - Воздействие шума ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах в течение определенного события (например, за время прохода судна мимо микрофона) определяют по формуле

ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах, (1)


где ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах - квадрат мгновенного корректированного по частотной характеристике ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах (далее - корректированное по ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах) звукового давления как функция текущего времени ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах;

ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах и ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах - начало и конец интервала интегрирования (11.1.1).

3.5 уровень воздействия шума ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах, дБА (ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах-weighted sound exposure level): Величина, представляющая собой десятикратный десятичный логарифм отношения воздействия шума ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах к опорному значению воздействия ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах, равному произведению квадрата опорного звукового давления ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах мкПа на опорную продолжительность воздействия шума ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах.

Примечания

1 Уровень воздействия шума за время определенного события (например, за время рейса судна) продолжительностью ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах, с, выражают через эквивалентный уровень звука ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах по формуле

ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах, (2)


где ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах - зависящий от времени ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах квадрат мгновенного корректированного по ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах звукового давления.

2 В настоящем стандарте уровень воздействия шума характеризует звуковое излучение судна (эмиссию), а не влияние шума на человека.

3.6 фоновый шум (background noise): Шум всех других источников, кроме шума судна.

Пример - Шум ударяющихся о борта судна волн, шум на берегу, шум других судов или оборудования и шум ветра.

4 Измеряемые величины

4.1 Измерения проводят на частотной характеристике ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах шумомера.

4.2 Должны быть приняты меры для исключения влияния фонового шума на результаты измерений, например шума ветра у микрофона, электрических помех или шума иных источников.

4.3 Измеряемыми величинами при приемочных и контрольных испытаниях являются уровень воздействия шума ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах при работе судна и максимальный уровень звука ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах.

4.4 Если дополнительно к измерению уровня воздействия шума в приемочных испытаниях необходимы спектральный анализ или определение некоторых специальных акустических характеристик судна, то измеряют на временной характеристике ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах шумомера максимальные некорректированные или корректированные по частотной характеристике ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах шумомера октавные или третьоктавные уровни звукового давления, или некорректированные или корректированные по частотной характеристике ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах октавные или третьоктавные уровни воздействия шума.

4.5 Если измерения выполняют на некотором расстоянии от источника, то результаты зависят от метеорологических условий. Например, затухание звука в воздухе зависит от температуры и влажности воздуха. Кроме этого, на результатах измерений в контрольной точке может сказываться рефракция звуковых волн, обусловленная наличием ветра и температурного градиента. Рекомендуется избегать измерений в экстремальных или нетипичных условиях. Если возможно, то, кроме результатов измерений в типичных климатических условиях, в протокол испытаний включают диапазон значений величин, полученных в других климатических условиях.

4.6 При постоянном шуме, как в случае работающего в постоянном режиме двигателя судна, измеряемой величиной является эквивалентный уровень звука ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах.

5 Неопределенность измерений


В таблице 1 приведены вероятные источники неопределенности измерений и оценки стандартных отклонений воспроизводимости для каждого из них, полученные по опытным данным. Источники неопределенности считают независимыми друг от друга. Поэтому для каждой измеряемой величины оценка общего стандартного отклонения воспроизводимости равна квадратному корню из суммы квадратов стандартных отклонений воспроизводимости источников неопределенности.


Таблица 1 - Стандартное отклонение воспроизводимости

Значение в дБА

Источник неопределенности

Максимальный уровень звука ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах

Уровень воздействия шума ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах

Эквивалентный уровень звука ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах на расстоянии, м

25

1

Расстояние от источника шума

0,25

0,15

0,0

1,0

Средства измерений

1,0

0,7

0,7

0,7

Условия распространения звука

1,5

1,2

1,2

0,0

Волны, течения, приливы и отливы

1,5

1,5

0,0

0,0

Субъективный фактор [влияние оператора(ов)]

0,2

0,2

0,1

0,1

Условия места испытаний

1,0

1,0

1,5

1,0

Режим работы

0,5

0,5

0,5

0,5

Оценка общего стандартного отклонения воспроизводимости

2,6

2,3

2,1

1,7

6 Средства измерений

6.1 Требования к средствам измерений

Средства измерений, включая микрофоны, кабели и рекомендованный изготовителем ветровой экран, а также любые дополнительные приборы (например, измерительный магнитофон и/или самописец уровня) должны быть применены согласно инструкциям изготовителя и соответствовать шумомерам 1-го класса по ГОСТ 17187 или по [1].

Примечание - Предпочтительны шумомеры, способные фиксировать измеренные значения максимального уровня звукового давления на характеристике ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах.


Если применяют измерительный магнитофон, то его динамический диапазон должен соответствовать измеряемому сигналу.

Для спектрального анализа шума применяют фильтры 1-го класса по ГОСТ 17168 или по [2].

Скорость ветра измеряют анемометром с точностью ±10%.

Частоту вращения измеряют тахометром с точностью ±50 об/мин.

6.2 Ветровой экран

Ветровой экран применяют для уменьшения влияния ветра на результаты измерений, если индуцированный ветром сигнал может изменить средний уровень звукового давления шума испытуемого судна не менее чем на 10 дБ (дБА).

6.3 Калибровка

Для калибровки средств измерений применяют калибратор звука по [3] с точностью ±0,3 дБ.

Средства измерений проверяют калибратором звука по инструкции изготовителя до начала и после каждой серии измерений и по меньшей мере в начале и в конце дня проведения измерений.

7 Требования к месту испытаний и окружающему пространству

7.1 Условия испытаний

Испытания проводят при следующих условиях:

- при движении судна с соблюдением требований 7.2.1, 7.3 и 7.4;

- при стоянке судна у причала или на якоре с соблюдением требований 7.2.2, 7.3, 7.4 и 7.5.

7.2 Требования к месту испытаний

7.2.1 Движущееся судно

Ближе 30 м от испытуемого судна и от микрофонов не должно быть больших поверхностей (например, подпорных стенок, фасадов зданий, скал, мостов), от которых звук может отражаться к микрофону.

Вблизи микрофона не должно быть препятствий, которые могут внести искажения в звуковое поле. Поэтому не должно быть людей между микрофоном и источником шума, а все наблюдатели должны находиться в местах, откуда исключено их влияние на показания шумомера.

Между судном и микрофоном должен быть участок с открытой водой без каких-либо поглощающих или отражающих звук объектов.

7.2.2 Стоящее судно

На расстоянии до 30 м от микрофона не должно быть больших звукоотражающих объектов (барьеров, возвышений, скал, мостов, зданий и т.п.).

7.3 Окружающее пространство

7.3.1 При скорости ветра свыше 7 м/с измерения не проводят.

7.3.2 Испытания не следует проводить при дожде или других осадках и/или когда волны (или прибой) высоки по сравнению с размерами судна.

7.4 Фоновый шум

7.4.1 Приемочные испытания

Максимальный уровень звука, уровень воздействия шума и/или усредненный по времени уровень звукового давления от других источников шума (например, шум ударяющихся о борта испытуемого судна волн, шум других судов, отдельных промышленных и других источников шума) и от ветра должны быть по меньшей мере на 10 дБА ниже соответствующих характеристик шума судна.

Если проводят спектральный анализ, то разность между уровнем шума судна и фоновым шумом в октавных или в третьоктавных полосах частот должна быть не менее 10 дБ.

7.4.2 Контрольные испытания

7.4.2.1 Коррекции для ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах и ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах

Значения ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах и ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах фонового шума должны быть по меньшей мере на 6 дБА ниже соответствующих результатов измерений, полученных во время прохода судна мимо микрофона (для ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах) и/или на периоде измерений (для ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах). Результаты измерений корректируют в соответствии с таблицей 2.



Таблица 2 - Коррекции на фоновый шум результатов измерений при контрольных испытаниях

Значения в дБА

Разность между максимальным уровнем звука, уровнем воздействия шумаГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах и/или эквивалентным уровнем звукаГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах и соответствующим фоновым шумом

Коррекция измеренного максимального уровня звука, уровня воздействия шумаГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах и/или эквивалентного уровня звукаГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах

ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах10

0

От 6 до 9

-1

ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портахОба значения получены во время прохода судна.

ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портахЗначение получено на периоде измерений.


7.4.2.2 Коррекция для ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах

Уровень воздействия фонового шума ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах рассчитывают по эквивалентному уровню звука фонового шума ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах по формуле

ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах, (3)


где ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах = 1 с.

ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах должен быть по меньшей мере на 6 дБА ниже уровня воздействия шума, определенного по результатам измерений во время прохода судна. Коррекцию определяют по таблице 2.

7.5 Измерения при стоянке судна

В протокол испытаний ошвартованного судна у причала или в других местах, где большие отражающие поверхности находятся ближе 30 м от микрофона, включают детальное описание места испытания.

Примечания

1 Результаты измерений могут быть действительны только для данного места и не обязательно коррелируют с результатами измерений в другом месте.

2 Шум ошвартованного у причала судна, измеренный на берегу, существенно зависит от формы причала. Высокие сплошные причалы будут существенно ограничивать влияние волн и течения.

8 Измерительный участок и измерительное расстояние

8.1 Измерительный участок должен проходить по глубинам, достаточным для нормальной работы судна.

8.2 Судно должно проходить от микрофона на расстоянии, установленном в разделе 10.

8.3 Судно должно двигаться против течения (или прилива) или по стоячей воде. Независимо от этого измерения проводят со стороны наиболее шумного борта (см. 11.1.2).

Примечание - Возможно потребуется ожидать подходящего приливного или отливного течения.

8.4 Расстояние между микрофоном и бортом судна должно быть измерено с точностью ±1 м оптическими средствами, например дальномером, или с помощью фотоаппаратуры (методом фотограмметрии), если только оно не соблюдено при проходе судна предписанным курсом мимо микрофона. В последнем случае рекомендуется маркировать измерительный участок.

9 Режим работы

9.1 Расстояние до микрофона

Измерительный участок должен начинаться на достаточном расстоянии от микрофона, чтобы при проходе мимо микрофона двигатель судна работал в установившемся режиме.

9.2 Нагрузка

Нагрузка, количество, тип и размещение груза и осадка судна должны быть указаны в протоколе испытаний. Для малых судов распределение масс, включая число и размещение сидячих мест, должно быть зафиксировано. При приемочных испытаниях судно должно иметь минимальную нагрузку.

9.3 Главный двигатель

9.3.1 Во время испытаний главный двигатель должен иметь обороты 95% или более номинальной частоты вращения или должна быть обеспечена номинальная частота вращения винтов в соответствии с требованиями контракта в части приемочных испытаний. В случае снаряженного к плаванию судна двигатель должен работать на постоянной максимальной частоте вращения.

9.3.2 При измерении шума стоящего в выбранном месте судна двигатель останавливают, если это является обычным для условий порта.

9.4 Вспомогательные машины

Все вспомогательные машины и оборудование, необходимые для нормальной работы систем судна, должны работать с нормальной частотой вращения и при нормальной нагрузке.

9.5 Люки и двери

При приемочных испытаниях измерения вначале выполняют при закрытых, а затем при открытых световых люках, иллюминаторах и дверях машинного отделения.

10 Местоположение микрофона

10.1 Микрофон должен быть расположен на высоте (3,5±0,5) м над водой и, если он установлен на акустически жесткой поверхности, то на высоте 1,2 м над ней. Микрофон должен быть размещен на расстоянии ±0,5 м от края поверхности.

10.2 Расстояние от микрофона до борта проходящего судна должно быть (25±5) м.

Примечание - В зависимости от направленности излучения максимальное показание шумомера может не соответствовать моменту, когда судно находится в наибольшей близости от микрофона. Максимальное показание может быть на расстоянии более 25 м.

10.3 Если наименьшее расстояние между судном и микрофоном отличается от 25 м, то результаты измерений корректируют по 11.1.4.

10.4 При измерениях шума стоящего на якоре судна, например шума землечерпалки, спасательного судна, водолазного судна, микрофоны должны быть расположены на расстоянии (25±2) м от борта и в нескольких точках вокруг судна. Оборудование судна должно работать на нормальных оборотах как при стоянке судна или при работе с нормальной нагрузкой.

10.5 При измерении уровней звукового давления всасывания или выпуска двигателя, кондиционеров или охлаждающих систем рекомендуется размещать микрофон вне газовой (воздушной) струи на расстоянии 1 м от кромки всасывающего или выпускного отверстия под углом 30° к направлению струи и как можно дальше от звукоотражающих поверхностей.

11 Методика испытаний

11.1 Движущееся судно

11.1.1 Измеряют уровень воздействия шума при каждом проходе судна от момента, когда шум приближающегося судна впервые превосходит фоновый шум, до момента, когда шум уходящего судна уже не различается в фоновом шуме. Измеряют также максимальный уровень звука при проходе судна. В последнем случае исключают значения максимального уровня звука, которые явно отличаются от других показаний шумомера.

Примечание - На практике начало и окончание измерений уровня воздействия шума некритичны при условии, что измерительный интервал охватывает значения в пределах 10 дБА от верхнего значения измеряемой величины, наблюдаемого при проходе судна.

11.1.2 При приемочных испытаниях следует осуществлять по меньшей мере два прохода. Округляют уровни воздействия шума и среднеарифметическое значение уровня звукового давления до целого.

Если шум заметно асимметричен относительно продольной оси судна, то измерения выполняют со стороны, где уровень звукового давления более высокий. Разность между результатами измерения воздействия шума в двух проходах не должна быть более 3 дБА, иначе следует повторить измерения.

11.1.3 При контрольных испытаниях допустимы небольшие отклонения от условий, установленных для приемочных испытаний в отношении места испытаний, фонового шума, режима работы и расстояния между микрофоном и судном. Например, может быть уменьшено число точек измерений и число работающих машин.

11.1.4 Если расстояние ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах, м, между микрофоном и судном при максимальном приближении судна не равно 25 м, то уровень воздействия шума ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах и максимальный уровень звука ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах, измеренные на расстоянии ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах, пересчитывают для расстояния 25 м по формуле (4), подставляя в нее соответствующие величины:

ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах, (4)


где ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах для расчета ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах;

ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах для расчета ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах.

11.1.5 В протоколе испытаний указывают наличие яснослышимых тонов или импульсного шума.

11.2 Стоящее судно

Продолжительность измерения эквивалентного уровня звука ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах судна в целом и/или при работе систем и оборудования по 10.4 и 10.5 соответственно должна быть не менее 30 с.

В протоколе испытаний указывают наличие яснослышимых тонов или импульсного шума.

12 Протокол испытаний


Протокол испытаний должен включать в себя следующую информацию:

a) указание, что испытания проведены в соответствии с настоящим стандартом;

b) вид испытаний;

c) место испытаний, водные условия; метеорологические условия (включая температуру, давление, скорость ветра); при измерениях шума стоящего судна приводят детальное описание места испытаний, если невозможно обеспечить расстояние не менее 30 м от больших отражающих поверхностей (см. 7.5);

d) средства измерений с указанием даты последней поверки;

e) максимальный уровень звука фонового шума и уровень воздействия фонового шума;

f) наименование и тип судна, главного двигателя, частота вращения двигателя и гребного вала при испытаниях и шаг регулируемого винта или крыльчатого движителя Фойт-Шнайдера;

d) вспомогательные машины и оборудование и их режим работы;

h) загрузка судна, количество, тип и эскиз размещения груза. Для малых судов - распределение масс, включая число и размещение сидячих мест;

i) местоположение микрофонов;

j) уровни воздействия шума ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах и ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах, максимальные уровни шума ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах и ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах, на расстоянии 25 или ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах, м, соответственно при испытаниях стоящего судна, эквивалентный уровень звука ГОСТ 31329-2006 (ИСО 2922:2000) Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах. Дополнительно может быть приведен спектр шума. Если возможно, то в протокол испытаний включают как значения величин, полученные при типичных климатических условиях, так и диапазон значений при других климатических условиях (см. 4.5);

k) наличие яснослышимых тонов и импульсного шума;

I) указание о том, были открыты или закрыты люки, иллюминаторы и двери машинного отделения;

m) особые детали места испытаний и работы двигателя по 7.5, 9.3.2 и 10.5;

n) особые детали размещения микрофона по 10.5.

Библиография

[1]

МЭК 61672-1:2002

(IEC 61672-1:2002)

Электроакустика. Шумомеры. Часть 1. Требования

(Electroacoustics - Sound lever meters - Part 1: Specifications)

[2]

МЭК 61260:2002

(IEC 61260:2002)

Электроакустика. Фильтры с шириной пропускания в октаву и долю октавы

(Electroacoustics - Octave-band and fractional-octaveband filters)

[3]

МЭК 60942:2001

(IEC 60942:2001)

Электроакустика - Калибраторы звука

(Electroacoustics - Sound calibrators)




Copyright © 2024