ГОСТ 30747-2001
(ИСО 789-1-90)
Группа Д29
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Тракторы сельскохозяйственные
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ ЧЕРЕЗ ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ
Agricultural tractors. Measurement of characteristics tested through the power take-off shaft
МКС 65.060.10
ОКП 47 2200
Дата введения 2003-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 275 "Тракторы"
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 20 от 1 ноября 2001 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Беларуси |
Грузия | Грузстандарт |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикстандарт |
Туркменистан | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст ИСО 789-1:1990 "Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний. Часть. 1. Определение мощности" и содержит дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны
4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 27 мая 2002 г. N 206-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30747-2001 (ИСО 789-1-90) введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 2003 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные тракторы тяговых классов 0,6 и выше, тракторные самоходные шасси и сельскохозяйственные модификации промышленных, лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов (далее - тракторы), вал отбора мощности которых механически связан с коленчатым валом дизеля и не является синхронным, и устанавливает методы испытаний через вал отбора мощности.
Стандарт пригоден для целей сертификации.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты.
ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
ГОСТ 1461-75 Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности
ГОСТ 2177-99 (ИСО 3405-88) Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава
ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия
ГОСТ 2477-65 Нефть и нефтепродукты. Метод определения содержания воды
ГОСТ 3122-67 Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа
ГОСТ 3900-85 Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности
ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74*) Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации
___________________
* В части метода А.
ГОСТ 5985-79 Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа
ГОСТ 6321-92 (ИСО 2160-85) Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке
ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле
ГОСТ 9144-79 Топливо для двигателей. Метод определения термической стабильности в статических условиях
ГОСТ 13384-93 Преобразователи измерительные для термоэлектрических преобразователей и термопреобразователей сопротивления. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 19121-73 Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе
ГОСТ 19932-99 (ИСО 6615-93) Нефтепродукты. Определение коксуемости методом Конрадсона
ГОСТ 22520-85 Датчики давления, разрежения и разности давлений с электрическими аналоговыми выходными сигналами ГСП. Общие технические условия
3 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применяют следующие обозначения и сокращения:
ВОМ | - вал отбора мощности; | |||
- крутящий момент ВОМ, Н·м; | ||||
| - максимальный крутящий момент ВОМ, Н·м; | |||
| - частота вращения хвостовика ВОМ, мин; | |||
| - расход топлива, кг/ч; | |||
| - расход топлива на режиме номинальной мощности, кг/ч; | |||
| - атмосферное давление, кПа; | |||
| - температура окружающего воздуха, °С; | |||
| - относительная влажность окружающего воздуха, %; | |||
| - давление моторного масла, МПа; | |||
| - температура топлива, °С; | |||
| - температура воздуха перед входом в воздухоочиститель, °С; | |||
| - температура охлаждающей жидкости, °С; | |||
| - температура цилиндров дизеля воздушного охлаждения, °С; | |||
| - температура головок цилиндров дизеля воздушного охлаждения, °С; | |||
| - температура моторного масла, °С; | |||
| - продолжительность работы дизеля, ч (мин, с); | |||
| - мощность на ВОМ, кВт; | |||
- максимальная мощность на ВОМ, кВт; | ||||
| - крутящий момент на маховике дизеля, Н·м; | |||
| - удельный расход топлива, определенный через ВОМ, г/(кВт·ч); | |||
| - частота вращения коленчатого вала дизеля, мин; | |||
| - передаточное число от дизеля к хвостовику ВОМ; | |||
КПД | - коэффициент полезного действия; | |||
| - КПД передачи от дизеля к хвостовику ВОМ. |
4 Подготовка к испытаниям и условия их проведения
4.1 Трактор, предъявляемый на испытания, должен быть укомплектован и отрегулирован в соответствии с требованиями предприятия-изготовителя.
4.2 Трактор, предъявляемый на испытания, должен иметь наработку не менее 60 ч, в том числе при работающем под нагрузкой ВОМ не менее 10 ч.
4.3 Перед испытаниями трактор должен быть установлен и зафиксирован от смещения на площадке с бетонным основанием или покрытием, не уступающим ему по плотности.
Неплоскостность поверхности площадки в пределах габаритов трактора должна быть не более 5 мм. Отклонение от горизонтального положения плоскости при тех же габаритах должно быть не более 2°.
4.4 Хвостовик ВОМ должен быть соединен с нагружающим устройством или редуктором нагружающего устройства двухшарнирным карданным валом. Угол между хвостовиком ВОМ и трубой карданного вала, а также угол межу трубой карданного вала и валом нагружающего устройства или редуктора должны быть не более 2°.
4.5 Составные части трансмиссии, не предназначенные для передачи мощности нагружающему устройству, и оборудование, не предназначенное для обеспечения работы дизеля (насосы гидросистем, генераторы, компрессоры тормозной системы, вентиляторы охлаждения масла гидротрансмиссии и др.), должны быть отключены. Если отключение не предусмотрено конструкцией трактора, указанные составные части трансмиссии и оборудование должны работать без нагрузки.
4.6 Давление в месте подсоединения к выпускной системе трактора стендового устройства для отвода отработанных газов при испытаниях всех видов, кроме приемочных и сертификационных, не должно отличаться от атмосферного более чем на 1000 Па, а при приемочных и сертификационных испытаниях - более чем на 740 Па.
Давление проверяют при работе трактора в режиме максимальных мощности и крутящего момента на ВОМ.
4.7 Марки дизельного топлива и моторного масла, а также вид и (или) марка охлаждающей жидкости, применяемые во время испытаний, должны соответствовать требованиям технических условий на испытуемый трактор и (или) установленный на нем дизель.
Рекомендуется во время испытаний применять эталонное дизельное топливо. Основные показатели эталонного топлива приведены в приложении А.
4.8 Температура окружающего воздуха при приемочных и сертификационных испытаниях должна быть (23±7) °С, а атмосферное давление - не менее 96,6 кПа, если другие значения температуры и давления не указаны в программе испытаний тракторов конкретных моделей.
При испытаниях через ВОМ, которые проводят до начала тяговых испытаний и после их окончания, температура окружающего воздуха не должна отличаться от средней температуры воздуха за время тяговых испытаний более чем на 5°.
4.9 Температура охлаждающей жидкости и моторного масла во время испытаний должна соответствовать указанной в инструкции по эксплуатации трактора конкретной модели. При отсутствии таких указаний температура охлаждающей жидкости на выходе из дизеля или на входе в радиатор и моторного масла в поддоне дизеля или перед масляным радиатором должна находиться в диапазоне от 85 до 95 °С.
4.10 Питание дизеля топливом осуществляют из топливных баков трактора или испытательного стенда.
Во время испытаний топливный бак должен быть заполнен не менее чем на 60%.
Температура топлива на входе в топливоподкачивающий насос должна соответствовать температуре, устанавливающейся в топливном баке трактора после 2 ч его работы при полной нагрузке.
Топливо в топливных баках трактора и испытательного стенда должно быть одной марки с плотностью, отличающейся не более чем на 0,005 т/м.
Присоединение устройств для измерения расхода топлива не должно изменять давление перед топливоподкачивающим насосом более чем на 10 кПа.
5 Средства измерений
5.1 Измеряемые параметры и пределы основных погрешностей средств измерений приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Погрешности средств измерений
Параметр | Значение, не более |
1 Максимальный крутящий момент на ВОМ, Н·м | 0,01 |
2 Частота вращения хвостовика ВОМ, мин | 0,005 |
3 Расход топлива (массовый), кг/ч | 0,005 |
4 Атмосферное давление, кПа | 0,2 |
5 Температура окружающего воздуха, °С | 1 |
6 Относительная влажность окружающего воздуха, % | 3 |
7 Давление моторного масла в точке, указанной в технической документации предприятия - изготовителя трактора и (или) дизеля, МПа | 0,02 |
8 Температура охлаждающей жидкости на выходе из дизеля жидкостного охлаждения, °С | 3 |
9 Температура моторного масла в поддоне или перед масляным радиатором дизеля воздушного охлаждения, °С | 3 |
10 Продолжительность работы дизеля, ч | 0,2 |
Примечание - Расход топлива определяют как разность масс топлива, подведенного к дизелю и перепускаемого от топливного насоса высокого давления и форсунок в топливный бак. При этом, если используют отдельное устройство для измерения расхода перепускаемого топлива, допускается погрешность измерения расхода топлива дизелем увеличить в 2 раза. |
Перечень используемых при испытаниях средств измерений приведен в приложении Б.
5.2 Атмосферное давление, температуру и влажность окружающего воздуха измеряют перед трактором на расстоянии 2-2,5 м от него на высоте 1,5-2 м от поверхности площадки.
5.3 При измерениях крутящий момент на хвостовике ВОМ, частота вращения хвостовика ВОМ и температура охлаждающей жидкости (для дизеля с воздушным охлаждением - температура в контрольной точке, указанной предприятием - изготовителем дизеля) и (или) моторного масла не должны изменяться более чем на 1,0%, 0,5% и 2,0 °С соответственно в течение не менее 5 мин.
5.4 При испытаниях трактора через ВОМ, кроме проверки параметров, указанных в таблице 1, возможно измерение других параметров дизеля из числа регламентированных ГОСТ 18509. Условия измерений этих параметров - по ГОСТ 18509. Перечень измеряемых параметров должен быть приведен в программе испытаний трактора конкретной модели.
6 Порядок проведения испытаний
6.1 Параметры трактора, а также дизеля, установленного на тракторе, определяют методом торможения хвостовика ВОМ при неподвижном тракторе.
6.2 Измерения следует проводить после работы дизеля в заданном режиме не менее 5 мин.
6.3 Испытания по определению максимальной мощности на ВОМ проводят при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива, и частоте вращения хвостовика ВОМ, соответствующей максимальной мощности на ВОМ. Продолжительность испытаний при работе трактора в установившемся режиме - 2 ч. Измерения следует проводить не менее шести раз (в том числе в начале и конце испытаний) с интервалами между измерениями продолжительностью не менее 20 мин.
Испытания повторяют, если значение мощности, полученное хотя бы при одном измерении, отличается от среднего арифметического значения всех измерений более чем на 2%. Повторные испытания являются окончательными, при этом наибольшее значение отклонения указывают в протоколе испытаний.
6.4 Испытания по определению мощности на ВОМ при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, указанной в технических условиях на трактор и (или) дизель конкретной модели, проводят при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива, и частоте вращения хвостовика ВОМ, соответствующей номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля. Продолжительность испытаний - 1 ч. Правила измерений и условия их проведения (кроме числа измерений) - по 6.3.
Испытания не проводят, если частота вращения коленчатого вала дизеля при испытаниях по 6.3 отличается от номинального значения менее чем на 2%.
6.5 Испытания по определению показателей на ВОМ в зависимости от частоты вращения хвостовика ВОМ следует проводить при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива. Измерения проводят при последовательном уменьшении частоты вращения, начиная с частоты вращения хвостовика ВОМ, соответствующей максимальной мощности на ВОМ, до частоты вращения, меньшей или равной 85% частоты вращения при максимальном крутящем моменте ВОМ, через интервалы, не превышающие 10% частоты вращения хвостовика ВОМ, соответствующей максимальной мощности на ВОМ.
6.6 Испытания по определению показателей на ВОМ при частичных нагрузках следует проводить при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива, и следующих скоростных режимах:
- при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля;
- при частоте вращения хвостовика ВОМ, равной 540 и (или) 1000 мин.
Последовательность значений крутящего момента ВОМ на каждом скоростном режиме должна быть следующей:
а) крутящий момент на ВОМ при номинальной частоте вращения коленчатого вала или при частоте вращения хвостовика ВОМ, равной 540 (1000) мин;
б) 85 % крутящего момента, указанного в перечислении а;
в) 75 % крутящего момента, указанного в перечислении б;
г) 50 % крутящего момента, указанного в перечислении б;
д) 25 % крутящего момента, указанного в перечислении б;
е) холостой ход при отсоединенном нагружающем устройстве.
Допускается нагружающее устройство не отсоединять, если момент сопротивления не превышает 5% крутящего момента, указанного в перечислении б.
Продолжительность работы в каждом режиме должна быть (20±0,5) мин.
6.7 В случае, если ВОМ не предназначен для передачи максимальной мощности дизеля, испытания по 6.3-6.6 следует заменять испытаниями, состоящими из повторяющихся шестиминутных циклов. Продолжительность испытаний - 2 ч. Каждый цикл состоит из следующих режимов: