ГОСТ 30687-2000
(ИСО 9249-97)
Группа Г45
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Машины землеройные
ПРАВИЛА ИСПЫТАНИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ
Полезная мощность
Earth-moving machinery. Engine test code. Net power
МКС 27.020
53.100
ОКП 481000
Дата введения 2002-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 59; Закрытым акционерным товариществом "Особое конструкторское бюро строительных и дорожных машин" (ЗАТ "ОКБ Будшляхмаш")
ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 17 от 22 июня 2000 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Республики Беларусь |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Туркменистан | Главгосинспекция "Туркменстандартлары" |
Республика Узбекистан | Узгосстандарг |
Украина | Госстандарт Украины |
3 Настоящий стандарт представляет собой полный идентичный текст международного стандарта ИСО 9249-97 "Машины землеройные. Правила испытаний двигателей. Полезная мощность" с дополнительными требованиями, отражающими потребности экономики страны
4 Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 1 февраля 2001 г. N 46-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30687-2000 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 01.01.2002 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает метод испытания двигателей внутреннего сгорания, предназначенных для привода хода землеройных машин по ГОСТ 28764, и применяется для определения характеристик двигателя, в частности, для построения кривых зависимости мощности и удельного расхода топлива при полной нагрузке от частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Стандарт распространяется на двигатели внутреннего сгорания с естественным всасыванием и с наддувом как с механическим, так и с турбонаддувом, используемые в землеройных машинах и входящие в одну из следующих категорий:
- поршневые двигатели внутреннего сгорания (с искровым или компрессионным зажиганием), за исключением двигателей со свободно плавающим поршнем;
- роторно-поршневые двигатели.
Настоящий стандарт соответствует [1].
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17.2.2.01-84 Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений
ГОСТ 33-2000 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
ГОСТ 1929-87 Нефтепродукты. Методы определения динамической вязкости на ротационном вискозиметре
ГОСТ 3122-67 Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа
ГОСТ 3900-85 Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности
ГОСТ 8226-82 Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа
ГОСТ 10373-75 Бензины автомобильные для двигателей. Методы детонационных испытаний
ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 15888-90 (ИСО 7876-1-84) Аппаратура дизелей топливная. Термины и определения
ГОСТ 20000-88 Дизели тракторные и комбайновые. Общие технические условия
ГОСТ 27768-88 Топливо дизельное. Определение цетанового индекса расчетным методом
ГОСТ 28764-90* (ИСО 6165-87) Машины землеройные. Основные типы. Термины и определения
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 6165-99.
ГОСТ 28772-90 (ИСО 6518-80) Системы зажигания автомобильных двигателей. Термины и определения
3 Определения
В настоящем стандарте применяют термины по [2]-[9], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 полезная мощность: Мощность, снимаемая на испытательном стенде с конца коленчатого вала или его эквивалента при соответствующей частоте вращения коленчатого вала при наличии оборудования (в том числе вспомогательного), перечисленного в таблице 1.
Примечание - Если измерение мощности может быть выполнено только при установленной коробке передач, потери в коробке передач должны учитываться при определении полезной мощности двигателя.
3.2 стандартное серийное оборудование: Любое оборудование, предусмотренное производителем для конкретной области применения двигателя.
4 Погрешности измерений
4.1 Крутящий момент
Динамометрическая система измерения крутящего момента должна обеспечивать погрешность не более ±1% во всем диапазоне показаний, требуемом при испытаниях.
4.2 Частота вращения коленчатого вала
Система измерения частоты вращения коленчатого вала должна обеспечивать погрешность не более ±0,5%.
4.3 Расход топлива
Система измерения расхода топлива должна обеспечивать погрешность не более ±1%.
4.4 Температура топлива
Система измерения температуры топлива должна иметь погрешность не более ±2 К.
4.5 Температура воздуха
Система измерения температуры воздуха должна иметь погрешность не более ±2 К.
4.6 Барометрическое давление
Погрешность измерения барометрического давления не должна превышать ±100 Па*.
________________
* 1 Па=1 Н/м.