ГОСТ 30687-2000
 (ИСО 9249-97)
 
 Группа Г45
     
      
 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Машины землеройные
ПРАВИЛА ИСПЫТАНИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ
Полезная мощность
Earth-moving machinery. Engine test code. Net power
 
 МКС 27.020
 53.100
 ОКП 481000
Дата введения 2002-01-01
     
      
 Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 59; Закрытым акционерным товариществом "Особое конструкторское бюро строительных и дорожных машин" (ЗАТ "ОКБ Будшляхмаш")
 
 ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации
 
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 17 от 22 июня 2000 г.)
 
 За принятие проголосовали:
 
|   Наименование государства  |    Наименование национального органа по стандартизации  |  
|   Азербайджанская Республика  |    Азгосстандарт  |  
|   Республика Армения  |    Армгосстандарт  |  
|   Республика Беларусь  |    Госстандарт Республики Беларусь  |  
|   Республика Казахстан  |    Госстандарт Республики Казахстан  |  
|   Кыргызская Республика  |    Кыргызстандарт  |  
|   Республика Молдова  |    Молдовастандарт  |  
|   Российская Федерация  |    Госстандарт России  |  
|   Туркменистан  |    Главгосинспекция "Туркменстандартлары"  |  
|   Республика Узбекистан  |    Узгосстандарг  |  
|   Украина  |    Госстандарт Украины  |  
 
3 Настоящий стандарт представляет собой полный идентичный текст международного стандарта ИСО 9249-97 "Машины землеройные. Правила испытаний двигателей. Полезная мощность" с дополнительными требованиями, отражающими потребности экономики страны
 
4 Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 1 февраля 2001 г. N 46-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30687-2000 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 01.01.2002 г.
 
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
 
 
1 Область применения
1 Область применения
 Настоящий стандарт устанавливает метод испытания двигателей внутреннего сгорания, предназначенных для привода хода землеройных машин по ГОСТ 28764, и применяется для определения характеристик двигателя, в частности, для построения кривых зависимости мощности и удельного расхода топлива при полной нагрузке от частоты вращения коленчатого вала двигателя.
 
 Стандарт распространяется на двигатели внутреннего сгорания с естественным всасыванием и с наддувом как с механическим, так и с турбонаддувом, используемые в землеройных машинах и входящие в одну из следующих категорий:
 
 - поршневые двигатели внутреннего сгорания (с искровым или компрессионным зажиганием), за исключением двигателей со свободно плавающим поршнем;
 
 - роторно-поршневые двигатели.
 
 Настоящий стандарт соответствует [1].
 
 
2 Нормативные ссылки
 В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
 
 ГОСТ 17.2.2.01-84 Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений
 
 ГОСТ 33-2000 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
 
 ГОСТ 1929-87 Нефтепродукты. Методы определения динамической вязкости на ротационном вискозиметре
 
 ГОСТ 3122-67 Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа
 
 ГОСТ 3900-85 Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности
 
 ГОСТ 8226-82 Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа
 
 ГОСТ 10373-75 Бензины автомобильные для двигателей. Методы детонационных испытаний
 
 ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний
 
 ГОСТ 15888-90 (ИСО 7876-1-84) Аппаратура дизелей топливная. Термины и определения
 
 ГОСТ 20000-88 Дизели тракторные и комбайновые. Общие технические условия
 
 ГОСТ 27768-88 Топливо дизельное. Определение цетанового индекса расчетным методом
 
 ГОСТ 28764-90* (ИСО 6165-87) Машины землеройные. Основные типы. Термины и определения
 ________________
 * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 6165-99.
 
 ГОСТ 28772-90 (ИСО 6518-80) Системы зажигания автомобильных двигателей. Термины и определения
 
 
3 Определения
 В настоящем стандарте применяют термины по [2]-[9], а также следующие термины с соответствующими определениями:
 
3.1 полезная мощность: Мощность, снимаемая на испытательном стенде с конца коленчатого вала или его эквивалента при соответствующей частоте вращения коленчатого вала при наличии оборудования (в том числе вспомогательного), перечисленного в таблице 1.
 
 Примечание - Если измерение мощности может быть выполнено только при установленной коробке передач, потери в коробке передач должны учитываться при определении полезной мощности двигателя.
 
 
3.2 стандартное серийное оборудование: Любое оборудование, предусмотренное производителем для конкретной области применения двигателя.
 
 
4 Погрешности измерений
4.1 Крутящий момент
 
 Динамометрическая система измерения крутящего момента должна обеспечивать погрешность не более ±1% во всем диапазоне показаний, требуемом при испытаниях.
 
4.2 Частота вращения коленчатого вала
 
 Система измерения частоты вращения коленчатого вала должна обеспечивать погрешность не более ±0,5%.
 
4.3 Расход топлива
 
 Система измерения расхода топлива должна обеспечивать погрешность не более ±1%.
 
4.4 Температура топлива
 
 Система измерения температуры топлива должна иметь погрешность не более ±2 К.
 
4.5 Температура воздуха
 
 Система измерения температуры воздуха должна иметь погрешность не более ±2 К.
 
4.6 Барометрическое давление
 
 Погрешность измерения барометрического давления не должна превышать ±100 Па*.
 ________________
 * 1 Па=1 Н/м.