ГОСТ 26899-86
Группа Д28
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Техническая диагностика
СТЕНДЫ РОЛИКОВЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ТЯГОВО-СКОРОСТНЫХ
СВОЙСТВ И ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ
И КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Общие технические требования
Technical diagnostics. The chassis dynamometers for parameters determination
of pull-speed characteristics and fuel economy of vehicles and wheeled tractors
in operating conditions. General technical requirements
ОКП 45 7740
Дата введения 1987-07-01
РАЗРАБОТАН
Министерством автомобильного транспорта УССР
Министерством автомобильной промышленности
Министерством высшего и среднего специального образования СССР
Министерством тракторного и сельскохозяйственного машиностроения
Государственным агропромышленным комитетом СССР
Министерством высшего и среднего специального образования УССР
Министерством высшего и среднего специального образования УзССР
Государственным комитетом СССР по стандартам
ИСПОЛНИТЕЛИ
Я.А.Попченко, канд. экон. наук; О.Д.Климпуш, канд. техн. наук; А.М.Харазов, канд. техн. наук; В.В.Демидов; Е.С.Кузнецов, д-р техн. наук; В.Н.Прокопьев, канд. техн. наук; Н.Я.Говорущенко, д-р техн. наук; Ю.Ф.Гутаревич, канд. техн. наук; Н.Р.Рашидов, д-р техн. наук; П.Ш.Петросян, канд. техн. наук (руководители темы); В.А.Рубцов, канд. техн. наук; Б.В.Левинсон, канд. техн. наук; В.С.Гернер, канд. техн. наук; Г.Н.Легенький, канд. техн. наук; 3.А.Зарецкий; Р.М.Рудник; И.С.Счастный, канд. техн. наук; Я.Э.Мартинсон; В.М.Власов, канд. техн. наук; Д.И.Аксельрод; А.И.Кудрин, канд. техн. наук; Е.П.Воронов, канд. техн. наук; В.С.Кузьменков; А.В.Дунаев, канд. техн. наук; Ю.А.Ефимов; Н.М.Костров, канд. техн. наук; Э.X.Рабинович, канд. техн. наук; Н.И.Лобас; А.И.Зелик, канд. техн. наук; В.А.Топалиди, канд. техн. наук; В.А.Куцевалов, канд. техн. наук; А.И.Френкель, канд. техн. наук; В.Е.Гиршович; А.М.Краснопольский, канд. техн. наук; Ю.А.Мигин; И.В.Негребецкий; И.А.Улановская
ВНЕСЕН Министерством автомобильного транспорта УССР
Начальник управления науки и новой техники В.П.Могила
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 3 июня 1986 г. N 1373
Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и (или) модернизируемые роликовые стенды для определения параметров тягово-скоростных свойств и топливной экономичности (далее - тяговые стенды) диагностируемых автомобилей и колесных тракторов (далее - машин) в условиях эксплуатации.
Стандарт устанавливает классификацию и технические требования к конструкции, точностным характеристикам, надежности, устойчивости к воздействию окружающей среды, безопасности эксплуатации тяговых стендов.
Пояснения терминов, используемых в настоящем стандарте, приведено в справочном приложении 1.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ
1. КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1. По исполнению тяговые стенды подразделяют на стационарные и передвижные.
1.2. По функциональному назначению тяговые стенды относят к группам двигателя и трансмиссии по ГОСТ 25176-82.
1.3. По способу нагружения двигателя и трансмиссии тяговые стенды подразделяют на типы:
инерционные;
силовые;
инерционно-силовые.
1.4. По типу диагностируемых машин тяговые стенды подразделяют на виды для:
легковых автомобилей и автомобилей, созданных на их базе;
грузовых автомобилей;
автобусов;
внедорожных автомобилей;
колесных тракторов
и универсальные тяговые стенды (для нескольких типов машин).
1.5. По числу одновременно диагностируемых ведущих мостов тяговые стенды подразделяют на подвиды для машин:
с одним ведущим мостом;
с двумя ведущими мостами;
более чем с двумя ведущими мостами.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Тяговые стенды должны изготавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ 25176-82, настоящего стандарта и технических условий на тяговые стенды конкретных видов по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2.2. Тяговые стенды должны обеспечивать определение значений параметров тягово-скоростных свойств и топливной экономичности, указанных в пп.1-4 таблицы.
Примечание. Допускается изготавливать тяговые стенды, обеспечивающие измерение дополнительных параметров (пп.5-10 таблицы), повышающих достоверность результатов диагностирования машин.
Наименование диагностического параметра | Предел допускаемой основной погрешности %, не более, для тяговых стендов | ||
инерционных | силовых | инерционно- | |
1. Мощность на ведущих колесах, кВт (л.с.) | ±3,0 | ±3,0 | ±3,0 |
2. Тяговое усилие на ведущих колесах, Н (кгс) | - | ±2,0 | ±2,0 |
3. Линейная скорость на окружности роликов, км/ч | ±2,0 | ±2,0 | ±2,0 |
4. Расход топлива, л/100 км или л/ч (кг/ч) или г/кВт·ч (г/л.с.ч) | ±2,0 | ±2,0 | ±2,0 |
5. Эффективная мощность двигателя, кВт (л.с.) | ±4,0 | ±4,0 | ±4,0 |
6. Сопротивление вращению колес и трансмиссии, Н (кгс) | - | ±2,0 | ±2,0 |
7. Время или путь разгона (выбега), с | ±1,0 | - | ±1,0 |
8. Ускорение (замедление) при разгоне (выбеге), м/с | ±3,0 | - | - |
9. Частота вращения коленчатого вала, с | - | ±2,0 | ±2,0 |
10. Линейная скорость на окружности роликов при переключении гидромеханической передачи, км/ч | ±2,0 | ±2,0 | ±2,0 |
Примечания:
1. Предел допускаемой основной погрешности тяговых стендов указан в процентах верхнего предела измерений.
2. Предел допускаемой дополнительной погрешности тяговых стендов должен быть не более половины предела допускаемой основной погрешности.
2.3. Тяговые стенды (силовые и инерционно-силовые) должны обеспечивать автоматическое поддержание на заданном уровне значения линейной скорости на окружности роликов с допустимым отклонением (при возмущающем воздействии) не более ±2%.
Примечание. Допускается изготавливать тяговые стенды, обеспечивающие автоматическое поддержание на заданном уровне значения тягового усилия на ведущих колесах с допустимым отклонением (при возмущающем воздействии) не более ±2%.
2.4. Требования к конструкции
В состав тяговых стендов должны входить:
опорное устройство;
пульт управления и индикации со средствами измерения;
заборное устройство для отвода отработавших газов;
страховочные устройства;
датчики.
При необходимости допускается включать нестандартизованные средства измерений и приспособления, обеспечивающие проведение периодической аттестации (поверки) тяговых стендов.
Допускается включать узлы и блоки, расширяющие функциональные возможности тяговых стендов, повышающие безопасность и удобство проведения диагностирования (вентилятор обдува радиатора, устройство для увеличения сцепной массы машины и др.).
2.4.1. Опорное устройство тяговых стендов должно состоять из функциональных блоков:
блока роликов;
устройства въезда и выезда машины;
инерционных масс (для инерционных, инерционно-силовых тяговых стендов);
нагружающего устройства (для силовых и инерционно-силовых тяговых стендов).
2.4.1.1. Конструкция блока роликов должна обеспечивать:
статическую и динамическую устойчивости машины на тяговом стенде;
реализацию заданного значения тягового усилия на ведущих колесах;
опору колес одного ведущего моста машины не менее чем на два ролика.
Диаметр роликов на стендах должен быть не менее:
240 мм для автомобилей;
600 мм для колесных тракторов.
2.4.1.2. Конструкцию устройства въезда и выезда выполняют в виде подъемников колес или других устройств, обеспечивающих въезд и выезд машины с тягового стенда.
2.4.1.3. Значение инерционной массы тягового стенда должно обеспечивать определение с заданной точностью параметров 7 и 8 таблицы.
2.4.1.4. Конструкция нагружающего устройства должна обеспечивать тормозной момент, соответствующий максимальному тяговому усилию машины на прямой передаче, и поглощение мощности в режиме, соответствующем режиму максимальной мощности двигателя машины за время диагностирования. При диагностировании машин с гидромеханическими передачами нагружающее устройство должно обеспечивать нагружение двигателя на пониженных передачах.
2.4.2. Конструкция пульта управления и индикации со средствами измерений должна обеспечивать:
управление тяговым стендом и машиной с помощью одного оператора;
измерение параметров, указанных в таблице, и автоматическое поддержание их на заданном уровне в соответствии с п.2.3;
передачу получаемой информации на ЭВМ, а при необходимости - работу в заданном режиме диагностирования - по команде ЭВМ;
выходные сигналы по ГОСТ 25176-82.
Примечание. Допускается выполнять средства измерений в виде отдельных устройств.
2.4.3. Конструкция заборного устройства должна обеспечивать:
подключение зондов приборов для анализа состава отработавших газов по ГОСТ 17.2.2.03-77* и ГОСТ 21393-75**;
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52033-2003;
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52160-2003. - Примечание изготовителя базы данных.
отвод отработавших газов в систему вытяжной вентиляции поста диагностирования.
2.4.4. Конструкция страховочных устройств должна:
предотвращать произвольный выезд машины с тягового стенда в продольном направлении;
ограничивать перемещение машины в поперечном направлении.
2.4.5. Датчики, входящие в состав тягового стенда, должны соответствовать ГОСТ 26655-85.
2.4.6. Конструкция устройств для увеличения сцепной массы машины должна обеспечивать реализацию заданного значения тягового усилия на ведущих колесах.
2.4.7. Конструкция тяговых стендов должна обеспечивать:
определение при аттестации (поверке) собственных (механических, вентиляционных и др.) потерь тяговых стендов;
выполнение контрольных и регулировочных операций на диагностируемой машине;
работу в составе системы диагностирования машины.
2.5. Требования к тяговым стендам по устойчивости к внешним воздействиям - по ГОСТ 25176-82.
2.6. Требования к надежности
2.6.1. Средняя наработка на отказ - не менее 1000 ч.
2.6.2. Среднее время восстановления работоспособного состояния - не более 5 ч.
2.6.3. Средний срок службы - не менее 7 лет.
2.7. Перечень основных технических характеристик тяговых стендов должен соответствовать ГОСТ 4.112-84* и обязательному приложению 2.
________________
* Действует ГОСТ 4.112-89. - Примечание изготовителя базы данных.
2.8. Требования безопасности
2.8.1. Для обеспечения устойчивости машины по п.2.4.1.1 при ошибочных действиях оператора тяговый стенд должен:
исключать случайное срабатывание устройства въезда и выезда машин до полной остановки роликов;
обеспечивать плавное изменение тормозного момента нагружающего устройства при скачкообразном изменении значения уставки в режиме автоматического поддержания на заданном уровне значений параметров 2 и 3 таблицы (для силовых и инерционно-силовых тяговых стендов).
2.8.2. Конструкция расходомера топлива должна соответствовать требованиям искробезопасности (взрывобезопасности) по ГОСТ 12.2.020-76 и ГОСТ 12.2.021-76*.
________________
* На территории Российской Федерации действуют "Правила сертификации электрооборудования для взрывоопасных сред". - Примечание изготовителя базы данных.
2.8.3. Для удобства оператора и снижения вероятности его ошибочных действий обозначения на тяговом стенде рекомендуется выполнять в виде символов (рекомендуемое приложение 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
Термин | Пояснение |
Инерционный тяговый стенд | Тяговый стенд, в котором нагружение двигателя и трансмиссии осуществляется вращающимися массами роликов и других элементов тягового стенда, кинематически связанных с роликами |
Силовой тяговый стенд | Тяговый стенд, в котором нагружение двигателя и трансмиссии осуществляется тормозным устройством, кинематически связанным с роликами стенда |
Инерционно-силовой тяговый стенд | Тяговый стенд, в котором нагружение двигателя и трансмиссии осуществляется тормозным устройством и вращающимися массами роликов и других элементов тягового стенда, кинематически связанных с роликами |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное). ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯГОВОГО СТЕНДА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
1. Тип тягового стенда (указывается в соответствии с п.1.3 настоящего стандарта).
2. Вид и подвид тягового стенда (указывается в соответствии с пп.1.4 и 1.5 настоящего стандарта). Допускается вместо вида и подвида указывать конкретные марки машин, диагностируемых на тяговом стенде.
3. Перечень, диапазоны и погрешности измерения параметров и режимов диагностирования.
4. Тип расходомера топлива.
5. Тип нагружающего устройства, максимальная тормозная мощность в кратковременном и длительном режимах с указанием их длительности.
6. Масса машины, имитируемая инерционными массами тягового стенда (указывается для инерционного и инерционно-силового тяговых стендов).
7. Диаметр роликов, расстояние между внутренними и наружными торцами роликов.
8. Напряжение питающей сети.
9. Установленная мощность.
10. Условия эксплуатации (указываются в соответствии с п.2.5 настоящего стандарта).
11. Габаритные размеры.
12. Масса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое). ОБОЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛОВ НА ТЯГОВЫХ СТЕНДАХ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое
1. Символы предназначены для изображения на панелях и шкалах пульта управления тяговых стендов.
2. Размер стороны квадрата (высоты прямоугольника), обрамляющего символ, и правила расположения символов - по ГОСТ 25738-83.
3. Обозначения символов "Напряжение переменное", "Напряжение постоянное" "Плавное угловое регулирование", "Установка нуля", "Выход", "Вход", "Калибровка", "Частота вращения", "Тахометр", "Ручной режим", "Автоматический цикл", "Расход топлива" - по ГОСТ 25738-83, а символов "Включено", "Выключено", "Обдув", "Отсос", "Разгон" (использовать символ "Увеличение показателя"), "Выбег" (использовать символ "Уменьшение показателям") - по ГОСТ 12.4.040.78.
4. Обозначения символов и их наименования приведены в таблице.
Наименование символа | Обозначение символа |
1. Подъемник поднят | |
2. Подъемник опущен | |
3. Тяговое усилие на ведущих колесах | |
4. Мощность на ведущих колесах | |
5. Линейная скорость на окружности роликов | |
6. Режим постоянной скорости | |
7. Режим постоянного тягового усилия | |
8. Путь | |
9. Время |