ГОСТ 26048-83
Группа Д25
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Техническая диагностика
СИСТЕМЫ ТОРМОЗНЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ И МОНТИРУЕМЫХ НА ИХ БАЗЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН
Номенклатура диагностических параметров
Technical diagnostics. Brake systems of motor vehicles, tractors and on their base mounted construction and road machinery. Nomenclature of diagnostic parameters
ОКП 45 0355
Дата введения 1985-01-01
1 РАЗРАБОТАН
Министерством автомобильного транспорта УССР
Министерством автомобильной промышленности
Министерством автомобильного транспорта РСФСР
Государственным комитетом СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства
Министерством тракторного и сельскохозяйственного машиностроения
Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения
Министерством высшего и среднего специального образования
РАЗРАБОТЧИКИ
О.Д.Климпуш, канд. техн. наук; Б.В.Левинсон, канд. техн. наук; В.С.Гернер, канд. техн. наук; А.М.Харазов, канд. техн. наук; Н.Я.Говорущекко, д-р техн. наук; А.Б.Гредескул, д-р техн. наук; И.Р.Рашидов, д-р техн. наук; Б.П.Багин, канд. техн. наук; Е.П.Воронов, канд. техн. наук; А.В.Гогайзель, канд. техн. наук; Л.В.Гуревич, канд. техн. наук; А.А.Малюков, канд. техн. наук; П.Ш.Петросян, канд. техн. наук (руководители темы); А.А.Авенариус, канд. техн. наук; А.И.Зелик, канд. техн. наук; П.В.Антонов; В.П.Важдаев; В.М.Власов, канд. техн. наук; Д.Т.Гапоян, канд. техн. наук; Е.М.Гецович; Л.К.Гринина; З.А.Зарецкий; Е.П.Иванов; С.Е.Иванов; А.А.Костянов; В.Ю.Медовой; В.И.Отроков; Э.X.Рабинович, канд. техн. наук; Р.М.Рудник; В.А.Топалиди, канд. техн. наук; Г.Ф.Фастовцев, канд. техн. наук
2 ВНЕСЕН Министерством автомобильного транспорта УССР
Член Коллегии В.П.Могила
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 декабря 1983 г. N 6411
4 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2000 г.
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 декабря 1983 г. N 6411 дата введения установлена с 01.01.85
1. Настоящий стандарт распространяется на тормозные системы автомобилей, тракторов и монтируемых на их базе строительных и дорожных машин, автомобилей и тракторных поездов, прицепов и полуприцепов (далее - автотранспортные средства).
Стандарт не распространяется на тормозные системы автотранспортных средств, максимальная скорость которых не превышает 25 км/ч, а также автотранспортных средств, имеющих менее 4 колес, если их полная масса не превышает 1 т.
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру параметров, используемых при диагностировании тормозных систем в целом и их составных частей в условиях эксплуатации.
2. Диагностические параметры для проверки работоспособности тормозных систем указаны в таблице. Параметры для поиска неисправностей отдельных систем и узлов тормозных систем приведены в рекомендуемом приложении.
3. При разработке новых методов и средств диагностирования допускается использовать параметры, не предусмотренные настоящим стандартом.
4. Номенклатура диагностических параметров устанавливается в эксплуатационной документации в соответствии с ГОСТ 25044-81 н ГОСТ 25176-82* из числа приведенных в настоящем стандарте. При этом пп.1, 4, 6, 8, 13 и 15 являются обязательными.
________________
* Действует на территории Российской Федерации
Диагностические параметры, определяющие работоспособность тормозных систем автотранспортных средств
Диагностические параметры, определяющие работоспособность тормозных систем автотранспортных средств
Наименование параметра | Обозначение | Определение параметра | Объект диагностирования |
1. Тормозной путь, м | По ГОСТ 22895-77 | Рабочая тормозная система (РТС), запасная тормозная система (ЗТС), антиблокировочная тормозная система (АБС), регулятор тормозных сил (PC) | |
2. Отклонение от коридора движения, м | Расстояние между максимально вышедшей за границы коридора точкой АТС и ближайшей к ней границе коридора | РТС, ЗТС, PC, АБС | |
3. Замедление, м/с | По ГОСТ 25478-91 | РТС, ЗТС, стояночная тормозная система (СТС), вспомогательная тормозная система (BTC), PC, АБС | |
4. Установившееся замедление, м/с | По ГОСТ 22895-77 | РТС, ЗТС, PC, АБС | |
5. Тормозная сила, Н | По ГОСТ 22895-77 | РТС, ЗТС, СТС, BTC, PC, АБС | |
6. Общая удельная тормозная сила | Отношение суммарной тормозной силы к полной массе автотранспортного средства | РТС, ЗТС, СТС, ВТС, АБС | |
7. Установившаяся тормозная сила, Н | Среднее значение тормозной силы за время установившегося торможения | РТС, ЗТС, СТС, BTC, PC, АБС | |
8. Уклон дороги, % | - | СТС, ВТС | |
9. Тормозной путь колеса, м |
| Расстояние, эквивалентное углу вращения колеса от начала до конца торможения | Тормозной механизм (ТМ), РТС, исполнительный орган (ИО) тормозного привода, АБС |
10. Замедление колеса, м/с | Первая производная угловой скорости | РТС, АБС, ТМ | |
11. Установившееся замедление колеса, м/с | Среднее значение замедления колеса за время установившегося торможения | ТМ, РТС, АБС | |
12. Тормозная сила колеса, Н | Внешняя сила, создаваемая путем взаимодействия тормозящего колеса с опорной поверхностью и имеющая своим следствием торможение автотранспортного средства | ТМ, ИО тормозного привода, PC, АБС | |
13. Коэффициент неравномерности тормозных сил колес оси | Отношение разности тормозных сил колес оси к их сумме | РТС, ЗТС, ВТС, СТС | |
14. Коэффициент распределения осевой тормозной силы | Отношение суммы тормозных сил колес оси к суммарной тормозной силе | РТС с регулятором тормозных сил и без него | |
15. Время срабатывания, с | По ГОСТ 22895-77 | Тормозной привод (ТП), ТМ | |
16. Время срабатывания тормозного привода, с |
| По ГОСТ 4364-81 | ТП |
17. Время растормаживания, с | По ГОСТ 4364-81 | ТП, ТМ | |
18. Коэффициент неравномерности времени срабатывания колес одной оси | Отношение разности времени срабатывания колес оси к меньшему времени срабатывания | ТП, ТМ | |
19. Производительность источника энергии, м/с | - | Источник энергии (ИЭ) | |
20. Давление выключения регулятора давления, Мпа | - | Регулятор давления | |
21. Давление включения регулятора давления, МПа | - | Регулятор давления | |
22. Давление в контуре тормозного привода, МПа | - | ТП, PC, АБС | |
23. Скорость изменения давления в контуре тормозного привода, | ТП, ИЭ, АБС | ||
24. Ход подвижного элемента аппарата тормозного привода, мм | Перемещение воспринимающего управляющее воздействие подвижного элемента аппарата тормозного привода | Тормозная камера (цилиндр), тормозной кран, регулятор давления, регулятор тормозных сил, главный тормозной цилиндр | |
25. Зазор в фрикционной паре тормозного механизма, мм | Расстояние между поверхностями фрикционной пары тормозного механизма в расторможенном состоянии | ТМ |
ПРИЛОЖЕНИЕ (рекомендуемое). Дополнительный перечень параметров для поиска неисправностей отдельных систем и узлов тормозных систем
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое
Наименование параметра | Обозначение | Объект диагностирования |
1. Свободный ход тормозной педали, мм | ТП | |
2. Полный ход тормозной педали, мм | ТП | |
3. Уровень тормозной жидкости в резервуаре, мм | ТП | |
4. Сила сопротивления вращению незаторможенного колеса, Н | ТМ | |
5. Путь свободного выбега колеса, м | ТМ | |
6. Замедление свободного выбега колеса, м/с | ТМ | |
7. Овальность тормозного барабана, мм | ТМ | |
8. Биение тормозного диска, мм | ТМ | |
9. Толщина диска, стенки тормозного барабана, мм | , | ТМ |
10. Внутренний диаметр тормозного барабана, мм | ТМ | |
11. Толщина тормозной накладки, мм | ТМ | |
12. Давление срабатывания элементов системы сигнализации и контроля состояния тормозных систем АТС | Датчик падения давления, датчик стоп-сигнала | |
13. Давление в приводе, при котором тормозные накладки касаются барабана (диска), МПа | ТМ |