ГОСТ 25959-83
Группа Д29
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ДИЗЕЛИ ТРАКТОРНЫЕ И КОМБАЙНОВЫЕ
Приемка
Tractor and combine diesels. Acceptance*
______________
* Наименование стандарта. Измененная редакция, Изм. N 3.  
ОКП 47 5000
Дата введения 01-01-1985
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16 ноября 1983 г. N 5381 срок действия установлен c 01.01.85 до 01.01.90*
_______________
* Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 4, 1994 год). - Примечание изготовителя базы данных.
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 1984 г.
ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие постановлением Госстандарта СССР от 28.11.86 N 3623 с 01.10.86, Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие постановлением Госстандарта СССР от 26.01.87 N 90 с 01.06.87, Изменение N 3, утвержденное и введенное в действие постановлением Госстандарта СССР от 27.10.89 N 3224 с 01.04.90
Изменения N 1-3 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 2, 1987 год, ИУС N 4, 1987 год, ИУС N 2, 1990 год
1. Настоящий стандарт распространяется на дизели, предназначенные для работы на тракторах (в том числе самоходных шасси), сельскохозяйственных комбайнах и других самоходных сельскохозяйственных машинах, и устанавливает правила их приемки.
Стандарт не распространяется на дизели специального назначения.
2. Общие положения
2.1. Приемка включает приемку предприятием-изготовителем и (или) приемку заказчиком, государственную приемку, приемку потребителем, при этом проверяют соответствие дизелей требованиям стандартов, технических условий на дизели конкретных типов и рабочих чертежей, утвержденных в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.2. Топливо и масло, применяемые при испытаниях, должны подвергаться контролю: топливо на содержание приработочных присадок, указанных в технических условиях на конкретный дизель, и определение плотности - не реже одного раза в неделю; масло на содержание серы (для обкаточного масла), механических примесей и массовой доли воды - не реже одного раза в сутки.
2.3. Технический осмотр и органолептический контроль (без разборки дизеля) проводят методами, приведенными в карте технологического процесса.
2.4. Испытания при приемке проводят на испытательном оборудовании, аттестованном по ГОСТ 24555-81*. Нестандартизованные средства измерений, применяемые при приемке, должны быть аттестованы по ГОСТ 8.326-78**.
_________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 8.568-97;
** На территории Российской Федерации действуют ПР 50.2.009-94. - Примечание изготовителя базы данных.
3. Приемка предприятием-изготовителем
(Измененная редакция, Изм. N 3).
3.1. Приемку дизелей службой технического контроля предприятия-изготовителя следует проводить непрерывно в соответствии с ритмом их выпуска. При приемке должны быть проведены предъявительские испытания, включающие технический осмотр и органолептический контроль.
3.2. Предъявительские испытания - по ГОСТ 18509-88 и техническим условиям на дизель конкретного типа.
В технологическом паспорте дизеля должны быть указаны значения следующих параметров, полученных при испытаниях: мощности, удельного расхода топлива и давления масла при номинальной частоте вращения и положении органов управления регулятора частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива, а также максимальной частоте вращения холостого хода.
Срок хранения технологического паспорта должен быть не менее гарантийного срока эксплуатации дизеля.
3.1, 3.2. (Измененная редакция, Изм. N 3).
3.3. Вид технического осмотра, объем разборки, перечень контролируемых параметров и признаков - по техническим условиям на конкретный дизель.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.3.1, 3.3.2. (Исключены, Изм. N 1).
3.4. Органолептическому контролю должен быть подвергнут каждый дизель при предъявительских испытаниях, а также до и после его окраски. При этом, в зависимости от готовности дизеля, контролируют:
детали и сборочные единицы - на выявление видимых повреждений, а также течей в местах соединений и сальниковых уплотнениях;
наличие защитных металлических покрытий, эксплуатационной документации, пломб в местах, подлежащих опломбированию, и маркировки;
качество сварных соединений и сборки (без разборки дизеля), качество выполнения лакокрасочных покрытий;
комплектность;
заполнение заправочных емкостей.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
3.5. Дизель следует считать не прошедшим приемку, если при испытаниях и контроле (по пп.3.2, 3.3 и 3.4) он не соответствует требованиям технических условий хотя бы по одному из проверяемых параметров или признаков.
3.6. Приемочный контроль должен обеспечивать возможность установки дизеля на машину без дополнительных доводочных и регулировочных работ.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
4. Приемка заказчиком
4.1. Предъявление к приемке и приемку заказчиком следует проводить партиями из числа дизелей, прошедших приемочный контроль и находящихся на складе или площадке готовой продукции по предъявительскому извещению в соответствии с обязательным приложением 1.
Объем партий - по техническим условиям на конкретный дизель.
4.2. При приемке дизелей заказчиком должны быть проведены контрольные испытания (предприятием-изготовителем), технический осмотр и органолептический контроль.
4.3. Контрольные испытания проводят по программе приемо-сдаточных испытаний по ГОСТ 18509-88.
Число дизелей для испытания представителем заказчика определяют по согласованию с ним.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
4.4. Органолептическому контролю следует подвергать каждую партию дизелей; вид контроля и контролируемые признаки - по техническим условиям на конкретный дизель.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.5. Технический осмотр должен быть проведен после испытаний на каждом испытанном дизеле. Объем разборки, проверяемые параметры и признаки - по техническим условиям на конкретный дизель.
Примечание. Представителем заказчика могут быть испытаны, разобраны, осмотрены и проверены любые узлы и детали, за исключением узлов, которые по техническим условиям не подлежат разборке.
4.6. В случае выявления отклонений от значений хотя бы по одному параметру или признаку при проведении испытаний или дефектов при техническом осмотре должна быть проведена повторная проверка удвоенного числа дизелей по той же программе.
Результаты повторной проверки являются окончательными и распространяются на всю партию. Форма акта контрольной проверки качества и комплектности дизелей - в соответствии с обязательным приложением 2.
4.7. Возвращенную заказчиком партию дизелей после устранения дефектов или исключения из партии дефектных изделий, а также повторной проверки службой технического контроля предъявляют заказчику предъявительским извещением в соответствии с обязательным приложением 1 и с надписью "вторично".
По требованию заказчика повторную проверку проводят более мелкими партиями.
Вместе со вторичным извещением заказчику предъявляют акт. Форма акта приведена в рекомендуемом приложении 3.
4.8. (Исключен, Изм. N 1).
4.9. Если на предприятии-изготовителе не организована приемка дизелей заказчиком, то приемку следует оформлять актом, форма которого приведена в обязательном приложении 4.
4а. Государственная приемка
4а.1. Государственная приемка дизелей - по ГОСТ 26964-86.
4а.2. Контрольные испытания дизелей - по ГОСТ 18509-88.
Рзадел 4а. (Введен дополнительно, Изм. N 3).
5. Приемка потребителем
5.1. Приемку дизелей потребителем (входной контроль) следует проводить партиями. Порядок проведения - по ГОСТ 24297-87.
За партию принимают число дизелей одной модели, полученных в течение суток.
При входном контроле потребителем не допускается нарушение пломб.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
5.2. При приемке должен быть проведен органолептический контроль и испытания.
5.3. Органолептический контроль проводят в соответствии с требованиями п.4.4.
5.4. Испытания дизелей следует проводить по программе предъявительских испытаний по ГОСТ 18509-88.
Отбор дизелей в выборку проводят по ГОСТ 18321-73 из числа дизелей, прошедших органолептический контроль. Размер выборки - не более 1% от партии, но не менее одного дизеля.
Примечание. Допускается по согласованию с предприятием-изготовителем дизеля определять показатели его работы путем пересчета соответствующих показателей работы трактора, полученных в результате испытаний через вал отбора мощности, механически связанный с дизелем и не имеющий ограничений по передаваемой от него мощности; мощностные и экономические показатели дизеля определяют с учетом требований разд.5 ГОСТ 18509-88.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
5.5. Партию считают выдержавшей испытания, если полученные результаты по всем параметрам соответствуют установленным в стандартах и технических условиях на конкретный дизель.
При отрицательных результатах испытаний из партии берут удвоенную выборку и испытания проводят повторно по той же программе.
Результаты повторной проверки распространяют на всю партию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). ПРЕДЪЯВИТЕЛЬСКОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
ПРЕДЪЯВИТЕЛЬСКОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ N
"___" ___________ 19___ г.
Приемщику-представителю | |||||
(заказчик) | |||||
тов. | |||||
(фамилия И. О.) | |||||
Прошу провести приемку готовых дизелей | |||||
(модель) | |||||
в числе | шт., проверенных отделом технического контроля | ||||
(наименование предприятия-изготовителя) |
Предъявленные дизели полностью соответствуют требованиям стандартов, технических условий и рабочих чертежей.
N | Номер дизеля | N | Номер дизеля | N | Номер дизеля | N | Номер дизеля | N | Номер дизеля |
|
Руководитель предприятия* | ||||||
(подпись) | (фамилия И. О.) | |||||
Начальник ОТК | ||||||
(подпись) | (фамилия И. О.) | |||||
Начальник сборочного цеха** | ||||||
(подпись) | (фамилия И. О.) | |||||
Начальник БТК цеха** | ||||||
(подпись) | (фамилия И. О.) |
________________
* Подписывает при вторичном предъявлении.
** Подписывает при первом предъявлении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное). АКТ контрольной проверки качества и комплектности дизелей, предъявленных к приемке
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
"___" ___________ 19___ г.
Составлен приемщиком-представителем | |||
(заказчик) | |||
в присутствии и при участии представителя ОТК | |||
(наименование предприятия) | |||
тов. | |||
(фамилия И. О.) |
N | Наименование дизеля | Предъявлено | Проверено, шт. | |
органолептическим контролем | испытаниями и техническим осмотром | |||
Заключение. Предъявленная партия дизелей подлежит отгрузке, возврату по следующим причинам:
Примечание. Допускается акт контрольной проверки качества и комплектности и предъявительское извещение на приемку дизелей располагать на одном листе (на лицевой и обратной стороне).
Приемщик-представитель | ||||||
(подпись) | (фамилия И. О.) | |||||
С актом ознакомлены: | ||||||
(подпись) | (фамилия И. О.) | |||||
Начальник ОТК* | ||||||
(подпись) | (фамилия И. О.) |
________________
* Подписывает только в случае возврата партии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое). АКТ об устранении дефектов и перепроверке ОТК дизелей, возвращенных заказчиком
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое
Настоящий акт составлен " | " | 19 | г. | |||||||||||||||||||
руководителем предприятия (гл. инженером) | ||||||||||||||||||||||
(предприятие-изготовитель) | ||||||||||||||||||||||
и начальником ОТК | ||||||||||||||||||||||
(фамилия И. О.) | (фамилия И. О.) | |||||||||||||||||||||
в том, что возвращенные представителем заказчика по предъявительскому извещению N ____________ | ||||||||||||||||||||||
от " | " | 19 | г. дизели в числе | перепроверены ОТК. | ||||||||||||||||||
штук | ||||||||||||||||||||||
Установленные при первом предъявлении дефекты: | ||||||||||||||||||||||
(перечисляются дефекты) |
| |||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
(перечисляются дефекты, | ||||||||||||||||||||||
выявленные при перепроверке ОТК)
| ||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
(штук) | ||||||||||||||||||||||
Дизели в числе | за N | |||||||||||||||||||||
(штук) | ||||||||||||||||||||||
|
Руководитель (гл. инженер) | ||||||
(подпись) | (фамилия И. О.) | |||||
Начальник ОТК | ||||||
(подпись) | (фамилия И. О.) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (обязательное). АКТ о соответствии дизелей технологической и конструкторской документации
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Обязательное
Предприятие-изготовитель | |
(условное обозначение) |
АКТ N ______
о соответствии дизелей технологической и конструкторской документации
Настоящий акт составлен " | " | 19 | г. | |||||||||||||||
руководителем предприятия-изготовителя | ||||||||||||||||||
(фамилия И. О.) | ||||||||||||||||||
и начальником ОТК | в том, что изготовленные | |||||||||||||||||
(фамилия И. О.) | ||||||||||||||||||
19 | г. по договору | N | с | |||||||||||||||
(период, месяц, квартал) | наряду-заказу | (обозначение заказчика) | ||||||||||||||||
дизели соответствуют требованиям технологической и | ||||||||||||||||||
документации, приняты, полностью укомплектованы и годны для использования по назначению. |
N | Наименование или шифр дизеля и его номер | Следует изготовить дизелей | Изготовлено дизелей | Адрес отправления дизелей и основание | ||
Срок | шт. | Дата | шт. | |||
Руководитель | ||||||
(подпись) | (фамилия И. О.) | |||||
Начальник ОТК | ||||||
(подпись) | (фамилия И. О.) |