ГОСТ 25950-83
Топливо для реактивных двигателей с антистатической присадкой. Метод определения удельной электрической проводимости

ГОСТ 25950-83
Группа Б19

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

     
     
ТОПЛИВО ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С АНТИСТАТИЧЕСКОЙ ПРИСАДКОЙ

     
Метод определения удельной электрической проводимости

     
Jet aircraft fuel with antistatic additive.
Method for determination of specific conductivity



ОКСТУ 0252

Срок действия с 01.01.85
до 01.01.90*
______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 4, 1994 год). - Примечание.

РАЗРАБОТАН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ

Е.П.Серегин, Т.X.Мелик-Ахназаров, В.В.Булатников, Б.А.Энглин, А.Ф.Горенков, Л.А.Садовникова, Е.М.Бушуева, А.И.Белоусов, И.Г.Клюйко, Т.В.Валуева, Н.В.Шевякова

ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

Член Коллегии П.А.Вернов

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 октября 1983 г. N 5181

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13.03.89 N 450 с 01.09.89 и опубликованное в ИУС N 5, 1989 год

Изменение N 1 внесено юридическим бюро "Кодекс" по тексту ИУС N 5, 1989 год


Настоящий стандарт распространяется на топливо для реактивных двигателей, содержащее антистатическую присадку, и устанавливает метод определения удельной электрической проводимости в диапазоне от 10 до 1000 пСм/м.

Метод предназначен для определения удельной электрической проводимости реактивных топлив с помощью переносного прибора типа ЭЛ1В в отобранных пробах, а также непосредственно в емкостях.

Стандарт соответствует методу А ИСО 6297-83.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. АППАРАТУРА, РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ

1. АППАРАТУРА, РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ

1.1. При определении электрической проводимости реактивных топлив применяют:

1.1.1. Прибор переносного типа ЭЛ1В (черт.1) с пределами показаний от 0 до 1000 пСм/м с приведенной погрешностью 2% в диапазоне измерений от 10 до 1000 пСм/м или аналогичный прибор, обеспечивающий измерение удельной электрической проводимости с той же погрешностью.

Схема прибора для измерения удельной электрической проводимости топлив

ГОСТ 25950-83 Топливо для реактивных двигателей с антистатической присадкой. Метод определения удельной электрической проводимости (с Изменением N 1)


1 - погружной чувствительный элемент; 2 - показывающий стрелочный прибор; 3 - батарея электропитания; 4 - кабель; 5 - внешний электрод; 6 - внутренний электрод; 7 - отверстия

Черт.1


Погружной чувствительный элемент состоит из двух электродов, выполненных в виде коаксиальных цилиндров. Во внутреннем цилиндре помещен полупроводниковый усилитель, во внешнем - имеются отверстия в верхнем и нижнем сечении, служащие для заполнения кольцевого зазора между электродами и освобождения его от топлива, а также промывки погружного чувствительного элемента. Блок измерения включает в себя показывающий стрелочный прибор и батарею электропитания.

1.1.2. Термометр ТЛ с ценой деления не более 0,5 °С.

1.1.1, 1.1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.1.3. Сосуд стеклянный или металлический вместимостью не менее 1 дмГОСТ 25950-83 Топливо для реактивных двигателей с антистатической присадкой. Метод определения удельной электрической проводимости (с Изменением N 1) и высотой, обеспечивающей полное погружение в топливо чувствительного элемента.

2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

2.1. Переносной прибор типа ЭЛ1В готовят в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.

2.2. При определении удельной электрической проводимости в отобранной пробе топлива объединенную или точечную пробу топлива отбирают по ГОСТ 2517-85 в количестве не менее 1 дмГОСТ 25950-83 Топливо для реактивных двигателей с антистатической присадкой. Метод определения удельной электрической проводимости (с Изменением N 1).

2.3. Перед отбором пробы пробоотборник по ГОСТ 2517-85 не менее трех раз промывают испытуемым топливом.

2.4. Сосуд для испытуемого образца топлива (п.1.1.3) должен быть чистым и сухим. Перед наполнением сосуд не менее трех раз промывают испытуемым топливом.

2.2-2.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).

3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ

3.1. Удельную электрическую проводимость топлива определяют в емкостях по истечении не менее 30 мин после их наполнения.

3.1.1. Переносный прибор типа ЭЛ1В заземляют и опускают чувствительный элемент в топливо на требуемый уровень. При этом следят, чтобы чувствительный элемент был полностью погружен в топливо и не касался водного слоя в емкости.

При контакте чувствительного элемента с водой стрелка прибора выйдет за пределы шкалы. При этом чувствительный элемент необходимо поднять выше слоя воды и промыть, поднимая и опуская его в топливе не менее трех раз на 300-400 мм.

3.1.2. После промывки погружного чувствительного элемента определяют удельную электрическую проводимость топлива нажатием на кнопку 500. Если проводимость окажется выше 500 пСм/м, то повторно проводят промывку погружного чувствительного элемента, а затем измеряют удельную электрическую проводимость топлива нажатием на кнопку 1000. Максимальное показание прибора записывают после возвращения стрелки, вызванного инерционным забросом, определение повторяют.

3.2. Удельную электрическую проводимость в отобранной пробе определяют не более чем через 30 мин после отбора.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2.1. Чувствительный элемент промывают, погружая его в сосуд со свежей порцией испытуемого топлива не менее трех раз. Не допускается погружение кабеля в топливо. После этого определяют удельную электрическую проводимость, как указано в п.3.1.2. Определение повторяют на свежей порции испытуемого топлива.

3.3. Отсчет результатов определения удельной электрической проводимости проводят с точностью до половины цены деления шкалы прибора.

3.4. Температуру топлива в сосуде с отобранной пробой фиксируют сразу после определения удельной электрической проводимости.

3.5. Пересчет удельной электрической проводимости в зависимости от температуры ведут по черт.2. Для этого на графике находят точку, соответствующую измеренной удельной электрической проводимости и температуре топлива. Через эту точку проводят прямую, параллельную установленной зависимости до пересечения с ординатой требуемой температуры, и по точке пересечения находят значения удельной электрической проводимости.

Черт.2

ГОСТ 25950-83 Топливо для реактивных двигателей с антистатической присадкой. Метод определения удельной электрической проводимости (с Изменением N 1)

Черт.2

4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

4.1. За результат испытания принимают среднее арифметическое двух последовательных определений при условии, что допускаемое расхождение между ними не превышает значения сходимости результатов определений, приведенных в таблице. Результат испытания округляют до значения кратного 5.

Удельная электрическая проводимость топлива, в диапазоне, пСм/м

Сходимость результатов определения, пСм/м

Воспроизводимость результатов испытания, пСм/м

От 50 до 100

5

5

Св. 100 " 200

5

10

200 " 300

5

15

300 " 400

5

20

400 " 500

5

25

500 " 600

10

30

600 " 700

10

35

700 " 800

10

40

800 " 900

10

45

900 " 1000

10

50


4.2. Сходимость метода

Два результата определения, полученные одним исполнителем, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значений, приведенных в таблице.

4.3. Воспроизводимость метода

Два результата испытания, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значений, приведенных в таблице.

4.1-4.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).



Copyright © 2024