ГОСТ 24790-81
Группа Д51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТЕПЛОВОЗЫ ПРОМЫШЛЕННЫЕ
Общие технические условия
Industrial diesel lokomotive.
Common specifications
ОКП 31 8140
Срок действия с 01.01.82
до 01.01.87*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 2, 1993 год). - Примечание.
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 мая 1981 г. N 2610
ПЕРЕИЗДАНИЕ апрель 1982 г. с Изменением N 1, утвержденным в марте 1982 г. (ИУС 6-1982 г.).
ВНЕСЕНО Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.02.89 N 346 с 01.09.89 и опубликованное в ИУС N 5, 1989 г.
Изменение N 2 внесено юридическим бюро "Кодекс" по тексту ИУС N 5, 1989 г.
Настоящий стандарт распространяется на тепловозы железных дорог СССР колеи 1520 мм типов 3-6 по ГОСТ 22339-88, предназначенные для использования на промышленном транспорте (далее тепловозы).
Требования настоящего стандарта распространяются на тепловозы, технические задания на которые или дополнения к техническим заданиям, касающиеся настоящего стандарта, утверждены после 01.01.82.
Стандарт не распространяется на тепловозы, предназначенные для эксплуатации во взрывоопасных условиях.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Тепловозы для промышленного транспорта должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, стандартов и технических условий на тепловозы конкретных типов по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
1.2. Типы и основные параметры - по ГОСТ 22339-77 и настоящему стандарту.
1.2.1. Отклонение служебной массы от установленного значения - не более 3%.
1.2.2. Отклонение статической нагрузки каждой колесной пары на рельсы от среднего значения по тепловозу - не более 3%.
1.2.3. Тяговые параметры тепловозов по ГОСТ 22339-77 установлены для следующих климатических условий: 293 К (плюс 20 °С) температура; 101; 325 кПа (760 мм рт. ст.) атмосферное давление; 70% относительная влажность.
1.2.4. Коэффициент полезного использования мощности (отношение касательной мощности при работе тепловоза по внешней тяговой характеристике, определенной при средних затратах мощности на собственные нужды, к соответствующей мощности дизеля) в диапазоне скоростей движения от длительной до максимальной рабочей при климатических условиях по п.1.2.3 должен быть не менее для тепловозов с электрической передачей - 0,73, с гидравлической - 0,62.
Примечание:
В затратах мощности на собственные нужды не учитываются затраты на вспомогательные устройства, устанавливаемые на тепловозе по специальным требованиям заказчика, например, для энергоснабжения поезда и кондиционирования воздуха в кабине машиниста.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.2.5. При проектировании промышленных тепловозов должна учитываться возможность создания их модификаций.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
1.3. Требования эксплуатации
1.3.1. Тепловозы должны удовлетворять действующим требованиям Правил технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта, Правил технической эксплуатации железных дорог СССР и Правил Госгортехнадзора.
1.3.2. Тепловозы должны быть приспособлены для работы в макроклиматических районах с умеренным климатом У по ГОСТ 15150-69.
Оборудование должно обеспечивать длительную работу тепловоза во всем интервале рабочих температур воздуха по ГОСТ 15150-69 и работу с соответствующим снижением его тяговых параметров при превышении предельных значений рабочих температур воздуха.
Примечание. По согласованию между изготовителем и заказчиком тепловозы должны быть изготовлены для работы в микроклиматических районах страны с холодным или тропическим климатом.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.3.3. Тепловоз и его оборудование, включая дизель и передачу, должны быть изготовлены таким образом, чтобы обеспечить длительную и экономичную работу на частичных нагрузках и в режиме холостого хода, особенно при минимальных частотах вращения дизеля, и должны быть приспособлены к частым переходным режимам, вызванным переключением контроллера машиниста, разгоном и торможением тепловоза. Наибольшая экономичность тепловоза должна обеспечиваться в диапазоне частых эксплуатационных режимов работы.
1.3.4. Конструкция тепловоза должна обеспечивать возможность реализации минимально устойчивой частоты вращения дизеля и продолжительность непрерывной работы на этой частоте по ГОСТ 10150-82.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
1.4. Требования к управлению тепловозом
1.4.1. Требования к тепловозам при их обслуживании одним машинистом - по ГОСТ 12.2.056-81.
1.4.2. Тепловоз по требованию потребителя должен быть приспособлен к управлению по системе двух единиц (в сцепе).
1.4.1, 1.4.2 (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.5. Силовая установка
1.5.1. Дизель - тепловозный по ГОСТ 10150-82.
Примечание. На тепловозах типа 6 по ГОСТ 22339-77 допускается применение дизелей других назначений с параметрами, установленными по согласованию между изготовителем и заказчиком.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.5.2. Дизель должен допускать возможность отбора мощности для привода вспомогательных агрегатов.
1.5.3. Система валопроводов дизель-передача-отбор мощности на вспомогательные нужды должна исключить развитие опасных крутильных колебаний во всем диапазоне частот их вращения.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.5.4. Выпускная система должна быть оборудована глушителем шума, искрогасителем и, по согласованию между изготовителем и заказчиком, нейтрализатором выхлопных газов.
1.5.5. Пуск дизеля должен быть электрический или воздушный.
1.6. Передача
1.6.1. Передача должна обеспечивать максимальное использование мощности дизеля при работе по внешней тяговой характеристике тепловоза после выхода на автоматическую характеристику, а также минимальные потери энергии дизеля при режимах трогания тепловоза, частичного нагружения и переходных процессах.
1.6.2. Тяговые электрические машины - по ГОСТ 2582-81, аппаратура - по ГОСТ 9219-75.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.6.3. Продолжительность стабилизации крутящего момента на выходном валу гидропередачи после ее включения при работе на номинальной частоте должна быть не более 3 с.
1.6.4. Уменьшение крутящего момента на выходном валу многоступенчатой гидропередачи при переключении с одной ступени передачи на другую не должно быть более чем на 30%, а продолжительность процесса восстановления крутящего момента от начала падения до 90% первоначального его значения не должна быть более 5 с.
Отклонение значений частоты вращения выходного вала передачи от заданного значения при переключении ступеней передачи не должно быть более чем на 3%.
При наличии механического переключения ступеней скорости (фрикционные муфты и др.) допускается падение крутящего момента при переключении скоростей до нуля продолжительностью не более 2 с.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.6.5. Продолжительность переключения механического редуктора реверса и режима от момента подачи команды до завершения переключения при заторможенном тепловозе и опорожненной гидропередаче должна быть не более 3 с, за исключением случаев срабатывания механизма доворота.
1.6.6. Затраты мощности на привод гидропередачи на холостом ходу при минимальной частоте вращения должны быть не более 1% номинальной мощности.
1.7. Экипажная часть
1.7.1. Конструкция экипажной части должна обеспечивать динамику тепловоза и воздействие его на путь, соответствующие установленным нормам. Экипажная часть должна допускать размещение догружающего балласта в количестве, согласованном между изготовителем и заказчиком.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.7.2. Конструкция экипажной части должна быть выполнена таким образом, чтобы транспортировать тепловоз на своих осях по железным дорогам Министерства путей сообщения или, по согласованию между изготовителем и заказчиком, на железнодорожной платформе.
1.7.3. Конструкция экипажной части при индивидуальном приводе колесных пар должна обеспечивать коэффициент использования сцепного веса (механический) при трогании тепловоза с места не менее 0,86.
1.7.4. Детали рамы, кузова и тележек тепловозов должны рассчитываться на продольные усилия на автосцепке, равные:
2500 кН (250 тс) - для типов 3-4 по ГОСТ 22339-88;
2000 кН (200 тс) - для типов 5-6 (в случае транспортирования в составе поездов).
При этом конструкция не должна терять устойчивость и получать остаточные деформации.
Рама должна быть рассчитана и приспособлена для подъема верхнего строения тепловоза домкратом или краном, а также краном за одну из автосцепок вместе с тележкой.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.7.5. Крепление оборудования к раме тепловоза должно быть рассчитано на нагрузки, возникшие от ускорений в продольном направлении 3 g, в поперечном - 1 g.
1.7.6. Экипажная часть должна быть оборудована путеочистителем, регулируемым по высоте от уровня головок рельсов.
1.7.7. Колесные пары должны выполняться в соответствии с ГОСТ 11018-87, оси - ГОСТ 3281-81, центры - ГОСТ 4491-86, бандажи - ГОСТ 398-81.
1.7.8. Пружины рессорного подвешивания должны соответствовать ГОСТ 1452-86, листовые рессоры - ГОСТ 1425-76.
1.7.9. Автосцепные устройства должны позволять прохождение тепловозом в сцепе с вагоном кривых малого радиуса, указанных в технических условиях на тепловоз. Автосцепка - по ГОСТ 3475-81 или по типу УВЗ (Уральского вагонного завода). По согласованию между изготовителем и заказчиком на тепловозе могут быть применены сцепные устройства других типов.
1.7.10. Кабина машиниста должна иметь остекление торцевых и боковых сторон и должна быть расположена таким образом, чтобы обеспечивался круговой обзор машинистом со своего рабочего места из положения сидя и стоя в обоих направлениях движения.
Примечание. Допускается по согласованию между изготовителем и заказчиком для тепловозов типа 3 по ГОСТ 22339-88 выполнять кабину машиниста с уменьшением поля обзора.
1.7.7-1.7.10 (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.7.11. По согласованию между изготовителем и заказчиком тепловоз оборудуется гребнесмазывателями и другими устройствами, уменьшающими износ гребней колесных пар при движении в кривых малого радиуса.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
1.8. Тормозное оборудование
1.8.1. Тепловоз должен быть оборудован:
автоматическим пневматическим тормозом;
вспомогательным пневматическим тормозом;
ручным тормозом.
По согласованию между изготовителем и заказчиком тепловоз должен быть оборудован электропневматическим, электро- или гидродинамическим, магниторельсовым тормозом.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.8.2. Компрессор - по ГОСТ 10393-74. Производительность компрессора, по требованию заказчика, устанавливают с учетом обеспечения сжатым воздухом для выгрузки саморазгружающихся вагонов.
Допускается установка двух компрессоров.
1.8.3. Привод компрессора должен быть отключаемым и обеспечивать автоматический останов и запуск компрессора.
На тепловозах типов 5 и 6 по ГОСТ 22339-77 допускается применение нерегулируемого (неотключаемого) привода.
1.8.4. Главные резервуары должны размещаться снаружи кузова (капота) и соединяться последовательно.
Температура нагнетаемого компрессором воздуха в трубопроводе за последним резервуаром при эксплуатации не должна превышать температуру окружающего воздуха более чем на 10 °С, за исключением случаев работы компрессора для обеспечения сжатым воздухом саморазгружающихся вагонов.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.8.5. Пневматическая система должна быть оборудована эффективными средствами очистки и осушки воздуха.
1.8.6. На тележечных локомотивах должна быть предусмотрена возможность отключения тормозных цилиндров любой тележки.
1.8.7. Рычажная передача тормоза и экипажной части в целом должны обеспечивать:
возможность применения чугунных и композиционных тормозных колодок;
возможность смены тормозных колодок без установки локомотива на смотровую канаву.
Части тормозной рычажной передачи должны иметь предохранительные устройства, исключающие падение этих частей на путь.
Коэффициент тормозного нажатия тепловоза должен быть 0,6-0,7 при чугунных колодках и 0,35 при композиционных (уточняют с учетом коэффициента трения применяемого материала).
1.8.8. Ручной тормоз должен удерживать тепловоз на уклоне не менее 40‰.
1.8.9. Тепловозы, оборудованные для работы по системе двух единиц, должны быть оборудованы магистралью для вспомогательного тормоза. При саморасцепе должно обеспечиваться автоматическое торможение обоих локомотивов.
1.8.7-1.8.9. (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.9. Вспомогательное оборудование
1.9.1. Система охлаждения должна обеспечивать автоматическое поддержание заданной температуры воды, масла дизеля, масла гидропередачи как при работе под нагрузкой, так и на холостом ходу дизеля.
1.9.2. Секции водовоздушного радиатора должны выполняться по конструкторской документации. Масло дизеля и гидропередачи должно, как правило, охлаждаться в водомасляном теплообменнике.
1.9.3. Привод вентилятора охлаждения секций должен на тепловозах типа 3 по ГОСТ 22339-77 обеспечивать плавное изменение его производительности и, при необходимости, при его отключении полный останов вентиляторного колеса.
1.9.2, 1.9.3. (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.9.4. Воздухоочиститель для дизелей - по ГОСТ 11729-78. Коэффициент очистки воздухоочистителем воздуха для тяговых электрических машин должен быть не менее 75% при номинальном режиме расхода воздуха при испытаниях с использованием кварцевой пыли с удельной поверхностью 2800 см/г при концентрации 200 мг/м.
1.9.5. Тепловоз, по согласованию между изготовителем и заказчиком, должен быть оборудован установкой обогрева воды и масла дизеля, гидропередачи (при необходимости компрессора), топлива и аккумуляторного отсека, обеспечивающей длительную стоянку с неработающим дизелем и надежный пуск дизеля при низких температурах наружного воздуха. Установка обогрева после ее пуска должна автоматически включаться и отключаться в зависимости от температуры подогреваемых жидкостей и воздуха и не требовать постоянного наблюдения за ее работой. Питание электроэнергией агрегатов, обеспечивающих работу установки обогрева, должно быть автономным или от постороннего (внешнего) источника.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.9.6. Теплоизоляция участков системы и элементов тепловозов должна обеспечивать не менее 1 ч безопасного простоя тепловоза с неработающим дизелем при температуре окружающего воздуха до 243 К (минус 30 °С) и скорости ветра 2 м/с.
1.9.7. Масляная магистраль дизеля должна быть оборудована полнопоточным фильтром тонкой очистки масла.
1.9.8. Высоковольтная камера должна быть защищена от прямого попадания пыли и влаги и иметь, при необходимости, избыточное давление воздуха.
1.9.9. Кабели и провода высоковольтных и низковольтных цепей должны надежно работать с номинальной нагрузкой при температуре окружающей среды от 353 К (плюс 80 °С) до 223 К (минус 50 °С) и прокладываться в местах, где они будут в эксплуатации защищены от механических повреждений и иметь масло-, водо- и топливостойкую изоляцию.
1.9.10. Пескоподающие устройства должны обеспечивать эффективную подачу песка на головку рельса в прямых и кривых участках пути.
1.9.11. Для работы с саморазгружающимися вагонами тепловоз, по требованию заказчика, должен быть оборудован специальной воздушной магистралью.
1.10. Системы и устройства управления, контроля, сигнализации и защиты
1.10.1. Тепловоз должен иметь системы и устройства управления, контроля, сигнализации и защиты в соответствии с перечнем, приведенным в рекомендуемом приложении (уточняют по согласованию между изготовителем и заказчиком).
1.10.2. Аппаратура систем управления должна быть преимущественно бесконтактной, выполненной в виде функциональных блоков и комплектных устройств.
Соединение съемных блоков с электрическими системами должно осуществляться при помощи штепсельных разъемов с фиксирующими зажимами.
1.10.3. Напряжение в цепях управления и освещения 110 В. По согласованию между изготовителем и заказчиком допускается напряжение 75 и 27 В. При напряжении выше 27 В электрические цепи должны быть двухпроводными.
1.10.4. Электрическая схема при неработающем дизеле должна обеспечивать пуск дизеля, питание цепей управления, освещения и систем обогрева, подзарядку аккумуляторных батарей, перемещение тепловоза (с электрической передачей) от внешнего источника.
1.10.5. Конструкция и электрическая схема тепловоза должны обеспечивать возможность проведения испытания и проверки регулирования дизеля и передачи при полной нагрузке в стационарном режиме в условиях депо при наличии в нем необходимого оборудования, в том числе реостатной станции для тепловозов с электрической передачей, охлаждающего устройства для тепловозов с гидропередачей.
1.11. Требования к численным значениям показателей надежности указываются в технических условиях на конкретные тепловозы.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.11.1-1.11.3. (Исключены, Изм. N 2).
1.12. Техническое обслуживание и ремонт
1.12.1. Вместимость топливного бака определяется по согласованию между заказчиком и изготовителем и указывается в технических условиях на тепловоз, но не менее чем на 6 сут работы при 25%-ной нагрузке.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.12.2. В конструкции тепловоза должны быть предусмотрены свободный доступ для технического обслуживания и ремонта всех его агрегатов и удобный их монтаж и демонтаж, возможность подключения оборудования тепловоза к испытательным устройствам и установкам в депо; удобная заправка и слив горюче-смазочных материалов, воды, а также заправка и удаление песка. Должна быть предусмотрена возможность выполнения технического обслуживания вида ТО-1 без захода тепловоза на смотровую канаву.
1.12.3. Устройства и агрегаты, наиболее часто обслуживаемые в эксплуатации, например, фильтры очистки топлива, воздуха, должны иметь минимальное число креплений, оборудоваться, при необходимости, сигнализаторами, заблаговременно извещающими о необходимости их обслуживания.
1.12.4. Основные сборочные единицы и агрегаты тепловоза должны быть приспособлены для определения их технического состояния и остаточного ресурса (по согласованию между изготовителем и заказчиком) средствами стационарной технической диагностики.
1.12.5. Капот, кабина машиниста и ходовая часть должны быть приспособлены для механизированного обмыва, очистки и обдува.