--> -->

ГОСТ 22054-76
Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности

ГОСТ 22054-76

Группа Б19

     
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

БЕНЗИНЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ И АВИАЦИОННЫЕ

Метод оценки химической стабильности

Motor and aviation gasolines. Method for the evaluation of chemical stability



ОКСТУ 0209*
________________

* Введено дополнительно, Изм. N 2.

Дата введения 1977-07-01

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 19 августа 1976 г. N 1981 срок действия установлен с 01.07.1977 г. до 01.07.1982 г.*
________________
* Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации. (ИУС N 5/6, 1993 год). - Примечание изготовителя базы данных.

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 1977 г.

ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, введенное в действие Постановлением Госстандарта СССР от 20.10.81 N 4601 с 01.12.81; Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие Постановлением Госстандарта СССР от 16.03.87 N 753 с 01.08.87

Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 1, 1982 год, ИУС N 6, 1987 год

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные и авиационные бензины и устанавливает метод оценки химической стабильности бензинов при хранении.

Сущность метода заключается в окислении бензина кислородом воздуха при 110°С в течение 6 ч под давлением, создаваемым насыщенными парами испытуемого бензина, и в определении суммарного количества продуктов окисления.

Метод предназначен для квалификационных испытаний и научно-исследовательских работ.

(Измененная редакция, Изм. N 1).


1. АППАРАТУРА, РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ

1. АППАРАТУРА, РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ

1.1. Для определения химической стабильности применяют:

прибор ЛСАРТ (черт.1), состоящий из металлической бани с теплоизоляцией, в нижней части которой размещены электрический нагреватель - керамический элемент и спираль мощностью 600 Вт; контактного термометра и системы реле, обеспечивающих поддержание заданных температур с погрешностью не более ±2°С; стеклянных стаканчиков, устанавливаемых в герметически закрывающиеся бомбочки из нержавеющей стали 20Х13 по ГОСТ 5632-72 (размеры бомбочки указаны на черт.2). Герметизация бомбочек достигается за счет прокладок из паронита по ГОСТ 481-80, бомбочки помещают в гнезда бани прибора, закрываемые крышками;

цилиндр измерительный по ГОСТ 1770-74 вместимостью 50 смГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2);

воронки типа В по ГОСТ 25336-82, диаметром 56 или 75 мм;

колбы Кн по ГОСТ 25336-82, вместимостью 100 смГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2);

стаканчики для взвешивания по ГОСТ 25336-82;

эксикатор по ГОСТ 25336-82;

шкаф сушильный или термостат, обеспечивающие температуру нагрева 110°С;

баню водяную;

ацетон по ГОСТ 2603-79 (свежеперегнанный);

бензол по ГОСТ 5955-75 или ГОСТ 9572-77;

спирт этиловый технический по ГОСТ 17299-78;

спиртобензольную или спиртотолуольную смесь 1:1;

воду дистиллированную по ГОСТ 6709-72;

смесь хромовая;

фильтры бумажные беззольные "Синяя лента", диаметром 11 см, зольностью 0,00006 г;

бумагу фильтровальную по ГОСТ 12026-76;

толуол по ГОСТ 5789-78 или ГОСТ 14710-78.

Черт.1. Схема прибора ЛСАРТ

Схема прибора ЛСАРТ

ГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2)


1, 14 - крышки; 2 - клемма заземления; 3, 20 - розетки штепсельные; 4 - плата клеммная; 5 - трансформатор; 6 - основание; 7, 11 - теплоизоляция из асбоцемента; 8 - баня металлическая; 9 - бомбочка металлическая; 10 - обмазка Ньювеля; 12 - термометр контрольный; 13 - термометр контактный; 15 - сплав Милот; 16 - электронагреватель; 17 - корпус; 18 - теплоизоляция из асбестового листа; 19 - реле; 21 - шнур с вилкой; 22 - переключатель; 23 - сигнальная лампа.

Черт.1

Черт.2. Металлическая бомбочка


Металлическая бомбочка

ГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2)


Черт.2

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

2.1. Беззольные бумажные фильтры помещают в стаканчики для взвешивания (бюксы) и с открытыми крышками сушат в течение 1 ч в сушильном шкафу при (105±5)°С, затем каждый стаканчик с фильтром закрывают крышкой, охлаждают в эксикаторе 30-40 мин и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г. Затем стаканчики с открытыми крышками снова помещают в сушильный шкаф на 1 ч. Сушку и взвешивание повторяют до получения расхождения между последовательными взвешиваниями не более 0,0004 г. Доведенные до постоянной массы стаканчики с фильтром хранят в эксикаторе.

2.2. Стеклянные стаканчики прибора ЛСАРТ промывают хромовой смесью, моют водой, ополаскивают дистиллированной водой и сушат. Если хромовая смесь не отмывает отложений, образовавшихся при предыдущих испытаниях, то стаканчики промывают спиртобензольной или спиртотолуольной смесью или толуолом, ополаскивают водой, моют хромовой смесью, ополаскивают дистиллированной водой и сушат.

2.1, 2.2 (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.3. Испытуемый бензин при 20±2°С фильтруют через фильтровальную бумагу и заливают по 25 смГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2) в два стеклянных стаканчика прибора ЛСАРТ*. Стаканчики с бензином помещают в бомбочки. Бомбочки плотно закрывают крышками.
________________
* Одновременно в приборе ЛСАРТ можно испытывать два образца бензина.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.4. Для проверки герметичности бомбочки с пробами бензина погружают в водяную баню и выдерживают при 95-98°С в течение 2 мин. При выделении из-под крышки бомбочки пузырьков бомбочку вынимают, крышку подтягивают и снова проверяют герметичность. При повторном нарушении герметичности (после подтягивания крышки) заменяют уплотнительную прокладку на корпусе бомбочки и испытание проводят с новой порцией бензина.

2.5. Прибор ЛСАРТ нагревают до 110±2 °С.

3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ

3.1. Бомбочку со стаканчиками помещают в гнезда прибора ЛСАРТ, при этом наблюдается понижение температуры на 2-4°С. Время достижения в приборе первоначальной температуры фиксируется как начало проведения испытания.

3.2. По истечении 6 ч после начала испытания бомбочки вынимают из гнезд прибора, дают им остыть до комнатной температуры, затем отвинчивают крышки и извлекают стаканчики с окисленным бензином.

3.3. Измеряют цилиндром количество окисленного бензина в каждом стаканчике. При содержании бензина хотя бы в одном стаканчике менее 22 смГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2) испытание повторяют.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.4. Окисленный бензин из каждого стаканчика фильтруют через беззольный бумажный фильтр, доведенный до постоянной массы по п.2.1, в чистый сухой стеклянный стакан или коническую колбу.

3.5. Удаляют осадки, оставшиеся в стаканчиках прибора ЛСАРТ после слива окисленного бензина. Для этого в каждый стаканчик 2-3 порциями заливают 25-50 смГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2) профильтрованного ацетона. Каждая порция ацетона после промывки стаканчика сливается через фильтр, который использовался для фильтрования окисленного бензина из соответствующего стаканчика прибора ЛСАРТ, в чистый сухой алюминиевый или стеклянный стакан для определения содержания фактических смол, подготовленный по ГОСТ 8489-58, разд.II, при 110±2°С.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.6. Определение содержания фактических смол

Отбирают 20 смГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2) профильтрованного окисленного бензина из каждого стакана (колбы) и проводят испытания по ГОСТ 8489-85 со следующими дополнениями: при температуре (160±3) °С, при этом в стаканы для воды наливают 25 смГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2) дистиллированной воды.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

3.7. Определение содержания смол, растворенных в ацетоне

Стаканы с ацетоном помещают в открытые гнезда бани прибора для определения содержания смол (ГОСТ 8489-85), нагретой до 110±2°С, или прибор ЛСАРТ, или в масляную баню по ГОСТ 1567-83 и выдерживают до полного испарения ацетона. Закрывают гнезда бани крышками, выдерживают стаканы еще 20 мин, затем стаканы вынимают, охлаждают в эксикаторе 30-40 мин и взвешивают.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

3.8. Определение количества осадка

Фильтры с осадками помещают в стеклянные стаканчики для взвешивания, сушат в сушильном шкафу и взвешивают в соответствии с п.2.1 до получения постоянной массы.

4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

4.1. Содержание фактических смол в окисленном бензине (ГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2)) в миллиграммах на 100 смГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2) бензина вычисляют по формуле

ГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2),


где ГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2) - масса чистого сухого стакана, мг;

ГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2) - масса стакана со смолами, мг;

20 - объем бензина, взятый для испытаний, смГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2. Содержание смол, растворенных в ацетоне (ГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2)) в миллиграммах на 100 смГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2) бензина вычисляют по формуле

ГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2),

где ГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2) - масса чистого сухого стакана, мг;

ГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2) - масса стакана со смолами, мг;

25 - объем бензина, взятый для испытаний, смГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.3. Количество нерастворимого осадка в окисленном бензине (ГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2)) в миллиграммах на 100 смГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2) бензина вычисляют по формуле

ГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2),


где ГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2) - масса чистого сухого фильтра и стаканчика для взвешивания (бюксы), мг;

ГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2) - масса сухого фильтра с осадком и стаканчика для взвешивания (бюксы), мг;

25 - объем бензина, взятый для испытаний, смГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.4. Суммарное количество продуктов окисления (смол и осадка) (ГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2)) в миллиграммах на 100 смГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2) бензина вычисляют по формуле

ГОСТ 22054-76 Бензины автомобильные и авиационные. Метод оценки химической стабильности  (с Изменениями N 1, 2).


За результат испытания принимают среднеарифметическое значение суммарного количества продуктов окисления двух параллельных определений, допускаемые расхождения между которыми не должны превышать 20% от значения величины меньшего результата.

(Измененная редакция, Изм. N 1).



Copyright © 2024