ГОСТ 19668-74
Группа Д88
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КОНТЕЙНЕР СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ГРУППОВОЙ
МАССОЙ БРУТТО 5 (7) т ДЛЯ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ
Special group container of 5 (7) t gross mass for loose cargo
МКС 55.180.10
ОКП 31 8530
Дата введения 1975-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным строительным комитетом СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 04.04.74 N 782
3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 9.032-74 | 2.9 |
ГОСТ 380-94 | 2.2 |
ГОСТ 3242-79 | 4.4 |
ГОСТ 18579-79 | 1.3 |
4. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 03.07.91 N 1199
5. ИЗДАНИЕ (ноябрь 2004 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в ноябре 1984 г., декабре 1988 г. (ИУС 2-85, 3-89)
Настоящий стандарт распространяется на специализированный групповой контейнер типа СК-1-5 массой брутто 5 (7) т для перевозки сыпучих грузов железнодорожным, водным и автомобильным транспортом.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. Основные параметры и размеры контейнера должны соответствовать указанным в таблице.
Наименование параметров и размеров | Норма |
Максимальная масса брутто, т | 5 (7)* |
Масса контейнера, т, не более | 0,7 |
Наружные размеры, мм: | |
длина | 2100±5 |
ширина | 1325±3 |
высота | 2400±5 |
Внутренние размеры, мм, не менее: | |
длина | 1996 |
ширина | 1221 |
высота | 2198 |
Диаметр загрузочного люка, мм, не менее | 450 |
Ширина разгрузочного люка, мм, не менее | 1060 |
Высота разгрузочного люка, мм, не менее | 960 |
________________
* Применять контейнеры типа СК-1-5 (7) с предельной массой брутто 7 т следует по согласованию с транспортными организациями, а на промышленных предприятиях определять в договорах на поставку продукции, в которых оговариваются средства механизации погрузочно-разгрузочных работ соответствующей грузоподъемности.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.2. (Исключен, Изм. N 2).
1.3. Размеры, изготовление и расположение рымных узлов контейнера - по ГОСТ 18579.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Контейнер должен изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
2.2. Контейнер должен изготовляться из стали марки Ст3 по ГОСТ 380.
2.3. Конструкция контейнера должна обеспечивать:
штабелирование загруженных контейнеров в три яруса;
загрузку и разгрузку грузов гравитационным и вакуумным способами;
подъем и перемещение контейнеров кранами и вилочными погрузчиками;
возможность применения автоматизированных захватов.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.4. Конструкция контейнера должна исключать:
проникновение воды внутрь контейнера;
повреждение пола транспортных средств и крыши нижестоящего контейнера при многоярусном штабелировании.
2.5. Контейнер должен иметь загрузочный люк, расположенный в крыше, и разгрузочный люк в одной из торцовых стенок контейнера. По согласованию с заказчиком при вакуумном способе разгрузки контейнеры изготовляются без разгрузочного люка.
Крышки загрузочного и разгрузочного люков должны открываться на 180°. Пломбирование закрытого затвора каждого из люков должно осуществляться одной пломбой, при этом должна обеспечиваться возможность его закрутки проволокой диаметром 6 мм.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.6. Место для навески пломбы должно быть защищено от повреждений при транспортировании.
2.7. Внутренние и наружные поверхности стенок контейнера не должны иметь выступающих деталей.
2.8. Листы обшивки контейнера должны стыковаться на несущих элементах конструкции. Сварные швы должны быть ровными, плотными, без шлаковых включений.
2.9. Контейнер должен быть окрашен в соответствии с требованиями класса IV ГОСТ 9.032.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.10. (Исключен, Изм. N 2).
2.11. Стенки контейнера и крышка разгрузочного люка в закрытом состоянии должны выдерживать расчетную нагрузку, равномерно распределенную по площади стенки и крышке люка, равную 37,0 кН.
2.12. Нижняя рама и пол контейнера должны выдерживать расчетную нагрузку, равномерно распределенную по площади пола, равную 130,5 кН.
2.11, 2.12. (Измененная редакция, Изм. N 2).
2.13. Крыша контейнера должна выдерживать в любом месте расчетную нагрузку 3,0 кН, равномерно распределенную по площади 600х300 мм.
2.14. Элементы контейнеров, воспринимающие нагрузку от крепления и соударений на подвижном составе, должны выдерживать динамические нагрузки, возникающие при продольных горизонтальных ускорениях или замедлениях, равные 19,6 м/с.
2.15. Срок службы контейнера до списания должен быть не менее 10 лет.
3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
3.1. Для проверки соответствия контейнеров требованиям настоящего стандарта устанавливаются приемосдаточные, периодические и типовые испытания.
3.2. Контейнеры для приемки представляют партиями. Количество контейнеров в партии должно быть не менее 22 шт.
3.3. Приемосдаточные испытания должны проводиться в следующем объеме:
проверка внешнего вида контейнера;
проверка размеров контейнера;
проверка на водонепроницаемость.
3.4. Периодические испытания должны проводиться в следующем объеме:
проверка внешнего вида и размеров контейнера;
проверка на водонепроницаемость;
проверка на штабелирование;
проверка на прочность.
3.5. Типовые испытания должны проводиться в следующем объеме:
проверка внешнего вида и размеров контейнера;
проверка массы контейнера;
проверка на водонепроницаемость;
проверка на штабелирование;
проверка на прочность;
проверка на жесткость;
проверка крыши на прочность.
3.6. При приемосдаточных испытаниях внешнему осмотру подвергают каждый контейнер. Для обмера контейнера и проверки его на водонепроницаемость отбирают два контейнера от партии.
3.7. Периодические испытания должны проводиться не реже одного раза в год на одном контейнере из партии, прошедшей приемосдаточные испытания.
3.8. Результаты испытаний считают удовлетворительными, если все контейнеры, подвергнутые испытаниям, соответствуют требованиям настоящего стандарта.
Если при испытаниях будут обнаружены контейнеры, не соответствующие требованиям настоящего стандарта, то проводят повторные испытания удвоенного числа контейнеров.
Если результаты повторных испытаний будут неудовлетворительными, всю партию контейнеров бракуют.
3.9. Клеймо технического контроля должно быть нанесено ударным способом на левой задней стойке каждого годного контейнера на расстоянии 1500 мм от основания.
4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Контроль внешнего вида контейнеров и маркировки проводят внешним осмотром.
4.2. Контроль конструкции и размеров контейнера проводят сличением с чертежами и измерениями размеров измерительным инструментом, обеспечивающим требуемую точность.
4.3. Контроль массы контейнера проводят взвешиванием на весах с точностью 0,01 т.
4.4. Контроль качества изготовления сварных швов проводят по табл.1 ГОСТ 3242.
4.5. При проверке на штабелирование три контейнера загружают мерным грузом, равномерно распределенным по площади пола, равным 13,9 т.
Загруженные контейнеры устанавливают один на другой в три яруса на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием.
Верхние контейнеры могут быть заменены эквивалентным по массе мерным грузом с контактной площадью основания такой же, как и у испытуемого контейнера.
Нагрузка от верхних контейнеров или от эквивалентного груза должна равномерно передаваться через опорные поверхности на испытуемый контейнер.
Продолжительность испытания - не менее 5 мин.
4.6. При проверке контейнера на прочность проводят последовательно следующие операции:
а) испытуемый контейнер загружают мерным грузом, равномерно распределенным по площади пола, равным 13,3 т. Контейнер поднимают краном за четыре рыма с углом наклона строп к вертикали 30°, удерживают на весу 5 мин, а затем опускают на площадку;
б) (Исключен, Изм. N 2);
в) испытуемый контейнер загружают мерным грузом, равномерно распределенным по площади пола, равным 8,05 т. Контейнер поднимают погрузчиком с помощью вилочного захвата с рабочей длиной вил не менее чем 2/3 ширины контейнера. Контейнер на вилах погрузчика удерживают в поднятом положении 5 мин, а затем опускают на площадку.
4.7. При проверке на жесткость контейнер загружают мерным грузом, равномерно распределенным по площади пола, равным 6,3 т. Контейнер устанавливают на горизонтальной площадке с твердым ровным покрытием тремя углами основания на деревянные подкладки размером 200х200х50 мм, а четвертый угол со стороны люка опирается на подкладку размером 200х200х40 мм. Подкладки переставляют так, чтобы второй угол контейнера у двери находился на весу.
Контейнер снимают с подкладок и устанавливают с помощью упора и предохранительной подвески на одно из поперечных ребер нижней рамы с опорами так, чтобы угол наклона контейнера к горизонтальной плоскости составил 45°.
Указанное испытание повторяют с установкой на другое поперечное ребро нижней рамы.
При каждом испытании контейнер удерживают в соответствующем положении 10 мин.
4.5-4.7. (Измененная редакция, Изм. N 2).
4.8. При проверке крыши контейнера на прочность прикладывают нагрузку 3,0 кН в наиболее слабом месте крыши площадью 600х300 мм.
4.9. Результаты испытаний на штабелирование, прочность и жесткость конструкции контейнера считают удовлетворительными, если после каждого испытания:
отсутствуют разрушения несущих элементов, рам, рымов, пола, крыши, обшивки стенок и сварных швов;
свободно открываются и закрываются крышки люков;
остаточные деформации прогиба в середине обшивки боковых и торцовых стенок не превышают 5 мм, в несущих элементах конструкции - 3 мм.
4.10. Проверку контейнера на водонепроницаемость проводят в порожнем состоянии до окраски с применением дождевального устройства (брандспойта с внутренним диаметром наконечника 12,5 мм), установленного на расстоянии 1,5 м от поливаемой поверхности контейнера. Давление воды при выходе из сопла должно быть 10 Па.
Испытанию должны подвергаться все поверхности контейнера и места сварки.
Продолжительность испытания каждого участка - 5 мин.
4.11. Результаты испытания на водонепроницаемость считают удовлетворительными, если отсутствует проникновение воды внутрь контейнера.
5. МАРКИРОВКА
5.1. На контейнер должны быть нанесены белой несмываемой краской следующие надписи и знаки:
а) СССР, эмблема и сокращенное наименование организации-владельца - в левом верхнем углу торцовой стенки над разгрузочным люком;
б) номер контейнера - в правом верхнем углу всех стенок и на крыше в правом углу, считая от разгрузочного люка;
в) месяц и год выполнения годового и капитального ремонта; сокращенное наименование организаций, выполняющих ремонт; сокращенное наименование изготовителя, месяц и год изготовления - в левом нижнем углу боковой стенки справа от разгрузочного люка;
г) брутто, нетто масса контейнера в т, внутренний объем в м - в правом нижнем углу боковой стенки справа от разгрузочного люка.
5.2. Размеры, расположение букв, цифр и знаков маркировки должны соответствовать технической документации, утвержденной в установленном порядке.
6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
6.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие всех выпускаемых контейнеров требованиям настоящего стандарта.
Гарантийный срок службы - 12 мес со дня ввода в эксплуатацию.
7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
7.1. Конструкция контейнера должна обеспечивать полную сохранность груза и безопасность его транспортирования и хранения.
7.2. Конструкция контейнера должна обеспечивать его устойчивость при транспортировании и хранении.
7.3. Прочность конструкции контейнера и его подъемных устройств, а также их размещение на контейнере должны обеспечивать безопасное выполнение погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ.
7.4. Контейнер должен иметь приспособления для крепления на транспортных средствах, обеспечивающие его безопасную перевозку.
7.5. Усилие, прилагаемое к люковому затвору при закрытии и открытии крышек люков контейнера, должно быть не более 10 Н.
7.6. На крышках люков контейнера должны быть надписи, указывающие положение рукоятки затвора при закрытом и открытом положении крышек люка.
7.7. В левом углу крышки, считая от разгрузочного люка, и в левом верхнем углу всех стенок контейнера должна быть нанесена белой несмываемой краской схема застропки контейнера.
7.8. Материалы, применяемые для окраски, должны быть нетоксичными.