ГОСТ 17228-87
Группа Д10
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
САМОЛЕТЫ ПАССАЖИРСКИЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ
Допустимые уровни шума, создаваемого на местности
Passenger and transport aeroplanes. Acceptable noise levels on ground
МКС 17.140.30
49.020
ОКП 75 0200
Дата введения 1988-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19.08.87 N 3331
2. Стандарт полностью соответствует стандартам ИКАО по шуму (международные стандарты и рекомендуемая практика "Охрана окружающей среды" Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, том 1 "Авиационный шум" первое издание. Монреаль, 1981 г.)
3. ВЗАМЕН ГОСТ 17228-78
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения |
ГОСТ 17229-85 | Вводная часть, 1.1, 1.2, 2.1.4, 2.2, 2.3, 2.4, 2.7, 3.2 |
ГОСТ 22283-88 | Вводная часть |
ГОСТ 23023-85 | 2.1.4 |
5. ПЕРЕИЗДАНИЕ
Настоящий стандарт устанавливает максимально допустимые уровни шума, создаваемого дозвуковыми пассажирскими и транспортными самолетами с турбореактивными или турбореактивными двухконтурными двигателями всех массовых категорий (далее - реактивные самолеты), с длиной взлетно-посадочной полосы (ВПП) более 610 м, а также самолетами с поршневыми, турбовинтовыми и турбовинтовентиляторными двигателями со взлетной массой более 9000 кг (далее - винтовые самолеты), на местности в контрольных точках при исходных условиях, установленных ГОСТ 17229.
Стандарт не устанавливает допустимые уровни шума в качестве норм шума для ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов и аэродромов (эти нормы регламентируются ГОСТ 22283).
1. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА И РАСПОЛОЖЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧЕК НА МЕСТНОСТИ
1. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА И РАСПОЛОЖЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧЕК
НА МЕСТНОСТИ
1.1. Шум, создаваемый самолетом на местности, выражают в эффективных уровнях воспринимаемого шума , измеряемых в EPNдБ, установленных ГОСТ 17229.
1.2. Максимально допустимые уровни шума устанавливают для контрольных точек, местоположение которых указано в таблице.
Этап полета | Местоположение контрольных точек |
Взлет | Точка на линии, параллельной оси ВПП, отстоящей на расстоянии 450 м от оси ВПП, в которой уровень шума от взлетающего самолета достигает максимального значения (методика определения положения указанной точки и методы определения уровней шума по ГОСТ 17229). |
Набор высоты | Точка на продолжении оси ВПП в направлении полета на расстоянии 6500 м от начала разбега самолета |
Заход на посадку | Точка на продолжении оси ВПП в направлении против полета на расстоянии 2000 м до порога ВПП под траекторией снижения на посадку. На ровной местности она соответствует точке, расстояние от которой до глиссады 3°, начинающейся в пределах ВПП на расстоянии 300 м и за ее порогом, составляет по вертикали 120 м. |
1.3. В случае, когда ожидаемые уровни шума, создаваемого самолетом при взлете и наборе высоты, могут быть сопоставимы с уровнями фонового шума, допускается измерять шум в контрольных точках, расположенных сбоку от оси ВПП на удалении 350 м (вместо 450 м) и 4500 м от начала разбега (вместо 6500 м). Методы приведения полученных результатов к условиям п.1.2 настоящего стандарта подлежат согласованию с органом, ответственным за сертификацию. Указанные рекомендации относятся обычно к самолетам с высокими летно-техническими характеристиками при взлете и максимальной взлетной массой до 40-50 т.
2. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА
2.1. Требования настоящего стандарта устанавливают для самолетов, относящихся к одной из следующих категорий:
2.1.1. Новые самолеты, включая их модифицированные варианты, в отношении которых была принята заявка на выдачу сертификата летной годности прототипа или выполнена другая аналогичная установленная процедура после 01.01.90 для реактивных самолетов с любой взлетной массой и для винтовых самолетов с максимальной взлетной массой более 9000 кг.
2.1.2. Новые самолеты, включая их модифицированные варианты, в отношении которых была принята заявка на выдачу сертификата летной годности прототипа или выполнена другая аналогичная установленная процедура в период с 06.10.77 и до 01.01.90 для реактивных самолетов всех массовых категорий и для винтовых самолетов с максимальной взлетной массой более 9000 кг с 01.01.85 и до 01.01.90.
2.1.3. Модифицированные варианты реактивных самолетов по п.2.1.2, а также винтовых самолетов со взлетной массой более 9000 кг, техническое задание на разработку которых утверждено после 01.01.90.
2.1.4. Модифицированные варианты всех реактивных, а также винтовых самолетов, к которым не применяют требования ГОСТ 23023, в отношении которых сертифицирующими органами принята заявка на выдачу дополнения к сертификату летной годности при изменении типовой конструкции или выполнена другая аналогичная установленная процедура в период после 26.11.81 и до 01.01.90.
Если период между подачей заявки на получение сертификата летной годности типа и его выдачей какому-либо самолету данного типа превышает пять лет, то при определении даты применяемости требований стандарта к этому самолету следует использовать пятилетний срок, предшествовавший дате выдачи сертификата на этот самолет.
Максимально допустимые уровни шума, в зависимости от максимальной взлетной массы самолета в килограммах, не должны превышать значений, устанавливаемых в формулах пп.2.2-2.4.
Максимально допустимые уровни шума даны для исходных атмосферных условий в соответствии с ГОСТ 17229.
2.2. Для новых реактивных и винтовых самолетов, включая их модифицированные варианты по п.2.1.1, максимально допустимые уровни шума для различных этапов полета не должны превышать значений, указанных в формулах 1-5 (приложения 1 и 4):
в точке сбоку от ВПП на расстоянии 450 м от ее оси при взлете самолета
EPNдБ
| при 35000 кг; |
|
в точке по оси ВПП при наборе высоты (для условий МСА, см. разд.2 ГОСТ 17229):
для двухдвигательного самолета
EPNдБ | при 48100 кг; |
|
для трехдвигательного самолета
EPNдБ EPNдБ | при 28600 кг; |
|
для четырехдвигательного самолета
EPNдБ | при 17000 кг; |
|
в точке по оси ВПП при заходе самолета на посадку
EPNдБ | при 19300 кг; |
|
2.3. Для дозвуковых реактивных и винтовых самолетов по пп.2.1.2 и 2.1.3 максимально допустимые уровни шума для различных этапов полета не должны превышать значений, указанных в формулах 6-10 (приложения 2 и 5):
в точке сбоку от ВПП на расстоянии 450 м от ее оси при взлете самолета
EPNдБ | при 35000 кг; |
|
в точке по оси ВПП при наборе высоты (для условий МСА, см. разд.2 ГОСТ 17229):
для двухдвигательного самолета
EPNдБ | при 48100 кг; |
|
для трехдвигательного самолета
EPNдБ | при 28600 кг; |
|
|
для четырехдвигательного самолета
EPNдБ | при 20200 кг; |
|
в точке по оси ВПП при заходе самолета на посадку
EPNдБ | при 35000 кг; |
|
2.4. Для модифицированных вариантов реактивных и винтовых самолетов по п.2.1.4 максимально допустимые уровни шума не должны превышать значений, указанных в формулах 11-15 (приложения 3 и 6);
в точке сбоку ВПП на расстоянии 450 м от ее оси при взлете самолета
EPNдБ | при 35000 кг; |
|
в точке по оси ВПП при наборе высоты (для условий МСА, см. разд.2 ГОСТ 17229):
для двухдвигательного самолета
EPNдБ EPNдБ EPNдБ | при 48300 кг; |
|
для трехдвигательного самолета
EPNдБ | при 34000 кг; |
|
для четырехдвигательного самолета
EPNдБ EPNдБ | при 34000 кг; |
|
в точке по оси ВПП при заходе самолета на посадку
EPNдБ | при 35000 кг; |
|
2.5. Расчет максимально допустимых уровней шума по формулам 1-15, приведенным в пп.2.2-2.4, проводят с округлением конечного результата до 0,1 EPNдБ.
2.6. Сертификацию по шуму новых и модифицированных типов воздушных судов проводят до начала их регулярной эксплуатации. Сроки сертификации по шуму новых, модифицированных и эксплуатирующихся типов воздушных судов определяют планом-графиком, утвержденным Минавиапромом и МГА.
2.7. На основании положительных результатов сертификационных испытаний самолета по шуму на местности оформляют сертификат по шуму на тип воздушного судна, в котором указывают наименование органа, выдавшего сертификат; основные летно-технические характеристики, включая максимальные взлетные и посадочные массы самолета, для которых определены эффективные уровни воспринимаемого шума, определенные в соответствии с ГОСТ 17229 значения эффективных уровней воспринимаемого шума и значения 90%-ного доверительного интервала для каждой из трех контрольных точек и сопоставлении с уровнями, установленными настоящим стандартом, а также условия обеспечения в эксплуатации указанных в сертификате уровней. Стандартная форма сертификата приведена в приложении 7. Основание для выдачи сертификата - заявка головного предприятия-исполнителя, представление Минавиапрома и МГА СССР (форма дана в приложении 8), отчет и заключение по результатам акустических испытаний самолета. Сертификат по шуму на тип - основание для оформления Удостоверения о годности каждого экземпляра воздушного судна по шуму, стандартная форма которого представлена в приложении 9 к настоящему стандарту.
3. ДОПУСКАЕМЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ
3.1. Разрешается превышать максимально допустимые уровни шума в одной или двух контрольных точках:
- суммарное превышение допустимых уровней в двух контрольных точках для самолетов по пп.2.2-2.4 не должно быть более 3 EPNдБ.
- превышение допустимых уровней шума в любой отдельной взятой контрольной точке для самолетов по пп.2.2-2.4 не должно быть более 2 EPNдБ.
Превышение допустимых уровней шума должно быть скомпенсировано соответствующим снижением уровней шума в другой точке или точках.
3.2. Фактические уровни шума, измеренные по ГОСТ 17229 при сертификационных летных испытаниях самолета и соответствующих условиям его повседневной эксплуатации на внутренних и внешних авиалиниях Аэрофлота, сопоставляют с максимально допустимыми уровнями шума, регламентируемыми настоящим стандартом. Указанная информация - неотъемлемая часть отчета и заключения по результатам акустических испытаний самолета.
В отчете по результатам сертификационных испытаний самолета в качестве обязательной информации приводят расчетно-экспериментальные зависимости изменения шума в EPNдБ и дБА с расстоянием до самолета для характерных режимов работы двигателей при его взлете и посадке.
3.3. Форму представления информации об основных характеристиках самолета, прошедшего сертификационные испытания по шуму, включая сопоставление зарегистрированных уровней шума с максимально допустимыми уровнями в соответствии с требованиями настоящего стандарта приводят для реактивных и винтовых самолетов соответственно в приложениях 10 и 11.
В указанных стандартных формах графу "Вид информации" заполняют в виде одной буквы в соответствии со схемой:
А - результаты сертификационных испытаний;
В - результаты измерений с использованием точных методик, аналогичных сертификационным, но не применяемых специально для целей сертификации;
С - расчетные данные по результатам предварительных летных испытаний;
D - ориентировочные значения уровней шума;
Е - информация, полученная на основе параметрических исследований.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). Максимально допустимые значения уровней шума для дозвуковых реактивных и винтовых самолетов, включая их модифицированные варианты, по п.2.1.1 настоящего стандарта
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
Максимальная взлетная масса , кг | 19300 | 35000 | 280000 | 400000 | ||||||||||||
17000 | 28600 | 48100 | 385000 | |||||||||||||
Шум при взлете сбоку от оси ВПП (450 м) EPNдБ | 92 | |||||||||||||||
Шум при наборе высоты, EPNдБ | 85 | |||||||||||||||
Шум при заходе на посадку, EPNдБ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное). Максимально допустимые значения уровней шума для дозвуковых реактивных и винтовых самолетов, по пп.2.1.2 и 2.1.3 настоящего стандарта
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
Максимально допустимые значения уровней шума для дозвуковых реактивных
и винтовых самолетов по пп.2.1.2 и 2.1.3 настоящего стандарта
Максимальная взлетная масса , кг | 20200 | 35000 | 280000 | 400000 | |||||||||||
28600 | 48100 | 385000 | |||||||||||||
Шум при взлете сбоку от оси ВПП (450 м) EPNдБ | 94 | ||||||||||||||
100 | |||||||||||||||
Шум при наборе высоты, EPNдБ | |||||||||||||||
Шум при заходе на посадку, EPNдБ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (обязательное). Максимально допустимые значения уровней шума для модифицированных вариантов дозвуковых реактивных и винтовых самолетов, по п.2.1.4 настоящего стандарта
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обязательное
Максимально допустимые значения уровней шума для модифицированных
вариантов дозвуковых реактивных и винтовых самолетов
по п.2.1.4 настоящего стандарта
Максимальная взлетная масса , кг | 35000 | 66720 | 280000 | 400000 | |||||||||||||
34000 | 48300 | 133450 | 325000 | ||||||||||||||
Шум при взлете сбоку от оси ВПП (450 м), EPNдБ | 97 | ||||||||||||||||
Шум при наборе высоты, EPNдБ | |||||||||||||||||
Шум при заходе на посадку, EPNдБ | 101 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (рекомендуемое). График зависимости максимально допустимых значений уровней шума от максимальной взлетной массы дозвуковых и винтовых самолетов по п.2.1.1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рекомендуемое
Черт.1
Черт.1
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (рекомендуемое). График зависимости максимально допустимых значений уровней шума от максимальной взлетной массы для дозвуковых реактивных и винтовых самолетов, включая их модифицированные варианты по пп.2.1.2 и 2.1.3 настоящего стандарта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рекомендуемое
Черт.2
Черт.2
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (рекомендуемое). График зависимости максимально допустимых значений уровней шума от максимальной взлетной массы для модифицированных вариантов дозвуковых реактивных и винтовых самолетов по п.2.1.4. настоящего стандарта
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Рекомендуемое
График зависимости максимально допустимых значений уровней шума
от максимальной взлетной массы для модифицированных вариантов
дозвуковых реактивных и винтовых самолетов
по п.2.1.4 настоящего стандарта
Черт.3
Черт.3
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 (обязательное). СЕРТИФИКАТ ПО ШУМУ НА МЕСТНОСТИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Обязательное
(Герб СССР)
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ РЕГИСТР ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
СЕРТИФИКАТ
ПО ШУМУ НА МЕСТНОСТИ
N _______
Настоящий сертификат выдан
министерство-изготовитель | ||||
на | ||||
тип гражданского воздушного судна |
Удостоверяется, что данный тип гражданского воздушного судна соответствует требованиям главы ... международных Стандартов и Рекомендуемой практики "Охрана окружающей среды", Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, том 1 "Авиационный шум", ... издание ... г.
Уровни шума и их 90%-ные доверительные пределы в контрольных точках на местности, определенные в соответствии с Приложением 16, для данного типа гражданского воздушного судна при максимальных взлетной ... кг и посадочной ... кг массах составляют:
сбоку от ВПП (при взлете) | ||||||
при наборе высоты (при пролете) | ||||||
при заходе на посадку | ||||||
Ограничения, условия и методы эксплуатации для обеспечения указанных уровней шума содержатся в эксплуатационной документации
тип гражданского воздушного судна | |||||||
должность | |||||||
М.П. | |||||||
подпись | фамилия и.о. | ||||||
" | _______________ | 19 | _____ | г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 (обязательное). ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА ПО ШУМУ НА МЕСТНОСТИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Обязательное
МИНИСТЕРСТВО АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР
И МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР ПРЕДСТАВЛЯЮТ
тип гражданского воздушного судна |
на получение Сертификата по шуму на местности
По результатам летных акустических испытаний установлено соответствие данного типа гражданского воздушного судна требованиям главы ... международных Стандартов и Рекомендуемой практики "Охрана окружающей среды", Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, том 1 "Авиационный шум", ... издание ... г., при соблюдении ограничений, условий и методов летной эксплуатации, предусмотренных РЛЭ
тип гражданского воздушного судна |
(дополнениями к РЛЭ ___________ от _____________), |
введенным в действие "_____" __________19_____г. |
Отчет по результатам летных акустических испытаний
тип гражданского воздушного судна |
и Заключение головного предприятия-исполнителя, ЛИИ, ГосНИИ ГА, устанавливающие соответствие данного типа гражданского воздушного судна требованиям указанных Стандартов по шуму, представлены в Госавиарегистр СССР.
Зам. министра | Зам. министра | |||
подпись | фамилия и.о. | подпись | фамилия и.о. | |
" ____________ 19 _____ г. | " ____________ 19 _____ г. |
М.П. | Ответственный руководитель головного предприятия-исполнителя | |
подпись | фамилия и.о. | |
" ____________ 19 _____ г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 (обязательное). УДОСТОВЕРЕНИЕ О ГОДНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА ПО ШУМУ НА МЕСТНОСТИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Обязательное
(Герб СССР)
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
УДОСТОВЕРЕНИЕ
О ГОДНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА ПО ШУМУ НА МЕСТНОСТИ
N
1. | Государственно-регистрационный опознавательный знак | ||||||
2. | Тип воздушного судна | ||||||
3. | Серийный (заводской) номер | ||||||
4. | Категория | ||||||
5. | Номер Сертификата по шуму на местности на тип ГВС ... , дата выдачи ... | ||||||
6. | Настоящий документ удостоверяет соответствие ГВС требованиям главы ... международных Стандартов и Рекомендуемой практики "Охрана окружающей среды", Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, том 1 "Авиационный шум", ... издание ... г. | ||||||
7. | Уровни шума и их 90%-ные доверительные пределы в контрольных точках на местности, определенные в соответствии с Приложением 16, для данного типа ГВС при максимальных взлетной ... кг и посадочной ... кг массах составляют: | ||||||
сбоку от ВПП (при взлете) | |||||||
при наборе высоты (при пролете) | |||||||
при заходе на посадку | |||||||
8. | Воздушное судно соответствует указанным в п.6 Стандартам при обязательном соблюдении ограничений, условий и методов эксплуатации, содержащихся в эксплуатационной документации ГВС. |
| Начальник инспекции | |
подпись | фамилия и.о. | |
" ____________ 19 _____ г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 (обязательное). ТИПОВАЯ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О КОНСТРУКТИВНЫХ, ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ САМОЛЕТОВ С РЕАКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Обязательное
Заявитель
Дата (месяц, год)
Регистрационный N
N листа
Тип самолета
Пункт предъявляемых требований ГОСТ (ИКАО, Приложение 16, том, глава, пункт)
Максимальная взлетная масса, кг
Максимальная посадочная масса, кг
Число двигателей
Тип двигателя
Тяга двигателя в статических условиях, кН
Степень двухконтурности
Угол отклонения закрылок при взлете, град.
Максимальный угол отклонения закрылок при посадке, град.
Установленные максимально допустимые уровни шума , EPNдБ:
взлет____________________
набор высоты ____________________
заход на посадку __________________
Фактические уровни шума для условий МСА+10 °С и относительной влажности 70%, EPNдБ, а также значения 90%-ного
доверительного интервала, EPNдБ.
Взлет _____________________________________________ удаление 450 м | ||
набор высоты ______________________________ случай отказа двигателя градиент 4% | ||
посадка | удаление 2000 м | |
удаление 4000 м |
Источник информации
Дата
Вид информации
Примечания
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 (обязательное). ТИПОВАЯ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О КОНСТРУКТИВНЫХ ЛЕТHO-ТЕХНИЧЕСКИХ И АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВИНТОВЫХ САМОЛЕТОВ ТЯЖЕЛОЙ ВЕСОВОЙ КАТЕГОРИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Обязательное
САМОЛЕТ:
Страна производства
Год изготовления
Тип
Максимальная взлетная масса, кг
ДВИГАТЕЛИ:
Тип
Число
Мощность, кВт
Режим работы , об/мин
Крутящий момент, Н·м
Температура газа , °С
Система выхлопа
ВИНТЫ:
Изготовитель
Тип
Максимальный диаметр, м
Число лопастей
Шаг
Форма законцовки
Число конца лопасти
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ:
Дата
Ответственный за сертификат орган
Средняя температура, °С
Углы отклонения закрылков:
набор высоты
посадка
Измеренный уровень шума (среднее значение ± доверительный интервал), дБА:
набор высоты
посадка
сбоку от оси ВПП
Норма шума ИКАО, EPNдБ:
набор высоты
посадка
сбоку от оси ВПП
ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Вид информации
Примечания