ГОСТ 16600-72
Группа Э50
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ПЕРЕДАЧА РЕЧИ ПО ТРАКТАМ РАДИОТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ
Требования к разборчивости речи и методы
артикуляционных измерений
Speech transmission over the radiocommunication.
Requirements for speech legibility and methods
of articulation measurements
Срок действия с 01.01.1974
до 01.01.1979*
__________________________________________
* В указателе "Национальные стандарты" 2005 г.
ГОСТ 16600-72 приводится как действующий. -
Примечание.
РАЗРАБОТАН
Руководитель разработки Варганов Н.О.
Исполнитель ст. инженер Бучин Н.А.
ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ
Начальник отдела Ремизов Б.А.
Ст. инженер Варенцова Т.С.
Начальник отдела института Тавровский А.Д.
Ведущий инженер Славин Р.А.
Мл. научный сотрудник Широкова Н.Н.
УТВЕРЖДЕН Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР 5 сентября 1972 г. (протокол N 123)
Председатель отраслевой научно-технической комиссии зам. председателя Госстандарта СССР Никифоренко А.М.
Зам. председателя комиссии член Госстандарта СССР Робустов Б.Д.
Члены комиссии: Плис Г.С., Самойлов В.А., Ковальков Ю.А., Ремизов Б.А., Трофимов В.В., Халап И.А.
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 27 сентября 1972 г. N 1797
ВЗАМЕН ГОСТ 16600-71
Настоящий стандарт устанавливает требования к разборчивости речи, передаваемой по трактам радиотелефонной связи, нормы качества воспроизведения (передачи) речи, методы артикуляционных измерений и оценки их результатов.
1. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗБОРЧИВОСТИ РЕЧИ
1. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗБОРЧИВОСТИ РЕЧИ
1.1. Класс качества разборчивости речи, нормы разборчивости звуков и односложных слов (в дальнейшем - слов) должны устанавливаться в технической документации на конкретные типы радиотелефонной аппаратуры в соответствии с требованиями табл.1.
Таблица 1
Класс качества | Характеристика класса качества | Нормы разборчивости, % | ||
звуков () | слов () | многосложных слов () | ||
I | Понимание передаваемой речи без малейшего напряжения внимания | Св. 90 | Св. 95 | Св. 98 |
II | Понимание передаваемой речи без затруднений | Св. 85 до 90 | Св. 92 до 95 | Св. 94 до 98 |
III | Понимание передаваемой речи с напряжением внимания без переспросов и повторений | Св. 78 до 85 | Св. 87 до 92 | Св. 89 до 94 |
IV | Понимание передаваемой речи с большим напряжением внимания, переспросами и повторениями | Св. 60 до 78 | Св. 62 до 87 | Св. 70 до 89 |
V | Полная неразборчивость связного текста (срыв связи) | До 60 | До 62 | До 70 |
Примечания:
1. Для каждого класса качества наименьшее значение разборчивости звуков или слов, указанное в табл.1, является минимально допустимым значением () или ().
2. Нормы разборчивости, определенные с использованием таблиц многосложных слов, приведены как справочные.
1.2. Разборчивость речи должна измеряться по разборчивости звуков или слов с применением артикуляционных таблиц звукосочетаний или слов, приведенных в обязательных приложениях 1 и 2. Допускается применение слоговых таблиц и методики измерения разборчивости по ГОСТ 7153-68 (если это оговорено в стандартах или технической документации на аппаратуру конкретного типа).
В технически обоснованных случаях при определении дальности связи мобильных радиостанций в эксплуатационных условиях допускается ориентировочная оценка качества связи по величине смысловой разборчивости речи при передаче фраз и команд, приведенных в справочном приложении 9, в соответствии с методикой, приведенной в справочном приложении 8.
1.3. Разборчивость звуков или слов определяют в процентах как отношение количества правильно принятых звуков или слов к количеству переданных (100 звуков в одной таблице звукосочетаний или 50 слов в одной словесной таблице). Величина разборчивости, полученная при измерениях, округляется до целого числа.
1.4. Требование к разборчивости речи, задаваемое в стандартах или технической документации на конкретный тип аппаратуры, должно записываться в следующей форме:
"Разборчивость речи | |||
(указать наименование аппаратуры) | |||
в условиях | |||
(указать условия эксплуатации: акустический шум | |||
и его общий уровень, тишина, виды помех, скорость мобильного | |||
объекта и т.п.) | |||
должна соответствовать | |||
(указать класс качества передачи речи) |
1.5. Методика оценки разборчивости речи | ||||
(указать | ||||
наименование аппаратуры) | ||||
в условиях | ||||
(указать условия эксплуатации (испытаний): акустический шум | ||||
и его общий уровень, тишина, виды помех, скорость мобильного | ||||
объекта и т.п.) | ||||
соответствует ГОСТ 16600-72 по таблицам | ||||
(указать вид таблиц: звукосочетаний (слогов) или слов). |
2. МЕТОДЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ
2.1. Приборы и оборудование
2.1.1. Для испытаний должны применяться следующие основные измерительные приборы и оборудование:
а) камера для имитации акустического шума (общий уровень шума и его спектральная характеристика должны быть оговорены в стандарте или технической документации на конкретный тип аппаратуры);
б) объективный шумомер по ГОСТ 13107-67;
в) контрольный артикуляционный тракт, состоящий из усилителя низкой частоты (УНЧ), индикатора уровня речи (вольтметр типа ВЗ-13), динамического микрофона типа МД-59, электродинамических телефонов типа ТА-56М с возможностью регулирования усиления в тракте. Частотная характеристика тракта и уровень напряжения на его выходе должны обеспечивать разборчивость звуков 80%.
2.2. Подготовка к измерениям в стационарных условиях
2.2.1. Артикуляционные измерения в стационарных условиях должны производиться в условиях работы линий связи или в условиях, имитирующих виды и уровни помех, акустический шум и т.д. в соответствии с требованиями, заданными в стандартах или технической документации на аппаратуру конкретных типов.
2.2.2. Помещение, в котором производят артикуляционные измерения, должно быть таким, чтобы исключалось восприятие постороннего речевого сигнала.
2.2.3. При измерениях в акустических шумах или вводимых в тракт линии помехах необходимо контролировать шумомером уровни шума (помех) и поддерживать постоянными условия измерений на каждом рабочем месте.
2.2.4. При работе в шуме с общим уровнем свыше 115 дБ к артикуляционным измерениям следует приступать спустя 5-10 мин после пребывания операторов в этих условиях.
2.2.5. Артикуляционная бригада должна комплектоваться не менее чем из трех-четырех операторов, не имеющих дефектов речи и слуха.
2.2.6. Артикуляционная бригада должна пройти предварительную тренировку. Тренировочные измерения разборчивости речи должны производиться на контрольном артикуляционном тракте (п.2.1.1в).
2.3. Тренировочные измерения по таблицам звукосочетаний
2.3.1. Методика проведения тренировочных измерений должна быть такой же, как и при измерениях разборчивости речи на испытуемом радиотелефонном тракте и должна соответствовать изложенной в п.2.5.
2.3.2. Тренировочные измерения должны повторяться до тех пор, пока средняя величина разборчивости для бригады не примет устойчивого значения, т.е. перестанет систематически повышаться от измерения к измерению, а среднеквадратическая погрешность примет достаточно стабильный характер.
2.3.3. Тренировочные измерения могут производиться на тракте линии типа испытуемой или близкой к ней по электроакустическим характеристикам, которые должны быть стабильными, т.е. не должны изменяться в течение всех тренировочных измерений.
2.3.4. Результаты тренировочных измерений не засчитывают в качестве контрольных.
2.3.5. В процессе тренировки необходимо следить за тем, чтобы средние величины разборчивости, устанавливаемые отдельными слушающими операторами, не отклонялись систематически от средней величины разборчивости для бригады в целом более чем на 8% для I, II и III классов качества и на 10% - для IV и V.
2.3.6. Перед началом измерений в заданных условиях диктор должен провести пробную передачу для установки нужной громкости речи и для того, чтобы слушающие могли подготовиться к записи и установить оптимальное усиление.
Примечание. Оптимальным усилением следует считать то максимальное усиление, при котором еще сохраняется удобство восприятия.
Пробная передача должна состоять из повторения испытательной фразы: "Не видали мы такого невода", произносимой несколько раз ровным голосом, четко, без подчеркивания отдельных звуков в слове с той же громкостью, с которой диктор будет читать последующие звукосочетания.
2.3.7. Уровень произношения испытательной фразы проверяется по индикатору, установленному перед диктором. В качестве индикатора используют измеритель звукового давления или вольтметр (п.2.1.1б), не нарушающий нормальную работу испытуемой линии. Не следует контролировать по индикатору уровень произношения звукосочетаний.
2.4. Тренировочные измерения по таблицам слов
2.4.1. Артикуляционная бригада перед проведением контрольных измерений должна провести пробную передачу 3-4 таблиц с целью освоения метода измерений. Методика проведения тренировочных измерений должна соответствовать изложенной в п.2.6.
Тренировочные измерения могут производиться либо контрольном тракте (п.2.1.1в), либо на испытуемом тракте. Во втором случае результаты тренировочных измерений считаются контрольными.
2.5. Проведение артикуляционных измерений по таблицам звукосочетаний в стационарных и объектовых условиях
2.5.1. Измерение разборчивости речи должно состоять из передачи по тракту связи артикуляционных таблиц звукосочетаний, приведенных в приложении 1, записи принятых звуков и обработки результатов. Время работы артикуляционной бригады, непосредственно занятой измерениями, с учетом небольших перерывов между измерениями не должно быть более 4 ч.
2.5.2. Для подготовки операторов перед началом измерений необходимо в течение 2-3 мин провести пробную передачу произвольно взятых звукосочетаний из таблиц. Пробная передача должна проводиться в тех же условиях, как и передача для измерений.
2.5.3. При измерениях передача звукосочетаний должна проводиться со скоростью одна таблица за 1,5-2 мин ровным голосом, четко, с точным соблюдением знаков ударения (там, где они имеются), но без подчеркивания конечных гласных. При чтении таблиц должен поддерживаться по возможности одинаковый уровень речи.
2.5.4. Перед чтением диктор сообщает слушающим номер таблицы. Чтение звукосочетаний проводится в любом порядке их следования. Во время одного и того же измерения артикуляционные таблицы звукосочетаний можно читать данной артикуляционной бригаде многократно при условии изменения порядка передачи звукосочетаний.
Четкая и разборчивая запись принятых звукосочетаний должна производиться на бланке, приведенном в рекомендуемом приложении 7. При записи должно быть исключено написание сходных по графике букв.
2.5.5. Определение процента правильно принятых звуков должно производиться диктором или специальным проверяющим, ознакомленными с порядком пользования таблицами и правилами проверки. Запрещается проверять таблицы слушающим операторам.
2.6. Проведение артикуляционных измерений по таблицам слов в стационарных и объектовых условиях
2.6.1. Измерение разборчивости слов заключается в передаче диктором по тракту связи артикуляционных таблиц, приведенных в приложении 2, записи слушающими операторами пропущенного согласного звука в конце или начале слова и обработке результатов.
2.6.2. При измерениях разборчивости слов слушающему предъявляется бланк с испытательной таблицей, состоящей из 50 слов. Примеры составления испытательных тестов слов приведены в рекомендуемом приложении 4.
Дикторские тесты слов (рекомендуемое приложение 5) составлены путем случайного выбора слов - по одному из каждой четверки слов приложения 2, в котором приведены примеры прочтения вариантов таблиц.
Примечание. Разрешается не составлять отдельно дикторские тесты, а читать таблицы приложения 2 в любом порядке следования слов, отмечая переданные слова.
2.6.3. При измерениях слова должны передаваться со скоростью одна таблица за 3 мин ровным голосом, без подчеркивания начальных и конечных согласных. В одном измерении запрещается повторное чтение одного и того же дикторского теста.
2.6.4. Перед чтением диктор сообщает номер таблицы. После окончания передачи словесных тестов таблицы с записями пропущенных согласных звуков сверяют с дикторским тестом и определяют процент правильно принятых слов по каждой таблице.
Примечание. Не считают за ошибку, если в конце слова приписан глухой или звонкий парный звук, например, передано "сад", "чуб", записано "сат", "чуп".
2.7. Обработка результатов измерений, проведенных по таблицам звукосочетаний
2.7.1. Определение величины разборчивости звуков производят в следующем порядке:
а) диктор передает по тракту связи четыре таблицы, два-три слушающих ведут запись;
б) с учетом требований пп.2.7.4 и 2.7.5 определяют для каждого слушающего процент правильно принятых звуков по каждой таблице;
в) определяют среднее значение разборчивости звуков () и среднеквадратическое отклонение () по формулам
; (1)
, (2)
где - разборчивость приема одной таблицы одним слушающим оператором;
- общее число таблиц, принятых всеми слушающими операторами;
- число слушающих операторов;
- число переданных таблиц.
2.7.2. Если , то данный результат измерения следует исключить и вычислить повторно по формулам (1), (2) и с учетом уменьшенного числа измерений.
2.7.3. Когда задан класс качества разборчивости речи, при обработке результатов измерений используют метод доверительного интервала:
а) с доверительной вероятностью 0,95 определяют по формуле (3) нижнюю границу звуковой разборчивости ():
, (3)
где - коэффициент, учитывающий доверительную вероятность, находят из табл.2.
Таблица 2
2 | 4,47 |
4 | 1,17 |
6 | 0,82 |
8 | 0,67 |
10 | 0,58 |
12 | 0,52 |
14 | 0,47 |
16 | 0,44 |
18 | 0,41 |
20 | 0,39 |
24 | 0,35 |
28 | 0,30 |
Разборчивость соответствует тому классу качества, для которого .
б) Если , то испытания продолжают. В этом случае вычисляют отношение () и из табл.2 находят для этого отношения ближайшее меньшее значение и соответствующее ему значение .
Если после передачи дополнительных таблиц величины звуковой разборчивости не соответствуют заданному классу, то испытания прекращают и выясняют причину этого несоответствия.
2.7.4. При определении разборчивости звуков не считают за ошибку:
а) если в неударном слоге двусложного сочетания вместо "а" записано "о", например, передано "атби", "рака", "непа", записано "отби", "рока", "непо";
б) если в начальном неударном слоге вместо "и" записано "е", "я" или "а" после "ч", "щ", например, передано "чира", "вибы", записано, "чера", "вябы";
в) если в конечном неударном слоге вместо "и" записано "е", например, передано "соби", "мяки", записано "собе", "мяке";
г) если вместо переданных "и", "е" после "ж", "ш", "ц" записано "ы", "э", например, передано "жин", "цити", "шен", записано "жын", "цыти", "шэн";
д) если при записи глухие согласные заменены на звонкие в конце звукосочетания и перед глухими согласными, например, передано "глят", "фсе", записано "гляд", "все";
е) если звонкие согласные заменены глухими перед звонкими, например, передано "збра", записано "сбра";
ж) если добавлены лишние глухие согласные в начале или конце звукосочетания при правильном приеме звукосочетания в целом, например, передано "хли", "при", принято "схлип", "прит".
2.7.5. Считается за ошибку:
a) пропуск звука, например, передано "цап", "таву", "вайт", записано "ца", "аву", "ват". В этих случаях имеется по одной ошибке;
б) вставка звука внутри звукосочетания, например, передано "дву", "пут", записано, "деву", "пуст". Имеется по одной ошибке в каждом звукосочетании;
в) перестановка звуков внутри сочетания согласных, например, передано "атка", "спа", записано "акта", "пса". В обоих случаях имеется по две ошибки;
г) замена звука (звуков) другим (другими), за исключением пп.2.7.4а-е. Например, передано "бер", "брят", "юна", "непa", записано "пер", "тряд", "зуна", "небо". В этом случае в каждом звукосочетании имеется по одной ошибке. Или, например, передано "стве", "меза", "фсем", записано "кве", "сме", "схем". Здесь в каждом принятом звукосочетании имеется по две ошибке.
2.8. Обработка результатов измерений, проведенных по таблицам слов
2.8.1. Определение величины разборчивости слов производят в следующем порядке:
а) диктор передает по тракту связи четыре таблицы по 50 слов в каждой, два-три слушающих ведут запись;
б) определяют для каждого слушающего процент правильно принятых слов по каждой таблице;
в) определяют среднее значение разборчивости слов () и среднеквадратическое отклонение () по формулам
; (4)
, (5)
где - общее число таблиц, принятых всеми слушающими операторами;
- число слушающих операторов;
- число переданных таблиц;
- разборчивость приема одной таблицы одним слушающим оператором.
2.8.2. Если , то данные результаты измерений следует исключить и вычислить повторно по формулам (4), (5) и с учетом уменьшенного числа измерений.
2.8.3. Когда задан класс качества разборчивости речи, при обработке результатов измерений используют метод доверительного интервала;
а) с доверительной вероятностью 0,95 определяют нижнюю границу разборчивости слов () по формуле (6)
, (6)
где - коэффициент, учитывающий доверительную вероятность, который находят по табл.2 (п.2.7.3).
Разборчивость соответствует тому классу качества, для которого .
2.8.4. Если , то испытания продолжают. В этом случае вычисляют отношение и для него по табл.2 находят ближайшее меньшее значение и соответствующее ему значение .
Если после передачи дополнительных таблиц значение разборчивости слов не соответствует заданному классу, то испытания прекращают и выясняют причины этого несоответствия.
2.9. Оформление результатов измерений
2.9.1. Результаты артикуляционных измерений оформляют в виде протокола, который согласовывают с представителем заказчика. Протокол испытаний должен содержать:
наименование и тип изделия;
номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;
наименование предприятия-изготовителя;
цель измерений;
условия и методы измерений;
результаты измерений;
заключение о результатах измерений.
При необходимости протокол может содержать и другие дополнительные сведения. Форма протокола артикуляционных измерений, проведенных по таблицам звукосочетаний, приведена в приложении 3. Пример заполнения протокола приведен в рекомендуемом приложении 6.
3. ИЗМЕРЕНИЕ РАЗБОРЧИВОСТИ ФРАЗ (КОМАНД)
3.1. При измерении разборчивости фраз (команд) применяют таблицы приложения 9.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Каждая таблица состоит из 31 звукосочетания и включает 100 звуков; 7 звукосочетаний содержат по 4 звука, остальные - по 3. Ударные гласные отмечены знаком ударения. Мягкий знак не входит в подсчет количества звуков и образует с предыдущей согласной единый звук. Буквы "я", "е", "ё", "ю" в начале звукосочетания и после гласной соответствуют двум звукам (я=й+а, е=й+э, ё=й+о, ю=й+у).
Таблица 1
але | бух | выр | сна | онса | ари | расо | няй |
инчи | сить | сиф | аво | жей | чит | пам | зем |
стро | паню | каф | ший | обла | иде | вра | жась |
зым | лях | уне | нех | дись | алат | бла |
Таблица 2
асть | ости | лис | нол | преч | мас | авы | вря |
лер | ная | лаль | эдна | рал | амо | реть | ира |
сик | ван | каши | тий | асу | тай | ско | спе |
иво | нич | ужна | ети | цат | шту | дяп |
Таблица 3
сма | жно | пам | чам | тый | поч | гна | гава |
нер | вах | дво | пит | каче | линь | дюф | жин |
мни | арят | ува | реди | иде | зай | пали | ляй |
буть | ифи | пру | лита | ики | хас | атый |
Таблица 4
иве | усто | эржи | пруфь | тре | аци | ним | кро |
инт | лас | вий | зань | ако | дак | абы | лий |
чих | ваду | пап | пона | тал | дит | тинь | ане |
мер | овна | насо | рась | точ | фси | кла |
Таблица 5
ачу | иле | бам | беть | сна | гом | сне | чива |
уцо | дви | вай | ивы | каче | воча | пада | асть |
сира | зно | нащи | кар | иля | авы | спре | поф |
шту | хет | фто | тоть | пра | сай | цай |
Таблица 6
озм | альна | ман | рах | прип | сач | ита | дву |
силь | набе | кай | ирну | дас | ула | пиль | ати |
лар | сий | ези | вок | эпа | нит | сло | тра |
аре | ноп | аспо | яба | дат | сту | лим |
Таблица 7
вры | сны | иня | лати | раль | нол | фена | зын |
раща | лёй | игу | жне | аке | вай | азви | лам |
пры | чля | али | шта | нили | зда | тыца | сеща |
але | бомь | чам | пял | исть | вап | тре |
Таблица 8
урт | амку | вынь | лич | прац | зай | ини | гла |
топ | ечи | пась | икра | тил | ора | гай | ади |
цес | лаш | ваби | роть | эка | дан | дле | фсо |
аме | дем | аско | наха | тат | спо | вик |
Таблица 9
пиф | ита | жича | тей | тор | нем | сот | фси |
нал | сва | иса | прай | веба | исы | шна | нали |
асе | нось | сий | авя | елы | нор | апут | нах |
кил | зну | оза | ирва | сем | гда | про |
Таблица 10
эст | исно | гра | бый | приш | дам | аве | вну |
имо | яси | ней | огну | тар | апа | лис | ама |
цал | кач | вапе | ран | уни | нус | зно | тит |
аска | рех | лащ | наты | рась | шта | жиль |
Таблица 11
гди | мос | баль | чипи | вут | прет | тек | мерь |
раф | мить | дит | обра | ляна | десь | сыт | сет |
ата | юща | нип | сер | ныва | цве | вни | лям |
дви | цан | иса | лон | зоть | ада | наза |
Таблица 12
азнь | овли | тить | рач | стру | вим | апи | сте |
чань | ваны | кась | эсла | тап | ажу | мес | иза |
цил | пат | нали | дий | ачи | дац | всю | зди |
уно | лин | ична | лаши | той | пра | ник |
Таблица 13
иди | зба | тий | вбы | асп | вох | саф | гой |
ним | чам | взя | чить | мер | депа | мно | сту |
сать | бом | нева | чах | зри | еня | стро | жах |
нап | атка | прей | ина | чада | гах | упка |
Таблица 14
ирк | апру | тин | тач | пряль | чес | аса | сву |
вый | ека | пак | укли | лап | але | сит | она |
воль | дамь | яра | мал | аде | ний | ска | сре |
эца | рем | изно | ваша | кой | ста | лир |
Таблица 15
апа | паль | иво | жна | сро | кий | воч | лит |
рам | рест | рась | исны | тых | лыть | лим | рах |
воп | фсю | деги | реми | прай | веть | тря | саф |