ГОСТ 16264.3-85
Группа Е61
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДAPT СОЮЗА ССР
ДВИГАТЕЛИ КОЛЛЕКТОРНЫЕ
Общие технические условия
Commutator motors. General specifications
ОКП 33 1000
Срок действия с 01.01.86
до 01.01.96*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 5-94 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 11-12, 1994 год). - Примечание.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством электротехнической промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
А.Ю.Станюлис, А.А.Дежурный, П.Й.Катилюс, А.А.Шивицкас
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.01.85 N 168
3. ВЗАМЕН ГОСТ 10800-77, ГОСТ 16264-78 в части коллекторных двигателей
4. Срок проверки 1990 год; периодичность проверки 5 лет
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 8.051-81 | |
ГОСТ 183-74 | 2.2, 6.3 |
ГОСТ 13109-87* | 1.2 |
_______________ | |
ГОСТ 16264.0-85 | Вводная часть, 3.1, 5.1, 5.2, 6.1, 7.1, 7.2, 8.1, 9.1 |
ГОСТ 16842-82* | 6.5 |
_______________ | |
ГОСТ 16962-71 | |
ГОСТ 20459-87 | |
ГОСТ 21128-83 | |
ГОСТ 23511-79* | |
_______________ | |
ГОСТ 26772-85 |
6. Проверен в 1990 году. Срок действия продлен до 01.01.96 Постановлением Госстандарта СССР от 26.06.90 N 1862
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (октябрь 1991 года) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в феврале 1989 года, июне 1990 года (ИУС 5-89, 10-90)
Настоящий стандарт распространяется на коллекторные двигатели мощностью до 1000 Вт.
Стандарт не распространяется на двигатели со встроенным механическим редуктором, электрифицированных игрушек и следящих приводов.
Двигатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 16264.0 и настоящего стандарта.
Все требования настоящего стандарта, кроме пп.2.6, 2.7, являются обязательными.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
1.1. Двигатели должны изготовляться на следующие номинальные напряжения:
6; 12; 24; 27; (36); (40); 42; 110; (127); 220 В - переменного тока и универсальные частотой 50 или 60 Гц;
1,5; 2,4; 3; 4,5; 6; 9; 12; 24; 27; 36; 40; 48; 60; 110; 220 В - постоянного тока.
Двигатели, питаемые от химических источников тока, допускается изготавливать на диапазон напряжений.
Напряжения, указанные в скобках, допускается применять с учетом допущений по ГОСТ 21128.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
1.2. Коэффициент пульсации выпрямленного напряжения постоянного тока на зажимах двигателя - по ГОСТ 13109.
1.3. Двигатели должны изготавливаться на следующие номинальные частоты вращения:
100, 200, 400, 500, 750, 1000, 1500, 2000, 2200, 2400, 3000, 4000, 5000, 6000, 8000, 10000, 12000, 15000, 18000, 20000, 22000, 30000 мин - постоянного тока;
1000, 1500, 2000, 3000, 4000, 5000, 6000, 8000, 10000, 12000, 15000, 18000, 20000, 22000, 24000, 25000 мин - универсальные и переменного тока.
Номинальную частоту вращения универсальных двигателей устанавливают при работе на переменном токе.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Способы охлаждения двигателей - по ГОСТ 20459.
2.2. Степень искрения на коллекторе по ГОСТ 183 не должна превышать значений, указанных в табл.1.
Таблица 1
Режим работы | Степень искрения для двигателей | |
постоянного тока | переменного тока | |
Нормальный | 1 | |
Кратковременная перегрузка по току или моменту |
Степень искрения допускается проверять в режиме холостого хода.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.3. Напряжение и напряженность поля радиопомех двигателей, установленных в приборы, не должны превышать значений, указанных в ГОСТ 23511 для соответствующего типа приборов. При этом требования к индустриальным радиопомехам устанавливают на объект в целом.
Примечание. Указанные требования для двигателей не устанавливают, если объект, комплектуемый двигателем, сам является источником радиопомех или конструктивно влияет на радиопомехи, создаваемые двигателем.
2.4. Двигатели должны без повреждений и остаточных деформаций выдерживать в течение 2 мин следующие повышения частоты вращения:
на 50% сверх наибольшей номинальной - двигатели с последовательным возбуждением;
на 20% сверх наибольшей номинальной - двигатели с параллельным или смешанным возбуждением или с постоянными магнитами.
2.5. Двигатели должны выдержать перегрузку по току на 50% выше номинального значения в течение 1 мин, если иное время не оговорено в технических условиях на конкретный тип двигателя.
2.6. Отношение начального пускового вращающего момента к номинальному при номинальных значениях напряжения и частоты питающей сети должно соответствовать указанным в табл.2.
Таблица 2
Номинальная частота вращения, мин | 1000- | 1000- | 8000- | 15000- | Св. 18000 |
Номинальная мощность, Вт | 0,6-90 | 120-750 | 0,6-750 | ||
Отношение начального пускового вращающего момента к номинальному | Устанавливается в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей | Устанавливается в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей |
________________
* Соответствует оригиналу. - Примечание.
2.7. Допускаемые отклонения номинальной частоты вращения двигателей при номинальном напряжении, номинальной нагрузке и практически установившейся рабочей температуре обмоток должны быть не более указанных в табл.3.
Таблица 3
Исполнение двигателя | Допускаемые отклонения, % от номинального значения |
Смешанного возбуждения |
|
Последовательного возбуждения | |
Постоянного тока с параллельным возбуждением или постоянными магнитами | |
Универсальные с ответвлением в обмотке возбуждения | |
Универсальные без ответвления в обмотке возбуждения | +50 |
Для двигателей всех видов и типов мощностью до 40 Вт, а также двигателей со стабилизатором частоты вращения и многоскоростных коллекторных двигателей допускаемые отклонения частоты вращения должны быть установлены в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.
Расхождение фактических частот вращения универсальных двигателей, работающих с номинальной нагрузкой на переменном и постоянном токе, не должно превышать 10% от номинальной частоты вращения.
2.5-2.7. (Измененная редакция, Изм. N 1).
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Требования безопасности - по ГОСТ 16264.0.
3.2. Сопротивление изоляции токоведущих частей коллекторных двигателей, не предназначенных для применения в бытовых электроприборах, относительно корпуса должно быть не менее:
20 МОм - при практически холодном состоянии в нормальных климатических условиях;
2 МОм - при практически установившейся рабочей температуре обмоток;
1 МОм - после воздействия влаги.
Указанные нормы устанавливаются на период до ввода двигателя в эксплуатацию. На период эксплуатации в пределах наработки, а также в условиях повышенной влажности воздуха допускается снижение сопротивления изоляции. При этом в обоих случаях сопротивление изоляции должно быть не менее 1 кОм на 1 В напряжения на выводах двигателя.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
4. КОМПЛЕКТНОСТЬ
4.1. Двигатели должны комплектоваться:
одним комплектом сменных электрощеток - по требованию потребителя;
помехоподавляющим устройством, если оно предусмотрено стандартами и техническими условиями на конкретные виды или типы двигателей.
Допускается, по согласованию с потребителем, двигатели помехоподавляющими устройствами не комплектовать.
4.2. Двигатели, предназначенные для комплектации серийной продукции, помехоподавляющими устройствами не комплектуют.
5. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
5.1. Приемо-сдаточные испытания двигателей проводят по программе, указанной в табл.4.
Таблица 4
Пункты | ||||
Вид испытаний и проверок | требований | методов испытаний | ||
ГОСТ 16264.0 | ГОСТ 16264.3 | ГОСТ 16264.0 | ГОСТ 16264.3 | |
1. Проверка внешнего вида | 2.2.1 | |||
2. Проверка установочных и присоединительных размеров и биения коллектора и выступающего конца вала | 1.6, 2.1.1, 2.2.4 | |||
3. Проверка направления вращения вала и маркировки выводов обмоток | 2.1.1, 2.2.6 | - | ||
4. Проверка сопротивления изоляции между токоведущими частями и корпусом |
| |||
5. Проверка сопротивления обмоток постоянному току в практически холодном состоянии | 2.1.1 | |||
6. Проверка электрической прочности изоляции между токоведущими частями обмоток и корпусом | 6.1; 6.5 | |||
7. Проверка коммутации в номинальном режиме и при кратковременной перегрузке по току | ||||
8. Проверка уровня звука | 2.4.6; 2.4.17 | 6.11 |
Примечания:
1. Испытания по пп.2, 4, 5, 8 допускается проводить выборочно на не менее чем 1% двигателей суточного выпуска. При суточном выпуске на одном предприятии более 1000 двигателей одного типа, а также для двигателей мощностью до 10 Вт объем выборки для испытаний по п.8 должен устанавливаться в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей, но не менее 10 двигателей. Испытания по п.2, 4 и 5 допускается проводить на сборочных единицах. По согласованию с потребителем испытания по п.8 не проводят.
2. Если двигатели изготавливают на одном предприятии с изделием, в котором они применяются, испытание по пп.3, 5, 6 и 8 допускается проводить совместно с изделием.
3. Для закрытых двигателей при приемо-сдаточных испытаниях вместо коммутации допускается проверять потребляемый ток и мощность холостого хода, что должно быть оговорено в технических условиях на конкретные типы двигателей.
4. Испытание по п.7 при кратковременной перегрузке по току допускается проводить выборочно в количестве не менее 1% суточного выпуска только для двигателей, предназначенных для внутрисоюзных поставок.
5. Проверку по п.3 допускается совмещать с испытаниями по п.7.
5.2. Периодические испытания двигателей проводят по программе, указанной в табл.5.
Таблица 5
Пункты | ||||
Вид испытаний и проверок | требований | методов испытаний | ||
ГОСТ 16264.0 | ГОСТ 16264.3 | ГОСТ 16264.0 | ГОСТ 16264.3 | |
1. Проверка габаритных, присоединительных и установочных размеров | 1.6, 2.1.1 | |||
2. Испытание на кратковременную перегрузку по току | ||||
3. Испытание при повышенной частоте вращения | ||||
4. Проверка работы двигателей при предельных отклонениях напряжения и частоты питания | 2.4.14 | |||
5. Определение начального пускового момента и пускового тока | 2.4.2; 2.4.4 | |||
6. Испытание на нагревание | 2.4.5 | |||
7. Определение потребляемой мощности | 1.2-1.5; 2.4.1; 2.4.3; 2.4.17 | 1.1; 1.3; 2.7 | 6.10 | |
8. Измерение тока утечки, сопротивления изоляции и испытание электрической прочности изоляции обмоток после испытания на нагревание | 3.2-3.4 | 6.1; 6.5; 6.13 | ||
9. Измерение радиопомех | ||||
10. Измерение уровня звука | 2.4.6; 2.4.17 | 6.11 | ||
11. Измерение среднеквадратического значения вибрационной скорости | 2.4.7; 2.4.17 | 6.12 | ||
12. Испытания на механические воздействия | 2.3.4; 2.3.5 | 6.14 | ||
13. Испытания на климатические воздействия | 2.3.1; 2.3.3 | 6.15 | ||
14. Измерение тока утечки, сопротивления изоляции и испытание электрической прочности изоляции обмоток после воздействия влаги | 3.2-3.4 | 6.1; 6.5; 6.13; 6.15.4 | ||
15. Измерение массы | 2.4.10 | 6.17 | ||
16. Проверка степени защиты | 2.2.3 | 6.18 | ||
17. Испытание на надежность | 2.5 | - | 6.16 | - |
Примечания:
1. Для двигателей, встраиваемых в изделия с двойной изоляцией, испытание по п.8 допускается не проводить.
2. Испытания по п.9 проводят только в том случае, если для двигателей установлены соответствующие требования.
3. Программа испытаний двигателей на механические и климатические воздействия - по ГОСТ 16962.
5.1, 5.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).
6. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
6.1. Электрическую прочность изоляции в практически холодном состоянии при серийном выпуске двигателей допускается проверять в течение (1±0,2) с напряжением, повышенным на 20% от указанного в табл.5 ГОСТ 16264.0 в графе "до испытания на влагостойкость" или в течение (5±0,2) с напряжением, указанным в ГОСТ 16264.0-85 в графе "до испытаний на влагостойкость".
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
6.2. Биение коллектора проверяют индикатором, расположенным по середине рабочей части коллектора, при медленном вращении якоря вокруг оси. При проверке определяют максимальное и минимальное значения показаний индикатора. Разность между показаниями индикатора не должна превышать значений, указанных в технической документации на конкретный тип двигателя.
Допускаемая погрешность при измерениях - по ГОСТ 8.051.
6.3. Проверку коммутации проводят визуально невооруженным глазом. Степень искрения под сбегающим краем щетки оценивают по ГОСТ 183.
У закрытых двигателей коммутацию при периодических испытаниях допускается проверять методами, указанными в технических условиях на конкретные типы двигателей.
6.4. Испытания на кратковременную перегрузку по току проводят на испытательном стенде при температуре обмоток, близких к температурам при номинальном режиме работы двигателей в течение (1±0,05) мин. Для двигателей кратковременного режима работы допускается в технических условиях устанавливать другое время испытаний. Перегрузку по току достигают увеличением момента нагрузки и, при необходимости, напряжения, но не более 10% от номинального значения напряжения. До и после испытаний проводят тщательный внешний осмотр и проверяют сопротивление изоляции между обмотками и корпусом, а также состояние коллектора и щеток.
6.3, 6.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).
6.5. Измерение напряжения радиопомех и напряженности поля радиопомех - по ГОСТ 16842.
6.6. Испытание на механическую прочность при повышенной частоте вращения проводят без нагрузки на валу и напряжении питания, при котором достигаются требуемые частоты вращения. До и после испытаний проводят тщательный внешний осмотр двигателей, проверяют невооруженным глазом отсутствие трещин и изломов. После испытаний также проверяют биение коллектора.
6.7. До и после испытаний двигателей на механические и климатические воздействия, кроме испытаний на теплостойкость и грибостойкость, проверяют дополнительно потребляемый ток и частоту вращения при номинальной нагрузке.
6.8. Начальный пусковой ток и начальный пусковой момент двигателей постоянного тока параллельного, независимого или смешанного возбуждения при номинальном напряжении определяют методом двух точек на механической характеристике путем экстраполяции на частоту вращения, равную нулю.
Для двигателей с относительно малым сопротивлением якоря допускаются испытания начального пускового момента и начального пускового тока проводить при пониженном напряжении методом, установленным в технических условиях на двигатели конкретного типа.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
7. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
7.1. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение двигателей - по ГОСТ 16264.0.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
7.2. Маркировка выводов обмоток двигателей переменного тока и универсальных - по ГОСТ 26772 как для двигателей постоянного тока с учетом ГОСТ 16264.0.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
8. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
8.1. Указания по эксплуатации - по ГОСТ 16264.0.
9. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
9.1. Гарантии изготовителя - по ГОСТ 16264.0.