--> -->

ГОСТ 12337-84
Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия

ГОСТ 12337-84
Группа Б21

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


МАСЛА МОТОРНЫЕ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Технические условия

Motor oils for diesel engines. Specifications


МКС 75.100
ОКП 02 5313 0100

Дата введения 1985-01-01


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19.12.84 N 4742

Изменение N 5 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 7 от 26.04.95)

За принятие изменения проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Республика Белоруссия

Госстандарт Белоруссии

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины



Изменение N 6 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 18 от 18.10.2000)

За принятие изменения проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызская Республика

Кыргызстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главгосинспекция "Туркменстандартлары"

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины


3. ВЗАМЕН ГОСТ 12337-81

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер раздела, пункта, подпункта

ГОСТ 12.1.007-76

3.1

ГОСТ 33-2000

2.2

ГОСТ 1510-84

6.1

ГОСТ 1770-74

5.4.1; 5.5.1

ГОСТ 2477-65

2.2

ГОСТ 2517-85

4.2; 5.1

ГОСТ 3900-85

2.2

ГОСТ 4333-87

2.2

ГОСТ 5009-82

5.8.1

ГОСТ 5726-53

2.2

ГОСТ 6370-83

2.2

ГОСТ 6456-82

5.8.1

ГОСТ 6709-72

5.4.1; 5.5.1

ГОСТ 9490-75

2.2

ГОСТ 9827-75

2.2

ГОСТ 11063-77

2.2

ГОСТ 11362-96

2.2

ГОСТ 12275-66

2.2

ГОСТ 12417-94

2.2

ГОСТ 13538-68

2.2

ГОСТ 17479.1-85

Разд.1; 2.3

ГОСТ 20284-74

2.2

ГОСТ 20287-91

2.2

ГОСТ 20502-75

2.2

ГОСТ 25336-82

5.4.1; 5.8.1

ГОСТ 25371-97

2.2


5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)

6. ИЗДАНИЕ (июнь 2011 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, 6, утвержденными в январе 1986 г., январе 1988 г., октябре 1989 г., августе 1991 г., августе 1995 г., январе 2001 г. (ИУС 2-86, 2-88, 1-90, 11-91, 10-95, 4-2001)

ВНЕСЕНО Изменение N 7, введенное в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2013 N 1352-ст c 01.07.2014

Изменение N 7 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 2, 2014 год


Настоящий стандарт распространяется на моторные масла, предназначенные для судовых, тепловозных и других дизельных двигателей.

1. МАРКИ

1. МАРКИ


Марки моторных масел приведены в табл.1.

Таблица 1

Марка масла

Обозначение по ГОСТ 17479.1

Код ОКП

М-10ГГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)ЦС

М-10-ГГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) (цс)

02 5313 0101

М-14ГГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)ЦС

М-14-ГГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) (цс)

02 5313 0102

М-16ГГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)ЦС

М-16-ГГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) (цс)

02 5313 0103

М-10ДЦЛ20

М-10-Д (цл20)

02 5313 0107

М-14ДЦЛ20

М-14-Д (цл20)

02 5313 0108

М-14ДЦЛ30

М-14-Д (цл30)

02 5313 0109

М-10ВГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)С

М-10-ВГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) (с)

02 5313 0111

М-14ВГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)

М-14-ВГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)

02 5313 0112

М-14ГГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)

М-14-ГГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)

02 5313 0104

М-20ГГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)

М-20-ГГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)

02 5313 0105

М-16Е30

М-16-Е(30)

02 5313 0113

М-20ВГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)Ф

М-20-ВГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) (ф)

02 5313 0116

М-20Е70

М-20-Е(70)

02 5313 0115

М-16ДР

М-16-Д(р)

02 5313 0117



(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Моторные масла должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям моторные масла должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.2.

Таблица 2

Наименование
показателя

Значение для марки

Метод испытания

М-10ВГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)С

М-14ВГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)

М-20В2Ф

М-20Е70

М-16ДР

М-14ГГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)

М-20ГГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)

М-10ГГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)ЦС

М-14ГГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)ЦС

М-16ГГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)ЦС

М-10ДЦЛ20

М-14ДЦЛ20

М-14ДЦЛ30

М-16Е30

1. Вязкость кинематическая при 100°С, ммГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) /с:















По ГОСТ 33

в пределах

11,0-12,0

13,5-14,5

19,0-22,0

20,0-23,0

15,5-16,5

13,5-14,5

-

10,0-11,0

13,5-15,0

15,5-17,0

10,0-11,0

13,5-15,0

13,5-15,0

15,0-17,0

не менее

-

-

-

-

-

-

20

-

-

-

-

-

-

-


2. Индекс вязкости, не менее

85

85

90

90

90

90

85

92

92

92

92

92

92

90

По ГОСТ 25371

3. Щелочное число, мг КОН на 1 г масла, не менее

4,0

4,8

2,8

70

10

7,0

9,0

9,0

9,0

9,0

18

18

27

30

По ГОСТ 11362

4. Зольность сульфатная, %, не более

1,0

1,2

0,65

10,5

1,85

1,3

1,9

1,5

1,5

1,5

3,0

3,0

4,6

5,0

По ГОСТ 12417

5. Массовая доля механических примесей, %, не более

0,01

0,02

0,01

0,03

0,02

0,01

0,02

0,01

0,01

0,01

0,03

0,03

0,05

0,03

По ГОСТ 6370 и п.5.2

6. Массовая доля воды, %, не более

Следы

0,1

Следы

0,06

По ГОСТ 2477

7. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже

210

210

230

200

225

220

235

210

215

220

215

220

210

205

По ГОСТ 4333

По ГОСТ 20287

8. Температура застывания, °С, не выше

-15

-12

-15

-12

-10

-12

-15

-10

-10

-10

-10

-10

-10

-12

По ГОСТ 20502, метод А, вариант 2

9. Коррозионность на пластинках из свинца, г/мГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7), не более

Отсутствие

10

Отсутствие

10. Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО) в течение:








По ГОСТ 11063

40 ч

Выдерживает

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

50 ч

-

Выдерживает

11. Степень чистоты, мг, на 100 г масла, не более

-

600

400

-

300

600

400

600

600

600

600

600

Не нормируется.
Определение обязательно

-

По ГОСТ 12275 и п.5.3

12. Вымываемость присадок водой, %, не более:















По п.5.4

снижение щелочного числа

-

-

-

15

12

-

-

10

10

10

15

15

15

-

снижение зольности

-

-

-

10

10

-

-

10

10

10

18

18

18

-

13. Эмульгируемость с водой, смГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7), не более

-

-

-

0,3

0,3

-

-

0,3

0,5

0,5

1,0

1,0

1,0

-

По п.5.5

14. Трибологические характеристики при температуре (20±5) °С:








По ГОСТ 9490

индекс задира (ГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)), Н (кгс), не менее

-

363 (37)

353 (36)

392 (40)

392 (40)

333 (34)

363 (37)

333 (34)

333 (34)

333 (34)

333 (34)

333 (34)

Не нормируется. Определение обязательно

392 (40)

критическая нагрузка (ГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) ), Н (кгс), не менее

-

784 (80)

823 (84)

980 (100)

-

823 (84)

823 (84)

823 (84)

823 (84)

823 (84)

823 (84)

823 (84)

872 (89)

Показатель износа (ГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) ) при постоянной нагрузке 196 Н, не более

-

0,4

0,32

0,3

0,45

0,45

0,35

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

0,3

15. (Исключен, Изм. N 6).

16. Цвет на колориметре ЦНТ с разбавлением 15:85, единицы ЦНТ, не более

3,5

4,0

3,5

-

4,0

4,0

6,5

4,0

4,0

4,0

4,5

5,0

То же

-

По ГОСТ 20284

17. Плотность при 20 °С, кг/мГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7), не более

900

910

905

-

910

905

907

910

910

910

910

910

910

-

ПО ГОСТ 3900

18. Массовая доля активных элементов, %, не менее:








По ГОСТ 13538

кальция

0,19

0,15

0,08

2,8

0,4

0,23

0,36

0,280

0,280

0,280

0,650

0,650

1,0

1,35

цинка

0,05

0,045

-

-

0,09

0,045

0,05

0,045

0,045

0,045

0,045

0,045

0,045

-

бария

-

0,13

0,07

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

фосфора

0,05

0,040

0,03

-

0,08

0,040

0,05

0,040

0,040

0,040

0,040

0,040

0,040

-

По ГОСТ 9827

19-20. (Исключены, Изм. N 4)








21. Коксуемость, баллы, не более

-

-

-

3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

По п.5.8

22. Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более

1,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

По ГОСТ 5726


Примечания:

1. До 01.01.2003 устанавливаются факультативные нормы по следующим показателям:

11, 12 - для масла марки М-16ДР;

21 - для масел марок М-16Е30 и М-20Е70.

Определение обязательно.

2. До 01.01.2003 для масла марки М-14ДЦЛ30 не нормируются показатели 11, 14, 16, 17. Определение обязательно.

3. Для масла марки М-14ВГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7), вырабатываемого с присадками ВНИИНП-714, Детерсол-140 или их импортными аналогами, массовая доля кальция устанавливается не менее 0,23%, массовая доля бария не нормируется.


(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4, 5, 6).

2.3. Масла должны выдерживать моторные испытания по ГОСТ 17479.1.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.4. Обязательные требования к качеству продукции изложены в разд.2, 4 и 5.

(Введен дополнительно, Изм. N 5).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. По степени воздействия на организм человека моторные масла для судовых двигателей относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007.

3.2. Моторные масла представляют собой горючую вязкую жидкость с температурой вспышки 200-235 °С и температурой самовоспламенения 300-350 °C.

3.3. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов в воздушной среде производственного помещения 300 мг/мГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7), масляного тумана - 5 мг/мГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7). Содержание углеводородов в воздухе определяют прибором УГ-2.

3.4. Моторные масла не образуют токсичных соединений в воздушной среде и сточных водах в присутствии других веществ или факторов.

3.5. При разливе масла в производственном помещении необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, при разливе масла на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

3.6. При загорании масел применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении: углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Моторные масла принимают партиями. Партией считают любое количество масла, изготовленное за один технологический цикл, однородное по показателям качества и сопровождаемое одним документом о качестве.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.2. Объем выборки - по ГОСТ 2517.

4.3. Изготовитель периодически определяет показатели:

- показатель 10 "стабильность по индукционному периоду осадкообразования" - один раз в месяц;

- показатель 11 "степень чистоты" - один раз в месяц;

- показатель 14 "трибологические характеристики" - один раз в три месяца;

- показатель 18 "массовая доля активных элементов" - один раз в 10 дней;

- показатель 21 "коксуемость" - один раз в три месяца.

При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемосдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд.

(Измененная редакция, Изм. N 4, 6, 7).

4.4. При получении неудовлетворительных результатов приемосдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же выборки.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

4.5. При поставке моторных масел по государственному заказу, испытания партии производят по всем показателям, указанным в таблице 2.

(Введен дополнительно, Изм. N 7).

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Пробы масел отбирают по ГОСТ 2517. Объем объединенной пробы 3,0 дмГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7).

5.2. При определении массовой доли механических примесей допускается промывка фильтра горячей водой. В механических примесях не допускаются песок и другие абразивные вещества.

5.3. При определении степени чистоты допускается одноразовая промывка осадка на фильтре 10 смГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) бензина.

5.4. Определение вымываемости присадок

5.4.1. Аппаратура и реактивы

Цилиндры 1-100 по ГОСТ 1770.

Колбы Кн-2-250-34 ТС и Кн-2-25-18 ТС по ГОСТ 25336.

Баня водяная с регулируемым подогревом.

Мешалка механическая с регулируемой частотой вращения.

Центрифуга лабораторная типа ЦЛС-3 или любого другого типа, имеющая фактор разделения 3000.

Кюветы пластмассовые или стаканчики центрифуги вместимостью 100 смГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7).

Пипетки 2-1-20 по НТД.

Штатив для установки кювет.

Вода дистиллированная по ГОСТ 6709.

5.4.2. Проведение испытания

Пробу масла тщательно перемешивают, затем 50 смГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) испытуемого масла и 50 смГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) дистиллированной воды заливают в коническую колбу, ставят на водяную баню и перемешивают с частотой вращения (1000±50) минГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) при температуре (60±5) °С в течение 2 ч.

Полученную эмульсию заливают в пластмассовые кюветы и центрифугируют при факторе разделения 3000 в течение 1 ч. Если после 1 ч центрифугирования масло будет обводнено (капля масла не будет прозрачной), центрифугируют до получения масла, не содержащего влаги (капля масла прозрачна).

После центрифугирования из верхнего слоя масла каждой кюветы пипеткой осторожно отбирают пробу масла в колбу вместимостью 20-25 смГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7), следя за тем, чтобы в пробу не попала вода из нижних слоев. Отобранное масло перемешивают. В средней пробе определяют сульфатную зольность и щелочное число.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

5.4.3. Обработка результатов

Вымываемость определяется по снижению щелочного числа (ГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)) и сульфатной зольности (ГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)) по уравнениям:

ГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7),

где ГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) - щелочное число центрифугированного масла, мг КОН на 1 г масла;

ГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) - щелочное число исходного масла до испытания, мг КОН на 1 г масла.

ГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7),


где ГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) - зольность сульфатная центрифугированного масла, %;

ГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) - зольность сульфатная исходного масла, %.

За результат испытания принимают среднеарифметическое результатов двух определений.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

5.4.4. Показатели точности

5.4.4.1. Сходимость метода

Два результата определений, полученные одним исполнителем, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождения между ними для показателя "снижение щелочного числа" не превышают 2%, для показателя "снижение сульфатной зольности" - 4%.

5.4.4.2. Воспроизводимость метода

Два результата испытаний, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождения между ними для показателя "снижение щелочного числа" не превышают 5%, для показателя "снижение сульфатной зольности" - 6%.

5.4.4.-5.4.4.2. (Введены дополнительно, Изм. N 3).

5.5. Определение эмульгируемости

5.5.1. Аппаратура, реактивы

Цилиндр 2-25 по ГОСТ 1770.

Баня водяная.

Вода дистиллированная по ГОСТ 6709.

5.5.2. Проведение испытания

Пробу масла тщательно перемешивают, затем 5 смГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) масла и 5 смГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) дистиллированной воды заливают в цилиндр и тщательно встряхивают вручную в течение 5 мин при комнатной температуре.

Цилиндр с образовавшейся эмульсией полностью погружают в баню с кипящей водой и выдерживают в течение 1 ч.

После обработки цилиндр вынимают из бани и охлаждают в течение 30 мин при комнатной температуре.

Охлажденную эмульсию подвергают повторной обработке в тех же условиях, только продолжительность отстоя в водяной бане 30 мин.

После повторной обработки эмульсию охлаждают при комнатной температуре в течение 30 мин.

В охлажденной эмульсии визуально определяют наличие слоев масла, воды и неразделенной эмульсии.

При наличии эмульсионного слоя отмечают его объем в смГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7).

5.6-5.7.4.3. (Исключены, Изм. N 4).

5.8. Определение коксуемости масел

Метод дает оценку склонности масел с присадками к образованию углеродистых отложений на горячих металлических поверхностях. Метод заключается в периодическом разбрызгивании масла (15 с в минуту) на наклонную алюминиевую пластинку, нагретую до 315 °С, и оценке образующихся на пластинке углеродистых отложений в баллах.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.8.1. Аппаратура и материалы

Установка для определения коксуемости, описанная в приложении 2.

Плита для полировки алюминиевых пластин.

Шкурка шлифовальная:

- тип 1 с зернистостью 6 по ГОСТ 5009;

- тип 2 с зернистостью 8 по ГОСТ 6456.

Фетр.

Паста ГОИ.

Тахометр СК типа 751.

Бензин марки БР-1 для мойки резервуаров прибора и алюминиевых пластин.

Колбы КН-1-250-45/40 ТС по ГОСТ 25336.

Стеклянная промывалка вместимостью 250 смГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7).

5.8.2. Подготовка к испытанию

5.8.2.1. Две алюминиевые пластины с одной стороны предварительно полируют шлифовальной шкуркой на плите для полировки пластин, а затем окончательно полируют пастой ГОИ, нанесенной на фетр, промывают в бензине и протирают досуха.

5.8.2.2. Резервуары прибора промывают бензином и просушивают.

Испытуемое масло заливают в резервуары до такого уровня, чтобы поверхность масла касалась конца шпинделя с иголками и конец трубки был закрыт (количество залитого масла должно быть 270-300 смГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)).

5.8.2.3. В окна крышек резервуаров устанавливают подготовленные алюминиевые пластины полированной стороной вниз до упора.

В отверстия алюминиевых пластин вводят термопары (не допускается касание проводов с пластиной).

Устанавливают нагревательные плитки на алюминиевые пластины и укрепляют винтами держателей.

5.8.2.4. В колбы заливают по 130-140 смГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) испытуемого масла, закрывают их пробками с вставленными в них каучуковыми трубками, на которые надеты винтовые зажимы. Колбы переворачивают и укрепляют на кожухе прибора. Свободные концы каучуковых трубок надевают на трубки, подающие масло в резервуар, и открывают винтовые зажимы на трубках.

5.8.3. Проведение испытания

5.8.3.1. Включают нагревательные плитки и через 10-15 мин устанавливают рабочий ток в потенциометрах.

При температуре алюминиевых пластин 315 °С включают электромотор, вращающий шпиндели, устанавливают частоту вращения шпинделей (1000±50) минГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) и отмечают время начала опыта; частоту вращения шпинделей контролируют дважды на протяжении опыта.

5.8.3.2. Через 24 ч включают нагревательные плитки и мотор, закрывают винтовые зажимы на трубках и дают прибору остыть в течение 1 ч.

Отпустив винты держателей, снимают нагревательные плитки, вынимают термопары из отверстий алюминиевых пластин, а затем погружают пластины в ванну с бензином на 10-15 мин.

Промывают чистым бензином алюминиевые пластины и высушивают их на воздухе.

5.8.4. Обработка результатов

Углеродистые отложения на алюминиевых пластинах оценивают в баллах по специальной шкале, приведенной в табл.3.

Таблица 3

Шкала для оценки в баллах углеродистых отложений на пластинах

Оценка в баллах

Характеристика углеродистых отложений на пластине

0

Отложения отсутствуют

1

Желтый лак с коричневыми потеками, допускается участок, покрытый черным лаком или коксом не выше 1,5 см от нижнего края пластины

2

Темно-коричневый лак с черными потеками; допускается участок, покрытый черным коксом или коксом не выше 2 см от нижнего края пластины

3

Темно-коричневый или черный лак; 30% площади пластины покрыто коксом

4

Темно-коричневый и черный лак; более 50% площади пластины покрыто коксом


Примечание. Если отложения точно не соответствуют установленной шкале, допускается оценка с уточнением до 0,5 балла.

6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

6.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение масел - по ГОСТ 1510.

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества масел требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

7.2. Гарантийный срок хранения масел - пять лет со дня изготовления.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (Исключено, Изм. N 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендуемое). ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОКСУЕМОСТИ МАСЕЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое

Схема установки приведена на черт.1.

ГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)


Черт.1



Установка состоит из двух резервуаров 9, смонтированных на общем основании 12.

Продольные оси резервуаров параллельны. Оба резервуара наклонены вперед по отношению к горизонтально установленному основанию под углом 25°. В резервуары через их задние стенки введены шпиндели 4 с иголками 10. Шпиндели приводятся во вращение от одного электромотора (на схеме не показан) через зубчатую фрикционную передачу. Частота вращения мотора регулируется лабораторным автотрансформатором.

Через верхние съемные крышки 8 резервуаров внутрь введены трубки 2, соединенные с сосудами 1, где содержится резерв свежего масла, поступающего в резервуары по мере снижения уровня масла в них. В крышках 8 сделаны окна, куда устанавливаются рабочие пластины 7 и дыхательное отверстие 3.

Размеры алюминиевых рабочих пластин 7 показаны на черт.2. Рабочие пластины прижимаются к краям окон нагревательными плитками 6, плотное прилегание нагревательных плиток к рабочим пластинам и последних к краям окон обеспечивается винтом струбцины 5.

ГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7)

Черт.2



Для слива отработанного масла из резервуаров у их дна выполнены сливные пробки 11.

Контроль температуры рабочих пластин производится термопарами, вводимыми в отверстие ГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия (с Изменениями N 1-7) (черт.2). Регулирование температуры производится не показанными на схеме потенциометрами. Включение и выключение приводимого электромотора осуществляется реле времени.

Вся установка закрыта общим кожухом, охватывающим резервуары с трех сторон (передняя сторона открыта).

Установка должна находиться под зонтом вытяжной вентиляции. В верхней стенке кожуха выполнено отверстие для выхода паров масла.



Copyright © 2024