ГОСТ 10289-79
Группа Б23
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАСЛО ДЛЯ СУДОВЫХ ГАЗОВЫХ ТУРБИН
Технические условия
Oil for marine gas turbines. Specifications
МКС 75.100
ОКП 02 5371 0900
Дата введения 1981-01-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 мая 1979 г. N 1786 дата введения установлена 01.01.81
Ограничение срока действия снято по протоколу N 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)
ВЗАМЕН ГОСТ 10289-62
ИЗДАНИЕ (июнь 2011 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в марте 1982 г., мае 1985 г. и июне 1990 г. (ИУС 6-82, 8-85, 9-90).
Настоящий стандарт распространяется на нефтяное масло с присадками, применяемое для смазки и охлаждения редукторов и подшипников судовых газовых турбин.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Масло для судовых газовых турбин должно изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.2. По физико-химическим показателям масло должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
Наименование показателя | Норма | Метод испытания |
1. Вязкость кинематическая, м/с (сСт): | По ГОСТ 33-2000 | |
при 50 °С | (7,0-9,6)·10 | |
при 20 °С, не более | 30·10 |
|
2. Индекс вязкости, не менее | 40 | По ГОСТ 25371-97 |
3. Кислотное число, мг KОН на 1 г масла, не более | 0,02 | По ГОСТ 5985-79 |
4. Зольность, %, не более | 0,005 | По ГОСТ 1461-75 |
5. Температура застывания, °С, не выше | Минус 45 | По ГОСТ 20287-91 |
6. Стабильность против окисления: | По ГОСТ 981-75 и п.4.2 | |
массовая доля осадка после окисления, %, не более | 0,20 | |
кислотное число окисленного масла, мг KОН на 1 г масла, не более | 0,65 | |
7. (Исключен, Изм. N 3) |
| |
8. Содержание механических примесей | Отсутствие | По ГОСТ 6370-83 |
9. Содержание воды | " | По ГОСТ 2477-65 |
10. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже | 135 | По ГОСТ 6356-75 |
11, 12. (Исключены, Изм. N 3) | ||
13. Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ, не более | 1,5 | По ГОСТ 20284-74 |
14. Плотность при 20 °С, г/см (кг/м), не более | 0,905 | По ГОСТ 3900-85 |
Примечания:
1. Индекс вязкости определяют в масле, предназначенном для экспорта.
2. Для масла, предназначенного для экспорта, цвет на колориметре ЦНТ устанавливается не более 1,0 ед. ЦНТ.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Масло для судовых газовых турбин представляет собой горючую вязкую жидкость, температура вспышки не ниже 135 °С, температура самовоспламенения - 270 °С.
2.2. В помещении для эксплуатации масла запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.
При вскрытии тары не допускается использование инструментов, дающих при ударе искру.
2.3. При загорании масла применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении: углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и пар.
2.4. По степени воздействия на организм человека масло для судовых газовых турбин относится к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007-76 с предельно допустимой концентрацией паров углеводородов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.5. Для исключения попадания паров в воздушную среду рабочего помещения необходима герметизация оборудования, аппаратов.
Помещение, в котором проводятся работы с маслом, должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией.
2.6. При работе с маслом применяют индивидуальные средства защиты.
При разливе масла необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
3.1. Масло для судовых газовых турбин принимают партиями. Партией считают любое количество масла, однородного по своим показателям качества и оформленное одним документом о качестве.
3.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517-85.
3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы той же выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
3.4. (Исключен, Изм. N 3).
4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Отбор проб масла для судовых газовых турбин - по ГОСТ 2517-85. Для объединенной пробы берут 2 дм масла.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2. Определение стабильности против окисления
Заполненные приборы опускают в масляную баню, нагретую до (170±1) °С, и выдерживают при этой температуре 10 ч при непрерывном пропускании через испытуемое масло воздуха из баллона или от воздуходувки со скоростью 50 см/мин.
По окончании испытания окисленное масло сливают в стаканы вместимостью 100 см каждый. Затем, после перемешивания масла, берут отдельные навески: для определения осадка - по 10 г с погрешностью не более 0,01 г в стаканы вместимостью 150 см, а для определения кислотного числа - по 5 г с погрешностью не более 0,01 г в конические колбы вместимостью 250 см.
При определении осадка массу масла, взятую в стакан, растворяют в 100 см технического изооктана по ГОСТ 4095-75 или технического эталонного изооктана по ГОСТ 12433-83 и оставляют отстаиваться на 1 ч. По истечении этого времени содержимое стакана фильтруют через доведенный до постоянной массы обеззоленный бумажный фильтр. Осадок на фильтре тщательно промывают изооктаном. Фильтр с осадком сушат при (105±5) °С до получения расхождения между двумя последовательными взвешиваниями не более 0,0004 г.
Массовую долю осадка после окисления () в процентах вычисляют по формуле
,
где - масса осадка, г;
- масса окисленного масла, г.
Определение кислотного числа - по ГОСТ 5985-79.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.3. (Исключен, Изм. N 3).
5. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
5.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение масла для судовых газовых турбин - по ГОСТ 1510-84.
6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
6.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие качества масла для судовых газовых турбин требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
6.2. Гарантийный срок хранения масла - пять лет со дня изготовления.
6.1; 6.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).