ГОСТ 10032-80*
Группа Г84
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ СТАЦИОНАРНЫЕ, ПЕРЕДВИЖНЫЕ,
СУДОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ
Технические требования к автоматизации
Stationary, travelling, auxiliary, marine diesel generator sets.
Technical requirement to automatization
2020
Дата введения 1982-01-01
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.11.80 N 5572
Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)
ВЗАМЕН ГОСТ 10032-69
* ПЕРЕИЗДАНИЕ (ноябрь 1998 г.) с Изменением N 1, утвержденным в августе 1986 г. (ИУС 11-86)
Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные стационарные, передвижные, судовые вспомогательные дизель-генераторы мощностью до 5000 кВт (далее - дизель-генераторы), предназначенные для использования в качестве источников электроэнергии, и устанавливает технические требования к их автоматизации.
Стандарт не распространяется на судовые аварийные дизель-генераторы по ГОСТ 22246-84 и дизель-генераторы систем, обеспечивающих электродвижение наземного и водного транспорта.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. При автоматизации дизель-генераторов должны выполняться требования настоящего стандарта и рабочих чертежей, утвержденных в установленном порядке; при автоматизации судовых вспомогательных дизель-генераторов должны также выполняться Правила Регистра СССР или Речного Регистра РСФСР.
1.2. Дизели дизель-генераторов должны соответствовать ГОСТ 10150-88.
1.3. Генераторы дизель-генераторов должны соответствовать стандартам и техническим условиям на конкретные генераторы.
1.4. Средства автоматизации дизель-генераторов должны соответствовать ГОСТ 10511-83, ГОСТ 11102-75, ГОСТ 11928-83, требованиям Правил Регистра СССР и (или) Речного Регистра РСФСР при автоматизации судовых дизель-генераторов, а также стандартам и техническим условиям на конкретные средства автоматизации.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.5. Дизель-генераторы должны быть оборудованы или подготовлены к оборудованию средствами автоматизации.
Перечень средств автоматизации устанавливают в стандартах и технических условиях на конкретные дизель-генераторы.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Дизель-генераторы в зависимости от объема автоматизированных и (или) автоматически выполняемых операций и времени необслуживаемой работы должны соответствовать степеням автоматизации по ГОСТ 14228-80.
2.2. Требования к автоматизируемым операциям
2.2.1. Предпусковая прокачка смазочного масла должна обеспечивать наличие предпускового давления в масляной магистрали.
Значение предпускового давления, место и метод его контроля, а также длительность прокачки устанавливаются предприятием-изготовителем дизель-генераторов и указываются в инструкции по эксплуатации.
2.2.2. При пуске дизель-генератора электростартером должно автоматически осуществляться не менее трех попыток пуска в соответствии с ГОСТ 10150-88.
2.2.3. При пуске сжатым воздухом его подача должна ограничиваться временем по ГОСТ 10150-88 и одной попыткой пуска.
2.2.4. При достижении дизель-генератором частоты вращения, соответствующей состоявшемуся пуску, должно осуществляться выключение электростартера или подачи сжатого воздуха.
При несостоявшемся пуске за установленное время или число попыток должен появляться аварийный сигнал.
2.2.5. Готовность дизель-генератора к приему нагрузки до номинального значения должна определяться контролем (прямым или косвенным) выхода дизель-генератора на заданную частоту вращения, а также контролем (по инструкции по эксплуатации на конкретные дизель-генераторы) дополнительных параметров.
2.2.6. При экстренном пуске должен допускаться прием нагрузки непрогретым дизель-генератором. При этом значение нагрузки и режим ее включения для определенной температуры смазочного масла устанавливают в инструкции по эксплуатации дизель-генератора.
2.2.7. В начале останова дизель-генератора должна отключаться нагрузка.
После отключения нагрузки должна при необходимости осуществляться работа дизель-генератора на холостом ходу в течение времени, обусловленного конструкцией дизеля, или до снижения температуры охлаждающей жидкости или масла до значения, установленного в инструкции по эксплуатации дизель-генератора.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.8. Останов дизель-генератора должен осуществляться отключением подачи топлива путем воздействия непосредственно на механизм управления топливоподачей или на регулятор частоты вращения.
При состоявшемся останове должна обеспечиваться готовность очередного пуска.
2.2.9. Для дизель-генераторов, автоматизированных по 2-4-й степеням, при несостоявшемся останове за время, установленное инструкцией по эксплуатации, должен осуществляться останов посредством аварийной защиты.
2.2.10. Для дизель-генераторов мощностью свыше 630 кВт после останова, исключая аварийный останов из-за падения давления масла, при необходимости должна осуществляться послеостановочная прокачка масла в течение времени, обусловленного конструкцией дизеля.
2.2.9, 2.2.10. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.11. Поддержание дизель-генератора в готовности к быстрому приему нагрузки должно осуществляться либо прогревом смазочного масла и при необходимости охлаждающей жидкости путем использования внешней энергии (электрической, тепла горячей воды работающих дизелей и т.п.), либо путем периодических или постоянных прокачек масла и (или) воды, а также при необходимости прокруток и (или) пусков дизель-генератора.
Условия поддержания дизель-генератора в готовности к быстрому приему нагрузки, в том числе продолжительность периодических режимов, должны устанавливаться в стандартах и технических условиях на конкретный дизель-генератор.
2.2.12. В период работы дизель-генератора должна осуществляться автоматическая аварийно-предупредительная сигнализация и защита.
Исполнительная сигнализация должна информировать об исполнении задаваемых автоматизируемых операций.
Объем аварийно-предупредительной сигнализации и защиты, а также исполнительной сигнализации, их вид, функционирование и применяемая визуальная информация должны соответствовать ГОСТ 11928-83, Правилам Регистра СССР и (или) Речного Регистра РСФСР для судовых дизель-генераторов и устанавливаться в технических условиях и в инструкции по эксплуатации системы управления для конкретного типа дизель-генератора.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.13. (Исключен, Изм. N 1).
2.3. Требования к эксплуатационным характеристикам
2.3.1. Время от поступления (подачи) сигнала на автоматический или дистанционный автоматизированный пуск до момента готовности приема нагрузки до номинального значения для дизель-генераторов, находящихся в готовности к быстрому приему нагрузки, должно быть не более указанного в таблице.
|
|
|
|
" 500 " | 20; 30* |
500 " 1000 " | 30; 45* |
1000 | 40; 80* |
_______________
* В разработках новых моделей дизель-генераторов не применять.
Примечания:
1. Для дизель-генераторов с электростартерным пуском время указано при пуске с первой попытки.
2. Значение одноразового приема (наброса) нагрузки после пуска устанавливают в стандартах и технических условиях на конкретный дизель-генератор.
2.3.2. (Исключен, Изм. N 1).
2.3.3. При автоматизации дизель-генераторов должна использоваться двухпроводная схема питания с электрическим источником на номинальное напряжение 24 (27) или 12 В постоянного или выпрямленного тока. Допускается применение однопроводной схемы питания за исключением судовых дизель-генераторов.
Допускается также применение схем питания с другим источником:
- электрическим;
- переменного тока напряжением 127*, 220, 380 В и частотой 50 Гц;
- постоянного тока напряжением 75*, 110, 220 В;
- пневматическим;
- гидравлическим;
- комбинированным из указанных видов.
_______________
* Для новых разработок не применять.
2.3.4. Дизель-генераторы должны иметь ручное управление и (или) управление с местного поста (дизельного щитка). По требованию потребителя должно предусматриваться дистанционное управление, а также подготовка дизель-генераторов к использованию средств дистанционного контроля (измерения).
2.3.3, 2.3.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.3.5. При аварийном останове дизель-генератора очередной пуск его должен быть возможен только после ручной деблокировки схемы и (или) устройств защиты.
2.3.6. Средства автоматизации в зависимости от назначения дизель-генератора должны надежно работать в условиях, установленных ГОСТ 13822-82, ГОСТ 22246-84, Правилами Регистра СССР и (или) Речного Регистра РСФСР для судовых дизель-генераторов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.3.7. Допустимый уровень радиопомех электрооборудования дизель-генераторов должен соответствовать "Общесоюзным нормам допускаемых индустриальных радиопомех" или уровню, согласованному с заказчиком.
2.4. Требования к надежности
2.4.1. Составные части дизель-генераторов (дизель, генератор, система управления, приборы и устройства) и электроагрегаты на их базе должны иметь показатели надежности не ниже установленных ГОСТ 10150-88, ГОСТ 11102-75, ГОСТ 20439-87.
2.4.2. На средства автоматизации дизель-генераторов должны задаваться показатели надежности с учетом их номенклатуры по ГОСТ 4.367-85.
2.4.3. Вероятность безотказной работы системы управления по функционально самостоятельным операциям должна быть не менее 0,95 за 2000 ч или 0,9 за 5000 ч; по требованию заказчика для вновь разрабатываемых систем - не менее 0,95 за 5000 ч.
2.4.4. Назначенный ресурс системы управления должен быть не менее 25000 ч до заводского ремонта или назначенный полный ресурс не менее 40000 ч без проведения ремонта.
Ресурс непрерывной работы (установленная безотказная наработка) должен быть не менее 5000 ч.
2.4.3, 2.4.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.4.5. Срок службы системы управления должен быть равен сроку службы дизель-генератора.
2.4.6. Признаком отказа дизель-генератора является аварийный останов или нарушение выполнения операций, установленных настоящим стандартом.
2.4.7. Дизель-генераторы, оборудованные средствами автоматизации, должны иметь гарантийный срок эксплуатации не ниже гарантийного срока эксплуатации дизеля по ГОСТ 10150-88.
ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
Аварийный останов дизель-генератора - останов дизель-генератора в результате срабатывания аварийной защиты и появления аварийной сигнализации, в том числе при несостоявшемся пуске или останове.
Примечание. Пояснения остальных терминов - по ГОСТ 14228-80.