ГОСТ Р ИСО 5696-2002
Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

ГОСТ Р ИСО 5696-2002


Группа Д22

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
     
Прицепы тракторные

ТОРМОЗА И ТОРМОЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Методы лабораторных испытаний

Trailers of tractors. Brakes and braking devices. Laboratory test methods



ОКС 65.060.10
ОКП 47 3960
47 4980

Дата введения 2004-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 361 "Лесные машины"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 2002 г. N 437-ст

3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст ИСО 5696-84 "Сельскохозяйственные прицепы. Тормоза и тормозные устройства. Методика лабораторных испытаний" ISO 5696:1984 "Trailed agricultural vehicles. Brakes and braking devices. Laboratory test method"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на механические тормоза и их составные элементы, использующие пневматический и (или) гидравлический приводы, устанавливаемые на тракторные прицепы и сельскохозяйственные прицепные машины (далее - прицепы).

2 Определения и обозначения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 фрикционный тормоз: Тормозной механизм, в котором элементы, прикрепленные к невращающейся части прицепа, при приложении приводного усилия прижимаются к одному или нескольким элементам, жестко связанным с колесом или группой колес.

2.1.1 барабанный тормоз: Фрикционный тормоз, в котором силы трения создаются между элементами, прикрепленными к невращающейся части прицепа колодками и внутренней (или внешней) поверхностью барабана.

Размеры барабанных тормозов:

внутренний диаметр барабана - ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний;

рабочая ширина барабана - ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний.

2.1.2 поворотные колодки: Колодки, поддерживаемые одним или двумя фиксированными стержнями.

2.1.3 плавающие колодки: Колодки, которые одним своим плечом находят одна на другую.

2.1.4 дисковый тормоз: Фрикционный тормоз, в котором силы трения создаются между элементами, прикрепленными к невращающейся части прицепа колодками, и поверхностью одного или нескольких дисков.

Размеры дисковых тормозов:

наружный диаметр диска - ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний;

длина колодок - ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний;

ширина колодок - ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний;

расстояние от центральной линии диска до центра колодок - ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний.

2.2 автоматическое тормозное устройство: Устройство, которое автоматически регулирует тормозную силу на одном или более колесах прицепа в соответствии со статической или динамической нагрузкой на колесо или колеса прицепа.

2.3 вспомогательное (тормозное) устройство на буксирующем транспортном средстве, предназначенное для прицепного буксируемого (сельскохозяйственного) транспортного средства: Устройство, предназначенное для уменьшения или стабилизации скорости движения тракторного агрегата, в частности, на продолжительном спуске, но не предназначенное для остановки тракторного агрегата.

Примечание - Если давление, передаваемое к соединительной головке, используется непосредственно тормозами, то тормоза следует испытывать по параметрам контрольного устройства - давлению сжатого воздуха или жидкости, передаваемому устройством контроля тормозов.

2.4 соединительная головка: Соединяющее устройство между гидравлическим или пневматическим оборудованием буксирующего и буксируемого транспортных средств.

2.5 колесо: Обод колеса с надетой покрышкой.

2.6 тормозной момент: Сумма произведений элементарных сил трения, возникающих в результате действия приводных сил, на расстояние между точками приложения этих сил и осью вращения колеса.

2.7 момент на кулачке (контрольный момент): Крутящий момент, приложенный к валу кулачка одного тормоза оси.

Примечание - Максимальный момент на кулачке, указанный изготовителем, который может выдержать тормоз, обозначают ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний. Если тормоз испытывают на расстояние тормозного пути, то этот момент заменяют тормозной силой ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний.

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - максимальная тормозная сила.

2.8 тормозная кривая (рисунок 1): Кривая, представляющая тормозной момент на колесе как функцию момента на кулачке (контрольного момента).

Рисунок 1 - Тормозная кривая: тормозной момент как функция момента кулачка

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

Рисунок 1 - Тормозная кривая: тормозной момент как функция момента кулачка


2.9 средний градиент силы торможения как функция момента на кулачке ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний (рисунок 1): Отношение тормозного момента, полученного тормозом при максимальном моменте на кулачке (при контрольной силе), к нулевому тормозному моменту.

2.10 средний градиент силы цилиндра как функция гидравлического или пневматического давления ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, Н·кПа (рисунок 2): Отношение силы, передаваемой цилиндром при максимальном давлении, к максимальному давлению за вычетом соответствующего давления при нулевой силе.

Рисунок 2 - Сила, создаваемая цилиндром, как функция давления, переданного на соединительную головку

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

Рисунок 2 - Сила, создаваемая цилиндром, как функция давления, переданного на соединительную головку


2.11 максимальная нелинейность тормоза ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, равная ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний (рисунок 1): Максимальное различие между тормозной кривой и прямой линией, соединяющей нулевую силу с максимальной силой торможения.

2.12 максимальная нелинейность тормозного устройства ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, равная ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний (рисунок 2): Максимальное различие между действительной тормозной линией и прямой, соединяющей нулевую силу с максимальной силой, произведенной цилиндром.

3 Испытания


Тормоза и их элементы должны быть объектом отдельных испытаний.

3.1 Испытания тормозов

3.1.1 Выбор

Испытания проводят на одном из тормозов оси (вала). Тормоз испытывают в том состоянии, в каком он был представлен изготовителем. Во время испытаний не следует проводить никакой регулировки.

Изготовитель должен указывать:

- радиус самого большого колеса под нагрузкой ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, м;

- радиус самого маленького колеса под нагрузкой ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, м;

- максимальную силу торможения на колесе испытуемого тормоза ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, кг.

3.1.2 Испытательный стенд

3.1.2.1 Описание

Максимальную тормозную нагрузку, указанную изготовителем, воспроизводят на испытательном стенде при помощи вращающегося инерционного маховика.

Вентиляционную систему для охлаждения испытуемого тормоза не применяют.

На испытательном стенде определяют следующие показатели:

- момент кулачка в ньютон-метрах или силу в ньютонах;

- тормозной момент в ньютон-метрах;

- скорость вращения вала тормоза в радианах в секунду;

- угол поворота вращающейся оси при торможении в радианах с контролем угла поворота или тормозного пути в метрах для тормозов с линейным контролем;

- наружную температуру барабана или диска в градусах Цельсия.

3.1.2.2 Регулировки

Момент инерции ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний маховика испытательного стенда должен иметь значение, находящееся между

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний и ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, (1)


где ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - максимальная масса, приходящаяся на колесо испытуемого тормоза, кг;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний и ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - радиусы наибольшего и наименьшего колес под нагрузкой, которые могут быть поставлены на данную ось, м.

Частота вращения колеса ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, рад/с, в начале торможения вычисляют по формуле

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний. (2)

3.1.3 Определение момента кулачка (или силы) при эксплуатации

3.1.3.1 При работе с гидравлическим приводом кулачка эксплуатационный момент кулачка ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, Н·м, вычисляют по формуле

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, (3)


где ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - нормальное эксплуатационное давление, кПа, измеренное у соединительной головки;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - максимально допустимое давление, кПа;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - максимальный момент кулачка, указанный изготовителем тормоза.

3.1.3.2 При работе с пневматическим приводом кулачка эксплуатационный момент кулачка ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, Н·м, вычисляют по формуле

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, (4)


где ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - нормальное эксплуатационное давление, измеренное у присоединительной головки, кПа;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - максимально допустимое давление, кПа.

3.1.3.3 Испытания

Испытания состоят из пяти серий (каждая по 20 торможений). Торможение необходимо проводить с интервалами 30-35 с.

Между двумя последовательными сериями испытаний делают перерыв для охлаждения тормоза до температуры не более 50 °С.

Примечание - Если ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, то эксплуатационный момент кулачка будет одинаков независимо от типа привода кулачка.

3.1.3.4 Измерения


При каждом торможении измеряют приложенный момент кулачка и средний тормозной момент кулачка.

3.1.3.5 Результаты

Рассчитывают и записывают значения тормозного момента в соответствии с таблицей 1.


Таблица 1

Параметр

Значение тормозного момента, Н·м

Среднее значение 100 торможений:

гидравлический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

пневматический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний'


Максимальное значение, полученное при 100 торможениях:

гидравлический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

пневматический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний'

Среднее минимальное значение из пяти серий торможений:

гидравлический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

пневматический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний'

Среднее максимальное значение из пяти серий торможений:

гидравлический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

пневматический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний'

Среднее первых испытаний в каждой серии:

гидравлический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

пневматический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний'

Средняя последних испытаний в каждой серии:

гидравлический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

пневматический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний'


3.1.4 Первое определение зависимости тормозного момента от момента кулачка

Проводят несколько торможений, выбирая значение момента кулачка между нулевым и ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний.

Устанавливают полученные значения момента кулачка. Операции торможения следует проводить с достаточными интервалами, чтобы температура тормоза не превышала 100 °С.

Составляют кривую измерений (рисунок 1) и записывают в протоколе испытаний (приложение А):

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - максимальный момент кулачка, при котором тормозной момент является еще нулевым, Н·м;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - максимальный момент кулачка, при котором тормозной момент является максимальным, Н·м;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - максимальный тормозной момент при максимальном моменте кулачка, Н·м;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний- средний градиент как отношение тормозного момента к моменту кулачка (наклон прямой линии АВ);

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний- максимальное отклонение по отношению к линейному, %.

3.1.5 Испытания на механическую прочность при максимальном моменте кулачка

Проводят серию испытаний из 20 торможений с интервалами 30 с, приложив к кулачку максимальный момент.

При этом регистрируют:

- влияние любых повреждений;

- любое разрушение или неисправности;

- максимальный угол поворота кулачка в радианах при определении тормозного момента;

- путь ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, м, при определении тормозного пути.

3.1.6 Второе определение зависимости тормозной силы от момента кулачка

Это испытание проводят по 3.1.4. Сравнение двух измерений дает возможность оценить уменьшение тормозной силы при проведении серии испытаний при максимальном моменте кулачка ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний. Это уменьшение регистрируют в процентах.

3.2 Испытания тормозных устройств

3.2.1 Требования к объекту испытаний

Тормоза и их элементы, подвергаемые испытанию, должны представлять собой серийную продукцию, соответствующую требованиям, установленным изготовителем.

Тормоз должен быть установлен на испытательном стенде.

3.2.2 Испытательный стенд

Испытательный стенд должен давать возможность определять:

- давление, подаваемое к соединительной головке, в килопаскалях;

- силу, получаемую у головки цилиндра, в ньютонах;

- ход штока в метрах.

3.2.3 Проверка

Проверяют соответствие соединительных головок на тракторе и прицепе.

3.2.4 Определение силы, передаваемой цилиндром, в зависимости от давления, подаваемого на соединительную головку

Измеряют давление, подаваемое на соединительную головку, и силу, передаваемую цилиндром. Чертят кривые, представляющие силу как функцию давления от нулевого до максимального хода штока (см. рисунок 2). Ход штока измеряют между креплением цилиндра и соединительной вилкой тормозного рычага. Результаты оформляют в соответствии с таблицей 2.


Таблица 2

Параметр

Значение тормозного момента, Н·м

Максимальное давление при нулевой силе, кПа:

гидравлический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

пневматический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний'

Максимальное давление при максимальной силе, кПа:

гидравлический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

пневматический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний'

Средний градиент силы как функции давления, Н/кПа:

гидравлический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

пневматический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний'

Максимальное отклонение относительно линейного, %:

гидравлический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

пневматический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний'



Максимальное отклонение от линейного - ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний; ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний. Средний градиент как отношение силы к давлению, передаваемому на соединительную головку, - наклон прямой линии ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний или ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний (рисунок 2).

3.2.5 Первое определение силы, создаваемой цилиндром

3.2.5.1 Давление

К соединительной головке подают:

- нормальное рабочее давление ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний или ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний;

- максимально допустимое давление ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний или ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний.

3.2.5.2 Испытание

Проводят 25 испытаний при нулевом ходе штока цилиндра и 25 - при максимальном ходе штока цилиндра и нормальном рабочем давлении и затем при максимально допустимом давлении.

3.2.5.3 Определяемые параметры

Используя динамометр, измеряют силу в ньютонах, создаваемую цилиндром при каждом испытании, и записывают давление, приложенное к соединительной головке, в килопаскалях.

Измеряют, округлив с точностью до 2 мм, максимальный ход штока цилиндра.

Измеряют все уменьшения силы, наблюдаемые во время испытаний при максимально допустимом давлении.

3.2.5.4 Результаты

Рассчитывают и записывают в таблицу 3 значения силы, создаваемой цилиндром при нормальном рабочем давлении, в ньютонах.

В таблицу 3 записывают максимальный ход штока цилиндра К.


Таблица 3

Ход штока цилиндра ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, м

Сила, создаваемая при нормальном рабочем давлении, Н



не менее

не более

средняя от 25 испытаний

Нулевой

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний=

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний=

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний=

Максимальный

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний=

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний=

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний=



Рассчитывают и записывают в таблицу 4 значения силы, создаваемой цилиндром при максимально допустимом давлении.


Таблица 4

Ход штока цилиндра ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, м

Сила, создаваемая при максимально допустимом давлении, Н



не менее

не более

средняя от 25 испытаний

Нулевой

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний=

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний=

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний=

Максимальный

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний=

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний=

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний=


3.2.6 Второе определение силы, создаваемой цилиндром, как функции давления, переданного на соединительную головку

Проводят испытание по 3.2.4.

Сравнение двух испытаний дает возможность оценить уменьшение тормозной силы, записывают в процентном соотношении.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое). Образец протокола испытаний аксиальных тормозов прицепов

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое)


Наименование организации, проводившей испытания

1 Характеристика испытательного оборудования

1.1 Тормоза


Тип тормозов


Изготовитель


Размеры барабана*:

______________
* Для барабанных тормозов.


внутренний диаметр ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


мм


рабочая ширина ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


мм


Оборудование барабана*

______________
* Для барабанных тормозов.


Размеры дисков*:

___________
* Для дисковых тормозов.


диаметр ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


мм


длина колодки ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


мм


ширина колодки ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


мм


расстояние от центра диска до центра колодки ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


мм


Оборудование дисков*


Тип колодок*

___________
* Для дисковых тормозов.


Накладки


Тип накладок


Изготовитель


Крепление (фитинги):


толщина


мм


длина


мм


ширина


мм


Управление тормозами


Максимальный момент кулачка, указанный изготовителем, ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


Н·м


1.2 Колеса:


радиус наибольших колес под нагрузкой ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


м


радиус наименьших колес под нагрузкой ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


м


1.3 Копия опознавательной таблички, прикрепленной к оси


2 Результаты испытаний

2.1 Полученный тормозной момент

Для гидравлического привода момент кулачка ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний вычисляют по формуле (3).

Для пневматического привода момент кулачка ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний вычисляют по формуле (4).

Полученные значения моментов кулачка записывают в таблицу.



Таблица

Параметр

Значение, Н·м

Среднее значение 100 торможений:

гидравлический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

пневматический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

Минимальное значение, полученное при 100 торможениях:

гидравлический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

пневматический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний'

Среднее минимальное значение из пяти серий торможений:

гидравлический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

пневматический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний'

Среднее максимальное значение из пяти серий торможений:

гидравлический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

пневматический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний'

Среднее значение первых испытаний в каждой серии:

гидравлический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

пневматический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний'

Среднее значение последних испытаний в каждой серии:

гидравлический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

пневматический привод ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний'

Примечание - При расчетах тормозных свойств кулачка принимают во внимание среднее значение 100 торможений ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний и ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний.


2.2 Первое определение зависимости тормозного момента от момента кулачка (3.1.5):


максимальный момент кулачка при нулевом тормозном моменте ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


Н·м


максимальный момент кулачка при максимальном тормозном моменте ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


Н·м


средний градиент тормозного момента как функция момента кулачка ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


Н·м/Н


максимальное отклонение по отношению к линейному ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


%


2.3 Испытания на механическую прочность при максимальном моменте кулачка:

влияние любого износа:


любые повреждения или трещины:


максимальный угол поворота оси кулачка ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


рад


2.4 Второе определение зависимости силы торможения от момента кулачка (3.1.4 и 3.1.6):

уменьшение силы торможения в конце испытаний

Н


3 Замечания



ПРИЛОЖЕНИЕ Б (рекомендуемое). Образец протокола испытаний контрольного устройства аксиального тормоза прицепов


ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(рекомендуемое)

1 Характеристика испытанного устройства

1.1 Контрольное устройство:

тип системы (устройства)


изготовитель


число цилиндров


диаметр цилиндров


мм


Резервуар:


вместимость


дмГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


рабочее давление


кПа


Тип клапанов


Общее:


длина трубопроводов:


м


диаметр соединения между линиями и Т-образным соединением:


внутренний


мм


наружный:


мм


диаметр соединения между Т-образным соединением и цилиндрами:


внутренний


мм


наружный


мм


максимальное количество фитингов или Т-образных соединений


шт.


диаметр фитингов Т-образных соединений


мм


Соединительные фитинги


1.2 Автоматическое включение тормозов в случае повреждения тяги:


тип


изготовитель


приведение в действие


тормозное устройство


Пример подключения контрольного устройства (рисунок Б.1)

Рисунок Б.1

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

Рисунок Б.1


2 Результаты испытаний

2.1 Определение силы как функции давления у соединительной головки при нулевом и максимальном ходах поршня см. 3.2.4 (таблица 2).

2.2 Определение силы при нормальном рабочем давлении ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний или ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, см. 3.2.5.4 (таблица 3).

Максимальный ход цилиндра ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний__________________________________ м

Замеченные отклонения________________________________________

2.3 Сила, создаваемая цилиндром при максимально допустимом давлении ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний или ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, см. 3.2.5 (таблица 4).

Максимальный ход цилиндра ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний___________________________________

Замеченные отклонения__________________________________________

2.4 Повторные измерения силы, создаваемой цилиндром как функции давления, передаваемого на соединительную головку (3.2.4 и 3.2.6). Уменьшение силы, создаваемой цилиндром в конце испытаний, %

ПРИЛОЖЕНИЕ В (рекомендуемое). Обработка результатов

ПРИЛОЖЕНИЕ В
(рекомендуемое)


Если тормоза или тормозные устройства прошли испытания на механическую прочность без поломок или остаточных деформаций, то необходимо провести следующие расчеты для случая, когда отдельный рычаг действует на конкретный тормоз

В.1 Совместимость тормоза и устройства управления тормозом

В.1.1 Максимальный рабочий момент кулачка тормоза с поворотным элементом управления

В.1.1 Максимальная рабочая сила тормоза с линейно перемещающим элементом управления

Максимальный рабочий момент кулачка равен большему значению из произведений ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний или ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний; этот момент должен быть меньше, чем ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

Максимальная рабочая сила на рычаге должна быть равна большей из сил ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний или ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний; она должна быть меньше, чем ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - длина рычага устройства управления тормозом, м;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - максимальная сила, создаваемая при максимально допустимом давлении и при нулевом ходе цилиндра, Н;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - максимальная сила, создаваемая при максимально допустимом давлении и при максимальном ходе цилиндра, Н;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - максимальный момент кулачка, который может выдержать тормоз, Н·м;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - максимальная сила управляющего воздействия, Н.

В.1.2 Достаточность перемещения элемента управления

Тормоза с поворотным элементом управления

Тормоза с линейно перемещаемым элементом управления

Перемещение устройства управления тормозом является достаточным в том случае, если ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний меньше или равна меньшей из ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний или ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

Перемещение устройства управления тормозом является достаточным, если ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний меньше или равна меньшей из ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний или ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний- максимальный угол поворота вала привода тормоза, рад;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - длина рычага тормозного устройства, м;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний- меньший максимальный ход штока цилиндра при нормальном рабочем давлении, м;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - меньший максимальный ход штока цилиндра при максимально допустимом давлении, м;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - максимальный ход органа управления тормозом, м.

В.2 Определение нагрузки на ось, возникающей при торможении

В.2.1 Момент кулачка, прилагаемый к тормозу

В.2.1 Сила, прилагаемая к тормозу

Тормоза с поворотным элементом управления

Тормоза с линейно перемещаемым элементом управления

Рабочий момент кулачка ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, Н·м, является меньшим значением из двух произведений ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний или ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний; он должен немного отличаться от (ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний/ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний) ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний или ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, или (ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний/ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний)ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, или ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний

Рабочая сила, приложенная к тормозу ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, является меньшей величиной из двух ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний или ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, она должна немного отличаться от (ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний/ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний)ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний или ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, или (ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний/ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний)ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, или ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний


ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - длина рычага устройства управления тормозом, м;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - среднее значение силы, создаваемой при нормальном рабочем давлении и нулевом ходе штока цилиндра, Н;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - среднее значение силы, создаваемой при нормальном рабочем давлении и максимальном ходе штока цилиндра, Н.

В.2.2 Реальная сила торможения

Тормоза с поворотным элементом управления

Тормоза с линейно перемещаемым элементом управления


При гидравлическом тормозном приводе реальную силу торможенияГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, H, вычисляют по формуле

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, (В.1)


ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, (В.2)


где ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - радиус колес под нагрузкой, м;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - средний тормозной момент, полученный при испытаниях по 3.1.3, с гидравлическим устройством, Н·м;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - практически полученный момент кулачка, Н·м;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний- сила управляющего воздействия, Н;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - момент кулачка, приложенный гидравлическим приводным устройством, Н·м;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - сила, приложенная к управляющему устройству гидравлическим приводом, Н.

При пневматическом тормозном приводе действительную силу торможения ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, H, находят из уравнений

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, (В.3)


ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, (В.4)


где ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - средний тормозной момент, полученный при испытаниях (3.1.3), с пневматическим устройством, Н·м;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - момент кулачка, приложенный пневматическим приводным устройством, Н·м;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - сила, приложенная к управляющему устройству с приводом, Н.

В.2.3 Общая тормозимая масса

Общую тормозимую массу ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, кг, вычисляют по формуле

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний, (B.5)


где ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - реальная сила торможения, Н;

ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - замедление.

Примечания

1 Если цилиндр (рычаг) действует на несколько тормозов, то приложенный момент к каждому тормозу равен ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний или ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний (ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний - число тормозов). Максимальный рабочий момент кулачка равен ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний или ГОСТ Р ИСО 5696-2002 Прицепы тракторные. Тормоза и тормозные механизмы. Методы лабораторных испытаний.

2 Если в тормозной системе прицепа используют промежуточные рычаги, которые не подвергались испытаниям на контрольном устройстве, то их передаточные отношения необходимо принимать во внимание при расчете момента кулачка и хода.



Последние документы

Copyright © 2017