ГОСТ Р 52392-2005
Цилиндры тормозные железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ Р 52392-2005
Группа Д56

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦИЛИНДРЫ ТОРМОЗНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Общие технические условия

Brake cylinders for railway rolling stock.
General specifications


ОКС 45.060
ОКП 31 8423

Дата введения 2006-07-01

     
     
Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 243 "Вагоны"

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 ноября 2005 года N 288-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.04.2008 N 84-ст с 01.10.2008

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 7, 2008 год

1 Область применения

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на цилиндры тормозные (далее - цилиндры) с рабочим давлением воздуха до 0,6 МПа (6,0 кгс/смГОСТ Р 52392-2005 Цилиндры тормозные железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия (с Изменением N 1)), применяемые в рычажных тормозных передачах железнодорожного подвижного состава.

Допускается по согласованию с изготовителем применение цилиндров с рабочим давлением до 0,8 МПа (8,0 кгс/смГОСТ Р 52392-2005 Цилиндры тормозные железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия (с Изменением N 1)).

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ 2.106-96 Единая система конструкторской документации. Текстовые документы

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации

ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 1050-88 Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия

ГОСТ 1412-85 Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 7462-73 Эмали НЦ-5123. Технические условия

ГОСТ 9736-91 Приборы электрические прямого преобразования для измерения неэлектрических величин. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 14637-89 (ИСО 4995-78) Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 17433-80 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 23852-79 Покрытия лакокрасочные. Общие требования к выбору по декоративным свойствам

ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения

ГОСТ 26645-85 Отливки из металлов и сплавов. Допуски размеров, массы и припуски на механическую обработку

ГОСТ 28498-90 Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 30467-97 Исполнительные устройства и арматура тормозного оборудования подвижного состава. Общие требования безопасности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 Основные параметры и размеры

3.1 Основные параметры и размеры цилиндров должны соответствовать таблице 1.


Таблица 1

Модель

Ход поршня, мм

Диаметр цилиндра, мм

Габаритные размеры, мм, не более

Масса, кг, не более

511Б

240

203

767х256х274

55

553

635х256х274

60

578

125

254

520х309х325

710

637х310х325

718

545х310х325

510Б

240

881х309х325

75

508Б

767х309х325

70

507Б

754х309х325

507В

635х309х325

72

503Б

150

330

398x384x432

75

627

190

356

800х424х453

115

502Б

240

790х424х453

501Б

847х474х453

120

188Б

785х424х453

115

002

780x420x405

69

519А

400

785х469х479

130



(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2 Пример условного обозначения цилиндра тормозного модели 188Б, исполнения УХЛ категории 1:

Цилиндр 188Б УХЛ1 ГОСТ Р 52392-2005

4 Технические требования

4.1 Общие требования

4.1.1 Цилиндры изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта и комплекта конструкторской и технологической документации.

4.1.2 Цилиндры должны соответствовать климатическим исполнениям УХЛ и Т категории размещения 1 по ГОСТ 15150 или другим исполнениям в соответствии с договором (контрактом) на поставку.

Цилиндры должны обеспечивать работоспособность при температуре от минус 60 °С до плюс 60 °С.

4.1.3 Цилиндры в сборе должны быть герметичными в рабочем диапазоне давлений.

4.1.4 Корпус цилиндра, задняя крышка, поршень должны быть герметичными после механической обработки в соответствии с требованиями настоящего стандарта и комплекта конструкторской документации.

4.1.5 При наполнении цилиндра сжатым воздухом и выпуске воздуха из цилиндра движение поршня на полный ход должно быть плавным, без толчков и остановок.

4.1.6 Перемещение поршня в цилиндре от задней крышки (исходное положение - торможение) и передней крышки (растормаживание-отпуск) должно происходить при давлении воздуха, приведенном в таблице 2.


Таблица 2

Модель

Давление при перемещении поршня
от задней крышки, МПа (кгс/смГОСТ Р 52392-2005 Цилиндры тормозные железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия (с Изменением N 1))

Давление при перемещении поршня
от передней крышки, МПа (кгс/смГОСТ Р 52392-2005 Цилиндры тормозные железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия (с Изменением N 1))

в начале

в конце

в начале

в конце

511Б
553

0,030-0,050
(0,30-0,50)

0,050-0,080
(0,50-0,80)

0,040-0,065
(0,40-0,65)

0,015-0,025
(0,15-0,25)

710

0,015-0,025
(0,15-0,25)

0,030-0,050
(0,30-0,50)

0,015-0,025
(0,15-0,25)

0,005-0,015
(0,05-0,15)

578
718
510Б
508Б
507В
507Б

0,020-0,030
(0,20-0,30)

0,040-0,060
(0,40-0,60)

0,030-0,045
(0,30-0,45)

0,015-0,025
(0,15-0,25)

503Б

0,010-0,020
(0,10-0,20)

0,035-0,045
(0,35-0,45)

0,025-0,040
(0,25-0,40)

0,005-0,010
(0,05-0,10)

627
502Б
501Б
188Б

0,015-0,030
(0,15-0,30)

0,030-0,040
(0,30-0,40)

0,025-0,035
(0,25-0,35)

0,010-0,020
(0,10-0,20)

002

0,015-0,030
(0,15-0,30)

0,030-0,040
(0,25-0,35)

0,025-0,035
(0,25-0,35)

0,010-0,020
(0,10-0,20)

519А

0,010-0,025
(0,10-0,25)

0,025-0,035
(0,25-0,35)

0,020-0,030
(0,20-0,30)

0,005-0,015
(0,05-0,15)


(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2 Требования к материалам

4.2.1 Корпус, поршень, крышки цилиндров изготовляют из серого чугуна по ГОСТ 1412. Допускается изготовление из стали по ГОСТ 1050 или ГОСТ 14637. Марки материалов указывают в рабочих чертежах.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2.2 Классы точности литых деталей - по ГОСТ 26645.

4.2.3 Резиновые детали цилиндров изготовляют из маслостойкой и морозостойкой резины. Допускается изготовление из эластомерных материалов.

4.2.4 Применяемые материалы должны обеспечивать работоспособность цилиндров при температуре 60 °С.

4.3 Требования к покрытиям

4.3.1 Необработанные наружные и внутренние поверхности деталей цилиндров должны быть покрыты эмалями по ГОСТ 7462.

4.3.2 Внешний вид покрытий необработанных наружных и внутренних поверхностей деталей цилиндров - по VII классу ГОСТ 9.032 и ГОСТ 23852. Условия эксплуатации окрашенных цилиндров - по ГОСТ 9.104.

4.3.3 На трущиеся поверхности деталей цилиндров должна быть нанесена смазка в соответствии с конструкторской документацией.

4.4 Показатели надежности

4.4.1 Средняя наработка на отказ за гарантийный период - 120000 циклов торможений.

Установленная безотказная наработка - 12000 циклов торможений.

Критерии отказов:

поломка деталей или сборочных единиц;

нарушение герметичности цилиндра.

4.4.2 Назначенный срок службы цилиндров - 20 лет со дня ввода в эксплуатацию. По истечении срока службы цилиндров их эксплуатация должна быть прекращена. Решение о возможности дальнейшей эксплуатации - по результатам обследования технического состояния каждого цилиндра.

4.5 Требования к маркировке

4.5.1 На каждом цилиндре должна быть отлита или выбита маркировка, содержащая:

условный номер или товарный знак предприятия-изготовителя;

диаметр цилиндра;

год и месяц изготовления.

Место расположения и размеры знаков маркировки указывают в конструкторской документации. Транспортная маркировка грузов - в соответствии с ГОСТ 14192 и договором (контрактом) на поставку.

4.5.2 Цилиндры, являющиеся объектом самостоятельной поставки, по результатам сертификации могут маркировать знаком соответствия по правилам Системы сертификации.

4.6 Комплектность

4.6.1 К каждой партии цилиндров (или по согласованию между изготовителем и заказчиком к каждому цилиндру) в соответствии с договором (контрактом) на поставку прилагают документацию, содержащую:

наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

условное обозначение цилиндра;

число цилиндров в партии;

обозначение настоящего стандарта;

дату отгрузки.

Техническую документацию и запасные части к цилиндрам поставляют по отдельному договору (контракту) с заказчиком.

4.6.2 Сопроводительная документация должна быть упакована по ГОСТ 23170. Допускается упаковка сопроводительной документации с товаротранспортными документами по согласованию с заказчиком.

4.6.3 Комплектность цилиндров, предназначенных для экспортных поставок, - в соответствии с договором (контрактом) на поставку.

5 Требования безопасности

5.1 Конструкция цилиндров должна соответствовать требованиям безопасности в течение всего периода эксплуатации.

5.2 Выступающие детали цилиндров не должны иметь острых углов и ребер, способных травмировать обслуживающий персонал.

5.3 Не допускается подключать цилиндры к воздушным системам без ограничения хода штока поршня (поршень не должен доходить до передней крышки 10-50 мм).

5.4 Остальные требования безопасности - по ГОСТ 12.0.003, ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 30467.

5.5 Должна быть предусмотрена возможность утилизации цилиндров по истечении срока службы способом, не вызывающим загрязнения окружающей среды.

6 Правила приемки

6.1 Для контроля соответствия цилиндров требованиям настоящего стандарта проводят предъявительские, приемосдаточные, периодические, типовые испытания по ГОСТ 15.309, а также сертификационные. Допускается совмещение предъявительских и приемосдаточных испытаний.

6.2 Предъявительские испытания

6.2.1 При испытаниях цилиндры должны быть подвергнуты проверке на соответствие 4.1.3, 4.1.6, 4.3. При необходимости выполняют контрольную разборку.

Испытаниям 4.1.3 при давлении 0,05 и 0,6 МПа (0,5 и 6,0 кгс/смГОСТ Р 52392-2005 Цилиндры тормозные железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия (с Изменением N 1)) подвергают всю партию, а при давлении 0,4 МПа (4 кгс/смГОСТ Р 52392-2005 Цилиндры тормозные железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия (с Изменением N 1)) - 20% цилиндров от партии. За партию принимают количество цилиндров, изготовленных за смену. Испытания при другом давлении проводят по программе, согласованной с заказчиком.

6.2.2 На цилиндрах, прошедших предъявительские испытания, должны быть нанесены клейма службы технического контроля предприятия-изготовителя в местах, указанных на рабочих чертежах.

6.3 Приемосдаточные испытания

6.3.1 На приемосдаточные испытания предъявляют цилиндры, выдержавшие предъявительские испытания. Цилиндры предъявляют партиями. Размер партии - количество цилиндров, изготовленных за смену (сутки). Для приемки заказчик отбирает не более 5% цилиндров от партии, но не менее двух штук.

6.3.2 При приемосдаточных испытаниях цилиндры подвергают проверке на соответствие 4.1.3, 4.1.6, 4.3, 4.5. При необходимости выполняют контрольную разборку. Принятую партию цилиндров клеймят клеймом представителя заказчика.

6.3.3 Проверке на герметичность уплотнения поршня, плавность хода поршня, давление перемещения поршня подвергают 100% цилиндров.

6.3.4 При совмещении предъявительских и приемосдаточных испытаний клеймение цилиндров клеймом службы технического контроля предприятия-изготовителя и представителя заказчика проводят одновременно.

6.4 Периодические испытания

6.4.1 Периодические испытания проводят для периодического подтверждения качества продукции и стабильности технологического процесса ее изготовления в установленный период времени с целью подтверждения возможности изготовления продукции по действующей конструкторской и технологической документации.

6.4.2 Периодическим испытаниям подвергают выдержавшие приемосдаточные испытания цилиндры. Периодические испытания проводят один раз в год по программе, согласованной с заказчиком.

Copyright © 2024