ГОСТ Р 51876-2002
Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения

ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90)

Группа Д88

     
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНТЕЙНЕРЫ ГРУЗОВЫЕ СЕРИИ 1

Технические требования и методы испытаний

ЧАСТЬ 1

КОНТЕЙНЕРЫ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

Series 1 freight containers. Technical requirements and test methods.
Part 1. General purpose containers


ОКС 55.180.10
ОКП 31 7700

Дата введения 2003-01-01

     
     
Предисловие


1 РАЗРАБОТАН Проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом промышленного транспорта (ЗАО "Промтрансниипроект")

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 246 "Контейнеры"

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 марта 2002 года N 109-ст

3. Настоящий стандарт, за исключением 6.14 и приложений Е, Ж, И, содержит аутентичный текст международного стандарта ИСО 1496-1-90 "Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения" с дополнительными требованиями, отражающими потребности экономики страны

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает технические требования и методы испытаний контейнеров общего назначения, в том числе: закрытых, вентилируемых (с естественной и механической вентиляцией), с открытым верхом, предназначенных для перевозки грузов железнодорожным, морским, речным и автомобильным транспортом в прямом и смешанном сообщениях.

Стандарт не распространяется на контейнеры общего назначения, предназначенные для перевозки грузов авиационным транспортом.

Типы контейнеров, требования к которым установлены в настоящем стандарте, приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Типы, коды и характеристики контейнеров

Тип конструкции

Групповой код типа

Основные характеристики

Подробный
код типа

Контейнер общего назначения без вентиляции

GP

Закрытый с открывающимся одним или обоими торцами

G0



С возможностью вентиляции верхней части грузового помещения

G1



С открывающимся одним или обоими торцами, открывающейся одной или обеими боковыми сторонами

G2



С открывающимся одним или обоими торцами и открывающейся не полностью одной или двумя боковыми сторонами, например дверями

G3

Контейнер общего назначения с вентиляцией

VH

С естественной системой вентиляции

V0



С механической системой вентиляции, расположенной внутри контейнера

V2



С механической системой вентиляции, расположенной снаружи контейнера

V3

Контейнер с открытым верхом

UT

С открытыми торцами, с открытыми боковыми стенками, с открытыми торцами и стенками, с закрытыми (закрепленными) торцами и боковыми стенками

U0-U5

Примечания

1 Настоящий стандарт не рассматривает вентиляционные устройства для естественной и механической вентиляции.

2 Коды приняты по [1].



Маркировка этих контейнеров должна соответствовать требованиям [1].

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 20022.2-80 Защита древесины. Классификация

ГОСТ Р 8.563-96 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

3 Определения


К грузовым контейнерам общего назначения относятся контейнеры, имеющие жесткие боковые, торцевые стенки и пол, имеющие хотя бы в одной торцевой стенке двери, предназначенные для перевозки и временного хранения грузов, не требующих регулирования температуры, кроме жидкостей, газов, сухих сыпучих грузов, легковых автомобилей и скота.

К грузовым контейнерам также относятся контейнеры:

- полностью закрытые жесткой крышей и пылеводонепроницаемые;

- имеющие открывающуюся крышу или без нее, имеющие раздвижной или съемный тент, изготовленный из брезента, армированного или неармированного пластического материала, поддерживаемый откидным или съемным каркасом крыши;

- имеющие конструктивные особенности (особое назначение) для облегчения условий загрузки и выгрузки иначе, чем через двери в одном из его торцев;

- особого назначения, полностью закрытые, водонепроницаемые с жесткой крышей, полом и стенками, имеющие приспособления для естественной или механической (принудительной) вентиляции;

- с открытым верхом, жестким полом и различной конструкцией боковых и торцевых стенок.

4 Размеры и масса брутто


4.1 Наружные размеры

Наружные размеры и допуски грузовых контейнеров приведены в таблице 2, при этом открытые контейнеры могут иметь меньшую высоту (1АХ, 1ВХ, 1СХ, 1DX). Ни одна часть конструкции не должна выступать за установленные для данного типа контейнера наружные размеры. Контейнеры типа 1DD могут использоваться только на территории Российской Федерации.


Таблица 2 - Наружные размеры, допуски и максимальная масса брутто грузовых контейнеров серии 1

В миллиметрах

Обозначение типа контейнера

Длина ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения

Ширина ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения

Высота ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения

Масса брутто ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения, кг


Номин.

Допуск

Номин.

Допуск

Номин.

Допуск


1ААА

12192

0
-10

2438

0
-5

2896

0
-5

30480

1АА





2591







2438



1АХ





<2438



1ВВВ

9125

0
-10

2438

0
-5

2896

0
-5

25400

1ВВ





2591







2438



1ВХ





<2438



1CC

6058

0
-6

2438

0
-5

2591

0
-5

24000





2438



1СХ





<2438



1DD*

2991

0
-5

2438

0
-5

2591

0
-5

12000

1D





2438


10160

1DX





<2438



* Данный тип контейнера можно использовать только на территории Российской Федерации.



4.2 Внутренние размеры

Внутренние размеры контейнеров должны быть, по возможности, наибольшими, но в любом случае:

- контейнеры кода G0 должны иметь минимальные внутренние длину, ширину и высоту, установленные в таблице 3;

- контейнеры кода G1 с открывающейся крышей должны иметь минимальные внутренние длину и ширину по таблице 3;

- контейнеры кода G2 с проемом (проемами) в боковой стенке (стенках) должны иметь минимальные внутренние длину и высоту по таблице 3;

- контейнеры кодов G1 и G3 с проемами в боковой стенке (стенках) и в крыше должны иметь минимальную внутреннюю длину по таблице 3;

- вентилируемые (с естественной вентиляцией) контейнеры кода V0 должны иметь минимальные внутренние длину, ширину и высоту по таблице 3;

- вентилируемые (с принудительной вентиляцией) контейнеры кодов V2 и V4 должны иметь минимальные внутренние длину, ширину, высоту по таблице 3.


Таблица 3 - Минимальные внутренние размеры контейнеров общего назначения кода G0

В миллиметрах

Обозначение типа контейнера

Минимальная высота

Минимальная ширина

Минимальная длина

Номинальная наружная высота контейнера минус 241

2330

11998

1АА



11998

1ААА



11998



8931

1BB



8931

1ВВВ



8931

5867

1СС



5867

1D



2802

1DD



2802



Минимальные внутренние размеры действительны при температуре плюс 20 °С. Измерения, сделанные при других температурах, должны быть скорректированы.

Если часть верхнего углового фитинга выступает во внутреннее пространство контейнера (таблица 3), считают, что размер контейнера не уменьшается.

4.3 Масса брутто

Значения масс брутто контейнеров приведены в таблице 2.

Указанные в таблице 2 массы брутто контейнеров являются одновременно максимальными массами при эксплуатации и минимальными - при испытаниях.

5 Технические требования

5.1 Общие положения


Конструкция всех контейнеров должна обеспечивать прочность, необходимую для восприятия сил и нагрузок, указанных в приложении А.

Кроме того, контейнер должен выдерживать испытательные нагрузки, указанные в разделе 6. Угловые фитинги должны отвечать требованиям [2]. При этом результаты воздействия сил, возникающих в любых условиях эксплуатации, должны быть ниже или, в крайнем случае, равными результатам воздействия соответствующей испытательной нагрузки, приведенной в разделе 6, имеется в виду, что в любом случае при использовании контейнеров нагрузка не превысит нагрузку, указанную в приложении А.

Конструкция контейнера не должна допускать возможности извлечения груза из запертого контейнера (закрытого или открытого с закрепленным тентом) или загрузки в него груза без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб, наличия потайных мест для сокрытия груза. В то же время должна обеспечиваться доступность всех мест, где может помещаться груз, для таможенного досмотра.

Контейнеры, предназначенные для перевозки в смешанном сообщении железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, а также в случае их международного обращения должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и, кроме того, требованиям [3], Международной Конвенции по безопасным контейнерам 1972 года с поправками 1981 и 1983 годов, Таможенной Конвенции, касающейся контейнеров, 1972 года.

Любые закрывающиеся устройства контейнера, которые в незакрепленном положении могут подвергаться повреждениям и/или нарушать условия безопасности работы, должны оснащаться соответствующими устройствами крепления с наружной индикацией правильного их положения и закрепления в соответствующем рабочем положении. В частности, двери должны надежно закрепляться в открытом и закрытом положениях.

Съемная крыша или съемная часть крыши должна быть оснащена такой индикацией запорных устройств, чтобы оператор, находящийся на земле, мог проверить надежность закрепления крыши контейнера, размещенного на железнодорожной платформе или полуприцепе-контейнеровозе. Любые запорные устройства должны быть оборудованы устройствами для навешивания пломбы и таможенной печати. Все закрытые и открытые контейнеры со специально для них сконструированными закрывающими устройствами должны выдерживать воздействие атмосферных осадков, как того требует испытание N 12 (6.13).

5.2 Угловые фитинги


Все контейнеры должны иметь верхние и нижние угловые фитинги. Угловые фитинги по их расположению и конструктивному использованию должны соответствовать [2] и [4] соответственно. Верхние поверхности верхних угловых фитингов должны выступать над верхней частью контейнера не менее чем на 6 мм (5.3.4). Верхняя часть контейнера - это наивысший уровень крыши контейнера, например высшая точка чехла (мягкого покрытия). Однако при наличии прилегающих к верхним угловым фитингам накладных пластин (или армированных участков), предназначенных для защиты этой части крыши от повреждений, они и их крепления не должны выступать над верхними поверхностями верхних угловых фитингов и должны располагаться не более чем на 750 мм от торца контейнера в продольном направлении, но могут размещаться по всей ширине контейнера.

5.3 Конструкция основания


5.3.1 Все контейнеры должны опираться только на свои нижние угловые фитинги.

5.3.2 Все контейнеры, кроме контейнеров типов 1DD, 1D и 1DX, должны также обладать способностью опираться на опорные (контактные) площадки в конструкции основания или плоское днище.

5.3.2.1 Соответственно эти контейнеры должны иметь опорные (контактные) площадки на торцевых поперечных элементах (балках), а также необходимое количество опорных (контактных) площадок, расположенных на промежуточных поперечных элементах (балках) конструкции или основания (или плоское днище), которые в совокупности обладают достаточной прочностью для передачи вертикальной нагрузки на продольный конструктивный элемент транспортного средства (например полуприцепа-контейнеровоза). Предполагается, что такие продольные элементы должны располагаться в пределах двух зон шириной по 250 мм, изображенных пунктирными линиями на рисунке Б.1 (приложение Б). Каждая опорная (контактная) площадка в направлении продольной оси контейнера должна быть длиной не менее 25 мм.

5.3.2.2 Нижние поверхности опорных (контактных) площадок, в том числе расположенных на торцевых поперечных элементах (балках) контейнера, должны располагаться в одной плоскости, проходящей на расстоянии 12,5ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения мм от плоскости нижних поверхностей нижних угловых фитингов контейнера.

Кроме нижних угловых фитингов и нижних продольных балок, ни одна часть контейнера не должна быть ниже этого уровня. Исключение составляют боковые пластины, расположенные в нижней раме рядом с нижними угловыми фитингами.

Такие пластины не должны простираться по длине более чем на 550 мм от наружной части торцевой поверхности и по ширине - на 470 мм от боковой поверхности нижних угловых фитингов, а нижние поверхности пластин должны быть не менее чем на 5 мм выше нижних поверхностей нижних угловых фитингов контейнера.

5.3.2.3 Передача нагрузки между нижними поверхностями нижних боковых балок контейнера и транспортными средствами в настоящем стандарте не рассматривается.

Передача нагрузки между боковыми балками контейнера и перегрузочным оборудованием имеет место только при перегрузке контейнера в соответствии с 5.8.1.

5.3.2.4 Контейнеры, в основании которых поперечные элементы (балки) удалены друг от друга не более чем на 1000 мм, а также контейнеры, имеющие плоское днище, должны удовлетворять требованиям 5.3.2.1.

5.3.2.5 Требования к контейнерам, в основании которых поперечные элементы (балки) удалены друг от друга более чем на 1000 мм (и нет плоского днища), приведены в приложении Б.

5.3.3 В отношении уровня нижней части основания контейнеров типов 1DD, 1D и 1DX никаких иных требований, помимо указанных в 5.3.4, не устанавливается.

5.3.4 У всех контейнеров при действии динамической нагрузки или заменяющей ее эквивалентной статической нагрузки, когда действительная масса контейнера (сумма собственной массы контейнера и массы груза в нем) равна 1,8ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения и груз внутри контейнера равномерно распределен по площади пола, ни одна часть основания контейнера не должна прогибаться более чем на 6 мм ниже уровня нижних угловых фитингов.

5.3.5 Конструкция основания контейнера должна выдерживать действие всех сил, в частности поперечных, возникающих при перевозке груза. Это особенно важно, когда предусмотрено крепление груза к балкам основания контейнера.

5.3.6 Конструкция пола должна обеспечивать: полный сток воды при наклоне контейнера на 2° - 3° в сторону торцевой двери; возможность въезда погрузчика по специальному мостику с опиранием его на нижнюю балку дверной рамы; водонепроницаемость пола в целом, в местах стыка отдельных его элементов между собой и по периметру пола с элементами стенок и основания.

5.4 Торцевая конструкция


Деформация торцевой конструкции контейнера любого типа, кроме 1DD, 1D и 1DX, в условиях действия силы, предусмотренной при испытании на поперечную жесткость и вызывающей смещение верха контейнера относительно его основания, должна быть такой, чтобы сумма абсолютных изменений длин диагоналей торцевой рамы не превышала 60 мм.

5.5 Боковая конструкция


В условиях действия нагрузки, предусмотренной при испытаниях на продольную жесткость контейнера любого типа, кроме 1DD, 1D и 1DX, продольное смещение верха контейнера относительно основания не должно превышать 25 мм.

5.6 Стенки


Если в боковых или торцевых стенках контейнера предусмотрены дверные проемы или вентиляционные отверстия, то независимо от этого должны соблюдаться все требования, предъявляемые к стенкам при испытаниях N 5 и N 6.

5.7 Дверные проемы и двери


Каждый контейнер должен иметь дверной проем, по крайней мере, в одной торцевой стенке. Размеры всех дверных проемов должны быть, по возможности, наибольшими. Закрытые контейнеры типов 1А, 1В, 1С, 1D (код G0) должны иметь дверной проем, размеры которого предпочтительно должны совпадать с размерами внутреннего поперечного сечения контейнеров, но в любом случае должны быть не менее: высота - 2134 мм, ширина - 2286 мм. Закрытые контейнеры типов 1АА, 1BB, 1CC (код G0) должны иметь дверной проем, размеры которого предпочтительно должны равняться размерам внутреннего поперечного сечения контейнеров, но в любом случае должны быть не менее: высота - 2261 мм, ширина - 2286 мм.

Закрытые контейнеры типов 1ААА, 1ВВ (код G0) должны иметь дверной проем, размеры которого предпочтительно должны равняться размерам внутреннего поперечного сечения контейнеров, но в любом случае должны быть не менее: высота - 2566 мм, ширина - 2286 мм.

Контейнеры (код U5) с открытым верхом и наглухо закрепленными торцевыми стенками (без дверных проемов) должны иметь смотровой люк на одной из торцевых стенок.

5.8 Требования к факультативным устройствам


5.8.1 Вилочные проемы

5.8.1.1 Вилочные проемы в качестве необязательных конструкций и приспособлений могут предусматриваться в основании контейнеров типов 1СС, 1С, 1СХ, 1DD, 1D, 1DX для перегрузки их в груженом (и порожнем) состоянии. Вилочные проемы не предусматриваются в контейнерах типов 1ААА, 1А, 1АХ, 1ВВВ, 1BB, 1B, 1BX, а также в контейнерах 1СС, 1С, 1DD, 1D, 1DX при наличии боковых дверей.

5.8.1.2 В основании контейнеров типов 1СС, 1С, 1СХ может быть предусмотрен дополнительный второй комплект вилочных проемов, предназначенных для перемещения только порожнего контейнера.

5.8.1.3 Вилочные проемы, если они предусмотрены, должны соответствовать требованиям и размерам, установленным в приложении В, и должны полностью проходить насквозь основания контейнера так, чтобы вилочный захват погрузчика можно было вводить с обеих (противоположных) сторон контейнера.

Вилочные проемы могут быть закрыты снизу не по всей ширине контейнера, но вблизи своих торцев должны быть закрыты обязательно.

5.8.2 Паз (несквозной тоннель) для установки контейнера на полуприцепе с передней балкой типа "шея гуся"

В основании контейнера типа 1ААА паз (несквозной тоннель) должен быть выполнен обязательно, а для контейнеров типов 1АА, 1А, 1АХ паз не является обязательным элементом.

Требования к размерам паза установлены в приложении Г. Все другие части конструкции основания должны соответствовать требованиям, изложенным в 5.3.

5.8.3 Устройства для крепления груза

Во всех контейнерах, на которые распространяется данный стандарт, могут быть предусмотрены устройства для крепления груза. Технические требования к таким устройствам приведены в приложении Д.

6 Испытания

6.1 Общие положения


Контейнеры, отвечающие требованиям раздела 5, должны, кроме того, выдерживать испытания по 6.2-6.13. Контейнеры следует испытывать в том состоянии, в котором они предназначаются для использования. Несмотря на то, что испытания пронумерованы в определенной последовательности, их можно проводить в другом порядке, исходя из удобства (технологичности) их проведения и условий возможного использования контейнеров.

Однако испытания на водонепроницаемость при воздействии атмосферных осадков (испытание N 12) всегда проводят после всего комплекса испытаний.

6.1.1 Грузоподъемность ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения означает максимально допустимую массу груза, размещаемую в испытываемом контейнере, включая приспособления для закрепления груза, а также прокладки и/или иные средства крепления, которые в обычном рабочем состоянии не являются принадлежностью контейнера.

ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения, (1)


где ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения - масса брутто;

ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения - масса тары.

Примечание - ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения, ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения и ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения в соответствии с определением измеряют в единицах массы. В случае, когда испытательные требования основываются на гравитационных силах, вызванных действием этих масс, эти силы, являющиеся инерционными, определяют как ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения, ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения и ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения и измеряют в ньютонах или единицах, производных от ньютона.


Слово груз (нагрузка), когда его используют для описания физического количества единиц, означает массу.

Слово нагрузка, например в словосочетании внутренняя нагрузка, означает силу.

6.1.2 Испытательные грузы или нагрузку внутри контейнера следует распределять равномерно.

Значения сил и схемы их действия на контейнеры при испытаниях приведены в приложении А.

Испытательные грузы или нагрузка, указанные в методах испытаний настоящего раздела, а также в приложении А, являются минимальными.

Объем и порядок проведения испытаний контейнеров-прототипов и контейнеров, предназначенных для перевозки в смешанном сообщении железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, а также в случае их международного обращения, должны выполняться с учетом [3].

Последние документы

Copyright © 2018