ГОСТ Р 50993-96
Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

ГОСТ Р 50993-96

Группа Д29

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования.
Требования к эффективности и безопасности

Motor vehicles. Heating, ventilation and air conditioning systems.
Requirements for efficiency and safety



ОКС 43.060.40
ОКП 45 1000

Дата введения 1997-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) и Государственным научным центром Российской Федерации - Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской Федерации

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автотранспортных средств"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1996 г. N 669

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

     1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Российской Федерации (РФ), и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского помещения (далее - обитаемого помещения) в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы.

Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 22895-77* Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования

______________

* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 41.13-99, ГОСТ Р 41.13-Н-99, здесь и далее. - Примечание.

ГОСТ 27815-88* Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции

______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.36-2004, здесь и далее. - Примечание.

ГОСТ Р 50992-96 Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования

ОСТ 37.001.413-86 ССБТ. Кабина. Рабочее место водителя, расположение органов управления грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Основные размеры и технические требования

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1.1 вентиляция: Обеспечение воздухообмена в кабине, обитаемом помещении, АТС при температурах внешней среды выше 17 °С, а также удаление теплоизбытков и обеспечение подвижности воздуха.

3.1.2 отопление: Обеспечение регулируемого нагрева воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС.

3.1.3 кондиционирование: Обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в кабине, обитаемом помещении, АТС до уровня или ниже температур внешней среды (при температурах внешней среды выше 17 °С).

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Установленные настоящим стандартом требования дифференцированы в зависимости от предназначения АТС для эксплуатации в соответствующем районе РФ (таблица 1).


Таблица 1 - Климатическое районирование территории РФ

Обозначение района и климатического исполнения

Наименование климатического района

У

Климатический район с умеренным климатом

УХЛ

Умеренно-холодный климатический район

ХЛ

Холодный климатический район



Географическое положение и границы климатических районов на территории РФ в соответствии с ГОСТ Р 50992.

5 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1 Все АТС должны быть оборудованы системой вентиляции и системой (системами) отопления кабины, обитаемого помещения.

АТС в исполнении ХЛ дополнительно оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, не связанной с системой охлаждения двигателя или отключающейся от нее.

При наличии в конструкции АТС системы кондиционирования и выполнения ею требований, предъявляемых к системе вентиляции, допускается не оборудовать АТС отдельной системой вентиляции.

5.2 Система вентиляции

5.2.1 Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека:

- не менее 30 мГОСТ Р 50993-96 Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности/ч (за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной водителя);

- не менее 7 мГОСТ Р 50993-96 Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности/ч - в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя.

При температурах внешней среды выше 17 °С подаваемый в кабину, обитаемое помещение воздух не должен нагреваться более чем на 2 °С относительно температуры внешней среды.

5.2.2 Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с.

5.2.3 Система вентиляции должна обеспечивать:

- подвижность воздуха в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы и пояса водителя в 0,5-1,5 м/с;

- перепад между температурой наружного воздуха и температурами в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы водителя (пассажира) при температуре окружающего воздуха 25 °С не должен превышать 3 °С.

5.3 Система отопления

5.3.1 Система отопления в зависимости от предназначения АТС должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении:

- АТС в исполнении У - в соответствии с таблицей 2 через 15 мин после начала движения при температуре окружающей среды до минус 25 °С;

- АТС в исполнении УХЛ и ХЛ - в соответствии с таблицей 3 через 30 мин после начала движения соответственно при температурах окружающей среды минус 40 °С и минус 50 °С.


Таблица 2 - Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС в исполнении У

Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения

Наименование параметра

Значение параметра

Рабочее место водителя

Подвижность воздуха, м/с, не более:



в зоне головы

0,6


в зоне пояса

0,6


Температура воздуха, °С, не менее:



в зоне головы

10


в зоне ног

16


Перепад между температурами воздуха в зонах ног и головы

3-10

Места пассажиров (экипажа)

Температура в зоне пояса, °С, не менее

15



Таблица 3 - Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС в исполнении ХЛ и УХЛ

Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения

Наименование параметра

Значение параметра
для категорий АТС*

N 1, N 2, N 3, M1, M2, М3
(классы II и III**), специальные АТС

M2, М3
(класс I**)

Рабочее место водителя

Подвижность воздуха, м/с, не более:




в зоне головы

0,6

1,0


в зоне пояса

1,0

1,0


Температура воздуха, °С, не менее:




в зоне головы

15

10


в зоне пояса

17

12


в зоне ног

19

13


Перепад между температурами в зонах ног и головы, °С

3-5

3-5

Места пассажиров (экипажа)

Температура воздуха, °С, не менее:




в зоне ног

10

0

в зоне головы

17

10

_______________
* Категории АТС - по ГОСТ 22895 и специальные АТС для перевозки людей (вахтовые, технологические и др.).

** Классы автобусов - по ГОСТ 27815.


5.3.2 Резервная (аварийная) система отопления должна обеспечивать поддержание температур воздуха в зонах рабочего места водителя и спального места (при его наличии) не ниже 18 °С на стоянке автомобиля при температурах внешней среды до минус 50 °С.

5.3.3 Система питания (топливом, электроэнергией) отопителей резервной системы отопления должна обеспечивать их непрерывную работу в течение не менее 8 ч без дозаправки и подзарядки аккумуляторных батарей и последующий надежный пуск двигателя.

5.3.4 Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать:

- 45 °С - при работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70 °С);

- плюс 35 °С - при отключенной системе отопления.

5.3.5 Температура воздуха на выходе из отопителя не должна превышать 80 °С.

5.4 Система кондиционирования

5.4.1 Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (водителя, пассажира) более чем на 8 °С относительно температуры внешней среды.

5.4.2 Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0 °С.

5.4.3 Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с.

5.4.4 Относительная влажность воздуха в кабине, обитаемом помещении, должна находиться в пределах от 30 до 60%.

5.4.5 Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15 °С.



Последние документы

Copyright © 2017