ГОСТ Р 41.105-2005
Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, в отношении конструктивных особенностей

ГОСТ Р 41.105-2005
(Правила ЕЭК ООН N 105)

Группа Д25

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
КАСАЮЩИЕСЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ
ОПАСНЫХ ГРУЗОВ, В ОТНОШЕНИИ КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Uniform provisions concerning the vehicles intended for the carriage
of dangerous goods with regard to their specific constructional features



ОКС 43.080

Дата введения 2007-01-01

     
     
Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. N 466-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 105* (включая поправки серии 02) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, в отношении конструктивных особенностей" (Regulation N 105 "Uniform provisions concerning the approval of vehicles intended for the carriage of dangerous goods with regard to their specific constructional features"). При этом дополнительные слова (фразы, показатели, их значения), включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики и/или особенностей стандартизации в Российской Федерации, выделены курсивом
_________________
* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.105-99 (Правила ЕЭК ООН N 105)


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 105.

1 Область применения

     1 Область применения


Настоящий стандарт применяют к конструкции базовых моделей механических транспортных средств категории N и их прицепов (полуприцепов) категорий ОГОСТ Р 41.105-2005 (Правила ЕЭК ООН N 105) Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, в отношении конструктивных особенностей, ОГОСТ Р 41.105-2005 (Правила ЕЭК ООН N 105) Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, в отношении конструктивных особенностей и ОГОСТ Р 41.105-2005 (Правила ЕЭК ООН N 105) Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, в отношении конструктивных особенностей по ГОСТ Р 52051, которые предназначены для перевозки опасных грузов и на которые распространяется действие параграфа 9.1.2 приложения В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) [1].

1а Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН N 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения

ГОСТ Р 41.55-2005 (Правила ЕЭК ООН N 55) Единообразные предписания, касающиеся механических сцепных устройств составов транспортных средств

ГОСТ Р 41.89-99 (Правила ЕЭК ООН N 89) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Транспортных средств в отношении ограничения их максимальной скорости; II. Транспортных средств в отношении установки устройств ограничения скорости (УОС) официально утвержденного типа; III. Устройств ограничения скорости (УОС)

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 базовое транспортное средство (base vehicle); TC (vehicle): Шасси с кабиной, седельный тягач, прицеп (полуприцеп) - шасси или прицеп (полуприцеп) несущей конструкции, предназначенные для перевозки опасных грузов.

2.2 тип базового транспортного средства (vehicle type): Семейство TC, которые существенно не отличаются одно от другого в отношении особенностей конструкции, устанавливаемых настоящим стандартом.

3 Заявка на проведение испытаний

3.1 Заявку на проведение испытаний TC в отношении его конструктивных особенностей, связанных с перевозкой опасных грузов, подает предприятие - изготовитель TC или его уполномоченный представитель.

3.2 К заявке прилагают нижеперечисленные документы в трех экземплярах и следующую информацию:

3.2.1 Подробное описание типа TC, отражающее основные особенности его конструкции, тип двигателя (с воспламенением от сжатия/с принудительным зажиганием), размеры, компоновку и использованные материалы.

3.2.2 Назначение TC (EX/II, EX/III, AT, FL, OX) в соответствии с приложением А и [1].

3.2.3 Чертежи TC.

3.2.4 Технически допустимую максимальную массу TC, кг.

3.3 Испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания, должно быть представлено TC, являющееся представителем типа TC.

4 Оформление протокола испытаний

4.1 Если TC, представленное для проведения испытаний на соответствие настоящему стандарту, удовлетворяет требованиям раздела 5, то на данный тип TC должен быть выдан соответствующий протокол испытаний.

4.2 В протоколе испытаний или приложении к нему должна быть приведена информация в соответствии с приложением Б.

4.3 Один и тот же протокол испытаний не может быть выдан на другой тип TC.

5 Технические требования

5.1 TC должны в соответствии с их назначением (см. [1]) и таблицей 5.1 удовлетворять требованиям настоящего подраздела.


Таблица 5.1

Номер пункта

Элемент ТС, к которому
предъявляют требования

Назначение ТС в соответствии с 9.1 [1]

EX/II

EX/III

AT

FL

OX

5.1.1 Электрооборудование

5.1.1.2

Электропроводка


X

X

X

X

5.1.1.3

Главный выключатель аккумуляторной батареи





5.1.1.3.1



X


X


5.1.1.3.2



X


X


5.1.1.3.3





X


5.1.1.3.4



X


X


5.1.1.4

Аккумуляторные батареи

X

X


X


5.1.1.5

Электрические цепи, постоянно находящиеся под напряжением






5.1.1.5.1





X


5.1.1.5.2



X




5.1.1.6

Электроприборы, расположенные около задней панели кабины водителя


X


X


5.1.2 Средства защиты от пожара

5.1.2.2

Кабина водителя

5.1.2.2.1

Х

Х

5.1.2.2.2

Х

5.1.2.3

Топливные баки

Х

Х

Х

Х

5.1.2.4

Двигатель

Х

Х

Х

Х

5.1.2.5

Система выпуска

X

X


X


5.1.2.6

Вспомогательная тормозная система


X

X

X

X

5.1.2.7

Отопительные установки, работающие на топливе






5.1.2.7.1


X

X

X

X

X

5.1.2.7.2


X

X

X

X

X

5.1.2.7.3





X


5.1.2.7.4





X


5.1.2.7.5


X

X

X

X

X

5.1.2.7.6


X

X




5.1.3 Тормозное оборудование

5.1.3.1

Х

Х

Х

Х

5.1.3.2

Х

5.1.4 Устройство для ограничения скорости

5.1.4

Х

Х

Х

Х

Х

5.1.5 Сцепные устройства для прицепов (полуприцепов)

5.1.5

Х

Х


5.1.1 Электрооборудование

5.1.1.1 Общие требования

Установленное электрооборудование в целом должно удовлетворять следующим требованиям в соответствии с таблицей 5.1 (где Х - применяемое требование).

5.1.1.2 Электропроводка

5.1.1.2.1 Сечение проводов должно быть достаточно большим во избежание перегрева. Провода должны быть соответствующим образом изолированы. Все электрические цепи должны быть защищены плавкими предохранителями или автоматическими выключателями, кроме электрических цепей:

- от аккумуляторной батареи до систем холодного пуска и остановки двигателя;

- от аккумуляторной батареи до генератора переменного тока;

- от генератора переменного тока до блока плавких предохранителей или автоматических выключателей;

- от аккумуляторной батареи до стартера;

- от аккумуляторной батареи до управляющего блока вспомогательной тормозной системы, если эта система электрическая или электромагнитная;

- от аккумуляторной батареи до электрического механизма подъема одной из осей тележки.

Незащищенные электрические цепи, перечисленные выше, должны иметь минимальную протяженность.

5.1.1.2.2 Электропроводка должна быть жестко закреплена и расположена так, чтобы провода были надежно защищены от механических и термических воздействий.

5.1.1.3 Главный выключатель аккумуляторной батареи

5.1.1.3.1 Выключатель, предназначенный для разрыва электрических цепей, должен быть расположен как можно ближе к аккумуляторной батарее.

5.1.1.3.2 Устройство, управляющее выключателем, должно быть расположено в кабине водителя. Оно должно быть легкодоступным для водителя и иметь четкую маркировку. Это устройство должно также быть защищено от случайного воздействия. Такая защита обеспечивается кожухом, необходимостью двойного нажатия или другими средствами. Допускается установка дополнительных управляющих устройств при условии, что они имеют четкую маркировку и защищены от случайного воздействия.

5.1.1.3.3 Выключатель должен иметь оболочку, обладающую защитой степени IP65 по ГОСТ 14254.

5.1.1.3.4 Контакты кабеля на выключателе должны иметь защиту степени IP54 по ГОСТ 14254. Однако это требование не распространяется на вариант конструкции, когда контакты заключены в оболочку, которая может одновременно являться контейнером аккумуляторной батареи. В этом случае достаточно защитить контакты от короткого замыкания, например резиновым колпачком.

5.1.1.4 Аккумуляторные батареи

Клеммы аккумуляторной батареи должны быть электрически изолированы или находиться под крышкой контейнера аккумуляторной батареи. Если аккумуляторные батареи не расположены под капотом двигателя, то они должны быть помещены в вентилируемый контейнер.

5.1.1.5 Электрические цепи, постоянно находящиеся под напряжением

5.1.1.5.1 Элементы электрооборудования, включая провода, остающиеся под напряжением при разомкнутом положении главного выключателя аккумуляторной батареи, должны иметь характеристики, позволяющие использовать их в опасных зонах. Такие элементы должны соответствовать распространяющимся на них требованиям МЭК 60079-0 [2] и МЭК 60079-14 [3]*, а также дополнительным требованиям МЭК 60079-1 [4], МЭК 60079-2 [5], МЭК 60079-5 [6], МЭК 60079-6 [7], МЭК 60079-7 [8], МЭК 60079-11 [9], МЭК 60079-15 [10] и МЭК 60079-18 [11].
_____________
* Допускается не выполнять требования [3], если они более жесткие, чем требования настоящего стандарта.

Для применения [3] необходимо пользоваться следующей классификацией:

Электрооборудование, постоянно находящееся под напряжением, включая провода, на которые не распространяются требования 5.1.1.3 и 5.1.1.4, должны удовлетворять общим требованиям к электрооборудованию для зоны 1 или требованиям к электрооборудованию, размещенному в кабине водителя, для зоны 2. Электрооборудование должно также соответствовать требованиям для взрывоопасной среды группы IIC и температурного класса Т6.

Однако постоянно находящееся под напряжением электрооборудование, установленное в среде, где температура, определяемая находящимся там же оборудованием, не относящимся к электрооборудованию, превышает предельное значение для класса Т6, должно соответствовать температурному классу не менее Т4.

Copyright © 2024