ГОСТ 26904-86
Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний

ГОСТ 26904-86*

Группа Э59

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

РАДИОМАЯКИ РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ БЛИЖНЕЙ НАВИГАЦИИ

Методы летных испытаний

Radio beacons for short range radio engineering navigation systems. Flight test methods

ОКСТУ 6809

Дата введения 1988-01-01

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16 июня 1986 г. N 1489 срок введения установлен с 01.01.88

* ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1997 г.) с Изменением N 1, утвержденным в апреле 1993 г. (ИУС N 7-93)


Настоящий стандарт распространяется на радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации (РСБН) (далее - радиомаяки) и устанавливает единые требования к методам летных испытаний радиомаяков при вводе в эксплуатацию, периодических проверках в процессе эксплуатации и к аппаратуре летного контроля (АЛК).

Стандарт не распространяется на АЛК КПА-ЭС-1.

Термины и определения, применяемые в стандарте, - по ГОСТ 18832-73, ГОСТ 16263-70*.
________________
* На территории Российской Федерации действуют РМГ 29-99. - Примечание изготовителя базы данных.

1. СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АЛК

1. СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АЛК

1.1. Летные испытания радиомаяков проводят при помощи летающей лаборатории (ЛЛ), оборудованной АЛК.

1.2. В состав АЛК должна входить следующая аппаратура:

1.2.1. Бортовая аппаратура (БА) РСБН с антенно-фидерной системой (АФС), в составе которой должно быть не менее двух антенн для обзора передней и задней полусфер.

1.2.2. Контрольно-поверочная аппаратура (КПА).

1.2.3. Устройство регистрации результатов измерений.

1.2.4. Устройство индикации результатов измерений.

1.2.5. Оптический прицел.

1.3. АЛК и ее составные части, установленные на ЛЛ, должны иметь следующие основные характеристики:

1.3.1. Погрешность БА не должна быть более ±0,1° по азимуту и ±60 м по дальности. Погрешность градуировки КПА не должна быть более ±0,035° по азимуту и ±15 м по дальности.

1.3.2. Устройство регистрации должно обеспечивать регистрацию измеренных значений азимута, дальности, высоты, сигналов незадержанной готовности* азимута и дальности с частотой не менее 1 Гц или непрерывно. Погрешность регистрации измеренных значений азимута и дальности не должна быть более ±0,05° по азимуту и ±50 м по дальности.
________________
* Под сигналом незадержанной готовности понимают сигнал, который появляется в измерительном устройстве БА только при наличии всех сигналов, необходимых для измерения азимута и дальности.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.3.3. Устройство индикации должно обеспечивать отображение на световом табло или на измерительных приборах значений азимута, дальности и их сигналов готовности. Погрешность индикации измеренных значений азимута не должна быть более ±0,05°, дальности - более ±50 м.

1.3.4. Разрешающая сила оптического прицела должна быть не менее 45'.

1.3.5. АЛК должна обеспечивать включение той антенны ЛЛ, которая соответствует направлению на радиомаяк.

1.3.6. Характеристики АФС должны соответствовать требованиям, приведенным в нормативно-технической документации (НТД) на АЛК.

Диаграмма направленности АФС должна обеспечивать обзор пространства в нижней полусфере вертикальной плоскости относительно места установки антенны до углов не менее 90° на уровне 0,5 максимального сигнала.

1.3.7. Мощность передатчика должна быть от 500 до 600 Вт.

1.3.8. Чувствительность приемника по азимутальному каналу должна быть от минус 130 до минус 133 дБ/Вт, чувствительность приемника по дальномерному каналу - от минус 115 до минус 118 дБ/Вт.

1.4. АЛК, установленная на ЛЛ, должна пройти государственные испытания или метрологическую аттестацию и подвергаться периодической проверке для подтверждения метрологических характеристик.

2. ПОДГОТОВКА К ЛЕТНЫМ ИСПЫТАНИЯМ

2.1. Перед проведением летных испытаний градуируют измерительную цепь АЛК от КПА в соответствии с НТД на КПА. По результатам градуировки определяют систематическую погрешность БА АЛК по азимуту и дальности во всех точках, имитируемых КПА значений азимута и дальности. Систематическую погрешность ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1), град. (км), рассчитывают по формуле

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1), (1)


где ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - значение азимута (дальности), измеренное по сигналам КПА, град. (км);

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - действительное значение азимута (дальности), имитируемое КПА, отградуированной с погрешностью, указанной в п.1.3.1, град. (км).

2.2. Оценку погрешности радиомаяка по азимуту и дальности проводят способом визирования ориентиров, для чего по крупномасштабной топографической карте (масштаб 1:50000) выбирают ориентиры в направлениях рабочих зон радиомаяка на расстояниях от 30 до 70 км. В качестве ориентиров используют хорошо различимые на местности и обозначенные на карте предметы (триангуляционные вышки, отдельные строения, перекрестки дорог, мосты и другие). Азимут и дальность ориентира относительно радиомаяка для одной и той же шестиградусной зоны ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) рассчитывают по формулам:

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - для азимута; (2)


ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - для дальности, (3)


где ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - угол схождения меридианов в точке установки радиомаяка, определяемый по карте методом интерполяции, град.;

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1), ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - прямоугольные координаты радиомаяка в системе Гауса-Крюгера, определяемые при размещении радиомаяка на местности;

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1), ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - прямоугольные координаты ориентира, определяемые по карте.

Расстояния измеряют металлической линейкой по ГОСТ 427-75.

Значения азимута и дальности, рассчитанные по формуле (2) и (3), принимают за действительные. Погрешности определения действительных значений не должны превышать ±0,076° по азимуту и ±40 м по дальности.

2.3. Допускается использовать любой другой способ определения действительных значений азимута и дальности, если этот способ по точности и достоверности измерений не уступает указанному выше.

3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Летные испытания радиомаяков проводят с целью определения следующих тактических характеристик:

- дальности действия;

- нерабочей зоны над радиомаяком;

- точности по азимуту и дальности;

- непрерывности измерения азимута и дальности при радиальных полетах ЛЛ от радиомаяка, на радиомаяк и в зоне аэродрома.

3.2. Полеты по определению дальности действия радиомаяка выполняют в направлениях рабочих зон, обслуживаемых проверяемым радиомаяком. Полеты от радиомаяка и на радиомаяк выполняют на высотах* от 2700 до 3000 м. При полетах по маршруту крены ЛЛ должны быть минимальными и находиться в пределах ±10°. В процессе полета проводят регистрацию сигналов, указанных в п.1.3.2. Полет выполняют до удаления, при котором заканчивается непрерывное обнаружение информации об азимуте и дальности (отсутствие сигналов незадержанной готовности азимута и дальности и их измеренных значений). Если информация о дальности прекращается раньше, чем об азимуте, фиксируют путевую скорость ЛЛ и время до момента прекращения информации об азимуте.
________________
* По согласованию со службой эксплуатации радиомаяков допускается выполнять полеты и на других высотах, которые выбирают в соответствии со спецификой конкретных условий и возможностей ЛЛ.

3.3. Полеты по определению нерабочей зоны над радиомаяком выполняют в соответствии с п.3.2. При подлете к радиомаяку выдерживают направление полета, обеспечивающее пролет ЛЛ над радиомаяком. При этом фиксируют дальность до радиомаяка при входе в нерабочую зону в момент пропадания сигналов незадержанной готовности азимута (дальности) и дальность при выходе из нерабочей зоны в момент их появления.

3.4. Полеты по определению точности радиомаяка по азимуту и дальности путем визирования ориентиров выполняют на высотах, соответствующих углу места от 0,7 до 1,4°. Над каждым ориентиром выполняют не менее четырех проходов в направлениях от радиомаяка и на радиомаяк на постоянной высоте и с минимальной скоростью. Крены ЛЛ в момент прохода над ориентиром не должны превышать ±3°. Вывод ЛЛ на ориентир осуществляет экипаж с боковым отклонением от ориентира не более ±50 м, определяемым при помощи оптического прицела. В момент пролета над ориентиром подают разовую команду, по которой проводят фиксацию и регистрацию измеренных значений азимута и дальности. Темп регистрации сигналов азимута и дальности должен составлять не менее шести раз в секунду.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.5. Полеты по определению непрерывности измерения азимута и дальности проводят в зоне аэродрома на высотах и маршрутах, которые назначены для выполнения маневра при заходе на посадку, пребывания в зоне ожидания на аэродроме (аэропорту) и на маршрутах в соответствии с п.3.2.

4. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Определение дальности действия радиомаяка

4.1.1. По зарегистрированным сигналам незадержанной готовности и измеренным значениям азимута и дальности определяют удаление, на котором прекратилась (возобновилась) непрерывная информация об азимуте и дальности. Это удаление принимают за дальность действия радиомаяка. Дальность действия определяют раздельно по каналу азимута и дальности для каждого проверенного направления. При превышении дальности действия азимутального канала над дальномерными к дальности действия радиомаяка по азимуту прибавляют расстояние, равное произведению путевой скорости ЛЛ и времени, зарегистрированных в полетах в соответствии с п.3.2.

4.2. Определение нерабочей зоны над радиомаяком

4.2.1. По зарегистрированным сигналам незадержанной готовности и высоте прохода ЛЛ при полетах над радиомаяком определяют дальности в моменты входа ЛЛ в нерабочую зону и выхода из нее. Радиус нерабочей зоны ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) рассчитывают по формуле

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1), (4)


где ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - дальность до радиомаяка в момент входа ЛЛ в нерабочую зону или выхода из нее, км;

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - высота полета, км.

4.3. Определение точности радиомаяка по азимуту и дальности

4.3.1. Расчет погрешностей измеренных значений азимута и дальности радиомаяка проводят для каждого ориентира по ГОСТ 8.207-76, в соответствии с которым рассчитывают:

4.3.1.1. среднее значение азимута (дальности) радиомаяка ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1), град. (км), в точке ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) по формуле

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1), (5)


где ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - регистрируемое значение азимута (дальности) при ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)-м проходе над ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)-м ориентиром (с учетом отклонения ЛЛ от ориентира в момент его пролета), град, (км);

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - число проходов над ориентиром;

4.3.1.2. оценку среднего квадратического отклонения среднего значения ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) по формуле

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1); (6)

4.3.1.3. доверительные границы ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) случайной погрешности среднего значения при доверительной вероятности ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)0,95 по формуле

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1), (7)


где ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - коэффициент Стьюдента, равный соответственно 3,2; 2,6; 2,4; 2,3 для ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)4, 6, 8, 10;

4.3.1.4. погрешность результата измерения азимута (дальности) ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) радиомаяка по формуле

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1), (8)*


где ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)*;
_______________
* Формула и экспликация к ней соответствуют оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - погрешность азимута (дальности) КПА, приведенная в п.1.3.1;

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - погрешность определения действительных значений азимута (дальности), приведенная в п.2.2;

4.3.1.5. погрешность радиомаяка по азимуту (дальности) ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) в точке ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) по формуле

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1), (9)


где ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - погрешность БА, вычисленная по формуле (1);

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - действительные значения азимута (дальности), град. (км).

4.3.2. Результат измерения погрешности радиомаяка записывают в форме ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) при ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1); ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1). (10)

4.4. Определение непрерывности измерения азимута и дальности

4.4.1. Для определения непрерывности измерения азимута (дальности) при полетах по пп.3.2 и 3.5 весь участок полета разбивают на интервалы от 5 до 10 км по дальности или от 1 до 2 мин по времени. По зарегистрированным сигналам незадержанной готовности азимута (дальности) на каждом интервале находят участки, где отсутствовала информация об азимуте (дальности). Непрерывность измерения азимута ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) (дальности) определяют как вероятность наличия сигнала незадержанной готовности на данном интервале и вычисляют по формуле

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1), (11)


где ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - интервал по дальности или времени, на котором определяют непрерывность измерения азимута (дальности), км (с);

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1) - сумма участков (отсчетов) маршрута, на которых присутствовала информация об азимуте (дальности) на интервале ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1).

Измерения азимута (дальности) считают непрерывными, если ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)0,6.

4.5. Оформление результатов летных испытаний

4.5.1. Результаты летных испытаний радиомаяков оформляют протоколом, который должен содержать табл.1-4 по форме, приведенной в приложении.

ПРИЛОЖЕНИЕ (рекомендуемое). ФОРМЫ ТАБЛИЦ ДЛЯ ПРОТОКОЛА ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое

Таблица 1

Наименование характеристики

Измеренное значение

Примечание

От радиомаяка

На радиомаяк

по каналу ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)

по каналу ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)

по каналу ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)

по каналу ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)

Дальность действия по направлениям, км:

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)



Таблица 2

Наименование характеристики

Измеренное значение на высоте ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)…, м

Примечание

Радиус нерабочей зоны над радиомаяком, м



Таблица 3

Наименование характеристики

Координаты ориентиров

Погрешность измеренных значений

Примечание

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1), град.

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1), км

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1), град.

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1), км

Точность радиомаяка над ориентирами:

1

2

3



Таблица 4

Наименование характеристики

Измеренное значение

Примечание

От радиомаяка

На радиомаяк

В зоне аэродрома

по каналу ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)

по каналу ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)

по каналу ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)

по каналу ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)

по каналу ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)

по каналу ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)

Непрерывность измеренных значений при полетах:

на маршруте с азимутами:

ГОСТ 26904-86 Радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации. Методы летных испытаний (с Изменением N 1)

в зоне предпосадочного маневра

в зоне ожидания




Copyright © 2024