ГОСТ 25044-81
Техническая диагностика. Диагностирование автомобилей, тракторов сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. Основные положения

ГОСТ 25044-81

Группа Т59

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Техническая диагностика

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ,
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН

Основные положения

Technical diagnostics. Diagnosis of motor vehicles, tractors,
agricultural, construction and road machinery. Basic principles.


МКС 19.100
43.180

Дата введения 1983-01-01


Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16 декабря 1981 г. N 5440 дата введения установлена 01.01.1983 г.*
_______________
* Внедрение стандарта должно осуществляться в соответствии с планом мероприятий согласно приложению 1.

ПЕРЕИЗДАНИЕ.



Настоящий стандарт распространяется на автомобили, тракторы, строительные и дорожные машины, монтируемые на их базе, самоходные сельскохозяйственные машины, многоосные шасси и силовые агрегаты к ним (далее - машины) и устанавливает основные положения по обеспечению диагностирования на стадии проектирования вновь разрабатываемых и модернизируемых машин, организации диагностирования машин в эксплуатации и ремонте, а также общие требования к документам на диагностирование.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Техническое диагностирование проводится:

при вводе машин в эксплуатацию;

при техническом обслуживании (ТО);

при текущем (капитальном) ремонте машины.

1.2. Устанавливают следующие задачи диагностирования:

проверка исправности и работоспособности машины в целом и (или) ее составных частей с установленной вероятностью правильности диагностирования;

поиск дефектов, нарушивших исправность и (или) работоспособность машины;

сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса или вероятности безотказности работы машины в межконтрольный период.

1.3. Ответственным за обеспечение объекта диагностированием является предприятие (организация)-разработчик, за организацию диагностирования при эксплуатации - предприятия - потребители машин, при ремонте - ремонтные предприятия.

2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НА СТАДИИ РАЗРАБОТКИ

2.1. Порядок разработки системы диагностирования, требования, предъявляемые к машине и средствам диагностирования, значения параметров диагностирования устанавливают на стадии разработки технического задания на машину в соответствии с ГОСТ 27518-87 и заносят в "Техническое задание" в подраздел "Условия эксплуатации (использования), требования к эксплуатации и ремонту" или в "Дополнительные требования" по ГОСТ 15.001-88*.
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.201-2000.

2.2. Для каждой машины на стадии разработки устанавливают:

вид, периодичность и объем диагностирования в зависимости от условий и специфики эксплуатации;

правила и последовательность диагностирования;

номенклатуру диагностических параметров и качественных признаков, характеризующих техническое состояние машины и обеспечивающих поиск возможных дефектов;

номинальные, допускаемые, предельные значения структурных диагностических параметров и зависимости значений параметров от наработки машины;

требования к точности измерения параметров;

номенклатуру средств диагностирования и режимы работы машины и ее составных частей при проведении диагностирования;

требования к контролепригодности машины по ГОСТ 26656-85 и ГОСТ 24925-81;

требования по технике безопасности труда при диагностировании.

2.3. Требования и исходные данные по организации технического диагностирования при эксплуатации и ремонте машин, перечисленные в п.2.2, указывают: в "Технических условиях", "Инструкции по эксплуатации" или "Инструкции по техническому обслуживанию" по ГОСТ 2.601-95 - для автомобилей и машин, монтируемых на их базе; в "Технических условиях", "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" по ГОСТ 27388-87 - для тракторов, машин, монтируемых на их базе, и сельскохозяйственных машин.

3. ДИАГНОСТИРОВАНИЕ МАШИН НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЭКСПЛУАТАЦИЮ И РЕМОНТ

3.1. Предприятие (организация), осуществляющее эксплуатацию машины, организует и проводит диагностирование машины перед вводом в эксплуатацию, в процессе эксплуатации в соответствии с требованиями, указанными в документах, перечисленных в п.2.3.

3.2. Результаты каждого диагностирования машины заносят в диагностическую и накопительную карты.

3.3. По результатам диагностирования принимают решение о возможности дальнейшей эксплуатации машины с назначенным ресурсом после проведения ТО или о необходимости проведения текущего (капитального) ремонта.

3.4. Объем работ, подлежащих выполнению при ТО и текущем (капитальном) ремонте машины, устанавливают на основе диагностирования.

3.5. Ремонтное предприятие организует и проводит диагностирование машин: поступивших в ремонт с целью определения объемов работ при капитальном ремонте; прошедших капитальный ремонт с целью получения исходных данных для оценки качества ремонта и установления послеремонтного ресурса.

3.6. Значения диагностических параметров, полученные после выполнения капитального ремонта, заносят в паспорт (ПС) или формуляр (ФО) и подтверждают подписью и штампом отдела технического контроля ремонтной организации.

4. ДОКУМЕНТЫ НА ДИАГНОСТИРОВАНИЕ

4.1. Основным документом по организации технического диагностирования при эксплуатации и ремонте машины являются: "Инструкция по эксплуатации" или "Инструкция по техническому обслуживанию" - для автомобилей и машин, монтируемых на их базе, "Техническое описание и инструкция по эксплуатации" - для тракторов, машин, монтируемых на их базе, и сельскохозяйственных машин.

4.2. Министерство (ведомство), осуществляющее эксплуатацию и ремонт машин в соответствии с требованиями документа, указанного в п.4.1, организует разработку:

раздела карты типового технологического процесса (КТТП) по организации и проведению диагностирования при выполнении работ по ТО, ТР и капитальному ремонту;

диагностической карты;

накопительной карты;

комплекта учетно-отчетных документов по диагностированию, накоплению и обработке информации об эффективности проведения работ по диагностированию.

4.3. Предприятие (организация), осуществляющее эксплуатацию и (или) ремонт машин в соответствии с требованиями документов, указанных в п.4.1 или в разделе карты по организации и проведению диагностирования КТТП, разрабатывает раздел карты технологического процесса (КТП) по организации и проведению диагностирования при выполнении работ по ТО, ТР или капитальному ремонту.

4.4. Диагностическая карта (см. приложение 2) служит для регистрации результатов диагностирования во всех случаях проведения диагностирования и принятия решения о необходимых работах при ТО и ремонте машины.

Диагностическая карта является исходным документом при выполнении накопительной карты во всех случаях проведения диагностирования.

4.5. Накопительная карта предназначена для накопления информации об изменениях диагностических параметров в процессе эксплуатации машины, сбору исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса и вероятности безотказной работы в пределах межконтрольного периода.

4.6. Накопительная карта (см. приложение 3) ведется на каждую машину в течение всего срока ее эксплуатации. При передаче машины в другую организацию накопительную карту передают вместе с машиной.

4.7. По требованию предприятия (организации)-разработчика предприятия, эксплуатирующие машины, обязаны передать ей дубликаты накопительных карт.

Данные накопительной карты могут быть использованы для статистического анализа надежности машины в целом и ее составных частей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). ПЛАН ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ГОСТ 25044-81

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное


Наименование мероприятий

Организация, ответственная за выполнение

Срок выполнения

Составление заявок для обеспечения отраслей необходимым числом экземпляров стандарта

Министерства отраслей народного хозяйства

В течение двух месяцев с момента утверждения стандарта

Представление заявок Государственному комитету СССР по стандартам для централизованного обеспечения

То же

В течение двух месяцев с момента утверждения стандарта

Составление и согласование с Госстандартом плана внедрения стандарта

"

В течение двух месяцев с момента регистрации стандарта

Обеспечение предприятий отрасли необходимыми средствами диагностирования

"

По плану министерств

Обеспечение предприятий отрасли необходимой документацией, предусмотренной стандартом

"

То же

Внедрение стандарта в отрасли народного хозяйства

"

По плану министерств, согласованному с Госстандартом

Разработка форм диагностической и накопительной карт с учетом обработки их данных на ЭВМ:

для автомобилей и монтируемых на их базе машин;

Минавтотранс РСФСР

1-й кв. 1982 г.

для тракторов и монтируемых на их базе машин;

для строительных и дорожных машин

Госкомсельхозтехника СССР, строительные и монтажные министерства (при необходимости)

1-й кв. 1982 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендуемое). Диагностическая карта (форма 1)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое

ГОСТ 25044-81 Техническая диагностика. Диагностирование автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. Основные положения


Оборотная сторона диагностической карты


Наименование диагностического параметра

Заключение

Угол поворота вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя, ...°

Начальный угол опережения зажигания, ...°

Угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом, ...°

Суммарный угол опережения зажигания при 1000 об/мин, ...°

Напряжение аккумуляторной батареи при прокрутке стартером, В

Вторичное электрическое напряжение, кВ

Давление топлива после насоса, кПа

Минимально устойчивая частота вращения коленчатого вала, сГОСТ 25044-81 Техническая диагностика. Диагностирование автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. Основные положения

Содержание окиси углерода в отработавших газах, %:

на холостом ходу

при большой частоте вращения

Суммарный угловой люфт коробки передач, ...°:

на второй передаче

на прямой передаче

Удельный расход топлива, кг/с:

на холостом ходу

при скорости 100 км/ч

Суммарный угловой люфт карданной передачи, ...°

Биение карданного вала, мм

Суммарный угловой люфт главной передачи, ...°

Мощность на прокручивание ведущих колес, кВт (л.с.) (или выбег 50-30 км/ч), м

Мощность на ведущих колесах автомобиля, кВт (л.с.)

Радиальный люфт в шкворневых соединениях, мм:

слева

справа

Oceвoй люфт в шкворневых соединениях, мм:

слева

справа

Асинхронизм искрообразования, ...°

Зазор между втулкой и валиком распределителя высокого напряжения, мм


ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое). НАКОПИТЕЛЬНАЯ КАРТА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ Д(2) (форма 2)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое

19____г.

НАКОПИТЕЛЬНАЯ КАРТА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГОСТ 25044-81 Техническая диагностика. Диагностирование автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. Основные положения (форма 2)


Модель автомобиля _________________ Год выпуска ______ Государственный N ______

Гаражный N ________

Значения параметра

Показания спидометра

Наименование
диагностического
параметра

Предель-
ные

Номи-
нальные

Дата____
км

Дата____
км

и т.д.

Значения параметров
при диагностировании

Угол поворота вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя, ...°

Начальный угол опережения зажигания, ...°

Угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом, ...°

Суммарный угол опережения зажигания при 1000 об/мин, ...°

Напряжение аккумуляторной батареи при прокрутке стартером, В

Вторичное электрическое напряжение, кВ

Давление топлива после насоса, кПа

Минимально устойчивая частота вращения коленчатого вала, сГОСТ 25044-81 Техническая диагностика. Диагностирование автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. Основные положения

Содержание окиси углерода в отработавших газах, %:

на холостом ходу

при большой частоте вращения

Суммарный угловой люфт коробки передач, ...°:

на второй передаче

на прямой передаче

Удельный расход топлива, кг/с:

на холостом ходу

при скорости 100 км/ч

Суммарный угловой люфт карданной передачи, ...°

Биениe карданного вала, мм

Суммарный угловой люфт главной передачи, ...°

Мощность на прокручивание ведущих колес, кВт (л.с.) (или выбег 50-30 км/ч), м

Мощность на ведущих колесах автомобиля, кВт (л.с.)

Радиальный люфт в шкворневых соединениях, мм:

слева

справа

Осевой люфт в шкворневых соединениях, мм:

слева

справа

Асинхронизм искрообразования, ...°

Зазор между втулкой и валиком распределителя высокого напряжения, мм

Условия эксплуатации




Copyright © 2024